Соцсети
Anatoly Burchakov

«Лента превращается в трудно воспринимаемый поток публикаций»

Интервью гендиректора «ВКонтакте» Бориса Добродеева «Коммерсанту»

«Коммерсант» опубликовал интервью генерального директора «ВКонтакте» Бориса Добродеева. Менеджер рассказал о перспективах возврата функции прослушивания музыки через приложение соцсести на устройствах с iOS, тестировании алгоритмической ленты новостей и возможности создания собственного мессенджера. Редакция vc.ru приводит выдержки из интервью.

О видеоконтенте

Отвечая на вопрос о потреблении пользователями социальной сети телевизионного контента, Добродеев рассказал, что с «ВКонтакте» работают более 200 правообладателей, а наибольшим спросом пользуются развлекательные шоу и сериалы. При этом, по его словам, по общему количеству просмотров лидирует пользовательский контент.

Применительно к VK часто возникает тема правообладателей и легализации контента. Но на самом деле у нас сейчас под носом происходит революция UGC. По нашей статистике, около 90% просмотров видео приходится именно на UGC. И не только по просмотрам, но и с точки зрения монетизации к концу прошлого года более 60% выручки от видеорекламы нам приносил формат UGC.

Мы всячески стараемся поддержать эту тенденцию, позволяя в том числе и создателям, и дистрибуторам UGC-контента зарабатывать.

[…]

VK сейчас развивает сегмент прямых трансляций, которые пока проводятся в ручном режиме: мы договариваемся со звездами о трансляциях их концертов, различных мероприятий, делаем интервью. Они набирают сотни тысяч просмотров. В жанре прямых трансляций на ведущие позиции выходит киберспорт. Соревнования по компьютерным играм собирают в разы больше просмотров, чем концерты с признанными звездами эстрады. У молодежи совершенно иная, своя повестка дня.

[…]

Относительно деления выручки с сообществами — мы не раскрываем коммерческих деталей, но могу сказать, что эта программа дает хорошие результаты для групп и публичных страниц. Активные участники, ведущие сообщество и публикующие там видео, по последним нашим замерам, получают до 200 тыс. руб. в месяц. При этом у них есть и другие источники заработка: рекламные посты, товары и так далее.

Говоря о причинах сотрудничества «ВКонтакте» с крупнейшей в рунете сетью дистрибуции легального контента Pladform, Добродеев объяснил, что это удобно. При этом он отказался раскрыть коммерческие условия сотрудничества и заявил, что не видит на рынке других компаний, которые могли бы выполнять те же функции, что и Pladform.

Есть две основные причины, почему мы работаем с Pladform. Во-первых, они предоставляют удобный сервис «под ключ»: подписывают договор с правообладателем, ведут с ним все расчеты, размещают его контент. А правообладателей у них более 200. Это большой объем работы — не только технической, но и административной.

Благодаря Pladform нам не надо у себя делать поддержку целого онлайн-кинотеатра, тем более эта функция для нас не является основной. Это все равно, что нам для нашего сервиса товаров внутри отстраивать инфраструктуру онлайн-магазина — со складом, курьерами. Это не создает дополнительной прибыли для нас, скорее, наоборот,— приводит к потере фокуса. Тем более у нас относительно небольшая команда разработчиков. Мы точно не хотим так неэффективно раздувать штат.

[...]

Во-вторых, я считаю концептуально правильным для интернет-отрасли использовать одну точку входа и установить единые правила игры для рынка онлайн-видео. Это приведет к тому, что рынок станет более предсказуемым, условия для всех — едиными, а площадки начнут конкурировать друг с другом качеством продукта, а не условиями приобретения прав на телешоу.

О музыке

Гендиректор «ВКонтакте» ожидает, что пользователи устройств на iOS вновь смогут получить доступ к прослушиванию музыки в соцсети. Он пояснил, что компания работает над заключением договоров с лейблами.

Для этого необходимо подписать контракты со всеми ключевыми звукозаписывающими компаниями. Мы прикладываем все усилия к этому. Уже подписан контракт с Sony, но ведется работа по достижению договоренностей с остальными мейджорами. После этого, по нашему мнению, у нас будут основания добиваться возвращения музыкального сервиса в AppStore. […] Мы, конечно, хотим вернуть музыку в этом году. На мой взгляд, это возможно.

О разработке мессенджера

Добродеев дал понять, что создание собственного продукта, аналогичного Facebook Messenger, не входит в ближайшие планы компании.

VK уже сейчас очень популярная платформа для обмена личными сообщениями. 5 млрд сообщений в день, за последние полгода рост отправленных сообщений примерно на 60%. Это очень много. Более 50% сообщений отправляется на мобильных устройствах, что тоже хороший признак. Сервисом личных сообщений пользуется 85% аудитории VK. И, хотя мало кто сегодня ассоциирует нас с мессенджером, это одно из самых востребованных и быстрорастущих направлений.

Сегодня нам важно улучшить существующий внутренний мессенджер, перевести его на новый протокол. После чего было бы логично начинать экспериментировать с отдельным приложением. Да и у нас нет 100-процентной уверенности в том, что оно должно так же агрессивно отвязываться, как мессенджер Facebook.

Об аудитории

Он рассказал, что более двух третей пользователей «ВКонтакте» — россияне, а в целом основная аудитория соцсети сосредоточена в четырёх крупнейших странах бывшего СССР.

Согласно нашей внутренней статистике, ежемесячная глобальная аудитория VK — 90 млн человек. Четыре ключевых рынка в порядке убывания — Россия, Украина, Казахстан, Белоруссия. Россия — 61 млн человек, на нее приходится 67% аудитории VK. […]

Пользователи есть из многих стран — из Германии, Турции, Бразилии. Периодически возникают интересные вещи, мы их называем выстрелами — например, когда у нас в Бразилии появляется 1 млн зарегистрированных пользователей: там закрылась соцсеть Orkut и часть пользователей перешла в VK. Недавно немецкое крыло группировки Anonymous объявило, что они переходят в VK. У них в группе в Facebook 1,5 млн человек, решили создать сообщество в VK на немецком. Но я считаю, текущий рынок уже достаточно зрелый, и мы это сейчас рассматриваем скорее как признак популярности и качества платформы.

Об инструментах для бизнеса

По словам Добродеева, «ВКонтакте» будет предоставлять малому и среднему бизнесу новые инструменты для развития, которые позволят потребителям покупать товары и услуги непосредственно в социальной сети.

Человек, создавая сообщество в VK, уже имеет целый набор инструментов — витрину, способ коммуникаций, рекламные инструменты, статистику. Мы видим, что эти инструменты широко используются в том числе для удовлетворения различных потребностей среднего и малого бизнеса.

Чтобы упростить эти задачи и при этом не допустить негативного влияния на сервис (например, спам), мы расширяем текущую функциональность, чтобы позволить среднему и малому бизнесу более эффективно выстраивать коммуникации со своей аудиторией и в целом упрощать работу в социальной сети. Например, импортировать товары из своего онлайн-магазина и выкладывать их не в фотоальбоме, а в специальной товарной группе с удобным интерфейсом.

Сервисом товаров в VK сейчас пользуются уже около 400 тысяч сообществ, выложено 6,5 млн товаров. В будущем будет запущена платформа для приложений для этих групп, когда сторонние разработчики смогут сами писать программы. Например, автоматические программы записи к стоматологу через сообщество в VK.

О ленте новостей

Также он сообщил о тестировании формирующейся по предпочтениям пользователей ленты новостей. По его словам, средний пользователь подписан на несколько сотен источников информации. Усваивать всю эту информацию — затруднительно.

В конечном счете лента превращается в трудно воспринимаемый поток публикаций, в котором, как правило, очень сложно найти информацию от своих друзей. Это естественный цикл жизни ленты новостей. Разумеется, VK в курсе этой проблемы, и сейчас внутри компании тестируется алгоритмическая лента новостей, которая должна эту проблему решить. В VK с 2012 года есть лента новостей с рекомендациями для пользователей, сейчас же речь идет о существенном улучшении ее алгоритмов. Это одно из ключевых направлений нашей работы в этом году наравне с месседжингом.

[…]

Алгоритмическая лента будет определять, какая информация для данного пользователя важна, и будет выдавать ее в приоритетном порядке, отсекая спам и информационный шум. При этом мы оставим пользователям возможность сохранить хронологическую ленту, не хотим ничего навязывать.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Tyler Dyson

"Лента превращается в трудно воспринимаемый поток публикаций" - конечно, она превратится, если подписаться на 100500 ненужных пабликов, групп и страничек никому не известных людей, а алгоритмическая лента всё равно не спасет положение, потому что количество информации не уменьшится. Так что лучше не идти на поводу у людей, которые не умеют распорядиться своими ресурсами и хотят знать всё обо всех и сразу, а ОСТАВИТЬ ВСЁ, КАК ЕСТЬ! Тянуть все "фишки" у FB, не значит быть в тренде. Эта алгоритмическая лента еще не доказала своей эффективности, а ее уже в VK засунуть хотят.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel

Веду небольшой, но гордый паблик и мне вот интересно, как это на нем отразится. У меня предчувствие, что мои посты, после обновления ленты, больше никто не увидит.

Ответить
Развернуть ветку
ppep.io

Будут указывать что тебе делать. Прям в телевизор превращаемся

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ростислав Гончаров

Контакт может баги сначала свои закроет?

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Mira

назовите хоть один

Ответить
Развернуть ветку
Ростислав Гончаров

Это лишь часть багов. ВК даже не собирается их закрывать и забили уже. Назвать баги, я к сожалению не могу, запрещено правилами.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кубитский

при просмотре фотографий, регулярно сбрасывается позиция навигации во ленте новостей например, перекидывая после закрытия просмотра фотографий в самый верх (жутко напрягает искать момент на котором ты до этого находился)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Сороченко

Каждый день уже в течении нескольких месяцев выскакивает баг: при отправке сообщения пишет "ошибка" и последнее сообщение удаляется. Не понятно с какой периодичностью это происходит.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Куликов

"Да и у нас нет 100-процентной уверенности в том, что оно должно так же агрессивно отвязываться, как мессенджер Facebook."

Так и не отвязывайте. Пусть диалоги остаются в основном приложении, просто выпилите их еще и в отдельное. Миллионы людей спасибо вам скажут.

Хотя их понять можно, не хотят, чтобы люди перестали пользоваться новостями и видеть рекламу.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демкин

Лобушкин же опровергал алгоритмизацию выдачи контента в ленте. Обманул значит?

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Belonozhkin

если оставят возможность смотреть хронологически, то вроде бы и не обманул

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Алилеков

Борис Добродеев, продакты ВК, ПОЖАЛУЙСТА, оставьте возможность включить формирование ленты в хронологическом порядке!

Не все пользователи криворукие и не видят кнопки скрыть новости от этого источника!

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Алилеков

Мой список источников, и блокируемых сформированный за 5 лет

Ответить
Развернуть ветку
Egor Gavrilov

Очень интересно, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
FrostBite

Может просто время социалок ушло? Для друзей намного интересней snapchat. Для новостей vc.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Кубитский

это как сказать что есть картошку с катлетками теперь не модно, всем теперь будут есть суши, да хрена лысого, никуда ничего не уйдёт, аудитория в этих соц сетях будет сидеть там до самой пенсии, в том числе в одноклассниках будут сидеть пол страны, не обращая на все снапчаты (в глаза кстати не видел этого снапчата и других "модных" приложений)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мiрошниченко

"В конечном счете лента превращается в трудно воспринимаемый поток публикаций, в котором, как правило, очень сложно найти информацию от своих друзей" - так, может, сделать вкладку "друзья" и все? Или дать больше возможностей настройки - тех же вкладок в своей ленте, а то 5 для нормальной организации мало как-то? А тех, кто подписан на сотни страниц, особенно со всякими "шуточками-мемчиками-видосиками" ваши алгоритмы не спасут (да и не надо).

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Алилеков

Уже есть вкладка "Сообщества"

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мiрошниченко

и? у меня есть 5 настроенных мною вкладок, где я раскидал все страницы (и сообщества, и людей) мои по интересам. Точнее "примерно" раскидал - у меня больше 5 интересов, потому нужно больше вкладок. я не один такой - многие пишут о том же в том же ВК

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Алилеков

И вкладка "друзья" в Андроид клиенте

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мiрошниченко

На Андроиде есть, в веб версии на ПК нет (хотя можно самому настроить).

Я к тому, что не надо ровнять всех по тем, кто не хочет хоть как-то организовать свою ленту подписавшись на тучу всего. Лучше дайте возможность организации ленты и продвигайте ее

Ответить
Развернуть ветку
Саша Миронюк

У меня другой интересный опыт. Возможно вам интересно будет почитать.
Веду сообщество в ФБ (на английском для зарубежной аудитории) и ВК (для России). Пользователи ФБ гораздо более активные и гораздо охотнее ставят лайки и шарятся. Возможно тематика такая, но сомневаюсь.
Пользователи ВК проявляют гораздо меньшую активность.
Тем не менее я люблю ВК за хронологическую ленту, ее по любому увидят люди.
В ФБ это просто ад какой-то. Публикуешь одно сообщение - его увидят 50-100 человек, другое - 2000ч. А по качеству посты одинаковые. В ФБ группе у меня 3100ч. 100% органический и живой трафик. Так вот какого х.я в одном случае пост в ФБ видят 70% всей моей аудитории, в другом случае 2-3%. В обоих случаях я потратил одинаковое количество времени и тут реально не угадаешь.
Логика такая, что мол ребят создавайте качественный контент, но еп вашу мать, я стараюсь делать действительно качественные посты без глупых мемчиков, оформляю и тд. Не занимаюсь спамом постов (1пост/час). То есть алгоритм должен понимать, что раз мои посты выходят редко (1 раз в 2-3 дня, всреднем), ОНИ ПО ИДЕЕ НУ ТИПА КАК качественные и их должны видеть люди. Но, сука, ФБ почему-то решает это за пользователей.
С другой стороны же, в ВК мой никогда не увидит 70% моей аудитории.
И поэтому тут сложно решать - хороша или плоха хронологическая лента.
Лично я за хронологию.
Вот как-то так. Буду рад услышать ваш опыт :)

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Sadulin

hk

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 23 комментария
null