Почему крупные компании избавляются от отчетов

Как заставить новое поколение сотрудников работать эффективно

В закладки

Приспосабливаясь к особенностям молодого поколения, многие крупные компании меняют свою организационную структуру. Сотрудники становятся более независимыми, роль менеджеров уменьшается, а отчеты о каждом действии уходят в прошлое.

Обозреватель vc.ru рассказывает о том, почему у компаний не остаётся выбора, кроме как перестать контролировать сотрудников.

Типичные работники 21 века

Поколение миллениалов — людей, родившихся в конце 80-х и начале 90-х годах — не любит, когда ему указывают, что нужно делать. К такому выводу пришли профессора Калифорнийского университета Карен Майерс и Карниаб Шадахиани. В своём исследовании они описали и постарались подтвердить ключевые качества этого поколения: нежелание подчиняться и соблюдать субординацию, зацикленность на себе и неуважительность.

Есть и положительные качества — умение работать в команде, желание сделать мир лучше и открытость по отношению к руководителям.

Определив положительные и отрицательные качества этого поколения, исследователи предлагают относиться к нему не так, как к остальным. Миллениалы привыкли получать излишнее количество внимания отовсюду — от родителей, сверстников, медиа. Профессора Майерс и Шадахиани советуют учитывать это. Ключом к сердцу миллениалов исследователи считают отсутствие субординации. Если молодым сотрудникам не нравится подчиняться и отчитываться, зачем их заставлять?

Согласно исследованию консалтинговой компании Payscale, средний возраст сотрудников Facebook — 28 лет. В Google — 30, в Apple — 31 год. Большая часть армии сотрудников — миллениалы, а значит, к ним тоже нужен особенный подход. Многие крупные компании это поняли и модернизировали свою структуру.

Google

В 2011 году Google запустила Project Oxygen. Суть проекта заключалась в том, чтобы изучить поведение управленцев и оптимизировать его. В результате компания получила более 10 000 наблюдений, а количество заметок превысило 400 страниц. Команда, разрабатывавшая проект, вывела 8 качеств хорошего менеджера. Они расположены в порядке убывания их важности:

  1. Быть хорошим наставником.
  2. Вдохновлять, но не приказывать.
  3. Быть заинтересованным в достижениях подчиненных и их самочувствии.
  4. Ориентироваться на конечный результат.
  5. Быть хорошим собеседником и слушать команду.
  6. Помогать сотрудникам с продвижением по карьерной лестнице.
  7. Иметь четкое видение и стратегию для всей команды.
  8. Иметь технические умения, чтобы давать команде советы.

Следуя концепции Project Oxygen, хороший менеджер — это тот, кто всегда нацелен не на личный успех, а на успех команды. Лучшие управленцы компании инвестировали значительную часть своего времени для того, чтобы выстроить связь со своими подчиненными.

По словам директора по найму персонала Лазло Бока, цель менеджеров в Google — не управлять, а помогать:

Управленцы в Google, особенно в инженерном отделе, должны разбираться в специальности не хуже инженеров. Мы даём сотрудникам возможность заниматься тем, что они умеют и обращаться к менеджерам лишь в том случае, если им нужна помощь.


В Google предположили, что есть причины, по которым сотрудники не чувствуют себя частью компании. Анонимный опрос и исследование позволили их выделить: отсутствие веры в полезность своей работы, неуважение со стороны коллег, плохое начальство.

Третья причина оказалась наиболее значимой. Личная неприязнь к начальству сводила продуктивность сотрудника к минимуму. В компании посчитали, что неуважение к боссу — это вина последнего, и приняли решение сменить парадигму руководства с управленческой на менторскую. В рамках Project Oxygen Google также избавилась от существенной части отчетности.

Как и все изменения в Google, Project Oxygen не был приказом сверху. Топ-менеджмент показал управленцам исследование и его результаты, а затем предложил им самим решить, как это применить в работе.

Такой подход — фишка компании. Она делает исследования, видит, как увеличить эффективность сотрудников, но оставляет выбор за ними. В 2012 году Google провела исследование, касающееся поведения сотрудников в кафетерии. Оказалось, что посетители съедают всю еду на тарелке, даже если до этого они были сыты.

Теперь перед столами с едой стоят не только большие, но и маленькие тарелки. Сначала они пользовались популярностью лишь у трети сотрудников. Затем компания сообщила о результатах исследования и предположила, что выбор маленькой тарелки позволит работникам потерять до 6 кг в год. Спустя время маленькие порции стали использовать более половины сотрудников.

Facebook

В Facebook ситуация обстоит похожим образом. Новую структуру в компании, которая подходит молодому поколению, вводит известный консультант и бизнес-тренер Маркус Бакингем. В Facebook его пригласила операционный директор Шерил Сэндберг в 2008 году.

Основу философии Бакингема составляет разработанный им тест StrengthsFinder 2.0. В рамках теста нужно ответить на ряд вопросов, чтобы узнать 5 своих сильных сторон. Всего их в тесте — 34. На основании результатов теста менеджеры узнают, что у них получается лучше. Это, в свою очередь, помогает им понять, на чём стоит сосредоточить свои усилия.

Придя в Facebook, Бакингем предложил пройти тест и Марку Цукербергу. Концепция прижилась, и теперь Маркус таким же образом тренирует всех управленцев в компании.

Пройти тест StrenghsFinder 2.0 можно онлайн. Для этого нужно приобрести код за $24,95. Купив код, пользователь получает доступ к закрытым секциям сайта. Там он может не только пройти тест, но и получить 50 идей, помогающих развить свои сильные стороны, прочитать о концепции и скачать заставку с цитатами для Windows или OS X.

Такая корпоративная структура, которая напоминает холакратию, позволяет любому сотруднику критиковать своего менеджера. По словам бывшего операционного вице-президента Facebook Дона Фола, слово «менеджер» не значит в компании ровным счётом ничего. Его предыдущим местом работы была Google и даже она «более структурирована».

Перейдя на работу в Facebook, я запланировал раннее совещание на 8 утра. Все сотрудники взбунтовались и затею пришлось отменить.

Дон Фол

Бывшая сотрудница Facebook Карэл Балоун считает, что такой подход ведёт к «выгоранию». Сотрудников не контролируют, не ждут почти никакой отчетности, но ждут выдающихся результатов. В результате приходится работать на пределе. «После 7-10 лет ты сгорел и тебя заменили», — говорит Балоун.

Valve

Но, пожалуй, наиболее кардинально к отчетности и управлению подошли в компании Valve. Всё довольно просто — в компании вообще нет менеджеров. За это нужно сказать спасибо Microsoft, в которой основатель Valve Гейб Ньюэлл проработал 13 лет.

Занимаясь продюсированием продукции Microsoft, Ньюэлл часто общался с корпоративными клиентами компании. По его словам, спустя время он начал замечать характерные отличия в их организационной структуре. У всех них были преимущества и недостатки, но главное — каждая структура подходила под определённые обстоятельства.

Основав Valve в 1996, Ньюэлл и его партнёры задумались над тем, какую организационную структуру стоит ввести. Сотрудники компании должны были быть креативными, а этот процесс нельзя контролировать.

Мы знали, что наша задача — создавать вещи, которых еще не существовало, поэтому работали лишь с лучшими людьми, которые сами знают, что им нужно делать.


В компании работает более 300 сотрудников и нет ни одного менеджера. В теории даже Ньюэлл никем не управляет, что, впрочем, не совсем так. Основатель Valve владеет половиной всего уставного капитала компании и имеет ключевое слово при принятии важных решений.

Настольная книга всех новых сотрудников Valve. В ней описываются ключевые принципы работы компании.

Ньюэлл считает, что не каждая компания может эффективно работать без контроля, отчетности и управленцев — для этого нужны подходящие люди. В качестве примера он приводит арт-директора компании Джереми Бенетта. До Valve Бенетт работал в киноиндустрии. Его наиболее серьёзными работами стали фильмы «Кинг Конг» (концепт-дизайнер) и трилогия «Властелин Колец» (арт-директор визуальных эффектов).

По мнению основателя Valve, если бы Бенетт отчитывался перед руководством, проводил совещания и обсуждал свою работу с PR-отделом, это стало бы неэффективным использованием его умений.

В интервью Bloomberg Business Ньюэлл вспоминает и отрицательные стороны системы самоуправления. Создавая Half-Life 2, инженеры приняли ряд очень плохих решений. Из-за отсутствия системы мониторинга и отчетности игра попала к пользователям с большим количеством ошибок, а компании понадобилось 6 месяцев, чтобы их исправить.

Корпоративная структура Valve, а точнее, её отсутствие, подробно описано в «Handbook for New Employees» — книге, которую получает каждый новый сотрудник. Из неё следует, что в компании всё же есть должность менеджера проектов, но не в традиционном значении:

Менеджер проекта — это не обычная управленческая роль. Чаще всего, такой сотрудник представляет собой банк информации. Любой участник команды может подойти к нему и узнать его мнение по любому вопросу. Цель менеджера проекта — служить команде и быть её центром.

Цитата из книги

Новым сотрудникам Valve нужно примерно полгода, чтобы привыкнуть к тому, что им не нужно ни перед кем отчитываться. Хуже всех приходится выходцам из киноиндустрии, где согласовывать свой каждый шаг — обычное дело. Но, в конечном счёте, они с удовольствием становятся частью компании. «Ведь в Valve им предлагают куда более интересные задачи, чем анимирование рта говорящих животных в мультфильмах», — говорит Ньюэлл.

#золотойфонд #Facebook #Google #valve #отчеты #хватит_управлять #надо_работать

Статьи по теме
Массовая холакратия
Поколение Z: Как ставить задачи сегодняшним двадцатилетним
{ "author_name": "Саша Мураховский", "author_type": "editor", "tags": ["\u0445\u0432\u0430\u0442\u0438\u0442_\u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u044f\u0442\u044c","\u043e\u0442\u0447\u0435\u0442\u044b","\u043d\u0430\u0434\u043e_\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c","\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434","valve","google","facebook"], "comments": 24, "likes": 79, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "social", "id": 11509, "is_wide": true }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 11509, "author_id": 9843, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/11509\/get","add":"\/comments\/11509\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/11509"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199129 }

24 комментария 24 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
3

Осталось еще лет 30 подождать и оценить итоги такого труда. Правда, я бы сразу поставил на то, что такой труд не будет заметен среди остальной массы - пускай они попробуют что-то реальное выпускать, что в руках подержать можно, и тогда посмотрим, как сложится история про "отчеты не нужны".

Ответить
0

А что ждать ? Все эти компании процветают

Ответить
0

Вы мой комментарий дальше первых пяти слов не читали, видимо.

Ответить
1

*шутка про Half-life 3*

Ответить
–21

Шутников-петухов много у нас да. Не корми дай пошутить на злобу дня, ага-ага.

Ответить
38

Я что за интернет плачу чтобы меня тут оскорбляли?

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Блин, я слишком поздно заметил...

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

1

Мне плевать на отчеты Valve, дайте half-life 3.

Ответить
0

Все-таки это больше исключение чем правило.
У нас вообще привыкли контролировать работников чем только ухудшают их работу, как правило.
Но всегда все зависит от начальника. Все проблемы - это проблемы начальника.

Ответить
0

У нас в компании пришел кризис, задержки выплат и т.д. - ввели регулярную отчетность, поменяли структуру и каждое действие должно быть согласовано у руководителя. Теперь лбди стали чаще имитировать деятельность и не принимать участие в новых проектах, т.к. всем за полгода надоело все согласовывать и заполнять отчетность :D

Ответить
2

Кстати это веселило всего больше всего. Когда все хорошо, контроля нет, все работают на благо компании и всем счастье. Наступает кризис, работникам и так не хорошо (бонусы пропали, неуверенность в завтрашнем дне, задержки выплат), а тут начальство решает добить еще и отчетами :)

Кажется должно быть наоборот, руководство поддерживать должно, чтоб не разбежались работники, пытаться поднять моральный дух, а не добить со словами "теперь вы будете отчитываться и как можно подробнее".

Работал я в одной такой компании, все было хорошо, но тут у руководителя появилась идея фикс всех контролировать сперва ежемесячными отчетами, потом еженедельными, потом ежедневными и дошло до того, что текучка кадров вместо 1-2 в год, стала 5-6 кадров в пол года.

Мораль сей басни такова: нанял профессионала, доверяй ему работу и не еби мозг. Видишь кризис в компании, найди причины, чаще всего это далеко не твои сотрудники, а внешние факторы. Нужно ускорить работу и продуктивность? - Мотивируй, а не добивай.

Ответить
0

у нас +-20 сотрудников еженедельно:D

Ответить
0

это где адок такой?

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Долго думал, что такое "лбди", устал. Придётся прервать работу и отдохнуть.

Ответить
–2

Опять Русских людей обижают? Сколько можно? Контролируют? У нас контроля уже лет 35 нет. Ну и?

Ответить

Комментарий удален

0

которые сами знают, что им нужно делать

Это очень-очень-очень круто.

Ответить
0

Какой громкий заголовок. Так прям все ринулись и по отменяли отчеты ))
Отчеты нужны, но нужно понимать зачем и какие. Проектирование трудового и производственного процесса это 10 томов мелким шрифтом, а не статья типо "избавляйтесь от отчетов"

Ответить
0

Посмеялся над демагогией в статье.

"Ньюэлл считает, что не каждая компания может эффективно работать без контроля, отчетности и управленцев — для этого нужны подходящие люди."

Отлично сказано. Наймите за огромную кучу денег лучших специалистов и будет вам счастье. Ну а если нет огромной кучи денег - работайте по-старинке.

Ответить
0

Представляю, как будет не верить, злиться или смеяться какой-либо российский ТОП-менеджер за 40, которому покажут эту статью)

Ответить

Комментарий удален

0

"К такому выводу пришли профессора Калифорнийского университета"
Профессора?

Ответить
0

Would you have an English copy of this article, please?

Ответить
0

И после этого фейсбук выпускает обновление "скачущей ленты новостей". Ооочень креативное решение, которое у многих вызывает желание побыстрее его закрыть. Двойной профит.

От подробной отчетности в айти уже отказываються некоторое время. Но зато есть стендапы, которые действительно лучше отчетов письменных.

Ответить
0

Читаю комменты.
ЦП отписался, скатываюсь.

Ответить

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления