{"id":6456,"title":"\u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u0434\u043b\u044f \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043d\u0435\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0438\u0445 \u0448\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c","url":"\/redirect?component=advertising&id=6456&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/281058-pochemu-vazhno-zashchishchat-dannye-vo-vremya-obrabotki&placeBit=1&hash=dc7f2bae2bc390fd70ec9b439b852fb5901b27f8537bbae69b6bbdceddf340ad","isPaidAndBannersEnabled":false}
Соцсети
Nikolay Belousov

Путь Эльфа-торговца: от директора по маркетингу во «ВКонтакте» до блогерского агентства и домов для тиктокеров

Как заработать на блогерах, что стало с «ВКонтакте», почему выгорел Ивангай и зашкварно ли писать книгу о бизнесе — об этом рассказывает в новом выпуске подкаста «Сверхновые русские» основатель агентства WildJam Ярослав Андреев.

Ярослав Андреев. Ссылка на выпуск на Youtube.

В выпуске:

Как устроен бизнес WildJam и насколько конкурентен рынок блогеров

У тебя в Инстаграме указано, что ты участвуешь в трёх компаниях — WildJam, EazyWay и доме блогеров Dream Team.

Я участвую в большем количестве бизнесов, куда-то инвестирую, какие-то стартапы запускаю.

С блогерством особенно интересно. Непонятно, это поезд, который уходит или уже ушёл. В связи с этим у меня лично много вопросов.

Это волна, которая только зарождается, я вижу это и знаю на 100%. По поводу бизнесов: разных проектов много, просто некоторые являются более публичными, я им больше внимания уделяю. Первые полгода про Dream Team House я даже никому не говорил, что это мой проект. Я его запустил год назад, в марте 2020-го.

Значит, это три твоих основных бизнеса?

Нет, основа — это WildJam. Это рекламное агентство и менеджмент блогеров. Dream Team — это отдельный проект, который я продюсирую, но он существует в рамках WildJam, потому что ему нужно помогать с рекламой и пиаром, и, наоборот, Dream Team качает WildJam, потому что ему нужны дополнительные имена, промо.

EazyWay — это продукт, вышедший тоже из WildJam, который мы делаем со спортивным блогером Лешей Столяровым и моим партнером по производству Сергеем, это спортивный бренд, и он опять же с блогингом связан — мы оттуда качаем трафик, поэтому все три бизнеса публичные.

Получается, источник твоих бизнесов — это WildJam?

Это блогинг и все, что с ним связано. Раньше я пытался постоянно лезть во что-то новое, но сейчас понял — если буду совсем в новую нишу уходить, я и здесь потеряю, и там ничего не сделаю. Время конечное, ресурсы ограничены. Я вижу, как качает WildJam, и мне хочется дальше на этой волне сидеть, качать рынок и быть его частью, при этом придумывать что-то новое.

Скриншот сайта WildJam

Например, на днях мы запустили в производство новый стартап — будем делать фигурки персонажей. Похоже на Funko Pop!. Мы сейчас в Китае это производим для России, сделали персонажей, попробуем продавать — если пойдет, будем дальше качать. Как музыкальный лейбл — это же уже бизнес, это не просто фан, который мы запустили меньше, чем год назад. Как продакшн — я тоже вывожу его в отдельную историю.

Это все в WildJam родилось?

Оно не рождается как WildJam, оно рождается рядом. Хотел я каким-то образом медийно прокачать Dream Team. Как? Может, клип снять? Прихожу в Dream Team, спрашиваю, вдруг кому-то хочется спеть песню или клип снять. Пара рук есть, веду их пробовать — записываем, выстреливает, делаем еще и еще. Понимаю, что в нише есть возможности для роста, есть необходимость в треках, музыке, студиях.

Параллельно запускаю 2 вещи: свой лейбл, под которым мы продюсируем артистов, пишем треки, делаем концерты и т.д. А вторая история — запись треков для рекламодателей, для других артистов. Эти стартапы начинают генерить оборот и рост.

А ты просто очень внимательно смотришь за трендами? Ты видишь спрос на создание треков и делаешь это осознанно?

Не то чтобы осознанно. Ты видишь боль или спрос на что-то, пытаешься это закрыть.

А эта история с лейблом родилась из-за ТикТока, это он спровоцировал волну новых музыкантов?

Да, появляются площадки, они провоцируют поведение. Инстаграм спровоцировал появление красивых людей. Просто потому что нужно выкладывать фото, и мы стали получше за собой следить. Спровоцировал появление масок, фильтров. Твиттер провоцирует умение людей лаконично выразить свою мысль. Это рамки, которые тебе говорят — ты будешь работать так.

ТикТок случайно или специально стал музыкальной историей, там много треков, под которые что-то делают. Появилась новая волна звуков, приколов, музыки, направленной на ТикТок — это 15-секундные бэнгеры, звук на 15 секунд, который существует вне песни. И музыканты уже думают: куда я хочу трек — на стриминговые площадки, в ТикТок или куда-то еще?

Например, Милохин, Моргенштерн и Little Big пытаются сделать что-то вирусное. Вирусность — это опять-таки вопрос форматов, зависит от того, куда ты делаешь видео: на Ютуб — должен быть вирусный клип, в ТикТок — запоминающийся короткий кусочек. И площадки провоцируют появление новых звезд. Это не просто, но меньше ограничений для старта.

Раньше, чтобы быть музыкантом, нужно было пробиваться на радио, на ТВ, у тебя не было возможности послушать трек везде, ты не мог его распространить. Потом появился Вконтакте и другие соцсети, через которые выросли Макс Корж и другие новые артисты. А ТикТок делает новую волну артистов, которые там распространяются.

Даня Милохин, наверно, яркий пример блогера, который начинал с липсинков и танцев, и стал музыкантом?

Да, абсолютно.

Есть уже понятная юнит-экономика музыки? Когда вы делаете трек, вы понимаете, сколько на нем можно заработать?

Музыка — это не бизнес в России. Мне очень жаль музыкантов, я им сочувствую. Особенно с коронавирусом у большинства музыкантов большие проблемы: корпоративов нет, с iTunes и прочих сервисов они зарабатывают копейки и, конечно, им тяжело.

Для нас музыка это:

  1. Медийка, потому что трек живет чуть шире, чем ТикТок, он может попасть на радио, во Вконтакте, в iTunes, куда-то еще, есть шанс, что его кто-то послушает.
  2. Самореализация, чтобы артисты не выгорали, чтобы делали новые вещи. Даже если это не приносит денег сейчас. Милохин будет и как блогер популярнее от этого, и удовольствия у него от всего будет больше, он не сгорит в процессе съемки роликов.

А что касается всего бизнеса, как вы его измеряете: в охватах, в блогерах?

У меня порядка 80 человек работает в коллективе, и у нас 300 блогеров. Раньше я пытался как-то считать охваты, но в этом нет нужды — все перемешивается. Ну напишу я, что 150 млн, но это настолько много и широко, что особо считать смысла нет. Я скорее покажу статистику по каждому из ребят.

Выросло ли у вас количество интеграций, которое вы делаете в месяц/год?

Тысячи интеграций (тысячи размещений) в месяц, сотни проектов, в каждом проекте может быть какое-то количество интеграций.

Каждый месяц команда из 80 человек управляет таким объемом? Это с вовлечением еще каких-то людей?

Из этих 80-ти 15 человек — продакшн, 10 юристов и т.д. У нас есть IT-система, помогающая нам вести проекты и контролировать их. Можно забить все проекты, видно, кто и что ведет, клиенты подгружаются, сведены все блогеры, статусы.

ERP-система управления проектами, получается.

Наша админка. Мы стараемся нашу работу упростить. Ты точно знаешь, какой должен быть документ, заходишь в систему и смотришь, подгружен он или нет, чтобы каждый раз не дергать юриста. Статус проектов там тоже виден.

Ваш основной рынок — инфлюенс-маркетинг. Назови топ-3, с кем вы конкурируете?

На рынке нет конкуренции. Когда рынок только растет, когда он на подъеме, то мы не конкурируем. Ребята, которые работают на ТВ или с наружкой, наверно, пытаются перетянуть на себя, там много игроков, и настолько много спецов, и рынок не растет, что они пытаются перетягивать. Или как рынок сотовых операторов.

Но такой исход будет?

Когда-нибудь да, но не в ближайшие 10 лет. Мы на растущем рынке, мы конкурируем с другими медиа, а не друг с другом, пытаясь доказать, что мы не менее эффективные, плюс сами с собой, потому что мы должны давать хорошее качество, а это сложно, но важно.

Я делюсь любым опытом с конкурентами, потому что мы качаем рынок, я не переживаю точно. Если кто-то из конкурентов завтра вырастет и станет лучше меня, значит, я просто что-то упустил и надо пробовать дальше.

А кого ты на этом рынке смотришь, за кем следишь?

Ни за кем, только за нами, но знаю всех игроков. Если мы говорим про топовые блогерские агентства, то, кроме нас, это Авторские медиа и Label up. Они более-менее качают рынок, удерживают свою позицию. Они не просто пассажиры, они молодцы. Остальные агентства на порядок ниже этих ребят.

Но даже эти агентства по расстановке сил в несколько раз вас меньше?

Они заметно нас меньше и в блогерах, и в оборотке, и в медиа весе, новых именах, продюсировании. И дело не в ТикТоке. Ты можешь быть большим, забрав Инстаграм. Дело, скорее, в их звездах или каких-то еще вещах.

Новая звезда — это много денег?

Не то чтобы появился Даня Милохин, и он приносит плюс миллиард. Но он приносит новую волну интереса к агентству, к другим блогерам, он тянет за собой цепочку следствий, которые позволяют тебе расти еще больше.

Я четко понял, почему мне нравится продюсирование — это отстройка. Сначала я на эксклюзиве блогеров брал, потом таких агентств много появилось, чем я сейчас отличаюсь — тем, что я больше? Дело не в количестве, можно подписать сотню блогеров и быть больше меня.

Вопрос в чем-то еще — в экспертизе, в новых вещах, в развитии рынка. У нас получилось развить рынок, мы делаем то, что знают все, о чем все говорят. Недостаточно иметь тот же оборот или столько же блогеров, чтобы со мной конкурировать, как моему конкуренту, нужно придумать что-то, чтобы прокачать рынок, чтобы другие признали, какой ты классный. А я к этому моменту надеюсь придумать что-то новое, я много вкладываю в развитие рынка.

По распределению выручки по платформам: где ваши деньги, а где деньги вообще?

Я не знаю, какой у нас процент от рынка. Процентов 10, может быть. По платформам: ТикТок, скорее всего, 10%, Ютуб 30%, Инстаграм 40%, продажи медиаобразов — 20% (на ТВ, наружку, в рекламу как персонажа).

Ты делаешь ставку на то, что ТикТок сильно вырастет?

ТикТок — генерящая площадка для хайпа. У Дани Милохина 12 млн подписчиков, ТикТок делает его популярным, музыка делает его популярным, но не ТикТок и музыка генерят его доход, доход у него с другого. У Милохина ТикТок — это 10%, Инстаграм 50% и 40% это медиаобраз.

Сейчас это так происходит, потому что другие соцсети не создают аудиторию вирально.

ТикТок виральный, Инстаграм нет. Со временем любая соцсеть умирает для роста.

Первый коммерческий вход в соцсети и работа с Кураж Бамбеем, Little Big и Усачевым

Обсудим, как вообще происходила эволюция соцсетей. Интересно, в какой момент какая из них теряла виральность. Ты для себя открыл Ютуб со знакомства с Денисом, который Кураж Бамбей?

Я не Ютуб открыл для себя тогда, это был мой первый коммерческий заход в соцсети. Это были озвучки сериалов. Я не могу назвать себя продюсером Дениса или коммерческим директором, мы были друзья и партнеры, которые росли вместе. Я ему в чем-то помогал, потому что был опытнее: в переговорах с Карамба ТВ, поддерживал финансово, в озвучке выстраивал ценообразование. Хотя у меня была визитка коммерческого директора у Кураж Бамбей.

Был Эльф-торговец, довольно популярный персонаж в игровой индустрии, был Кураж Бамбей. Мы были на каком-то из форумов в Питере, где были Денис, я и другие ребята. И мы там просто коннектились и общались. Индустрия росла, и ребята, которые занимались новыми медиа, были отщепенцами и просто делали что-то новое. Мы придумывали какие-то проекты, что-то реализовывали. И как-то пошло-поехало.

Создатель студии «Кураж-Бамбей» Денис Колесников

Развивалось оно так: сначала был вирусным Ютуб, потом Инстаграм c фотками, затем появился Вайн, и Инстаграм решил сделать видео у себя, потому что вайны были очень вирусными, Вайн умер, а Инстаграм стал очень виральным (вирусность появилась, когда появились видео, это было до сторис), сторис добавили вовлечения.

Ты знаешь, что блогеры шантажировали Твиттер? Они написали коллективное обращение, чтобы им платили каждому $ 1 млн в месяц. Это топ-20 креаторов Вайна. Там был конфликт в том, что: они поставили ультиматум — либо вы платите нам эти деньги, либо мы уходим. И они ушли, потому что им не заплатили. Это была последняя попытка, что-то сделать с Вайном. Ты говоришь, это позволило Инстаграму стать популярным и получить аудиторию этих креаторов?

Популярность делает несколько вещей: это возможность поделиться чем-то интересным, а ролик это всегда смешно, им хочется делиться. Был юмористический контент + появилась система рекомендаций. Это как в Ютуб тренды или история рекомендаций по роликам. То есть ты посмотрел ролик, тебе предлагается что-то похожее.

У тебя совпало, что в этот момент жизни вы делали Абрикос медиа, или в какой момент это происходило?

Я не могу вспомнить. Иногда смотрю фотки и понимаю, когда и с кем мы познакомились. Когда я пытаюсь совместить временные отрезки, мозгу это очень сложно. Абрикос был одним из стартапов, куда я начинал инвестировать, предлагал что-то сделать. Как с Русланом Усачевым или Little Big мы что-то начинали вместе. С кем-то в партнерстве, с кем-то просто помогал.

Я хотел выстроить какую-то последовательность событий, которые привели тебя к сегодняшнему дню. Получается, на заре 2010-х года ты познакомился с ребятами из Ютуб тусовки и остался в ней? Ты давал им деньги и оборудование?

Самое главное, что я давал — это вера. Сейчас блогерам говорят, что они тупые, что-то не так делают. А я с самого начала говорил ребятам, что они классные, что они делают то, что нужно людям, что я так не умею, а они умеют, поэтому они прикольные, я ими восхищался искренне и поддерживал. А остальные их не поддерживают.

Наверное, поэтому, не будучи блогером, я влился в эту тусовку. Я им всегда помогал, дружил с ними, не всегда работал за какой-то% , просто помогал что-то делать. Со временем я просто увидел, что это не разовая история, а бизнес.

В какой момент ты понял, что можно делать бизнес на блогинге?

Я понял, что здесь есть хоть что-то еще в 2013, когда начинал с Little Big, а с Усачевым мы тогда продали шоу «Пора варить», это были сотни тысяч рублей, не очень большие деньги, но достаточно для того, чтобы кому-то платить. Тогда 50 000 рублей за рекламу казались чем-то невероятным. Я тогда думал, если буду когда-нибудь зарабатывать с этого 1 млн, то это будет топ, больше невозможно.

Ребята говорили, что это нереально, что топовый блогер может заработать потолок 500 000 рублей в месяц. Когда появилась куча всего, агентств, я на тот момент работал во ВКонтакте (1,5 года в 2015 году), я дружил с блогерами, помогал им в ВК в каких-то вещах. Тогда я понял, что не корпоративный игрок, хотя я очень благодарен ВК и Mail.ru.

В 2014-м Ярослав стал директором по маркетингу во «ВКонтакте». Как это было и что дал этот опыт

А зачем ты туда пошел, какая была мотивация? Со стороны выглядит, будто ты пошел за знакомствами.

Я не пытался там знакомиться, хотя это часть работы. Я пошел туда по нескольким причинам: я кайфую с Андрея Рогозова, он для меня товарищ, мы как-то в шутку общались, он меня спросил, есть ли компания, где я бы работал, я сказал, что не хочу работать на кого-то, но есть компании, приятные мне по духу — Aviasales и ВКонтакте. Эта шутка как-то затянулась, и он меня позвал.

Я боялся, был тогда маленьким предпринимателем, думал, что не справлюсь. Тогда пиарщицей в Mail.ru работала Ксения Чабаненко, я с ней поделился, что думаю, что не справлюсь. Она сказала, что я умнее и сообразительнее большинства.

А мне казалось, что там люди из корпораций с мозгами и делают что-то большое, я хайпанул с Эльфом, сделал какую-то игровую валюту, интернет-магазин, что-то с блогерами.

Но для меня это был вызов — смогу ли я принести ценность тому, что на мой взгляд круто. Второе — пробить потолок: когда ты работаешь в компании, где решение повлияет на сотни людей и на обороты, это другое мышление, этого мне не хватало, потому что у меня не было супер умов в окружении.

У меня был недостаточно широкий кругозор, и ВКонтакте мне это прокачал, показал много вещей, которые можно делать, плюс я понял, какие вещи умею делать, которые не умеют другие. Что-то получилось сделать, что-то нет, но то, что мы сделали в ВК внутри точно дало задаток для медиа роста, для партнерств.

Я там нашел Костю Сидоркова и сейчас забрал к себе, он мега звезда, делает клевые проекты. Так что это точно не было ради знакомств, но 100% поэтому было легко, когда я ушел из ВК — если у тебя есть в описании, что ты бывший сотрудник ВКонтакте, люди к тебе легче относятся, потому что ты скорее всего из себя что-то представляешь, раз работал в такой корпорации.

Ярослав в петербургском офисе «ВКонтакте»

А твоя работа заключалась в сотрудничестве с инфлюенсерами?

Нужно было ВК подружить со всем миром. Это выстраивание отношений с радиостанциями, медиа, кинотеатрами, ТЦ, артистами, везде, где только можно. Приходишь в кинотеатр, а тебе показывают «Мы в сообществе ВКонтакте, подписывайтесь на нас», и они там что-то разыгрывали, а мы за это не платили, мы просто договаривались и обсуждали, что ребятам это выгодно. При этом они качали и себя, и ВК. Радиостанции и звезды начали активно вести ВК. Нужно было, чтобы была лояльность, любовь и вовлечение.

А была ли система поощрения со стороны ВК таким компаниям? Лили ли трафик?

Какие-то истории были, обсуждалась поддержка историй в трафике.

Что ты думаешь про эту соцсеть сейчас? Она застыла во времени?

Как только к тебе приходят взрослые люди — завтра ты умираешь. Движущая сила соцсетей — молодежь. А молодежь не хочет тусить там, где есть взрослые люди, плюс они хотят идти в новое, они к этому открыты. Все соцсети начинают отмирать. ВК — это соцсеть для общения и текста, а молодежь хочет видео.

Ваши блогеры во ВКонтакте ничего не делают? Вместе с Фейсбуком и Одноклассником это осталось в прошлом?

Раньше делали, сейчас нет.

Запуск WildJam после ухода из «ВКонтакте»

Сразу после выхода из ВК у тебя родилась идея работы на рынке блогеров.

У нас был Абрикос, хотя эта история не особо задалась — Абрикос хотели выстроить отношения с Ютуб блогерами в одном направлении, но это было не про бизнес. Я решил, что WildJam должен быть не про Ютуб, Инстаграм или про что-то еще, это должен быть огромный сервис, который обеспечивает 2 вещи — сервис для клиентов и сервис для блогеров.

Если блогеру нужно ИП, у нас есть бухгалтерские услуги, если нужны юристы или продакшн — мы тоже в этом поможем. Это агентство полного цикла. Получается, это большой цикл.

Ты часто появляешься в новых партнерствах. Надо признать, что WildJam — это успешная компания. В основе успеха твоя единоличная активность или заслуга твоих партнеров в том числе?

Это всегда команда. Команда — это сотрудники, не партнеры. По наитию я брал зеленых голодных ребят, и вырастил их внутри компании. Групхеды, руководители — это все ребята, которые растут. Они все мотивированные, открытые миру. Если бы я не заряжал своим примером — я работаю больше всех, пробую новые проекты — я являюсь движущей силой, но сейчас меня в команде намного меньше, можно меня убрать на полгода, и ничего не случится.

Сколько лет ушло, чтобы выстроить такой бизнес?

Пять лет. Но до сих пор не могу выдохнуть, потому что понимаю, что можно лучше и больше. Но могу улететь в США на 3 недели, и ничего не случится. Я скорее начинаю быть продюсером. У нас даже нет операционного директора — у людей есть своя зона ответственности, и они сами решают.

А как часто вы синхронизируетесь с командой?

Довольно часто, по каким-то сложным вопросам они приходят ко мне, к Лине или Федору, но много решений принимаются внутри команды.

Слышал термин «бирюзовые компании»? У вас внутри всё прозрачно, открыто? Что люди внутри знают о проектах Ярослава?

Мы в России живем, и люди привыкли к вертикали. Иногда люди о стартапах узнают сразу, иногда из Инстаграма. Я что-то придумал, начинаю это делать — прихожу к ребятам и презентую проект. Дальше они подхватывают (кому-то в продажи, кому-то в продакшн, или Лине идут задачи).

И они не выбивают твои бизнес-процессы из колеи?

Когда я их перегружаю операционными задачами, берем новых людей или как-то еще решаем вопрос. У команды есть негласная штука: когда Ярослав что-то принесет, какой-то хаос, попробовать устаканить это, организовать и разложить по полочкам.

Дальше команда реализует твою идею, и они либо успешная, либо нет. Успешность проявляется в чем?

Собрала ли идея внимание, деньги. Dream Team я придумал и первый месяц занимался сам, а сейчас есть команда менеджеров, которые все генерят. Если чего-то не хватает, мы все вместе решаем, чего не хватает.

Что с планом построить дом?

Я до сих пор думаю, но сейчас на паузе. Нет цели построить дом, хочется сделать это медиа проектом, чем-то веселым и классным.

Стройка — популярная тема. Вилса и Трансформатор тоже строят.

Да, но хочется вовлечь, показать жизнь ребят еще в чем-то. Не получится — ничего страшного.

Вернемся к твоим основным проектам: WildJam, одежда, Dream Team.

Я бы сказал еще дома, их было 4, сейчас перезагружаю 4-ый.

Сколько можно заработать на мерче

Про EazyWay: вы решили с блогером сделать бренд одежды.

Это не так работает. Мы сидим, у меня есть друг Серега, который занимается производством одежды. Он мне рассказывал, как сложно без брендинга что-то сделать. Я подумал, что было бы прикольно что-то с одеждой сделать.

Потом на Западе начал GymShark расти, и как-то получилось, что кто-то предложил сделать спортивный бренд одежды. И одним из амбассадоров сделать Лешу Столярова. Есть 3 партнера: Серега отвечает за операционку, производство, Леша отвечает за контент, трафик и спортивные вещи, а я инвестирую, подкидываю советы, там я меньше в операционке.

Скриншот промостраницы EazyWay

Твоя экспертиза по работе с блогерами находит отражение в этом бизнесе? С инфлюенсерами вы не продвигаете эту одежду? Знаешь Bona Fide?

Нет. Мы пытаемся. Когда ты федеральный большой бренд, тебе легко работать с блогерами. Когда ты стартап, это довольно сложно. Bona Fide сейчас нас в 2-3 раза больше.

Если ты изучал историю GymShark, то это классическая история роста на инфлюенс-маркетинге.

И да, и нет. Это рост ниши, это качественный продукт, это правильные инфлюенсеры. А главное, что в США есть ниша спорта. У нас ее не существует. Люди мало следят за собой, не покупают спортивные вещи, потому что в чем угодно можно пойти в зал.

В будущем этот тренд может прийти, все-таки спорт это важная вещь. Я надеюсь, что бодипозитив придет в правильное русло: любить себя нужно любым, но чтобы бодипозитив не был против спорта и за жирных. А за поддержание себя в тонусе, здоровье.

С точки зрения монетизации блогеров: есть те, кто делает мерч для блогеров, насколько это большой источник заработка?

В России никакой, в мире большой. Это скорее дополнение, нет аудитории, чтобы мерч покупать — нужна высокая покупательская способность. А у нас люди сначала купят базовые хлеб и еду, потом одежду, потом лакшери принадлежности, и только потом мерч. А у нас люди даже до лакшери вещей не доходят. Но аудитории приятно, если можно что-то купить. Мерч Дудю не принесет никогда столько, сколько один рекламный контракт.

Я вижу в этом перспективы, но нет большой точки роста.

Возьмем Даню Милохина: ты пришел домой вечером, посмотрел его в ТикТоке, потом видео на Ютуб, лайкнул в Инсте его фотку, включил плейлист — послушал его песенку, потом включил ТВ и увидел его там, потом пошел посмотреть на концерт, там заказал мерч, купил фигурку. Это про большее проникновение — получится, хорошо.

Почему Ивангай не справился с хайпом и бывает ли выгорание у блогеров

Очевидно, что Милохин — это хайп. А у хайпа есть свойство заканчиваться. Ты смотрел интервью Дудя и ИванГая? Можно поставить Даню рядом с Иваном. Иван не справился с хайпом, он изменился.

Иван не справился, а Дудь справился. Я думаю, Даня пойдет по пути Дудя. Превратится в профессионального артиста. Гай выбрал другой путь, он понял, что не профессиональный артист, для него это просто хобби. А Даня выбирает путь профессионального артиста, для него это важно. Это вопрос интересов людей.

А как ты ему помогаешь стать профессиональным артистом? Помогаешь со звуковыми продюсерами? Собираешь свой нетворк, чтобы вкачать в него новые знания?

360 градусов. Знания, опыт, треки, клипы, связи, коннекты с ТВ, радио.

Его задача подхватывать и не опускать руки. Он справляется отлично, самый работоспособный блогер из всех, кого я видел.

Он все еще спит в общей комнате, он детдомовец, у него нет своего места.

Ты можешь считаться его продюсером? Это твоя главная ставка?

Я его продюсер. Он достиг самого большого успеха среди всех, но он не моя главная ставка. Нет такого, что есть он и все остальные. Я каждого блогера ценю, считаю, что каждый может как упасть из больших, так и каждый из маленьких может стать звездой. Кто будет кем дальше — я не вижу, я не знал, кто выстрелит, когда мы взяли первых 15 человек.

Сколько из 15 стали звездами?

Милохин — супер звезда. 3-4 стали звездами в блогосфере, не в медиа. Остальные популярны, от 1 млн подписчиков, но они еще не устоялись, мы им в этом помогаем.

Блогер Даня Милохин

Фото: Instagram @danya_milokhin

Возвращаясь к ИванГаю, в интервью очевидно проходит тема эмоционального выгорания. Насколько часто это встречается у блогеров?

Это частая ситуация у всех, кто добивается успеха и работает много. Если человек выбирает мало работать и лениться, вряд ли он выгорит. Но те, кто постоянно пашет, полностью себя отдают делу, все выгорают. Я не видел ни одного человека, который бы не выгорел. Я не впадал в депрессию, но у меня были моменты выгорания. Я не страдал, но мне было неинтересно чем-то заниматься.

Стать успешным сложно, но сложнее удержаться на волне успеха. Это как со штангой — поднять можно, но держать 5-10 минут уже тяжело. Это большая проблема, когда человек работает на пределе. Это то, с чем мы сталкиваемся, с чем пытаемся помогать, потому что выгорание — это стоп на пути к успеху.

У тебя уже насмотренность большая? Ты можешь заметить первичные признаки выгорания? Что видно по человеку?

Капризность, лень, усталость, мало улыбки и позитива. Нежелание что-то делать, когда они начинают через не хочу делать. Это не просто закидон, это искреннее нежелание. Тогда мы спрашиваем у блогеров, они не хотят продолжать в профессии? Потому что если это фан, то успешным не стать. Чтобы стать успешным, надо работать.

Я прошу для себя решить, чего они хотят, объясняю, что дальше будет сложнее. Многие не понимают, что чем более ты успешный, тем больше работы. Если человек хочет, просто ему тяжело — сбавляем темп и как-то еще помогаем. Некоторым достаточно чуть-чуть успеха, тогда мы с ним переходим в другую стадию.

Выгорание у многих случается раз в месяц.

Как помочь человеку быстрее справиться с выгоранием?

Нет такой формулы, как вывести человека. Особенно сложно молодым, когда тебе 35, у тебя есть жизненный опыт, ты понимаешь, что для чего. Когда тебе 18 — очень сложно.

Наркотики и алкоголь в их поколении не чаще, чем в нашем с тобой возникают. Когда ты медийный персонаж, вокруг тебя всегда хайп на отношениях, вредных привычках. Если кто-то из моего поколения пробовал наркотики, а пробовало 90%, это было нормой.

Но если ты увидишь ТикТокера, который выпил алкоголь, все мамочки и СМИ скажут, что он пьян, как он может учить этому детей. А я бы им предложил вспомнить себя в детстве, как вы себя вели, какую музыку слушали. Но никому это неинтересно, ведь мы не медийные персонажи. А вот если мы увидим такого Билана или Бузову под чем-то, все СМИ назовут их наркоманами. Это привлечение внимания.

Кстати, что ты думаешь — Джиган занимался привлечением внимание или он по жизни обдолбанный?

Джиган один из самых классный чуваков, которых я знаю. Я его фанат. Это мировой человек, когда я открыл, какой он в жизни, а не навеянный СМИ образ (тупой обдолбанный качок). Где-то он тоже выгорает, оступается, я не буду его оправдывать. Он терялся, а сейчас полностью на ЗОЖе, готовится к бою, не курил кальян у нас на тусе, не пил, не ел десерты. Иногда мы видим верхушку образа.

У предпринимателя это тачка, деньги, трудяги работают, а он купается в бабле. Такой образ делается нашими чиновниками, в кризис что говорили? У нас денег нет, а у предпринимателей куча денег, они должны вам платить зарплаты полностью. Прикольно видеть эти образы с другой стороны, я общаюсь не с артистами, а с людьми.

Актуальная ли ещё тема домов для тиктокеров

Вернемся к теме домов. Ты в каком-то интервью говорил, что эта тема исчерпала себя. Что сейчас ты можешь про это сказать?

Была новая фишка, хайп прошел. Сейчас сделаешь людям дом, ну дом и дом. Я все равно хочу несколько домов, это фабрика контента. Но ты не сделаешь за год всех супер звездами, как Даню Милохина. Сейчас приходит инвестор, хочет инвестировать в дом, но я им говорю, что это самое тупое, что можно сделать.

Почему у меня получилось? Случайность, первые, время роста, у меня есть большой бэкграунд работы с блогерами и агентство, которое позволяет это все поддерживать. Это куча совпадений + профессиональные навыки, которые все это дали. Плюс везение с теми, кто был в доме — каждый выполнял какую-то функцию, каждый из ребят давал дому нужное в нужное время. Плюс нам повезло с моментами — мы случайно выпустили трек «Я дома», который разлетелся по всему интернету.

В это время Джиган ушёл в отрыв, потом вернулся, и Тимати решил с Джиганом сделать фит и подумал, почему бы не позвать туда еще какого-то популярного блогера. И по случайности решил, что Милохин подходит.

А ты читал Нассима Талеба «Черный лебедь»? Мне кажется, это то, что ты делаешь. В двух словах: то, что ты не можешь спрогнозировать, но что неожиданным образом меняет твою судьбу и жизни людей вокруг. Мое восприятие жизни и всего вокруг похоже на то, что ты говоришь. Потому что я делаю ставку на то, что нужно что-то делать, чтобы что-то произошло.

Берем мы игру дартс. И кидаем дротики. Профессиональные игроки периодически попадают в яблочко. Большинство из нас, играя в жизнь, предпринимая что-то, мы играем в дартс, не умея играть в дартс, но рано или поздно кто-то попадет в яблочко.

Но если мы будем предпринимать попытки, то рано или поздно одна из них попадет в цель. В идеале делать попытки на растущем рынке, потому что он позволяет тебе ошибаться — он тебя подхватит. На стагнирующем или развитом рынке рынок ошибаться не позволяет, он тебя выкинет.

Формула успеха: количество попыток на растущем рынке. Я в ней не сомневаюсь.

И стабильность — ты должен это постоянно делать.

Как обеспечить стабильность, повторяемость? Чтобы ты мог не убиваясь, продолжать повторять на протяжении долгого времени?

Я кайфую и мне легко дается много работать. Даже когда я устал, понимаю, что пройдет два дня, физическая усталость пройдет, а эмоциональной усталости нет. Раньше было не так, а сейчас я готов постоянно драйвить.

Возможно, когда ты кучу раз ошибаешься, начинаешь проще к этому относиться. И засыпаю легко, не переживая ни за что. В жизни нет никакого смысла, надо получать удовольствие и делать какую-то деятельность, это не дает тебе погружаться в плохие мысли.

Это как позиция эпикурейцев и стоиков. Стоики — жизнь бессмысленна, не печалься на тему того, что ты не можешь изменить, не думай об этом и живи счастливо. Там много о том, как примириться с бессмысленностью бытия.

Я не вдаюсь в философии, если получается так — ок, хорошо.

Продвижение себя: какие инструменты сейчас работают, что с ТикТоком и кто этичнее — Инстасамка или Трансформатор

Медиа интерес к тебе в последнее время связан с ТикТоком. Это то, почему здорово стоять у истоков. Клабхаус таким же не станет?

Да, ко мне иногда приходят и спрашивают, что я делаю помимо ТикТока. Я объясняю, что у меня есть другие блогеры. Клабхаус — инструмент, а не соцсеть. Соцсеть — это то, где контент лежит, где можно найти что-то интересное. Клабхаус — инструмент, когда ты делаешь конфу внутри тусовки или для друзей. В таком формате он будет существовать.

Если мы захотим создать конфу на 100 человек, разве мы пойдем в Зум? Нет, пойдем в Клабхаус. Но будет обязательно что-то после ТикТока. Сейчас туда пришли родители, бабушки, дедушки, ТикТок запретил использование детям, потому что рекламодатели ставят ограничения. Что ребенок будет делать? Пойдет в другую соцсеть, и так будет с каждой. Когда соцсети начинают быть более регулированными, взрослыми, когда меньше внутренней тусовки, появляется что-то новое.

Не ушел ли поезд с ТикТоком?

Никакой поезд не ушел, в любую соцсеть можно зайти, есть возможности для каждого, аудитория, рекламодатели. Предпринимателей много, может, не стоит становиться предпринимателем? Нет, просто вопрос легкости. Если заходить в нефтяной бизнес — это сложно. Так же и с соцсетями — в ТикТок легче зайти, в Ютуб сложно, в Инстаграм средней сложности. Но точно можно везде.

Получить большой охват бесплатно, где это можно сделать?

В ТикТоке проще, но сделать можно везде.

Я с первого января больше не СЕО своей компании, у нас для этого три директора, я только как акционер. Мне нужен кратный рост, его нет. Я решил попробовать прокачать публичность. Возникает много вопросов на эту тему. Я предприниматель, хочу попробовать быть блогером, получить какую-то аудиторию в соцсетях. Ты говоришь, не производил никаких действий, но при этом в инстаграме у тебя 500 000 подписчиков. Ты чувствуешь ответственность перед аудиторией?

Меня пушат мои же блогеры, отмечают, ко мне приходят и остаются. Ответственность чувствую даже перед аудиторией своих блогеров. Если они курят в кадре, то пропагандируют, не специально, что курение это классно. Я стараюсь с этим как-то работать.

Кто на тебя подписан?

Там огромный микс. Часть — блогеры, артисты, подписаны на меня, потому что я занимаюсь такой работой. Другая часть — предприниматели, я не самый активный, но довольно публичный. Третья — это аудитория моих блогеров, им интересно, кто стоит за их блогерами

Как ты с этой аудиторией взаимодействуешь помимо того, что размещаешь посты?

Никак. У меня ужасные сторис. *записывает сторис про подкаст*

Важно иметь единый никнейм на разных платформах?

Это удобно, но не так важно. Можно просто их соединять ссылками, и людям не надо ничего копировать.

Ты свой аккаунт монетизируешь?

Нет, если мы говорим про рекламу. Хотя мой менеджер постоянно мне предлагает, поскольку у меня бизнесовая аудитория: разместить пост про банк или что-то еще. У меня 20-30 тысяч лайков на пост, за сколько это продавать? За миллион не продашь, это будет странно, а за 30 000 рублей это неитересно. Да и это странно, получается, я не себя, а других продаю.

Я готов себя одному бренду отдать на амбассадорство на год, если он связан с бизнесом. Альфа-банк, Сбербанк, бизнес, инвестиции. Если я этим продуктом пользуюсь. Я готов нативно об этом рассказывать. Я могу выбрать товарища, который будет со мной идти. И это чисто ради фана, хотя сумму я бы попросил большую.

Лейтмотив амбассадорства я часто слышу, якобы это будущая история сотрудничества.

Есть такая штука — евангелист. Ты можешь иметь только одного большого амбассадора, а когда у тебя 30 блогеров на разную тематику, ты не можешь сделать 30 амбассадоров, зато можешь сделать евангелистов. Этот человек транслирует ценности бренда, но не является его лицом. Я считаю, за ними будущее.

Что для тебя публичность?

Страх, неуверенность, неудобство, дискомфорт. Это доверие — через публичность строится доверие к бренду, моим блогерам, ко мне. Больше продаж, потому что среди десятков конкурентов всплывет Ярослав, потому что я публичнее, чем мои коллеги.

Тебе помогает в командообразовании публичность?

Во всем помогает. Сотрудникам интереснее, когда у них публичный босс, у них чуть больше кайфа: это наш босс, он там интервью давал.

В отличие от многих у тебя в этом нет системы: нет пиар-службы.

У меня есть пиар-служба, которая занимается пиаром блогеров. Они иногда предлагают дать кому-то интервью, убеждают меня, что это нужно. Но чаще мне знакомый пишет, и я иду.

Чаще всего мне задают вопросы: ТикТокеры и политика, у вас большая часть — госзаказы, почему ТикТокеры не образовывают молодежь и т.д. Хотите образовываться? Есть родители, школы, Минобразования. Мне забавно, когда журналист не подготовился и спрашивает, чем я до DreamTeam занимался.

Я не люблю интервью. Либо люди надменные «блогеры, понятно» или неподготовленные. Мне нравятся подкасты, мы поболтаем о чем-то, что-то интересное обсудим.

Тиньков популярный, потому что он богатый или потому что занимается разными бизнесами?

Все вместе, это неотделимо.

Есть аудитория бизнес-блогеров…

Нет бизнес-блогеров, есть бизнесмены, которые что-то публично транслируют. Тиньков, Рыбаков, Хартман, Овчинников, мы с тобой. Но бизнес-блогеров нет.

Ты упомянул, что Рыбаков из тех, кто что-то публично делает. Но в последних продуктах он похож на инфобизнесмена, зачем-то продает философию.

Видимо, он пытается образовывать большее количество населения. Не понимает, что, когда человеку нечего есть, ты не можешь ему рассказывать о высоких материях. Философия предпринимателя, когда он чего-то достиг и мыслит другой историей — благотворительность, созидание — он оторвался, он про другое. «Поменяй свое мышление, ты станешь богатым», «визуализируй, ты станешь успешным» — это какая-то непонятная вещь для остальных.

Я не обучаю никого, невозможно обучить предпринимательству.

У Хартмана много про мотивацию. У него есть ролики с идеями бизнесов. Похоже, что он пришел к продюсеру, который ему сказал делать видео про мотивацию, потому что это обширная тема. Есть ли возможность стать популярным, не становясь спикером на конкретную тему, оставаясь собой?

Чичваркин, Тиньков, Овчинников. Они показывают кейсы, вызывают в аудитории эмоции, дарят странные подарки сотрудникам, Тиньков в Твиттере делает высказывания, Овчинников провоцирует позитивно, недавно что-то выложил с коноплей.

Надо, чтобы о тебе говорили — чаще всего в бедном населении работает мотивация. Кто-то вбил нам всем, что главное — это мотивация: выйди из зоны комфорта, поставь себе цели, визуализируй. Это как вера в приметы, Бога. Кто-то тебе скажет, что у тебя все плохо, потому что нет мотивации и миссии, надо выбрать крутую миссию.

Я считаю, что начинать надо с базового — научить людей деньгам. Кто-то считает, что деньги — это зло. Никто не понимает, что деньги — это эквивалент пользы, которую ты несешь. Ты делаешь продукт или услугу, люди тебе за это платят деньгами. Сначала надо начать любить это, потом объяснить людям про НДФЛ, что такое самозанятый.

Ко мне часто приходят и говорят, что у нас самые низкие налоги. И не верят, что я за них плачу 50% государству. Но я бы платил сотруднику на 50% больше, если бы их не забирало государство. Это важнее мотивации. Если бы в детстве всех научили, что продать-купить — это хорошо, было бы лучше.

Добавочная стоимость — это хорошо, но нам все говорили, что это плохо, что это барыги. И говорить людям, которые сидят на заводе — возьми кредит, встань и иди — это ужас.

Если завтра я выйду и скажу людям, что научу их быть успешными — смотрите, сколько я заработал, вот мои деньги, вот мой майбах — я уверен, что я мог бы быть на уровне многих бизнесменов. Но это точно не тот имидж, который я бы хотел транслировать. Но странно, если бы я спорил с Рыбаковым или Хартманом, они на голову нас выше — может, правда людям нужна мотивация.

Мне повезло в детстве прочитать книгу «Путешествие в страну Экономика» Липсиса. Очень крутая, иллюстрирует историю НЭПа и пр. Ты очень подробно ответил, что проблемы с финансовой грамотностью, и что продают мотивацию, потому что продается. Я недавно наткнулся на комнату в Клабхаус с инфобизнесменами, где Аяз позвал представителей Скиллбокса и других бизнесов, и в процессе диалога выяснилось, что образ деньги-тачки лучше продает и конвертируется в подписчиков, потому что для ребят в России это единственный образ успеха. Как оставаться в своих рамках, не пытаться быть кем-то другим? Все поставим в одну линию — Инстасамка, Трансформатор.

Я себе дал обещание, что никого не оскорбляю публично. Инстасамка делает этичнее, чем Трансформатор. Есть большая разница — я считаю, что так делать нельзя, но если сравнивать, то это лучше. Например, есть актер, который хайпит, делает грязь, но сам с собой — это ок.

Проблема инфобизнесменов, который начинают накручивать пафос — эти люди обманывают ожидания, они обещают аудитории что-то, чего обещать не могут. Если человек ко мне придет и скажет, что хочет быть блогером, я могу научить его снимать, делать монтаж, но обещать, что он станет блогером — не могу. Могу дать образование. Если я из кого-то сделал популярных блогеров и буду говорить, что это легко — я буду обманывать.

«Ты будешь успешнее со мной, просто заплати мне 100 млн в год», — это самое страшное обещание. Это как история с шарлатанами, все с ними ок, пока они не пообещают того, чего не могут дать — найти родственника, приворожить человека, спасти душу — это не будет выполнимо. Нельзя обещать такие вещи, которые можно покалечить.

Когда инфобизнесмен приходит на завод и говорит брать кредит, пробовать делать бизнес с ним, а через полгода ничего не получается — он говорит, что другой человек просто не смог, он сам виноват, а других мотивирует приходить к нему.

Инстасамка не обещает. Она хайпит, но еще не перешагнула эту черту.

За инфобизнесменами есть какое-то предпринимательство. Он сделал 1 или 5 млн в месяц — хороший оборот. Но он придет и скажет, что у него оборот в год — 100 млн, что он самый топовый продавец, что он самый успешный. Люди начинают за ним идти, а это псевдомотивация. У меня были знакомые, у которых что-то получилось, и они решили стать бизнес-тренерами.

Я решил написать книгу, насколько это зашкварно?

Если ты не будешь там обманывать, с книгой все хорошо. Если преувеличиваешь — это другой вопрос. Все должно быть трушно. Если чувак берет тачку в кредит за 20 млн на 20 лет, а потом рассказывает, что заработал на нее за месяц — это отстой. Но если он прямо скажет, что взял в кредит, но Феррари — я скажу, что он молодец. Картинка легкости и пафоса ломается.

Ко мне приходят за советом — я говорю: больше всех работать, тратить, ото всего отказываться (вы потеряете все, любимых, друзей, сон, здоровье), первые годы все обратно пускать в бизнес, и через несколько лет вы, возможно, к чему-то придете. Когда вы к этому придете, вы будете задаваться вопросом как Тиньков — а стоило ли оно того. Не видел предпринимателей, которые пошли-сделали-получилось.

Ты в начале беседы говорил, что в современной России уже невозможно представить себе непубличного предпринимателя или я неправильно тебя понял?

Нет, конечно, можно. Сначала продукт. Я не знаю, кто владелец МТС, банка «Открытие», Pepsi, ресторана, где я завтракал. Просто мы живем в обществе, где публичность и открытость — норма. Если это норма, то для предпринимателя это инструмент доверия. Если предприниматель не публичный, если его нет в соцсетях, у нас возникнет вопрос, а чист ли он, можно ли ему доверять.

Публичность в какой-то степени необходимость, но до какой степени? Есть предприниматель, блогер, где проходит черта?

Есть 3 важные вещи: публичность — когда ты что-то транслируешь в аудиторию о себе, о бизнесе;

блогер постоянно создает образовательный и развлекательный контент, он транслирует не себя, а контент;

в этом граница между блогером и просто публичным человеком, для предпринимателя контент — не регулярная основа, плюс я никогда не рассказываю о личном. Мои близкие могут быть публичными людьми, но мы не будем показывать, что мы вместе.

Давай дадим совет предпринимателю, который решил стать публичным: на какие платформы идти?

Во все, где тебе кажется, что ты там можешь быть.

То, что я сейчас делаю — называю это поиском точки опоры. У меня цель написать и издать популярную книгу (больше 10 000 экземпляров). Чтобы она стала популярной, я должен вовлечь в ее написание какую-то аудиторию. У меня нет социального капитала, всего 4 000 подписчиков в Телеграм, 1500 в Инстаграм, Фейсбук в моем понимании умер (стоит мне там добавить ссылку, реакций становится 0). Получается, мне надо раскачивать Телеграм, Инстаграм, пойти в ТикТок или попробовать Ютуб.

Либо пойти на радио, ТВ, СМИ и освещать что-то. Запрос на предпринимателей есть. Взять пиарщика, который будет везде стучаться и предлагать историю клевого предпринимателя.

У меня был неудачный опыт интеграций на ТВ. Когда меня приглашают, затирают название компании, оставляют только имя. На твой взгляд, есть какая-то связь, когда тебя показали в медиа?

Надо рекламировать себя, а не компанию, все же отлично. Я на днях давал интервью РБК Бизнес, это очень нишевая история, это не Первый канал. В 20:00 у меня созвон с большим музыкальным лейблом. И владелец этого музыкального лейбла говорит, что сидит в офисе Сбербанка, а там меня по РБК показывают.

Проходит какое-то время, и мне мама пишет, что фоном видела меня на РБК. Какие-то коннекты на аудиторию есть, они небольшие, но все равно хорошо, значит, образ как-то сформировался. Сказали про компанию — хорошо, не сказали — тоже ладно.

Что ты думаешь про шоу «Секретный миллионер»?

Офигенный продукт, если бы туда не брали всяких говнобизнесменов, но в целом я люблю такие проекты, когда предпринимателя обязывают что-то потратить. Меня звали в сезон перед Новым годом, но у меня на тот момент не было вакцины, я ненавижу холод (а предпринимателю надо выйти на улицу и общаться с людьми, не удастся посидеть в тепле, и я заболею), плюс жаркий сезон и я не могу выпасть.

Мне сказали, что это последний сезон, так что не судьба. Я бы летом точно пошел. Единственная причина, по которой я свалю из России — это холод, в целом, мне здесь все нравится.

Я поизучал рынок: в Телеграме подписчик стоит рублей 50 в тематике бизнеса, в Инстаграме тоже дорого.

Не надо покупать подписчиков, надо быть интересным. И потом делать коллаборации с другими интересными людьми. Позвал Дудя, обсудил его с точки зрения бизнеса. Позвал Вилсу, обсудил с ним бизнес вещи (у него же оборот 200-300 млн и такие же расходы). И поговорить с ними как о бизнесе. Его аудитория какая-то прибежит к тебе, и ты потихоньку становишься интересным персонажем. Это так работает. Я не думаю, что есть смысл где-то активно рекламироваться.

Я в ТикТок нашел себе креативного консультанта по книге, которая рассказывает о том, как пишутся книги. И понял, что там есть место для делового контента.

Любая соцсеть — это просто инструмент донесения контента от одной аудитории до другой. Если человек играет в шахматы, он будет смотреть это в ТикТоке и Инстаграм. А чем чаще смотришь, тем больше соцсеть тебе это показывает. Если человек думает, что соцсеть ему показывает слишком много дурацкого контента, то значит, он просто такой смотрит, так работают алгоритмы. ТикТок подстраивается под тебя, там много бизнесменов.

ТикТок может стать точкой опоры по твоему мнению?

В ближайшие пару лет да. Инстаграм тоже точно нужен, он транслирует лайфстайл, это то место, где ты оставляешь историю, след, он делает твой имидж, благодаря ему формируется образ о человеке.

Ты приводил в пример Масленникова, который своим упорством пробил стену, я такую же историю слышал про Стаса Круглицкого (Стас Просто Класс). Я пытаюсь относиться к этому как к проекту, надо ли ставить временные ожидания?

Я не ставлю. Жизнь — это процесс. Я должен понимать, к чему я иду и получать удовольствие. А когда я приду, не так важно.

Я недавно был в комнате Клабхаус про тебя, и никто не смог про тебя ничего плохого сказать.

Я позвал брата, бывших сотрудников. Я понимал, что это плохо во всех смыслах — если я стану сладким хорошим образом, про меня перестанут говорить. Когда про меня стали петь дифирамбы, я искренне просил сказать что-то гадкое, человек должен быть кисло-сладким.

В моем бизнесе больше женщин, я считаю, что в агентском бизнесе женщины справляются лучше и выдерживают дольше. Но женщина не получает в 2 раза меньше или больше.

Вот я взялся за эту тяжелую ношу. Готовиться к каким-то срокам бесполезно, надо рассчитывать на марафон.

Я не знаю, когда твоя публичность станет больше. Есть инструменты, которые помогают ее развивать. Другим помогаю, сам не очень люблю, но делаю.

Я себе поставил цель 10 000 книг продать.

Это не KPI, можно вложиться в маркетинг и рекламу и продать 10 000 книг, станешь ли ты публичным? Какой kpi публичности?

Я придумал для себя, что это изменения, происходящие в жизни.

Какая у меня будет зарплата? У вас будет достаточно, чтобы купить хлеб, молоко и скататься в отпуск. А конкретная цифра? Вам хватит сходить к стоматологу раз в полгода.

В публичности нет KPI, забудь про оценку. Ты это делаешь, но не понимаешь, сколько и когда это тебе даст. Я занимаюсь нетворкингом, но не ставлю себе цель дружить с топ-менеджером. Сегодня я завтракал с вице-президентом крупного банка, а когда мы с ним познакомились 10 лет назад, он был никем и я тоже. Тогда я не ставил себе цель дружить со 100 людьми, чтобы они мне принесли потом такой оборот.

Просто я считаю, что правильно дружить с людьми. Это выгодно и позитивно. А еще уважать всех людей: кондукторов, официантов, директоров, вице-президентов. Мне кажется, что это принесет мне дружбу, выгоду и что-то еще. Не значит, что я через пять лет перестану с кем-то дружить, если он мне ничего не принесет.

Я записываю уже пятое интервью, и сильно расширил свою картину мира.

Публичность — это инструмент. Мне она помогает. Я могу в Фейсбуке написать, что хочу поработать с Mars, и я уверен, что мне дадут контакт любого.

Надо обрисовать картину твоего бизнеса. Почему ты не сделаешь школу блогинга?

Я не хочу заниматься инфобизнесом. Рано или поздно я приду в образование, когда я пойму, что мы действительно можем образовывать.

Есть тренд, когда компания обучает за процент от будущих доходов. Ты должен вернуть какой-то фикс, например, 3х зарплаты. В случае с творческими людьми такой подход не сработает?

Я не люблю, когда люди должны. А еще люблю, когда каждый платит и получает. Я не люблю бесплатные услуги. Я люблю, когда людям платят зарплату за труд. Ты не будешь ценить бесплатное образование.

Платность — это качество. Но я не хочу уходить в образование пока, потому что не понимаю, как это качественно сделать. Если у меня будет еще большее количество блогеров, и мы поймем, как сделать систему, то наверно, приду к образованию.

Что ты думаешь про выход на IPO личности?

В Китае сейчас один селебрити вышел. Прикольно, когда ты интересный персонаж.

По сути, семья Дженнер, которых мы видим в Инстаграм. Много сейчас сервисов, которые дают доступ к контенту по подписке. Может быть, слышал про BitClout, который позволяет выйти на IPO конкретному человеку? Идея витает в воздухе, как вложиться в человека и откусить кусочек его известности, получить дивиденды.

Я уже участвую в похожей истории, инвестирую в блогера. Но как сделать так, чтобы ты дивиденды получал? Артист сегодня хочет то, завтра другое. У нас и на Западе судятся, но это минус обеим сторонам. Если я так буду делать, никто из блогеров со мной не захочет работать.

Завтра твой сотрудник, который знает все про твой бизнес, пойдет и сделает тебе конкурента. Ты будешь судиться? Нет, это жизнь. Или жена тебе скажет, что разлюбила, это отношения, они заканчиваются.

Поэтому я бы не советовал инвестировать в отношения. Я инвестирую, но знаю про риски и готов к ним, кто-то от меня уйдет, и я ничего не получу с этого блогера.

Расскажи про экономику блогинга, про ценообразование: оно напрямую связано с количеством подписчиков?

Есть количество подписчиков, просмотров и медийный коэффициент. Сейчас нужно чуть больше подписчиков, чем раньше, блогеров с каждым годом становится на тысячу больше.

Это стало профессией? Что это за явление?

Все, у кого есть телефон — блогер.

Получается, ты вкладываешься во все, что связано с блогингом? К тебе можно обращаться слушателям, которые делают продукты, ориентированные на блогеров?

Я удобряю землю и сею зерна. Постоянно поступают такие предложение, но интересные редко.

У тебя 7 проектов сейчас?

Я не могу сказать количество. Я нашел то, в чем я хорош — это работа с новыми медиа, с артистами. Я понимаю в контенте, продюсировании, я не могу представить для себя более интересной профессии. Я общаюсь с интересными людьми, зарабатываю деньги, мне очень нравится эта индустрия.

Почву нужно удобрять, нужно туда вкладывать (образование, конференции, интервью, клиентам рассказываем что-то, блогерам рассказываю), сеять зерна — что-то прорастает и дает плоды.

От какого гаджета, который ты купил за последний год, ты кайфанул больше всего?

Я к гаджетам и вещам отношусь по бытовому. Вышел Макбук новый, который держит заряд 10-12 часов, это круто, но я отношусь к нему как к инструменту. Или айфон новый работает дольше, здорово. Но я от этого не кайфую. Вознаграждаю себя вещами, но радости такой нет.

Первый раз человек, поев в Макдоналдс, рад, но на сотый радости уже нет. Меня радует общение с людьми, делаю им подарки. Я автомобиль себе купил буднично, надо было — купил.

В какое место тебе нравится возвращаться кроме Москвы?

Таиланд, Сингапур, Дубай, США. Там, где тепло, мне там нравится.

Но ты не страдаешь сверхпотреблением?

Я покупаю вещи лучше и дороже спокойно. Для меня нет разницы — купить что-то в Заре или в ЦУМе. Но нет такого, что надо скупить Гуччи, Роллс Ройс. Могу полететь бизнес-классом, в дорогом ресторане поесть.

На что ты ориентируешь своих блогеров в плане доходо? Что должна быть грань. Если ты ничего не тратишь, зачем столько зарабатываешь? Если все тратишь, это странно, потому что нет возможности эти деньги дальше использовать. Если не тратишь деньги — не испытываешь удовольствия от того, что зарабатываешь.

Подарки друзьям, любимым, путешествия, дорогие рестораны и т.д. — на это можно тратить.

Я хочу комфортнее жить, но между хорошей трешкой и пятеркой — разница 2%. От того, что чуть больше номер или чуть лучше сервис, ф не прям кайфую. Но не гонюсь за этим всем.

Подкаст "Сверхновые русские". S1E5. Ссылка на подкаст на Яндекс Музыке, Apple Podcasts и других платформах.

Если вам понравилась колонка, подписывайтесь на мой блог здесь на vc.ru или же канал подкаста «Сверхновые русские» на YouTube и телеграм канал «Репродуктор Белоусова». В нём я пишу о гаджетах, трендах, бизнесе и публикую конспекты интересных деловых книг.

{ "author_name": "Nikolay Belousov", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0432\u0435\u0440\u0445\u043d\u043e\u0432\u044b\u0435\u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u0438\u0435","\u0431\u043b\u043e\u0433\u0435\u0440\u044b","tiktok","instagram"], "comments": 5, "likes": -3, "favorites": 20, "is_advertisement": false, "subsite_label": "social", "id": 237240, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 30 Apr 2021 19:49:50 +0300", "is_special": false }
0
5 комментариев
Популярные
По порядку
7

И главного хоста про-кремлевской рекламы на YouTube.
Именно WildJam осваивал 80% рекламы на Собянских выборах ("... как похорошел парк при Сергее Семеновиче..."), Путинских выборах, различных мероприятиях, направленных на пропаганду (празднование присоединения Крыма), реклама прививки Спутник (о том как просто и весело кольнуться).
Правда, на этом упор в интервью не сделан. О рекламе на наши с вами налоги.

Ответить
5

что за пздц) даже не стал читать 

Ответить
1

А мне понравилось очень. Спасибо за статью))) Очень полезно и интересно))

Ответить
0

Мне кажется , что даже в блокчейне битка меньше данных , чем в этой статье .

Ответить
–1

Приятное интервью. Без пафоса и без попытки продать "кейс успешного успеха". 

Особая благодарность эльфу торговцу.

Ответить
Читать все 5 комментариев
За чей счёт цветёт Крокус?

Вступление.

Как работать удалённо по московскому времени, если живёшь в Сибири

Команда ИТ-компании Southbridge — о преодолении трудностей часовых поясов: графике работы, планировании и отдыхе.

Конференция GoGlobal! соберет ведущих маркетологов

29 сентября 2021 года впервые состоится GoGlobal! — однодневная онлайн-конференция для маркетологов, заинтересованных в ускорении глобального присутствия своих кампаний.

Что может быть важнее прибыли. ESG-словарь для инвестора

В 2020–2021 гг. резко возросла популярность темы ответственного инвестирования, или ESG. Идея о том, что инвестиции должны не только приносить прибыль, но и поддерживать экологию и социальную справедливость, привела к тому, что ESG-фонды стали играть значимую роль на мировых рынках капитала.

Создание шрифта для набора логотипов Mail.ru Group
Дайджест новостей Сбера: AR-экскурсия, распознавание животных и премия для учёных

Прогулки по Политехническому музею с роботом Сепулькой, чудеса компьютерного зрения, научная премия — начало сентября в Сбере выдалось насыщенным. Делимся с вами самыми интересными новостями компании во втором выпуске нашего дайджеста.

Новый алгоритм Google - палач или миротворец?
Порядок цен на мобильные приложения?

Давно не интересовался вопросом. Сколько сейчас стоит разработать мобильное приложение отдельно под iOS и Android?

Меня сняли с рейса S7

Вот так я попал с S7. Возможно, это справедливо и для других авиакомпаний, но проверять не хочу)))

«Вам звонок из Циан»: зачем компания скупает номера телефонов и как call-tracking помогает клиентам сервиса

Подменные номера телефонов защищают от нежелательных звонков и упрощают аналитику продаж

«Что-то пошло не так» — причины неудачи проектов внутренней автоматизации

В чем особенность проектов внутренней автоматизации

null