{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Spotify в России уже 15 дней, подводим промежуточные итоги запуска

И так, официальный запуск Spotify в России состоялся. Долгие годы поклонников музыкального сервиса обнадеживали оптимистичными новостями о приближающемся запуске, но в силу различных обстоятельств он ежегодно откладывался. Сложно сказать, влияние ли это високосного года, или других космологических явлений, но в 2020 году Россия наконец-то стала относиться к рынкам официального присутствия сервиса. Однако за долгие годы ожидания, рынок музыкального стриминга в России уже застолбили за собой крупные локальные игроки (Mail.ru Group и Yandex), не говоря уже и о глобальном конкуренте Spotify — Apple Music. В этом обзоре мы разберем вероятный сценарий развития Spotify, который вырисовывается уже спустя полмесяца после запуска.

Для начала давайте внимательно посмотрим на конкурентное окружение в категории и на средние цены подписок по двум самым популярным тарифным планам. В июле 2020 года, самую дешевую подписку на свои стриминговые сервисы (Vk Music / BOOM) предоставляет Mail.ru Group, price index которого равен 0,88 относительно средней цены подписки в категории.

Казалось бы, Spotify выходит на очень конкурентный рынок, который между собой уже поделили несколько крупнейших игроков. Очевидно, что новых подписчиков сервис в категорию не привлечет, а будет соперничать с устоявшимися игроками за уже имеющуюся аудиторию, часть из которой хоть и была адептами Spotify, но пользовалась теми сервисами, которые были представлены на рынке, а не заморачивалась с VPN.

По всем исходным параметрам, Spotify следовало бы использовать стратегию андердога для запуска, элементами такой стратегии являются: ценовой демпинг с целью быстрого набора аудитории за счет переключения с других сервисов, и агрессивный маркетинг в духе Burger King. Ни одного, ни второго по факту не было.

Давайте посмотрим на результаты первых недель после запуска. Заметен резкий всплеск установок в первые дни выхода на рынок, но уже спустя неделю рост проникновения переходит в стагнацию и колеблется в среднем, в коридоре 0-2% в рамках дня.

Что значит для андердога рост проникновения на уровне 0-2% в первые недели после запуска? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте взглянем на порядок вещей в сегменте и сравним уровень проникновения в смартфоны между одним из лидеров рынка — Яндекс Музыкой и новоприбывшим Spotify.

К моменту выхода на плато, Spotify достиг уровня проникновения в 3% устройств, в то время как Яндекс Музыка удерживает свои 11%. Запуск такого именитого конкурента не пошатнул позиций локального гиганта, и мы не видим какого либо значительного оттока из сервиса Яндекса, даже не смотря на то, что у Яндекса самая дорогая подписка в категории (по price index), по сути пользователи просто устанавливали себе дублирующее приложение.

Вы установили себе Spotify?
Да, я люблю Spotify
Нет, меня устраивает текущий сервис
Да, но уже удалил/а
Нет, но сейчас дочитаю и установлю
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Возможно эти пользователи ждут, когда закончится их текущая подписка в используемом сейчас сервисе, и тогда они перейдут на Spotify, после чего мы увидим небольшой отток у всех основных игроков, но эти события скорее маловероятны, т.к. дата истечения подписки у пользователей часто не привязана к определенным числам, как например у многих зарплата, а скорее равномерно распределена в течение месяца. Иными словами, если бы Spotify успешно конвертировал установивших его приложение пользователей в подписчиков, то мы бы увидели отток у других игроков буквально сразу после запуска, но этого нет, как и нет динамичного роста проникновения.

Взглянем на картину под другим углом и сравним динамику прироста проникновения между теми же сервисами. Как ранее писалось, рост проникновения Spotify сильно замедлился буквально через неделю после запуска, что говорит о том, что этот всплеск обеспечила изначально лояльная бренду аудитория, рост этот был во многом органическим, и его ресурс уже исчерпан. Плюс ко всему важно не забывать о том, что это был рост от низкой базы, чего не скажешь про ту же Яндекс Музыку.

Что же мы видим сейчас? Рост проникновения Spotify сравнялся с динамикой прироста Яндекс Музыки, при том, что у Spotify база пользователей установивших приложение в 3,5 раза меньше, чем у Я.Музыки. Проще говоря, медленный рост на большой базе в абсолютных числах значительно больше медленного роста от низкой базы.

Резюмируя, хочу сказать, что у Spotify действительно классный продукт в глобальном масштабе, у него огромная база лояльной аудитории по всему миру, что вполне заслуженно. Однако с выходом на российский рынок сервис сильно припозднился.

О том, что перспектив в России у Spotify немного, до запуска говорили много экспертов, и вот сейчас мы можем видеть подтверждение их предположений на данных.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
tommyscz

Качество звука заметно хуже после Deezer, да и много треков нет, которые есть в Deezer. Не думал, что будут такие проблемы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Korablyov

Вот вам успокоительный плюс

Ответить
Развернуть ветку
Владимир

Перешёл с Apple музыки, кайфую, подборки просто супер. Постепенно народ распробует весь сок

Ответить
Развернуть ветку
Василий Степанов

15 дней слушаю, активно лайкаю, а приложение не предложило еще ни одного трека, не говоря уже про новые команды, чтобы моя зефирка растаяла.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Горгаз

Spotify и Deezer лучшие 

Ответить
Развернуть ветку
Danila Andreev

Из каких источников вы брали статистику по всем этим сервисам? Просто интересно

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Решетников

И что по вашему мнению через год spotify уйдет из России что -ли ??? Вот слушай этих экономистов ? Насчёт того что они припозднились с выходом ну они могли выйти в России ещё до июня но коронавирус помешал ! А то что вы там пишете что ну во первых это уже вообще не имеет никакого значения ! На мой взгляд абсолютно вовремя deezer  в России с 12-го года и чё -то ни че не ушел из нашей страны ! На мой взгляд нужно ещё наверное год может больше что бы привлечь аудиторию к себе мощная рекламная компания которая и будет проведена в российских СМИ !

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда