{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Спасибо, РКН: как потерять 30% пользователей в один день

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Максим Газизов. Возможно, вы уже так или иначе знакомы со мной по моим проектам в мессенджере Telegram.

В этом посте я бы хотел поговорить о долгожданном и в то же время неожиданном решении по разблокировке мессенджера Telegram. Также я бы хотел вспомнить хронологию блокировки сервиса.

Картинка, демонстрирующая моё настроение в апреле 2018 VC.ru

Как многие из вас, я тоже волнительно переживал период «активной» блокировки. С позиции простого пользователя я особо ничего не потерял, но касательно ситуации с разработкой собственных проектов - потери оказались уже более существенными.

Мои причины радоваться + день Икс

Я прочитал новость «Роскомнадзор заявил о разблокировке Telegram в России». Порадовали комментарии к ней - нет классического разделения на два лагеря, а наоборот - люди строят предположения, делают выводы, а кто-то просто жарит сарказмом. С одного комментария я улыбнулся:

Скриншот Максим Газизов

Да, действительно, я счастлив, так как с Telegram меня связывают мои проекты, в которые я вложил душу, средства и годы своей молодости. И я реально рад, что ситуация в итоге разрешилась именно таким образом.

Я не стану ещё раз рассказывать о своем проекте, так что если вам интересно - можно почитать о нем по ссылкам ниже. Мне хотелось бы больше сделать акцент на то время, когда белый и пушистый подкрался незаметно, ведь в моей ситуации это было сравнимо падению рубля и цен на нефть в марте 2020.

Представьте такую ситуацию: вы вынашиваете в соло проект около года, постепенно пилите его с собственной философией в перерывах от работы по найму. Вы не делаете проект смыслом жизни, относитесь к нему как к хобби, а в итоге он вас полностью захватывает и вы погружаетесь в проект с головой. Всё вроде бы стабильно: первые беты игрового бота для Telegram нормально работают, бета-тестеры респектуют и говорят о небольших ошибках. На горизонте всё окей, никаких проблем. Скопив некоторое количество средств для комфортного существования и взяв пару-тройку проектов на фриланс, вы уходите из найма, чтобы ещё больше времени посвящать проекту вашей мечты - игре. Цель звучит безумно, но воодушевляюще - сделать полноценную MMORPG на базе Telegram-бота.

И у вас получается. Люди узнают о вашей игре из интернета на разных ресурсах, либо приглашают друзей присоединиться. Потом игроки качаются, проводят в игре время, кто-то вступает в фракции, а кто-то их создаёт. В итоге, на том конце экрана кипит жизнь, а ты только успевай вносить изменения и фиксить баги. И так было до середины апреля 2018 года. А потом 16 апреля 2018 года всё накрывается медным тазом.

Так как на тот момент мой проект находился в статусе стартапа, меня лихорадило. Если обрисовывать происходящее на тот момент максимально драматично, у меня было ощущение, что я купил акции какой-то компании, а они продолжили своё падение. И я такой наблюдаю за собственным крахом через стекло офиса на 77 этаже в Нью-Йорке.

В моей ситуации падение акций не было бы страшно, потому что творилось кое-что более неприятное для меня: аудитория игры снижалась на глазах. К тому злополучному дню у меня получилось подарить эмоции нескольким тысячам людей, а итогом стала потеря 30% игроков. Сказать, что я был опустошён и подавлен - ничего не сказать. Подбирались задние мысли: вот, надо было делать веб-клиент на такой случай, а не хранить все яйца в одной корзине. Однако было поздно пить «боржоми».

В одночасье легли и сервисы Telegram типа Teletype. Боты-хэлперы, каналы для аналитики, игровые чаты и тематические сообщества игроков - всё это превратилось в ту постапокалиптическую Пустошь, в которой и происходят события моей игры. Без VPN было нереально работать ни с мобильного, ни с компьютера.

Ещё одна иллюстрация ощущения, когда на твоих глазах рушится мечта DTF

Знаком ли вам некий депрессивно-негативный фон с атакой из негативных, пожирающих тебя изнутри мыслей? Вот эту историю я пережил на себе лично. Конечно, я не лежал на полу и не страдал как Ричард Хендрикс в 3-м сезоне Silicon Valley, но было то же самое ощущение опустошения. 30%, почти треть всей аудитории, ушли, просто потому что кто-то утром 16 апреля 2018 года отдал приказ о блокировке. Это тот самый момент, когда виноватым в произошедшем проще было бы оказаться тебе: в себе ты можешь разобраться и решить проблему рано или поздно, но что ты сделаешь один против системы, когда от тебя абсолютно ничего не зависит?

Я повтыкал в монитор какое-то время, погрустил, поматерился и в первую очередь оповестил игроков в чатах и канале игры о текущих обстоятельствах с Telegram. Более того, часть пользователей перешли в резервную группу в VK. Чтоб вы понимали, это решение заняло меньше часа, потому что сокрушаться день о решении Жарова (экс-глава Роскомнадзора) не было никакого смысла. Также я опросил игроков о том, как у них обстоят дела с подключением к Telegram, что делают для стабилизации работы, как заходят в Telegram - с компа или с мобильного. Конечно, нашлись прошаренные ребята, которые чередовали прокси с VPN, пользовались переадресацией на сервисах типа telega.at, но бывало приходилось объяснять и делать гайды индивидуально.

Основной новостной канал игры Максим Газизов

Но, собственно, спасти игру все-таки получилось. Ура! 21-го июня 2020 года мы с комьюнити отмечали три года жизни моего небольшого проекта. Плюс сегодня я готов сказать, что в Telegram можно реализовывать какую-либо долгосрочную задумку и не бояться таких форс-мажорных обстоятельств. Хотя перестраховаться не помешает.

Я не могу оценить даже гипотетически примерный ущерб, который был нанесён проекту из-за локаута Telegram: на тот момент о каком-то стабильном доходе от игры было рано говорить, и тем более делать прогнозы. Однако в самом начале пути потерять 30% игроков, которые любили проводить время в твоём проекте - это больно.

Краткая сводка «исторической» блокировки

Я специально взял частями из Википедии хронологию блокировки и добавил собственные комментарии, чтобы вы понимали, когда на самом деле закончилась блокировка и как она в принципе работала.

«16 апреля 2018 года Роскомнадзор начал блокировать IP-адреса, используемые Telegram. За первую неделю было заблокировано более 18 млн адресов, однако Telegram продолжал работать.» Да, скажу без преувеличений - было больно, тряхануло.

«Одновременно недоступными оказались многие сторонние сервисы (в частности, наблюдались перебои в работе Viber, некоторых платёжных систем, сервисов регистрации на авиарейсы, системы продажи электронных полисов ОСАГО, сети научных контактов ResearchGate, сайтов СколТеха, МГУ, Высшей школы экономики и других вузов, научных архивов, системы подачи заявок в РФФИ и др.).» А вот это уже вообще какой-то цирк.

«22 апреля у ряда пользователей стали недоступны поисковая система Google и онлайн-переводчик Google. Однако позже Роскомнадзор отверг свою причастность к блокировке Google, возложив ответственность за сбои на «операторов, не имеющих полноценных систем фильтрации.» Целиться в Telegram и «положить» вместо него Google? Думаю, если бы они стреляли по воробьям с одного метра, то не пострадала бы ни одна птица - настолько меткие ребята в РКН.

«27 апреля в реестр запрещённых адресов на несколько часов попали Twitter, Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники», Yahoo! и Liveinternet.ru. В Роскомнадзоре объяснили, что «кратковременное попадание в реестр отдельных ip-адресов было связано с технологическими особенностями работы системы.» Это как бороться с тараканами ковровой бомбардировкой или тушить пожар бензином. Ну, ладно хоть на несколько часов.

Вот тут мы, пожалуй, остановимся, потому что дальнейшие события в вопросе блокировки Telegram носили характер информационного вброса или просто «подготовки к рыбалке в выходной». Всё это время, пока люди в костюмах совещались, принимали решения, а новостные ленты распространяли эти решения как могли, Telegram работал достаточно стабильно, а его аудитория росла.

В конце концов, одним летним днём всё пришло вот к такому заголовку: «Замглавы Минкомсвязи объяснил отмену ограничений для Telegram тем, что его не получилось заблокировать».

¯\_(ツ)_/¯

В моей ситуации Telegram работал, как часы, в июне 2018 года и в дальнейшем. Не нужно было менять прокси каждый час, как презервативы. Кто-то играл даже без VPN. Единственно, не открывалась разве что web-версия, а всё остальное у многих работало почти так же, как до блокировки, лишь изредка возникали временные проблемы с подключением у отдельных провайдеров. Поэтому, формально блокировка длилась 2 с лишним года, а фактически - меньше трёх месяцев.

Почему я топлю за Telegram

Рандомная картинка, стилизованная под Fallout DTF

Возможно, я уже не раз об этом говорил, но времена меняются, меняются мелочи и тонкости работы с этой платформой. Однако главное остаётся неизменным:

-мне не нужно было искать тонну трафика, нырять в SMM/CPA -> Telegram даёт тебе платформу, а вместе с ней и аудиторию людей, которым твой проект придётся по душе;

-под словом «платформа» подразумевается экосистема, всё в одном, никаких сторонних вещей -> проект в виде бота, новости проекта в канале, общение с игроками в чатах;

-широкий простор реализации фантазии: тут я могу бесконечно говорить, приводить узкоспециальные формулировки, но я могу сказать проще - то, что даёт Telegram, нет у платформы VK от слова вообще;

-также к пункту выше - если у тебя прямые руки, ты сможешь сделать нереально вкусный кастом для своего проекта.

Такой нетривиальный, но вполне ожидаемый опыт закалил меня и помог сфокусироваться сильнее на проекте моей мечты. Этого поста не было бы, если бы не бесконечная игра в шахматы посредством смены прокси, подключения VPN и координации игроков в вопросе работы мессенджера Telegram.

Какие уроки из этого исторического противостояния я вынес для себя:

-на тот момент мне было 22 года, но если кто-то старше и влиятельнее тебя, это не значит, что он или оно умнее;

-можно бесконечно «отчитываться» об успехах в СМИ, но рано или поздно твой «отчёт» тебя же и похоронит;

-если ты работаешь в запрещённом сегменте Рунета (не dark runet, нет), то будь готов ЗАРАНЕЕ;

-спасение утопающих - не только дело рук самих утопающих -> бывает, что нужно скоординировать людей на спасение;

-если нет времени на самописное решение, то выжми максимум «из коробки» с платформы, даже при локауте.

Дорогие друзья, было бы здорово, если бы вы в комментариях поделились своими историями работы с Telegram-проектами в условиях локаута. Я уверен, что я не один пилю что-то серьёзное и долгосрочное на этой платформе. Это необязательно должна быть игра: можем поговорить о любом вашем продуктовом решении на платформе Telegram.

Спасибо!

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Треугольный Илья

Так забавно видеть, что пост начался со скрина моего коммента😅 аж неловко)

Ответить
Развернуть ветку
Слава Богомолов

Мы уже несколько лет разрабатываем различные решения на базе чат-ботов в Telegram и вообще фактически не почувствовали разницы до, во время и после снятия блокировки.

Сейчас пилим платформу для создания геоквестов в виде чат-ботов.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Газизов
Автор

Скиньте в личку ссылки, пожалуйста) интересно посмотреть

Ответить
Развернуть ветку
Dimi

Омг, годы молодости это 2 года? Спасибо, поржал. Не знаю как там в офисах на 77 этаже в Нью Йорке, в нестоличной России в полне себе телега работала без танцев.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Газизов
Автор
годы молодости это 2 года

Три вложенных года собственного времени

Ответить
Развернуть ветку
Grolribasi

У меня только один вопрос - зачем менять презервативы каждый час?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Газизов
Автор

Это речевой оборот, основанный на не моём жизненном опыте)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Mikushin

Урок, который я вынес для себя:

В технологиях куда не плюнь - везде самым успешным становится наиболее убогое решение из возможных. Например, все знают что микросервисные ОС надёжнее монолитных - но нет, Windows и Linux - обе монолитные. Так же как все знают, что федеративные XMPP-сети невозможно заблокировать из-за распределённости - нет, гугл всё это убил, освободившееся место заняли централизованные WhatsApp, Viber и... Telegram. 

Ответить
Развернуть ветку
Air Planet

Максим, не могу найти ни одного Вашего проекта в ТГ, киньте ссылку

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда