{"id":4274,"title":"\u041a\u0430\u043a \u043f\u0440\u043e\u0448\u043b\u0430 \u0441\u0430\u043c\u0430\u044f \u0443\u0441\u043f\u0435\u0448\u043d\u0430\u044f \u0430\u043a\u0446\u0438\u044f \u0432 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438 \u00ab\u0422\u0438\u043d\u044c\u043a\u043e\u0444\u0444\u00bb","url":"\/redirect?component=advertising&id=4274&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/244118-total-black&hash=6912f07afc8e6d55e8a0adb2bbd3778f4aa1e17c579e0e7496278441135a9f8d","isPaidAndBannersEnabled":false}
Соцсети
Brand Analytics

Индекс интереса к вакцинации и рейтинги популярности вакцин в соцмедиа в странах постсоветского пространства

Brand Analytics представляет исследование Индекса интереса к вакцинации, а также анализ популярности вакцин в социальных медиа 2020-2021 на постсоветском пространстве: в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, Армении и Молдове.

Общество живо реагирует на любую информацию, касающуюся вакцинации и самих вакцин. Все беспокойства и волнения людей как в зеркале отражаются в обсуждениях в социальных медиа и «накатывают волнами». Российские «волны» – это старт скрининга на коронавирус, регистрация Спутника, ожидания и начало массовой вакцинации. А дальше апрельское затишье. Не рано ли успокоились? В каждой стране свои «волны», но видны и общие тренды – об этом наше исследование.

Рейтинги популярности вакцин в России, Украине, Казахстане, Белоруссии, Армении и Молдове также в нашем исследовании.

Индекс интереса к вакцинации в соцмедиа на постсоветском пространстве

Индекс интереса к вакцинации – это число упоминаний вакцинации в социальных медиа страны на каждые 10 тысяч ее населения.

При всем различии в динамике Индекса интереса к вакцинации в разных странах, можно выделить и общие тренды:

Первая «волна понимания» – весна 2020 года, когда стало понятно, что без вакцины пандемию не остановить, а ждать ее в лучшем случае год. После первого пика обсуждений наступило летнее затишье, когда ситуация с пандемией временно стабилизировалась, а новостей о вакцинах ждать было еще рано.

В августе 2020 года был зарегистрировал Спутник V – первая в мире вакцина от коронавируса. С этого момента началась вторая «волна ожидания» – гонка за скорейшее завершение испытаний, допуск вакцин на рынок, а также налаживание в кратчайшие сроки промышленного производства вакцин. В обсуждениях людей – это ожидание старта массовой вакцинации.

Третья и самая большая волна обсуждений – это «волна перелома». Это долгожданный старт в период с февраля по апрель 2021 года прививочных кампаний, которым в ряде стран предшествовало продление чрезвычайных ситуаций и бурное публичное обсуждение в соцмедиа действий правительств по закупке достаточного количества препаратов для массовой вакцинации. Если правительство справлялось с ситуацией, пользователи временно «выдыхали» и Индекс интереса резко снижался.

Россия

В России старт «волны понимания» совпал с началом массового скрининга на антитела к коронавирусу в мае 2020 года. Значение Индекса в России выше, чем в других странах – публично обсуждается не только необходимость вакцинирования и внутренние проблемы, но и озвученные планы по разработке сразу нескольких российских вакцин, а также их международное признание и распространение.

В осеннюю «волну ожидания» наибольшее беспокойство у пользователей вызывала противоречивая информация о готовности Спутника к промышленному производству и о старте прививочной кампании до полноценного завершения третьей фазы испытаний вакцины.

«Волна перелома» и старт массовой вакцинации успокоил население относительно производства вакцины и для всех актуализировал вопрос – пора вакцинироваться или еще подождать? Подождать обратной связи от привившихся или новых российских более мягких вакцин?

В марте в России наступил «отскок» и наметился тренд на снижение Индекса интереса. Вакцинация «встала на рельсы», никаких негативных последствий после прививок выявлено не было, для использования в России к этому моменту зарегистрировали еще 2 наших вакцины – ЭпиВакКорону и Ковивак. Россияне устали от темы и предпочли обсуждать политику, неудавшийся отпуск на майские в Турции и перенос шествия «Бессмертный полк» в онлайн.

Или просто «потеряли страх»? Опасность успокоиться на новостях о стабилизации ситуации и допустить третью волну пандемии в России реально существует. Индекс интереса к вакцинации снизился в марте до 59 сообщений на 10 000 населения против значения в 86 сообщений в пиковом январе 2021 года. А в апреле продолжил свое снижение.

Республика Молдова

На протяжении всего 2020 года в Республике Молдова сохранялось низкое вовлечение в тему иммунизации: у Индекса интереса наблюдались лишь разовые всплески. Перспективы получения страной вакцины были туманны и обсуждать было нечего. Тема «пошла» в последние дни 2020 года вместе с новостями о том, что Молдова получит от Румынии первую партию AstraZeneca. Однако одна партия – это еще не решение проблемы.

С 30 ноября 2020-го в стране действовало чрезвычайное положение в здравоохранении, которое несколько раз продлевали. В последний раз – до 18 апреля. В марте Республика оказалась самой «заинтересованной» страной из числа анализируемых в исследовании: на 10 тыс населения пришлось 122 сообщения.

С конца февраля по конец апреля в страну поступили партии сразу несколькин вакцин: AstraZeneca, Pfizer, китайские Sinopharm и CoronaVac, а также Спутник V. Всемирный банк в конце апреля одобрил выделение Молдове кредита на дальнейшую закупку вакцин. При этом российская вакцина была поставлена в рамках гуманитарной помощи. Со 2 марта в Молдове началась прививочная кампания. Правительству удалось переломить ситуацию и в апреле Индекс пошел резко вниз.

Критический пик пройден. Теперь у населения другая проблема – выбрать какой вакциной прививаться, когда стартует третий этап вакцинации, в рамках которого будут вакцинировать уже все население, а не отдельные профессиональные сообщества. В Молдове на сегодняшний день запас вакцин позволит иммунизировать 10% населения страны.

Украина

В стране своя «история» борьбы за вакцинацию, но динамика Индекса интереса совпадает с описанными выше волнами и во многом повторяет динамику в Молдове. Прививочная кампания здесь началась несколько раньше – 24 февраля. Но позднее, чем изначально планировалось. Задержка со стартом связана, как и у многих, с задержкой поставок вакцин. В данном случае – AstraZeneca, Pfizer и CoronaVac.

Вакцинация началась с вакцины Covishield, чуть менее эффективного аналога AstraZeneca, производимого в Индии и неразрешенного к поставке в Евросоюз. При этом ставка на Украине делается по-прежнему на британско-шведскую AstraZeneca, на американо-германскую Pfizer, американские Moderna и Novavax, а также на китайскую CoronaVac. Российский Спутник V было решено не покупать и не производить. При этом продолжаются разговоры о производстве в стране одной из западных вакцин и/или создании и налаживании в течение полутра-двух лет производства собственной вакцины – два препарата-претендента для этого уже есть.

Украина также привлечет кредит от МБРР для закупки вакцин в дополнение к зарезервированным в рамках глобального механизма распределения вакцин COVAX. Это позволит охватить полной вакцинацией по меньшей мере 20% населения страны.

В конце апреля в стране наблюдались рекордные показатели по числу суточных вакцинаций и после пикового значения Индекса интереса в марте на уровне 88 сообщений на 10 тыс населения, в апреле Индекс упал ниже 50 сообщений – временный кризис пройден. Однако в страну доставлено только 30% законтрактованных вакцин, что является сейчас общей проблемой для многих стран.

Белоруссия

Динамика Индекса интереса в Белоруссии коррелирует с российской динамикой Индекса. Это неудивительно, так как Белоруссия стала первой страной после России, зарегистрировавшей Спутник V. 29 декабря 2020 года Белоруссия уже получила первую партию российской вакцины и объявила вакцинацию – пиковое значение Индекса в январе составило 36 сообщений на 10 тыс граждан.

В апреле система здравоохранения уже начала получать Спутник V, произведенный в Белоруссии компанией Белмедпрепараты при поддержке российских коллег. В качестве второй вакцины в Белоруссии используют китайскую Sinopharm и ведут работы над собственной вакциной.

Казахстан

Республика Казахстан стала еще одной страной, где динамика Индекса интереса оказалась близка кроссийской вплоть до апреля 2021 года. Пик обсуждений в феврале 2021 года, когда значение Индекса интереса составило 36 сообщений на 10 тыс человек, совпал со стартом прививочной кампании, начало которой было объявлено 1 февраля. Россия поставляет в Казахстан Спутника V собственного производства, а также помогла коллегам запустить свое производство Спутника V на базе Карагандинского фармацевтического комплекса. В конце апреля для вакцинации стала доступна первая партия вакцины QazVac, разработанной и произведенной непосредственно в Казахстане.

Однако в «красной» зоне по-прежнему остается большинство регионов страны – на всех вакцины по-прежнему не хватает. Поэтому в апреле Казахстан закупил еще и китайскую Sinopharm и ведет переговоры о поставках американских вакцин. А Индекс интереса или точнее обеспокоенности граждан опять скакнул вверх и превысил значение в 55 сообщений на 10 тыс человек.

Армения

Армения из-за военной и послевоенной обстановки занялась решением проблемы вакцинирования с задержкой. Однако, судя по слабой динамике Индекса интереса к вакцинации, гражданам было не до этого. Режим чрезвычайного положения из-за пандемии сейчас продлен до 11 июля. Ситуация начала быстро меняться в марте и апреле, когда страна получила первые партии Спутника V и AstraZeneca. А в ночь на 1 мая была ввезена и первая партия CoronaVac. Однако на начало апреля Армения нуждалась в 1 млн доз вакцины, что текущие поставки пока не обеспечили.

Массовая вакцинация в стране стартовала 13 апреля. В месте с прививочной кампанией в апреле вверх пошел и Индекс интереса к ней.

«Одна на миллион»: обсуждение препаратов для вакцинации

Страны постсоветского пространства разделились на 2 неравных лагеря: лагерь Спутника V (4 страны) и лагерь AstraZeneca (2 страны).

Среди последователей европейской вакцины Украина, в которой прививочная кампания в марте 2021 года началась с применения именно этой вакцины. Вернее с ее индийского, чуть менее эффективного аналога – Covishield. Наибольшей популярностью AstraZeneca пользуется и в Армении.

Основное внимание пользователей в России ожидаемо получила отечественная вакцина Спутник V – 12,9% сообщений от общего объема упоминаний всех вакцин. У американско-германского препарата Pfizer – 2,69%, а у британско-шведской AstraZeneca – 1,65%. Другие российские вакцины, ЭпиВакКорона и Ковивак, пока уступают по обсуждениям зарубежным вакцинам. При этом ЭпиВакКорону обсуждают не только в России, но и на Украине, в Казахстане, Молдове и Белоруссии. Ковивак, самую «молодую» российскую вакцину – помимо России пока только на Украине.

В лагере Спутника V, помимо России, еще Казахстан и Белоруссия, где вакцина ожидаемо лидирует с большим отрывом. Любопытно, что в Молдове разрыв между Спутником V и AstraZeneca составил менее 5% от общего числа упоминаний в пользу Спутника. И это при том, что ставка в стране изначально делалась на препарат от AstraZeneca и другие европейские, американские и китайские вакцины.

На инфографике ниже представлена динамика обсуждений популярных вакцин в России.

Несмотря на то, что второй по числу упоминаний за анализируемый период в России является вакцина Pfizer, интерес к ней начиная с февраля 2021 года начал снижаться.

Обсуждения ЭпиВакКороны стали заметны на фоне лидеров сразу после ее регистрации в России в октябре 2020 года. А Ковивак – после его регистрации в феврале 2021 года.

Резкий рост числа упоминаний AstraZeneca в марте связан с событиями вокруг этой вакцины и временной приостановкой ее использования на территории ЕС. Кстати, AstraZeneca является самой популярной вакциной в мире по числу одобрений от регуляторов. Спутник V – второй.

В марте ЕС одобрил применение вакцины Janssen – и за этим сразу последовал рост числа ее упоминаний. Вопросы к качеству производства одной из партий этой вакцины спровоцировал рост ее обсуждений и в апреле.

Вопросы, связанные с контролем качества производства вакцины Moderna повлияли на ее апрельские поставки, что, в свою очередь, не прошло незамеченным пользователями соцмедиа – на инфографике резкий рост обсуждения вакцины приходится, как раз, на апрель.

«Глас народа»: сравнение интереса к вакцинациив социальных медиа и в СМИ

На инфографике ниже представлена сравнительная динамика упоминаний вакцинации в соцмедиа и в СМИ в России в период с 1 апреля 2020 года по 30 апреля 2021 года.

В апреле-мае 2020 года пользователи соцмедиа быстрее и активнее СМИ отреагировали на ситуацию с коронавирусом активным обсуждением будущей вакцины. Далее был «летний отпуск» в обсуждениях – снятие основных карантинных мер. И резкий рост интереса в ожидании старта массовой вакцинации, начиная с регистрации Спутника V в августе 2020 года и вплоть до января 2021 года. Однако в феврале-марте 2021 года пользователи «успокоились», ситуация перестала вызывать беспокойство.

СМИ же на старте пандемии весной 2020 года продемонстрировали инертность и медленнее «включились» в тему вакцинации. Однако с лета и по январь 2021 года население и СМИ «дышали в унисон». С марта же российские пользователи соцмедиа и СМИ пошли разными дорогами. Первые, как уже говорилось, успокоились, вторые – продолжили рассказывать о скандалах с препаратами и следить за ходом вакцинации по всему миру.

Данные для исследования

В целях исследования с помощью системы Brand Analytics было проанализировано за год более 29 млрд сообщений, опубликованных пользователями социальных медиа из России, Казахстана, Белоруссии, Армении, Украины и Молдовы в 2020-2021 году в период 1.04.2020 – 30.04.2021 без ограничения по языку. Из проанализированного массива данных вакцинации от Covid-19 было посвящено более 200 млн сообщений.

Для выделения данных по стране применен процент гео-определения: количество сообщений, у которых имеются данные по географии, поделено на процент сообщений с геоданными.

{ "author_name": "Brand Analytics", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u043e\u0446\u0441\u0435\u0442\u0438","\u0432\u0430\u043a\u0446\u0438\u043d\u0430\u0446\u0438\u044f","covid19","brand_analytics"], "comments": 4, "likes": 1, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "social", "id": 242126, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 04 May 2021 17:39:57 +0300", "is_special": false }
0
4 комментария
Популярные
По порядку

Звездный Петя

3

Итого, нервные паникёры молдаване и спокойные не кипишующие армяне. Не даром и коньяк у них лучше молдавского.

Ответить
2

После такой статьи наполненной цифрами такой коммент это мед))))

Ответить
0

Смотря какой армянский коньяк. 

Ответить
Читать все 4 комментария
Look-alike: зачем нужен таргетинг на похожую аудиторию

Важный инструмент маркетолога — таргетинг на похожую аудиторию (Look-alike). С его помощью можно расширять охват, генерировать лиды и увеличивать продажи. Разбираем на примере рекламной платформы myTarget, как работать с Look-alike.

В России самые большие в мире налоги?

Если коротко, то да, но это не самое страшное.

ТНТ запустил эксклюзивное шоу на Twitch, чтобы найти новое лицо канала

ТНТ стал первым из российских телеканалов, который пришёл на платформу Twitch и запустил на стриминговой площадке оригинальное шоу.

Эксперты шоу Вова BratishkinOFF, Денис WELOVEGAMES и резидент «Импровизации» Антон Шастун
Китайская TCL выпустила носимый дисплей для смартфона в виде очков Статьи редакции

Можно подключить к планшету или ноутбуку. Стоит $680.

The Verge
Microsoft добавит поддержку Android-приложений в Windows 11 Статьи редакции

Компания анонсировала следующее поколение ОС.

Приложения для Android в магазине Windows Store Microsoft
Постановка финансовых целей. Рассказывает персональный брокер

Откладываете на пенсию или на кругосветное путешествие? В любом случае, нужно учесть три фактора

Американский разработчик выпустил приложение, которое генерирует 3D-модели из фотографий на основе API от Apple Статьи редакции

PhotoCatch работает на macOS Monterey и «в облаке» благодаря технологии Object Capture.

Золотые правила инвестора

Все успешные инвесторы делают ошибки и теряют деньги. История мировой экономики не знает исключений. Мы стараемся давать полезные советы, чтобы вы избежали хотя бы самых грубых ошибок.

Для установки Windows 11 потребуется модуль TPM 2.0, UEFI и Secure Boot Статьи редакции

Если системные требования не изменятся, ОС будет недоступна для многих пользователей, по крайней мере, официально.

Как «Яндекс.Маркет» отказал в подъеме на этаж и отменил оплаченные заказы

Курьер «Яндекс.Маркет» отказался поднимать крупногабаритные заказы на этаж, а позже «Яндекс.Маркет» отменил оплаченные заказы № 51298128 и № 51299674, в одностороннем порядке, поддержка ничего не отвечает.

Microsoft представила Windows 11 с новым дизайном и поддержкой Android-приложений Статьи редакции

«Одно из самых масштабных обновлений за последние 10 лет» выйдет зимой 2021 года.

Светлая тема
Комментарии
null