{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Анализ частоты заходов пользователей ВКонтакте в социальную сеть. Сравнение с 2-летней аудиторией

ОБНОВЛЕНО: В первоначальной версии статье я не совсем корректно интерпретировал данные. В действительности, благодаря более опытным коллегами в комментариях, было установлено, что есть более объективные метрики для анализа изменения аудитории и вовлеченности: MAU, DAU, retention.

Собранные данные имеют ценность, но не позволяют сделать итоговый вывод о росте или падении аудитории. Поэтому хочу уточнить, что сделанные выводы не являются полностью достоверными и по ним нельзя абсолютно уверенно судить о положении вещей на рынке социальных сетей.

Большое спасибо комментаторам за фидбек и критическую обратную связь!

Всем доброго дня! Меня зовут Александр Бакалов, я занимаюсь продвижением в социальных сетях с 2016 года. Обычно я публикую кейсы, но в этот раз мы поговорим с вами об активности во ВКонтакте и будущем этой социальной сети.

На протяжении последних 5 лет я замечаю следующую тенденцию: общение и потребление контента перестало быть завязанным на одну социальную сеть – Вконтакте. Теперь множество людей общается через WhatsApp, потребляет контент в Инстаграме, узнает более сложную информацию из каналов в Телеграм.

Мне стало интересно проверить, как часто люди заходят во ВКонтакте и какой процент людей перестал пользоваться социальной сетью вообще. Для этого я решил провести небольшое исследование с помощью парсера «ТаргетХантер».

Методология сбора достоверных данных

Чтобы выборка была достоверной, я решил собрать 3 группы пользователей:

  • Проживающие в ТОП-20 российских городов по населению
  • Проживающие в ТОП-20 российских городов с населением до 250 тысяч
  • Проживающие в ТОП-20 российских городов с населением до 100 тысяч

Подобная выборка позволит собрать наиболее достоверные данные, так как мы затрагиваем самые крупные агломерации, а также областные и районные центры. Собирать всю аудиторию социальной сети нецелесообразно, так как это только усложнит работу без улучшения достоверности.

Собирать три сегмента людей я решил по следующему алгоритму:

1. Сначала собираем людей, которые указали у себя город в профиле – так мы узнаем общее количество аккаунтов (активных и неактивных), у которых в профиле указан конкретный город:

Упомяну, что при подобном виде сбора аудитории, в базу не попадают люди с закрытыми аккаунтами (этот момент я отдельно проверил через поддержку парсера). Но, важно понимать, что у нас стоит задача провести статистическое исследование. В этом случае даже при отсутствии закрытых аккаунтов, данных будет более чем достаточно для достоверной картины.

2. Затем чистим список аккаунтов от удаленных («собачек») – удаленные аккаунты, к сожалению, также собираются при указании города. Этот шаг позволяет нам узнать процент удаленных аккаунтов (Используем «Инструменты/Фильтр пользователей»):

3. Из списка аккаунтов выбираем тех, кто хотя бы 1 раз заходил за 2 года – эта цифра будет отсчетной для нас, именно от нее мы будем считать посещаемость людей. Повторно используем «Инструменты/Фильтр пользователей»:

Я решил взять период в 2 года, так как было бы некорректно считать посещаемость людей от общего числа зарегистрированных аккаунтов, потому что многие аккаунты могут быть неактивны уже много лет. Если же мы берем за отчет период в 2 года, то мы сможем увидеть именно тех, кто перестал пользоваться ВКонтакте за последние пару лет.

4. Далее мы собираем людей по частотности посещения социальной сети: были сегодня (в день сбора парсинга), были в течение 3 дней, были в течение 7 дней, были в течение 14 дней, были в течение 30 дней и были в течение 60 дней. Еще раз используем «Инструменты/Фильтр пользователей»:

Данные по более поздним визитам суммируются с ранними. Например, парсинг «были в течение 3 дней» также включают в себя «были сегодня». Это важно для понимания особенностей сбора данных.

5. Ждем окончания всех парсингов и далее заносим эти данные в таблицу для расчетов:

Выводы по собранным данным

Все данные, которые я собрал, доступны в этой таблице

Ниже я дам несколько пояснений к собранной информации.

1. Вывод №1. Только 44% от всех созданных аккаунтов заходили хотя бы раз в течение 2 лет.

В расчетах не участвуют удаленные аккаунты, здесь присутствуют уже отчищенные от «собачек» данные. Как мы можем видеть, в 56% аккаунтов не заходили даже в течение последних двух лет.

Эту информацию вы можете посмотреть на вкладке «Соотношение неактивных к активным за 2 года»:

2. Вывод №2. Только 46% от числа заходивших за последние 2 года заходят во ВКонтакте каждый день:

Хотя бы в течение 3 дней заходят уже 56% от числа заходивших за последние 2 года:

В течение 7 и 14 дней заходят 62 и 66 процентов соответственно:

Раз в 2 месяца – 73% от числа заходивших за последние 2 года:

Водораздельным я считаю именно число заходивших в течение 7 дней. Почему? Потому что если человек заходит в социальную сеть реже одного раза в неделю, то его нельзя считать активным пользователем. Все свое внимание он уделяет другим социальным сетям, и там же он совершает покупки.

Только 62% людей, из числа заходивших хотя бы раз за 2 года, заходят в течение недели. Остальных, по сути, можно считать редкими гостями ВКонтакте.

Эти данные вы можете самостоятельно посмотреть в разделе «Процент заходивших за 60 дней»:

3. Вывод №3. В малых городах активность намного выше. Если мы посмотрим процент заходивших, то увидим намного бóльшую активность в городах до 100 и до 250 тысяч человек:

4. Вывод №4. Реже всего во ВКонтакте заходят москвичи: всего лишь 23% заходят каждый день и около 48% хотя бы раз в течение 7 дней:

5. Вывод №5. Самым активным из ТОП-20 российских городов по населению является Ижевск. Более 50% пользователей заходят в ВК каждый день и около 70% хотя бы раз в неделю:

6. Вывод №6. Южные города (Волгоград, Краснодар, Ростов-на-Дону) также проявляют наименьшую активность во ВКонтакте. В среднем, только 30% пользователей заходят в сеть каждый день и около 50% хотя бы раз в неделю:

7. Вывод №7. В среднем, около 2% из всех зарегистрированных аккаунтов являются «собачками»:

Все эти данные вы можете увидеть в разделе «Общая таблица с данными»:

К каждому столбцу я дал комментарий, объясняющий метрику:

Развернув столбцы, вы можете увидеть абсолютные цифры, которые я использовал при расчетах:

Еще раз продублирую ссылку на таблицу здесь

Из приведенных данным можем сделать однозначный вывод, что активность во ВКонтакте очень сильно падает. Я специально ввел в расчеты величину «заходили за 2 года», чтобы мы могли понять, какой процент из заходивших за 2 года активен и сейчас. Как вы можете заметить, даже в этой аудитории картина печальная :(

Другие социальные сети, которые потеряли свою популярность

Теперь, когда мы проанализировали аудиторию ВКонтакте и выявили тренд, давайте рассмотрим социальные сети, которые потеряли свою популярность в прошлом и пережили массовый отток аудитории.

Давайте посмотрим, как хронологические угасают социальные сети:

1. MySpace - неудавшийся Facebook. Социальная сеть была создана в начале 2000-х и, сделав ставку на привлечение известных музыкантов, довольно быстро обзавелась миллионами пользователей. Быстрый рост сети привел к тому, что ее заметил крупный игрок медиа рынка, и основатели решили продать контрольный пакет акций.

В середине 2000-х появляется Facebook, который действовал по другой модели: он нашел инвесторов, получил от них финансы на развитие и тратил деньги самостоятельно. Это помогало избегать лишней бюрократии и вмешательства дающих деньги во внутренние процессы. Как результат, FB очень быстро добавлял функции, оптимизировал интерфейс и масштабировал бизнес.

В MySpace все было намного сложнее: команда социальной сети была под постоянным давлением со стороны нового владельца, который хотел повысить отдачу любой ценой. Это приводило к заоблачному числу рекламы и большому дискомфорту пользователей. Помимо монетизации, компания-владелец очень долго согласовывала новые улучшения функционала и интерфейса, что приводило к отставанию MySpace от главного конкурента – Facebook.

В 2008 году MySpace достиг пика – на сайте было зарегистрировано около 115 млн. пользователей, в то время как на Facebook уже 150 млн. С 2009 года активность в сети начала падать: более быстрый и удобный Facebook переманил к себе много людей и общаться стало удобнее именно в FB.

Команда хотела полностью поменять дизайн, но владелец социальной сети, видя тренд на снижение аудитории, полностью сменил первоначальную команду на антикризисных менеджеров. Менеджеры, посчитав битву с Facebook уже проигранной, решили использовать стратегию нишевания: они заявили, что теперь MySpace будет сетью для общения звезд с подписчиками. В совокупности с резким изменением интерфейса это привело к потере более 40% остававшихся пользователей.

Сейчас MySpace является нишевой сетью, заточенной под музыкантов и их фанатов. Как мы увидим ниже, социальные сети никогда не умирают полностью, просто они перестают быть общепопулярными и становятся нишевыми.

Несколько интересных статей про MySpace:

2. LiveJournal – Живой журнал. Сервис блогов, который был основан в США в конце 90-х. Как часто бывает в таких случаях, сервис был создан на голом энтузиазме. По мере роста числа пользователей перед основателем стала проблема масштабирования команды, но он не смог с ней эффективно справиться и в первой половине 2000-х продал сервис крупной американской компании.

Новый владелец оказался заложником политики основателя LiveJournal: ранее руководство всегда трепетно относилось к мнению пользователей и старалось максимально согласовывать с ними все масштабные изменения. «Волюнтаристские» решения сверху всегда вызывали большой негатив со стороны постоянной аудитории. Это привело к тому, что команда ЖЖ очень медленно внедряла практики конкурентов, что приводило к сильному отставанию от появившихся тогда Twitter и Facebook. В частности, у команды Livejournal во второй половине 2000-х была идея внедрить подобие микроблога, но эта инициатива была брошена в топку из-за возможной негативной реакции пользователей.

Еще против ЖЖ сыграло несколько скандалов с удалением пользовательского контента, некоторые из которых даже привели к уличным акциям под окнами компании (подробнее).

В совокупности это привело к падению активности аудитории и продаже социальной сети российской компании SUP в 2006 году. Российская компания сразу же сделала ставку на усиление монетизации: в ЖЖ стало больше рекламы и платных функций, но меньше комфорта для пользователей. Попытки аудитории критиковать нового владельца ни к чему не привели. В это же время набирают популярность ВКонтакте, Одноклассники и русскоязычный Facebook.

И еще стоит отдельно отметить, что во второй половине 2000-х постепенно меняется модель потребления контента: долгие лонгриды читает все меньше людей, популярность приобретают емкие текстовые посты из нескольких абзацев с прикрепленными фотографиями. Теперь Интернет перестал быть«местом для гиков», сюда пришли широкие массы людей, которые любят более простой контент. В совокупности это привело к оттоку аудитории в другие социальные сети.

Сейчас ЖЖ нельзя назвать массовой социальной сетью. LiveJournal, как и MySpace, превратился в нишевую социальную сеть со своей небольшой аудиторией.

Интересные статьи про развитие ЖЖ:

3. Мой Мир@Mail. Социальная сеть, созданная компанией «Mail.ru Group» в 2007 году. Создание ММ можно расценивать, как попытку крупной компании запрыгнуть в поезд динамично растущих социальных сетей.

Стоит упомянуть, что к моменту создания «Моего Мира» у Mail.ru было уже довольно много разрозненных сервисов: «Почта», «Блоги», «Ответы», «Видео» и «Фото». «Мой Мир» должен был объединить аудитории этих сервисов в одном интерфейсе и сделаться «единым окном» для пользователей.

Поначалу эта тактика дала хороший эффект: в 2008 году аудитория сети была уже около 10 млн. человек. Это сопоставимые цифры с численностью пользователей ВКонтакте и Одноклассников в то время. Такой эффект можно объяснить тем, что пользователями ММ стали те, кто уже был знаком с другими продуктами Mail.ru. Рост продолжался до начала 2010-х, но затем он замедлился, а позже аудитория резко пошла на спад.

Упадок "Моего Мира" объяснить несколькими факторами:

  • Отсутствие реальных преимуществ перед другими соц. сетями
  • ВКонтакте и Одноклассники быстро догнали «Мой Мир» по функционалу и числу сервисов, что лишило детище Mail.ru главного преимущества
  • Удобство интерфейса ММ сильно уступало конкурентным соц. сетям
  • Яндекс и Гугл постепенно вытеснили «Почту@mail.ru» с позиций лидера в России, что подорвало позиции локомотивного продукта Mail.ru Group.
  • При равных возможностях, число пользователей в ММ было на порядок меньше, поэтому людям было удобнее общаться в ВК и ОК. Это также способствовало перетеканию аудитории
  • Добавление всё новых и новых функций не приносило успеха: люди все также уходили к конкурентам, а интерфейс ММ все усложнялся и становился менее понятным для новых пользователей
  • Mail.ru имел намного больше рекламных баннеров (на тот момент), что также привело к негативу со стороны пользователей

Также стоит упомянуть, что до определенного момента аккаунт в «Моем Мире» создавался автоматически при создании почтового ящика на «Почте@mail.ru». Это тоже помогало «увеличивать» число пользователей сервиса.

Интересная статья про Мой Мир@Mail:

Причины угасания социальных сетей

Если подытожить, то мы можем выделить несколько причин, которые приводят к угасанию социальных сетей:

1. Медленное внедрение новых технологий, игнорирование трендов. Итог – конкуренты делают удобнее и уводят аудиторию

2. Ошибки руководства (чаще всего, собственника, а не команды), которые приводят к внедрению ненужных и вредных для аудитории функций

3. Монетизация в ущерб интересам пользователей. Большое число рекламы раздражает людей, что негативно сказывается на пользовательском опыте

4. Изменение формата потребления контента (об этом хорошо говорит пример с ЖЖ). Когда люди все меньше читают длинные лонгриды, то соц. сеть для лонгридов будет терять аудиторию

5. Уменьшение количества твоих друзей, которое сидит в этой сети. Если все твои знакомые общаются через WhatsApp, то поводов сидеть в Одноклассниках становится все меньше :)

При этом можно выделить еще несколько интересных моментов:

1. Добавление новых функций к угасающей социальной сети не приводит к притоку новых пользователей. Скорее, это делает интерфейс более громоздким, что еще больше ухудшает пользовательский опыт

2. Как правило, попытки крупной компании создать толковую социальную сеть терпят фиаско. Вспомним хотя бы попытку Facebook скопировать SnapChat. Именно из-за этого крупные корпорации стали предпочитать покупку потенциальных конкурентов еще на уровне стартапа.

3. При неумелом масштабировании в компании возрастает бюрократия. Замедление процессов из-за бюрократических процедур приводит к замедлению внедрения инноваций и, соответственно, к отставанию от более мобильных конкурентов.

Причины угасания ВКонтакте

1. Мессенджеры перетянули на себя функцию сообщениями. Еще в 2014-2016 годах я обменивался профилем ВКонтакте, сейчас же проще общаться через мессенджеры. Приложение-мессенджер удобнее, потому что ты сразу видишь, кто из твоей записной книжки имеет аккаунт. Не нужно добавляться в друзья, просто вводишь имя и пишешь.

2. Инстаграм перетянул на себя генерацию контента и авторов, за счет лучшего вовлечения аудитории, бóльшего охвата и приятного и минималистичного интерфейса. ВКонтакте отчаянно перенимает функции Инстаграма, но это не приводит к росту вовлечения аудитории и ее возвращению.

3. Платная музыка и реклама в аудио. До введения рекламы в музыке многие использовали ВК как свой плейлист. Сейчас же большинство перешло на иные музыкальные сервисы

4. Умная лента сильно снизила охваты и отняла у многих авторов стимул развивать сообщества. Вложения в увеличение числа подписчиков больше не окупаются.

Приведу свой личный пример. С 2017 года я развиваю 2 сообщества:

Первоначально, когда подписчики были по 2-3 рубля, рентабельность была хорошей. По мере выгорания аудитории и подписки большей части заинтересованных людей, стоимость подписчика подскочила до 8-9 рублей. При этом охват аудитории, даже после прибавления нескольких тысяч человек, растет незначительно. То есть смысла вкладываться в рекламу практически нет. Это привело к тому, что с начала 2019 года я туда не вложил ни копейки (потому что непонятно зачем).

5. Наличие большого числа рекламы. Многие мои знакомые стараются по минимуму заходить в ВК именно из-за адского числа рекламы в ленте, группах, музыке, сторис. Реклама нужна сети для существования, но ее избыток делает пользовательский опыт крайне неприятным.

6. Изменение формата потребления контента. Если ЖЖ проиграл другим соц. сетям из-за неудобства работы с фото, то ВК проигрывает Инстаграму и ТикТоку за счет того, что там была сделана ставка на более легкий фото- и видеоконтент с минимальным количеством текста и короткой продолжительностью.

ВКонтакте пытается оседлать этот тренд внедрением «Клипов», но, как мы можем заметить, это не привело к обратному перетягиванию аудитории.

Люди всегда будут стремиться к более простому контенту, это связано с тем, что человеческий мозг постоянно оптимизирует затраты энергии. Если, можно не напрягаясь смотреть видео, то зачем читать лонгрид? Мозг рассуждает именно так.

7. Аудитория сидит там, где сидят ее друзья и круг общения. Люди заходит в ВК все меньше, из-за этого и их знакомые снижают частоту посещение социальной сети. Как-то раз я поздравил своего коллегу с Днем Рождения в ВК, а он ответил мне через два месяца, написав, что в ВК почти заходит. После этого, мы перенесли наше общение в телегу.

Еще раз упомяну, что мессенджеры перетянули на себя большую часть общения в сообщениях именно из-за синхронизации аккаунта с номером телефона. Просто занеси человека в записную книжку, и ты увидишь, есть ли у него аккаунт в мессенджере.

8. Нагромождение ненужных функций, неудобный и сложный интерфейс. Умирающие социальные сети пытаются удержать пользователей тем, что внедряют множество дополнительных, даже ненужных функций. Мегааппы не работают, из-за своей запутанности для люжей. Работают приложения-функции (ТикТок – это приложение, которое сделало своей центральной функцией сторис-контент, мессенджеры – приложения, которые взяли на себя только функцию сообщений).

Множество функций делает приложение более громоздким (для простого пользователя, а не для СММ-щика профи), что негативно влияет на ощущения пользователя. 80% людей сидят в социальной сети для двух вещей: потребления контента (фото/видео/музыка) и общения со своим кругом. Наличие возможности купить кроссовки, получить кэшбэк, заказать пиццу и такси не является аргументом, что заходить в социальную сеть чаще.

9. Неудачное копирование конкурентов, которое не помогает не помогает. Появление сторис в ВК не вернуло аудиторию Инсты обратно, равно как произошло и с «Клипами».

Выводы для бизнеса

Вот такие у нас итоги. Помните, что социальная сеть не умирает в один день, она постепенно стагнирует и теряет аудиторию. В конечном итоге такие социальные сети становятся или нишевыми (как ЖЖ), или их переделывают в другой сервис (как MySpace – музыкальный сервис).

ВКонтакте по-прежнему очень хороший источник трафика, но в последнее время у меня появляется всё больше сомнений в необходимости развивать там сообщество на дистанции более 5 лет. Сейчас развитие сообществ работает и дает свои бенефиты, а что будет через 6-8 лет?

Впрочем, если в РФ заблокируют западные сервисы, то это может вдохнуть жизнь во все отечественные ИТ-продукты. Поэтому советую не забивать на ВКонтакте и развивать все каналы.

Автор статьи: Александр Бакалов

0
528 комментариев
Написать комментарий...
Канищев Максим

1. В контакте сливает всю инфу в органы
2. Нет дурова и соответственно инноваций.
Все что принадлежит маил групп превращается в говно. Ну с яндексом похожая картина. Потому что нормальные креативные люди которые могут что-то создать выдавлены из России.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Шеметов

1. И что? Телега тоже сливает с недавних пор и ничего 

Ответить
Развернуть ветку
Канищев Максим

Одно дело сливать в ФСБ, другое дело ментам для палок. И я не припоминаю ни одного дела об экстремизме на основании переписки из телеги.

Ответить
Развернуть ветку
Louis Cyphre
я не припоминаю ни одного дела об экстремизме на основании переписки из телеги

https://ovdinfo.org/express-news/2021/04/29/kurganskoe-ufsb-vozbudilo-delo-protiv-moskvicha-iz-za-kommentariya-v

Ответить
Развернуть ветку
Тарас Шабанов

Это не переписка, а комментарии в каналах

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir

Она публична априори.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir

Вы понимаете что значение переписки в случае с соц. сетями и тг в частности это когда задействованы 2 человека и это считается приватным?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir

Бля, как со стенкой. Давайте, чтобы диалог был конструктивен, вы обозначите ваше видение понятий комментария (в том числе и общения в комментариях) и личную переписку.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir

Комментаторов сливают, в этом нет никакой тайны.

Ответить
Развернуть ветку
Шапка Ландквиста

По никнейму же

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Andreev

В Беларуси под сотню человек (а может и больше посадили за комментарии в Телеграме). Вот здесь бывший офицер белорусской милиции рассказывает, как вычисляются комментаторы.
https://dev.by/news/luponosov

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Zikasak

Так телега и не заявляла, что она анонимна.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Davidov

Тебе под твоим сообщением привели оригинал, а не переведённый текст ГУБЧК. Твой ход

Ответить
Развернуть ветку
Zikasak

Больше врунам верь.
Оригинал:
"I hope that one day Iran and Russia get to a point when we (and other IT companies) will be able to set up offices there. Until then, we’ll continue providing secure messaging to users in these markets from places that respect freedom."

"We don't care if specific countries press charges against us for defending the privacy of our users."

Ни слова про анонимность.

https://t.me/durov/63

Why Charges Against Us in Iran And Russia Don’t Matter

Some users ask me how the charges in Iran and Russia will affect Telegram and me personally. The simple answer to this is: they won’t.

It’s easy for me not to travel to Iran – while the country has a rich history and sounds ...
Why Charges Against Us in Iran And Russia Don’t Matter

Some users ask me how the charges in Iran and Russia will affect Telegram and me personally. The simple answer to this is: they won’t.

It’s easy for me not to travel to Iran – while the country has a rich history and sounds like a fun place, I have no connections with it and can live with that travel ban. It’s a bit more noticeable in case of Russia since I am an ethnic Russian (although with a St. Kitts passport), and my parents live there. Not being able to occasionally drop by is not great, but a small price to pay considering the matters at stake.

Luckily, we don’t have any legal presence in any of these countries. The last remaining link between Telegram and Russia was cut in July, when we terminated our contract with “Telegraf” – a Saint-Petersburg-based company to which we outsourced fighting spam coming from (surprise) Russia and Iran.

“Telegraf” used to play a larger role in the early days of Telegram when I was living in Russia, losing its importance after I left in 2014 with our core team.

Following the events this June when the Russian authorities threatened to block Telegram, “Telegraf” lost its outsourcing contract from Telegram Messenger, let go all of its employees and changed its owner. By September when the Russian authorities started sending warnings to our London office, they had nobody to target in their jurisdiction, not even Russian spam moderators.

This story highlights something local regulators often tend to ignore: it’s 2017, and the world is open and connected. If you pass archaic laws that limit freedoms, all you’ll end up doing is killing your own economy. In the last few years, Google, Oracle and Microsoft (Skype) shut down their development offices in Russia, and many smaller companies followed suit.

While the state of affairs in Iran doesn't look much brighter than in Russia, things seem to be going in the right direction there compared with the situation a few years ago. I’m not an expert on Iran, but one thing about the country is clear to me: despite the continuing debate among the Iranian politicians on how to regulate the Internet, Iran is not blocking Telegram, and for the last few years 40 millions Iranians have been able to securely communicate and to get news from independent sources through Telegram channels. Instagram and WhatsApp are also accessible there.

For any European this would sound like the norm, but unfortunately it’s not always like this in the world. The Chinese and the North Koreans, for example, are far less lucky when it comes to such freedoms, and Saudi Arabia had been throttling Telegram’s traffic until recently. The situation in Iran itself used to be very different: almost all major internet services were blocked in the country several years ago (some of them still are).

Don’t get me wrong: there are probably many things that Iran can change for the better (a more IT-friendly prosecutor of Tehran, perhaps?), but overall it seems that the country is moving in the right direction by becoming more open and market-driven.

I hope that one day Iran and Russia get to a point when we (and other IT companies) will be able to set up offices there. Until then, we’ll continue providing secure messaging to users in these markets from places that respect freedom.

We don't care if specific countries press charges against us for defending the privacy of our users. We are always ready to cut all our personal and business links to such places so that they don't have any leverage on us. They can try to block us on their territory, but, as I've shown in my previous post about China, even this won't always help them. Eventually freedom and privacy will prevail, and those who would like to get back to the 1930s will find themselves on the wrong side of history.
Ответить
Развернуть ветку
Louis Cyphre
Ответить
Развернуть ветку
Zikasak

ни слова, что телеграм анонимен

Ответить
Развернуть ветку
Тарас Шабанов

ВнаУкраине

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Steve Evets

Посмотрел - на ОВД-инфо уже удивительно много дел именно по теме переписки в телеграм-каналах

Ответить
Развернуть ветку
ro Smw

Ну так в каналах кто угодно может смотреть комментарии, за публичные высказывания привлечь могут с любого источника, товарищам майорам же надо где-то план выполнять.
Тут речь шла про личные переписки, лайки и т.д. В закрытой группе за картиночку никто не придёт с претензией.

Ответить
Развернуть ветку
Steve Evets

а теперь вопрос: как они узнают реального отправителя сообщения, если в комментах в ТГ видно только аватарку и никнейм? Ведь далеко не все фамилию пишут

Ответить
Развернуть ветку
K. A.

Во-первых, эти, возможно, писали.

Во-вторых, есть метод Гон-Конга, когда создают фейковые аккаунты и добавляют в них кучи номеров в контактную книжку. Если номер матчится - можно получить информацию по аккаунту. Чтобы твой номер не заматчили, нужно эту фичу явно выключать в настройках Telegram (AFAIK - может, они уже поменяли это!), чего большинство, естественно, не делает.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Malyshev

Только по ИФ (или даже полному ФИО). найти кого-то почти нереально. Разве что уникальное у тебя, типа "Иванов Эрнест Бекович" и ты его и указал. Находят как правило по номеру телефона. Номер телефона по умолчанию открыт в ТГ для контактов (а раньше емнип вообще для всех по умолчанию был), и надо его отдельно скрывать в настройках - не все об этом знают.

А зная номер, запрос мобильному оператору и все - готов аноним, принимай гостей.

Да, полный аноним со скрытым ото всех банистанским номером, автоудаленим мессаг через месяц, рандомным ником и с проксей - не вылавливается навернео почти никак, даже если администрация телеграма сама захочет его найти. Но такие и не нужны. Зачем, когда полно просто недовольных работяг с открытыми данными.

Ответить
Развернуть ветку
color
как они узнают реального отправителя сообщения,

А никак, им это и не надо особо.

Самые "умные" подписываются своим ФИО, дальше приходит опер, сажает на бутылку и рассказывает - "Вот Вася, ты давай раскаиваешься, получаешь пол года условно. А если нет, мы тебя так отмурижим, что по этапу поедешь. Или ты думаешь что мы не выясним кто писал?"

В итоге Васи сливаются и получают наказание.
Тех кто так не сливается, особо и не трогают. Не будет никто искать strongLover998.

Ну а простой совет - пришла полиция, делаем factory reset всех девайсов и ни в чем не сознаемся. Заебутся доказывать.

Есть куча случаев где даже за комменты через ПК не сажали потому что "живу в общежитии, дверь была открыта, любой мог зайти и написать комментарий, я ничего не писал".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
ro Smw

Вопрос хороший, может кто-то придёт и пояснит за конкретные случаи. Вот что я могу предположить:
- юзер использует этот ник везде (включая вк) и даже в гугле ищется
- юзер не настроил конфиденциальность в телеге
Вон выше ссылку кинули, в ней есть ещё ссылки на статьи, включая случаи из закрытого чата сторонников Нэвэльного. Но ведь не всех оттуда привлекли, видимо не всех получилось идентифицировать?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Эпатов

Да элементарно. На всех провайдерах есть СОРМ, пишущий заголовки пакетов и сокращённые метаданные (писать весь траф никакого хранилища не хватит). Тащмайор присутствует во всех крамольных и достаточно популярных ТГ-каналах, и тоже всё протоколирует. Далее корреляционный анализ по timestamp'ам, по весу контента, и т.д. Ни VPN не спасёт, ни встроенное шифрование. Тащмайору по барабану расшифрованное трафло, ему достаточно выявить соответствие. А на длинной дистанции у активно п..дящих протестунов оно сложится весьма чётенько.

Ответить
Развернуть ветку
Steve Evets

интересный способ, но приводящий к довольно неочевидным результатам. Матчить по времени миллионы пользователей с миллионами комментов на каналах по тайм-стампам? - это уже что-то из разряда теорий заговора

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Ander

По телеге часто дела где переписку читают с изъятого смарта у самого автора.

Ответить
Развернуть ветку
Louis Cyphre

Интересно какой средний IQ у людей, считающих что Телеграм разблокировали без получения согласия Дурова на сотрудничество с органами.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Гудзонский ястреб

Прекрасно, прекрасно, продолжайте так думать. А если немного серьезней, то телега по анонимности на уровне вк, что для администраторов сети, что для органов. Да и вообще, как анонимность в сети. Ее никогда не было.

Ответить
Развернуть ветку
Борат Язь

Расскажи как трафик послушать телеги, администратор мамкин.

Ответить
Развернуть ветку
Гудзонский ястреб

Напиши своему любовнику в тг что планируешь совершить массшутинг. Потом сидя на бутылке, узнаешь как это делается, ананимус 😁

Ответить
Развернуть ветку
Vilent

Телеграмм гарантирует полную приватность только в секретных чатах. 

Ответить
Развернуть ветку
Tiberius Lartius

Хахахах иногда приватность гарантируют специально, что бы обмануть тех, кому эта приватность гарантируется

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Телегу вы можете ( с болью и страданием) реализовать сами. С нуля. Доверие будет только серверу, который в общем случае не видит сообщений. Там были некоторые претензии, по криптографии, но не фатальные.

Телегу вы можете собрать и отаудитить из открытых исходников (всё опубликовано).

Где в ANOM это?

К telegram можно предъявлять только претензии по алгоритмам/использовании телефонных номеров. Но по "сливает всё" - нет.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Horyakov

Клиент и алгоритм шифрования же открыт. 
Там есть конечно некоторые претензии к алгоритму (например используется картинка хеша вместо самого ключа для проверки того что ключ не был подменен), но в целом все доступно для аудита,  и прямо сильно серьёзного никто ничего не нашёл,  на сколько знаю 

Ответить
Развернуть ветку
Борат Язь

Не путай хранение (или нет) сообщений на сервере тг и послушку трафика админом сети. Я вот очень хочу узнать как админ трафик мой посмотрит.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Борат Язь

Шо, прям сообщения мои читает товарищ майор в обход https? Интересно,  интересно.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Serge Vladimirovich

Так вам сразу и сказали, что переписки из телеги сливают  в рамках оперативно-розыскных мероприятий. 
 Это погубит иллюзию безопасности. 
С телегой определенно договорись. Еще год назад это был буквального враг народа, а теперь ей и Павлику льют хвалебные оды по Федеральному тв. 

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Ну, договорились о том, что они по запросу будут банить совсем экстремистские паблики, так при чем тут приватность пользователей? 

Вот эпл хочет просматривать все фотографии в твоем смартфоне, вот это "охуеть не встать" новость и приватность идет в жопу. Отдаешь за телефон 100 000 рублей, да еще и проверять тебя будут. Ну, это финиш, ребята. Скоро будет геноцид.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Ну это вы не совсем те вещи ровняете. Хотя, всё со временем портится. Посмотрим.

Ответить
Развернуть ветку
525 комментариев
Раскрывать всегда