«ВКонтакте» умирает 2.0? Анализируем среднее время пользователя в сервисе (ответ на статью CEO «ВКонтакте»)
Сегодня мы рассмотрим статью генерального директора «ВКонтакте» Марины Красновой и постараемся выяснить, какие показатели на самом деле могут говорить о реальной активности в социальной сети.
Всем доброго дня! Меня зовут Александр Бакалов, я занимаюсь продвижением в социальных сетях с 2016 года.
В предыдущих сериях
На прошлой неделе я опубликовал статью, в которой с помощью открытых данных постарался выяснить реальную активную аудиторию ВКонтакте. Из-за особенностей API и работы парсера, данные не удалось показать в динамике (периодичность заходов задним числом собирается некорректно), на что указали комментаторы VC. После этого я отредактировал статью и дал об этом комментарий.
В этот понедельник CEO ВКонтакте Марина Краснова опубликовала ответ на мою статью, где привела статистику по MAU (месячное число активных пользователей), DAU (дневное число активных пользователей) и retention.
По этим графикам наблюдается рост. Именно эти показатели и должны были опровергнуть данные из моей статьи.
Но и здесь аудитория VC не дала автору спуска, сразу же указав на более корректную метрику, говорящую о реальной вовлеченности аудитории:
Автор первого комментария, несмотря на формулировку, задал верный вопрос «Сколько времени пользователь проводит в день во ВКонтакте?»
Давайте попробуем разобраться, есть ли в открытом доступе статистика по среднему времени в день, которое пользователь проводит в приложении и веб-версии.
Среднее время пользователя в день - ликбез
На английском такая метрика называется Average Daily Duration (также еще встречается название Average min. per day). Этот показатель демонстрирует среднее количество минут, проведенных одним пользователем на сайте / в мобильном приложении за сутки (согласно определению mediascope).
Почему важна именно эта метрика? Как мы знаем, в сутках всего 24 часа и время пользователя ограничено именно этой цифрой. По мере появления новых приложений, внимание пользователя может перетягиваться на другие ИТ-продукты, но, при этом, человек может по-прежнему 1-2 раза в день заходить в уже знакомые приложения.
Перетягивание внимания пользователя может приводить к снижению вовлеченности в уже используемых продуктах или к полному отказу от их использования. Именно поэтому только Average Daily Duration может служить реальной достоверной метрикой при анализе интереса пользователей к социальной сети.
Сколько один пользователь ВКонтакте сидит в социальной сети?
На просторах интернета я нашел интересную статью РБК, в которой, с использованием данных сервиса App Annie, говорится, что с апреля 2020 по апрель 2021 года пользователь в среднем проводил 7,2 часа в ТикТоке и 4 часа во ВКонтакте.
В этой же статье представитель App Annie указывает, что суммарное время, проведенное пользователями в ТикТоке было равно 8,2 млрд часов и только 10,3 млрд часов во ВКонтакте. И это при разнице в размере аудитории MAU более чем в 2 раза (по данным Mediascope, 35 млн в ТикТоке и 72.4 млн в ВК).
Из официального комментария App Annie мы видим, что по абсолютному времени ТикТок почти догнал ВКонтакте. Но это данные по версии App Annie, давайте посмотрим на эти показатели под углом mediascope.
Данные Mediascope о ВКонтакте: падение среднего времени в сервисе
Интересно получается. ТикТок выстрелил в России в конце 2019 года, и люди стали реально «залипать» в него. Но как это сказалось на ВКонтакте? Для этого давайте обратимся к сервису mediascope. Ведь, даже директор ВКонтакте сослалась на mediascope в своей ответной статье.
Сразу же дам вам ссылки, чтобы вы могли меня проверить:
Данные mediascope по ВКонтакте: https://webindex.mediascope.net/report/dynamic?byDevice=3&byDevice=1&byDevice=2&byGeo=2&byMonth=202105&id=16571
Данные mediascope по ТикТок: https://webindex.mediascope.net/report/dynamic?byGeo=2&byDevice=3&byDevice=1&byDevice=2&byMonth=202105&id=384931
Для начала давайте разберемся с фильтрами:
1. Этот фильтр позволяет анализировать 3 сегмента аудитории: «Россия 100к+» – города РФ с населением от 100к человек, «Россия 0+» - аудитория всех городов и Москву:
2. Это месяц, которым заканчивается период измерения (конечная дата графика):
3. Устройства, которые учитываются при измерении статистики:
4. В разделе «Динамика» мы можем посмотреть статистику по отдельным метрикам в периоде (в том числе и по среднему времени на пользователя в день):
5. Для этого выбираем параметр «Avg. min. Per day»:
6. На всякий пожарный, уточняем, что мы правильно поняли метрику – это действительно среднее время, которое пользователь провел на ресурсе:
7. Теперь перед нами во всей красе предстает график со средним временем пользователя на сайте. Данные по всем типам устройств доступны только с декабря 2019 года:
Давайте сравним данные декабря 2019 и декабря 2020 года (месяц к месяцу). Данные получаются в динамике и, таким образом, их можно считать достоверными и исключающими сезонный фактор.
1. Итак, среднее время пользователя на декабрь 2019 года:
- Мобильная аудитория – 41 минута в день на пользователя
- ПК-аудитория – 21 минута в день на пользователя
- Мобильная и ПК аудитория – 39 минут в день на пользователя
2. Среднее время пользователя на декабрь 2020 года:
- Мобильная аудитория – 37 минут в день на пользователя
- ПК-аудитория – 18 минута в день на пользователя
- Мобильная и ПК аудитория – 34 минуты в день на пользователя
Если подытожить, то с декабря 2019 по декабрь 2020 среднее время пользователя снизилось на всех устройствах:
Давайте теперь посмотрим цифры на май 2021 года (самые последние данные, доступные в mediascope).
3. Среднее время пользователя в сервисе на май 2021 года:
- Мобильная аудитория – 35 минут в день на пользователя
- ПК-аудитория – 16 минута в день на пользователя
- Мобильная и ПК аудитория – 31 минута в день на пользователя
Понятно, что сравнивать декабрь и май не совсем корректно из-за фактора сезонности. Но, как мы можем видеть по графику, вне зависимости от сезонности график постоянно, с небольшими отскоками, идет вниз. Итак, сравнение декабря 2019 и мая 2021 года:
Все это открытые данные. Вы можете самостоятельно их посмотреть и проверить меня.
Еще раз продублирую здесь ссылку на открытую статистику mediascope: https://webindex.mediascope.net/report/dynamic?byDevice=3&byDevice=1&byDevice=2&byGeo=2&byMonth=202105&id=16571
Mediascope: статистика ТикТок
В TikTok отсчет статистики начинается с февраля 2020 года. Многие скажут, что ТикТок и ВКонтакте нельзя сравнивать, ведь ТТ не является полноценной социальной сетью со множеством функций. Я считаю, что сравнивать ТТ и ВК можно, так как оба сервиса конкурируют за внимание пользователя и являются местом для потребления контента.
1. Среднее время пользователя на февраль 2020 года:
- Мобильная аудитория – 28 минут в день на пользователя
- ПК-аудитория – 2 минуты в день на пользователя
- Мобильная и ПК аудитория – 25 минут в день на пользователя
2. Среднее время пользователя на февраль 2021 года:
- Мобильная аудитория – 36 минут в день на пользователя (рост на 8 минут за год!)
- ПК-аудитория – 4 минуты в день на пользователя
- Мобильная и ПК аудитория – 33 минуты в день на пользователя
3. Среднее время пользователя на май 2021 года:
- Мобильная аудитория – 36 минут в день на пользователя
- ПК-аудитория – 4 минуты в день на пользователя
- Мобильная и ПК аудитория – 33 минуты в день на пользователя
С февраля 2020 по февраль 2021 года среднее время пользователя в ТикТоке выросло с 28 до 36 минут! Как вы можете заметить, ТикТок обошел ВКонтакте по среднему времени пользователя на всех ресурсах, кроме ПК-версии.
Данные mediascope по ТикТок: https://webindex.mediascope.net/report/dynamic?byGeo=2&byDevice=3&byDevice=1&byDevice=2&byMonth=202105&id=384931
Mediascope: статистика Инстаграм
1. Среднее время пользователя на декабрь 2019 года:
- Мобильная аудитория – 27 минут в день на пользователя
- ПК-аудитория – 3 минуты в день на пользователя
- Мобильная и ПК аудитория – 25 минут в день на пользователя
2. Среднее время пользователя на декабрь 2020 года:
- Мобильная аудитория – 28 минут в день на пользователя
- ПК-аудитория – 4 минуты в день на пользователя
- Мобильная и ПК аудитория – 24 минуты в день на пользователя
3. Среднее время пользователя на май 2021 года:
- Мобильная аудитория – 28 минут в день на пользователя
- ПК-аудитория – 4 минуты в день на пользователя
- Мобильная и ПК аудитория – 24 минуты в день на пользователя
Среднее время пользователя в Инстаграм остается стабильным: 27 минут с мобайла в декабре 2019 года и 28 минут на декабрь 2020-го. Время на ПК даже чуть-чуть выросло: с 3 до 4 минут в день.
Данные mediascope по Инстаграму: https://webindex.mediascope.net/report/dynamic?byDevice=3&byDevice=1&byDevice=2&byGeo=2&byMonth=202105&id=156688
Промежуточные итоги
1. В расчетах выше я использовал открытые данные сервиса mediascope. На этот же сервис ссылается CEO ВКонтакте Марина Краснова в своей статье
2. При сравнении показателей год к году, наблюдается падение среднего времени по всем типам устройств без исключения
3. В сравнении ВКонтакте с ближайшими конкурентами мы видим, что разрыв либо минимальный, либо ВКонтакте уже позади
4. На протяжении всего периода прослеживается явный тренд по снижению (с небольшими отскоками, которые не перекрывают падения):
5. У конкурентов отсутствует тренд на снижение: время пользователя в Инстаграме стабильно, время пользователя в ТикТоке выросло на 8 минут за год!
6. В сервисах-конкурентах не наблюдается спада метрики, даже при сравнении декабря и мая (месяцев из разных кварталов года)
Можно ли сказать, что ВКонтакте умирает?
Считаю, что это открытый вопрос, так как в mediascope представлены только данные за 1.5 года. Чтобы категорично заявить о будущем сервиса, нам нужен график на дистанции нескольких лет. Я бы хотел официально обратиться к администрации ВКонтакте и попросить их о следующем:
1. Предоставьте открытую статистику по Average Daily Duration (Average min. per day) за последние 7-8 лет. Это поможет увидеть реальную динамику вовлечения аудитории в социальную сеть и снимет все вопросы у аудитории VC
2. Раскройте, в каких именно микросервисах люди проводят больше всего времени. Предлагаю предоставить время по следующим разделам продукта (в процентах и минутах от среднего времени):
Ср. время в разделе «Новости»
Ср. время в «Сообщениях»
Ср. время в «Музыке»
Ср. время в разделе «Видео»
Ср. время в «Сторис»
Ср. время в «Клипах»
Ср. время в рекламном кабинете
Это позволит понять, с какими целями люди чаще всего посещают социальную сеть и показать их реальную вовлеченность в потребление контента. Это очень важно для администраторов сообществ и рекламодателей.
Вместо послесловия
Хочу поблагодарить администрацию ВКонтакте за то, что они дали официальный ответ на мою первую статью и «тыкнули носом» в ошибки. Это очень важно, так как именно критика заставляет нас расти и повышать профессионализм. Без вашего ответа я бы не стал глубоко копать поведенческие метрики продукта, просто ограничившись данными о частоте заходов из первой статьи.
Прошу не считать эту статью попыткой «хайпануть» или наехать на крупную компанию. Просто официальный ответ от ВКонтакте пробудил профессиональный азарт и желание разобраться в реальном положении вещей в ВК, а также рассказать об этом аудитории VC. Читателям особая благодарность за критическую обратную связь, сразу видно, что здесь сидит очень много профессионалов.
Автор статьи: Александр Бакалов. Если есть вопросы, то пишите!
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Он, кстати, тут новый перл выдал. Сразу видно, что оно всех этих торгашах и паразитах думает.
Комментарий недоступен
И ведь, главное, действительно не для красного словца сказанул. Долго думали, речь писали, согласовывали. А другой рукой ПМЭФ проводим, инвестиции привлекаем.
Комментарий недоступен
Вспоминается историям с Икеей и Самарой. Больше инвестиции от Икеи в Россию не поступали)
Из первых двух ссылок в гугле:
IKEA планирует вложить 82,5 миллиарда рублей в увеличение своих торговых площадей в России, говорится в сообщении компании.
"В Санкт-Петербурге начинается реализация проекта "Меги Новоселье" площадью 150 тысяч квадратных метров, которая откроет свои двери для жителей и гостей города в 2021 году. Общий объем инвестиций в проект составит 23 миллиарда рублей", — говорится в нем.
В частности, в течение года в Москве начнется проект по расширению торгового центра "Мега Теплый Стан". Общую площадь торгцентра планируется увеличить в 1,4 раза – до 224 тысячи квадратных метров. Инвестиции в проект составят 27,5 миллиарда рублей, сообщается в пресс-релизе.
Также IKEA инвестирует около 18 миллиардов рублей в строительство первого торгового центра "Мега" в Челябинске. А в Краснодарском крае в октябре планируется приступить к увеличению почти в два раза площади "Меги Адыгея-Кубань" стоимостью 14 миллиардов рублей, добавляется в сообщении.
ИКЕА завершила первый этап обновления ТЦ «МЕГА Дыбенко» в Петербурге. Об этом представители компании ИКЕА и ее девелоперского подразделения Ingka Centres в ходе онлайн-конференции, состоявшейся 14 января 2021 года. Начавшийся в 2019 году процесс реновации включает в себя интеграцию ИКЕА в ТЦ, обновление оформления и инфраструктуры «МЕГИ», открытие ресторана, магазина H&M в переходе между основным ТЦ и магазином ИКЕА.
Кроме того, в рамках первого этапа будет открыт пешеходный мост, связывающий ТЦ с парком и жилым районом Кудрово. Инвестиции в первый этап составляют 2,7 млрд рублей. В рамках второго этапа компания сосредоточится на обновлении фасадов, рекластеринге, модернизации ресторанного дворика. Полностью завершить реновацию планируется в 2025 году.
ИКЕА планирует инвестировать около 1 млрд евро в развитие в России. В основном эти деньги будут направлены на обновление проектов в Петербурге, Москве (Химки и Белая Дача), Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону.
В Россию, а не в Москву
Экспансии больше не будет
"Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону."
Ещё там Челябинск и Петербург в новости.
Уж не говорю о том, что Москва это Россия.
Приедьте в регионы и скажите что вы с Москвы, посмотрите взгляд на себя
Ну видимо Икея научилась платить, чтобы "смазывать" разрешения на строительство https://www.vedomosti.ru/business/articles/2010/02/15/ikea-uspeshno-boretsya-s-rossijskoj-korrupciej Поздравляю, деньги не пахнут
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2010/05/11/v-rossii-ikea-chasto-okazyvaetsya-vo-vzyatkoemkih-situaciyah
Кампрад на тот момент был против какого-либо расширения
Ну, я смотрю на москвичей вполне нормально, со всей России съехались люди. Взгляд это хорошо, но эмоции ничего общего с действительностью не имеют.
Хотя, с кем я говорю? С автором слов "Больше инвестиции от Икеи в Россию не поступали)"
Ваша выборка из 1 человека очень репрезентативна. Получая 300к/сек, вы уровень жизни имеете как московский, в любом месте России.
За Икеей не следил после 2013. Видимо вы учились в младших классах, когда происходили события Икеи, и основатель сказал про нежелание проводить экспансию после Самары
Собственно в ваших абзацах говорится про "реновацию" текущих магазинов, а не открытие комплексов где-то в регионах
Нет, в старших. Так, основатель сказал почти десять лет назад, а инвестиции в Россию поступают. Что-то не так?
Поменять красочку в магазинах это не инвестиции в экспансию. Не вижу противоречий.
А вот у вас чет внезапно сильно подожгло
Ну конечно, эти миллиарды не инвестиции в развитие, просто краска дорогая.
И вот это не инвестиции, а просто на электричество:
https://www.ingka.com/news/ingka-investments-boosts-renewable-energy-investments-by-taking-a-49-stake-in-8-solar-pv-parks-in-russia/
"Больше инвестиции от Икеи в Россию не поступали)"
Как найти тут слово экспансия?
Потому что стратегия моего бизнеса экспансия.
У вас миллиард евро выделяют, и все крутится вокруг старых магазинов Питера и Москвы. То что МЕГА устарела, и её надо обновлять, это понятно, ангары надо разукрасить. Это не увеличение аудитории бизнеса, как выдаивали один и тот же объем населения в Икее, так и продолжают.
В будущем будете меня читать, если я пишу траты на развитие, инвестиции - предполагает захват новых рынков и аудитории. Заранее поясняю, может у вас какие-то другие категории, может вы не предприниматель вовсе
Я как-то больше доверяю успеху и стратегии ИКЕА.
https://www.interfax.ru/interview/774801
Вас, конечно, читать даже не собираюсь. Тем более после таких лживых заявлений.
Спасибо что уделили 2 часа времени
Ну, РБК немного похож.
Люди труда нынче на коне, это факт неоспоримый.
Ну вот, потрудился и звезду получил, настоящий пролетарий олигархического труда
Хочет лохторат КПРФ пощупать
Они и так горой за него, какой смысл?
А за Едро?
Это же две стороны одной медали, что ЕдРо, что КПРФ. Говорящие головы продвигающие под разным углом нужную повестку.
Не совсем так, Путину хочется большую часть лохтората в ЕР перетянуть, от того коммунистов по башке Грудиным били. По факту, лишь верхушка КПРФ путинская, основная масса партийного актива на Едро с омерзением смотрят.
Про кпрф такое знаю, про яблоко такое знаю. А вот как обстоят дела у СР, у меня подозрения что на текущий момент партия это лдпр 2.0,
Я думаю, что в ЛДПР, что СР на низовом уровне на Едро смотрят как на говно.
Он разложился на плесень и на липовый мед (с)
Его даже здесь полно, чего про зрителей нтв говорить?
Так и чего он не так сказал?
Индустриализация закончилась лет эдак 50 назад. Рабочий класс никак не может быть движущей политической силой в современных реалиях.
Да хотя бы из-за того, что он самый многочисленный на него будут опираться политические элиты.
Ну конечно, нищие и голодные всегда были опорой для элит. Только эта босота со временем эти же элиты и на кострах сжигала и головы рубила. Так что опираться то можно, но недолго.
1. С чего такой вывод, что рабочий = нищий и голодный? По-моему, принадлежность к классу пролетариата определяется тем, что средства труда не находятся в собственности этих людей, а не их благосостоянием. Те же вполне обеспеченные айтишники вполне могут считаться рабочим классом как по мне.
2. Про то, кто кому рубит голову ответить не могу, но в нашей стране революция произошла как раз из-за того, что власть десятилетиями не решала вопросы самого многочисленного класса.
Если посмотреть широко — то даже веками. Выкупные платежи, благодаря которым крепостное право продолжило существовать де-факто после отмены де-юре, отменили только в 1907 году. Это при том, что ликвидация крепостничества назрела ещё при Екатерине, в середине XVIII века
Кмк рабочие и крестьяне это не одно и то же.
Это мягко говоря. Рабочие en masse пролетарии, крестьяне — буржуазия. Большевики в своё время намучались с мелкобуржуазной классовой сущностью и сознанием крестьянства
Т.е., когда загубили собственный народ, расстреляв сотни тысяч, и репрессировав в разной форме миллионы, а ещё миллионы умерли от голода в следствии раскулачивания - это большевики намучались, а не крестьяне. И вообще, вот, скажем, я тут задумал варить сыр в деревне, может лет через 10 займусь этим. Под это дело нужна маленькая домашняя мастерская, да и пара коров не помешает. Я кормлю семью, детей, зарабатываю себе САМ на жизнь, помощи ни от кого не требую, кормлю народ и прочее. А потом приходит тварь вроде тебя и говорит - иди в ГУЛАГ а семья твоя по ветру за то, что ты мелкая буржуазия. Именно твари вроде тебя и есть причина холокоста, и прочих диктаторских режимов, в Чили, например, т.к. Гитлер неоднократно говорил, что единственная его цель - борьба с большевизмом, весь Майн Кампф об этом (почему он у нас и запрещён), да и Пиночет единственное кого репрессировал - это коммуняк, сюда же Франко, Черные полковники и прочее.
Ты чо, говна въебал?
Нет, просто твой комент прочёл.
Хера ты упоротый
А ты думал тут одни левачки? В курсах, что правачки тоже не лыком шиты. Мы уже не раз в истории показывали себя и ещё покажем. Устроим тут мелкобуржуазную революцию как-нибудь.
Дружище, ты просто агрессивный ишак, который конкретно попутал. Мы, правачки... Мы покажем....
Я вообще в категориях «мы» не мыслю, правачок. Для меня есть только я и никаких мы. Все групповые идентичности я вертел на хую
Просто информирую, не нервничай ты так.
Ладно, не буду тебя ставить на перо. Отмазался, умник
Ахаха хрена тебе прилетело на ровном месте =))