«ВКонтакте» умирает 2.0? Анализируем среднее время пользователя в сервисе (ответ на статью CEO «ВКонтакте»)

Сегодня мы рассмотрим статью генерального директора «ВКонтакте» Марины Красновой и постараемся выяснить, какие показатели на самом деле могут говорить о реальной активности в социальной сети.

Всем доброго дня! Меня зовут Александр Бакалов, я занимаюсь продвижением в социальных сетях с 2016 года.

В предыдущих сериях

На прошлой неделе я опубликовал статью, в которой с помощью открытых данных постарался выяснить реальную активную аудиторию ВКонтакте. Из-за особенностей API и работы парсера, данные не удалось показать в динамике (периодичность заходов задним числом собирается некорректно), на что указали комментаторы VC. После этого я отредактировал статью и дал об этом комментарий.

В этот понедельник CEO ВКонтакте Марина Краснова опубликовала ответ на мою статью, где привела статистику по MAU (месячное число активных пользователей), DAU (дневное число активных пользователей) и retention.

По этим графикам наблюдается рост. Именно эти показатели и должны были опровергнуть данные из моей статьи.

Но и здесь аудитория VC не дала автору спуска, сразу же указав на более корректную метрику, говорящую о реальной вовлеченности аудитории:

Автор первого комментария, несмотря на формулировку, задал верный вопрос «Сколько времени пользователь проводит в день во ВКонтакте?»

Давайте попробуем разобраться, есть ли в открытом доступе статистика по среднему времени в день, которое пользователь проводит в приложении и веб-версии.

Среднее время пользователя в день - ликбез

На английском такая метрика называется Average Daily Duration (также еще встречается название Average min. per day). Этот показатель демонстрирует среднее количество минут, проведенных одним пользователем на сайте / в мобильном приложении за сутки (согласно определению mediascope).

Почему важна именно эта метрика? Как мы знаем, в сутках всего 24 часа и время пользователя ограничено именно этой цифрой. По мере появления новых приложений, внимание пользователя может перетягиваться на другие ИТ-продукты, но, при этом, человек может по-прежнему 1-2 раза в день заходить в уже знакомые приложения.

Перетягивание внимания пользователя может приводить к снижению вовлеченности в уже используемых продуктах или к полному отказу от их использования. Именно поэтому только Average Daily Duration может служить реальной достоверной метрикой при анализе интереса пользователей к социальной сети.

Сколько один пользователь ВКонтакте сидит в социальной сети?

На просторах интернета я нашел интересную статью РБК, в которой, с использованием данных сервиса App Annie, говорится, что с апреля 2020 по апрель 2021 года пользователь в среднем проводил 7,2 часа в ТикТоке и 4 часа во ВКонтакте.

В этой же статье представитель App Annie указывает, что суммарное время, проведенное пользователями в ТикТоке было равно 8,2 млрд часов и только 10,3 млрд часов во ВКонтакте. И это при разнице в размере аудитории MAU более чем в 2 раза (по данным Mediascope, 35 млн в ТикТоке и 72.4 млн в ВК).

Из официального комментария App Annie мы видим, что по абсолютному времени ТикТок почти догнал ВКонтакте. Но это данные по версии App Annie, давайте посмотрим на эти показатели под углом mediascope.

Данные Mediascope о ВКонтакте: падение среднего времени в сервисе

Интересно получается. ТикТок выстрелил в России в конце 2019 года, и люди стали реально «залипать» в него. Но как это сказалось на ВКонтакте? Для этого давайте обратимся к сервису mediascope. Ведь, даже директор ВКонтакте сослалась на mediascope в своей ответной статье.

Сразу же дам вам ссылки, чтобы вы могли меня проверить:

Для начала давайте разберемся с фильтрами:

1. Этот фильтр позволяет анализировать 3 сегмента аудитории: «Россия 100к+» – города РФ с населением от 100к человек, «Россия 0+» - аудитория всех городов и Москву:

2. Это месяц, которым заканчивается период измерения (конечная дата графика):

3. Устройства, которые учитываются при измерении статистики:

4. В разделе «Динамика» мы можем посмотреть статистику по отдельным метрикам в периоде (в том числе и по среднему времени на пользователя в день):

5. Для этого выбираем параметр «Avg. min. Per day»:

6. На всякий пожарный, уточняем, что мы правильно поняли метрику – это действительно среднее время, которое пользователь провел на ресурсе:

7. Теперь перед нами во всей красе предстает график со средним временем пользователя на сайте. Данные по всем типам устройств доступны только с декабря 2019 года:

Давайте сравним данные декабря 2019 и декабря 2020 года (месяц к месяцу). Данные получаются в динамике и, таким образом, их можно считать достоверными и исключающими сезонный фактор.

1. Итак, среднее время пользователя на декабрь 2019 года:

- Мобильная аудитория – 41 минута в день на пользователя

- ПК-аудитория – 21 минута в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 39 минут в день на пользователя

2. Среднее время пользователя на декабрь 2020 года:

- Мобильная аудитория – 37 минут в день на пользователя

- ПК-аудитория – 18 минута в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 34 минуты в день на пользователя

Если подытожить, то с декабря 2019 по декабрь 2020 среднее время пользователя снизилось на всех устройствах:

Слабо похоже на рост, правда? А ведь CEO ВКонтакте рапортует о росте MAU в этот период. Видимо, рост пользователей не равен росту вовлечения.

Давайте теперь посмотрим цифры на май 2021 года (самые последние данные, доступные в mediascope).

3. Среднее время пользователя в сервисе на май 2021 года:

- Мобильная аудитория – 35 минут в день на пользователя

- ПК-аудитория – 16 минута в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 31 минута в день на пользователя

Понятно, что сравнивать декабрь и май не совсем корректно из-за фактора сезонности. Но, как мы можем видеть по графику, вне зависимости от сезонности график постоянно, с небольшими отскоками, идет вниз. Итак, сравнение декабря 2019 и мая 2021 года:

Все это открытые данные. Вы можете самостоятельно их посмотреть и проверить меня.

Еще раз продублирую здесь ссылку на открытую статистику mediascope: https://webindex.mediascope.net/report/dynamic?byDevice=3&byDevice=1&byDevice=2&byGeo=2&byMonth=202105&id=16571

Mediascope: статистика ТикТок

В TikTok отсчет статистики начинается с февраля 2020 года. Многие скажут, что ТикТок и ВКонтакте нельзя сравнивать, ведь ТТ не является полноценной социальной сетью со множеством функций. Я считаю, что сравнивать ТТ и ВК можно, так как оба сервиса конкурируют за внимание пользователя и являются местом для потребления контента.

1. Среднее время пользователя на февраль 2020 года:

- Мобильная аудитория – 28 минут в день на пользователя

- ПК-аудитория – 2 минуты в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 25 минут в день на пользователя

2. Среднее время пользователя на февраль 2021 года:

- Мобильная аудитория – 36 минут в день на пользователя (рост на 8 минут за год!)

- ПК-аудитория – 4 минуты в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 33 минуты в день на пользователя

3. Среднее время пользователя на май 2021 года:

- Мобильная аудитория – 36 минут в день на пользователя

- ПК-аудитория – 4 минуты в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 33 минуты в день на пользователя

С февраля 2020 по февраль 2021 года среднее время пользователя в ТикТоке выросло с 28 до 36 минут! Как вы можете заметить, ТикТок обошел ВКонтакте по среднему времени пользователя на всех ресурсах, кроме ПК-версии.

Mediascope: статистика Инстаграм

1. Среднее время пользователя на декабрь 2019 года:

- Мобильная аудитория – 27 минут в день на пользователя

- ПК-аудитория – 3 минуты в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 25 минут в день на пользователя

2. Среднее время пользователя на декабрь 2020 года:

- Мобильная аудитория – 28 минут в день на пользователя

- ПК-аудитория – 4 минуты в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 24 минуты в день на пользователя

3. Среднее время пользователя на май 2021 года:

- Мобильная аудитория – 28 минут в день на пользователя

- ПК-аудитория – 4 минуты в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 24 минуты в день на пользователя

Среднее время пользователя в Инстаграм остается стабильным: 27 минут с мобайла в декабре 2019 года и 28 минут на декабрь 2020-го. Время на ПК даже чуть-чуть выросло: с 3 до 4 минут в день.

Промежуточные итоги

1. В расчетах выше я использовал открытые данные сервиса mediascope. На этот же сервис ссылается CEO ВКонтакте Марина Краснова в своей статье

2. При сравнении показателей год к году, наблюдается падение среднего времени по всем типам устройств без исключения

3. В сравнении ВКонтакте с ближайшими конкурентами мы видим, что разрыв либо минимальный, либо ВКонтакте уже позади

4. На протяжении всего периода прослеживается явный тренд по снижению (с небольшими отскоками, которые не перекрывают падения):

5. У конкурентов отсутствует тренд на снижение: время пользователя в Инстаграме стабильно, время пользователя в ТикТоке выросло на 8 минут за год!

6. В сервисах-конкурентах не наблюдается спада метрики, даже при сравнении декабря и мая (месяцев из разных кварталов года)

Можно ли сказать, что ВКонтакте умирает?

Считаю, что это открытый вопрос, так как в mediascope представлены только данные за 1.5 года. Чтобы категорично заявить о будущем сервиса, нам нужен график на дистанции нескольких лет. Я бы хотел официально обратиться к администрации ВКонтакте и попросить их о следующем:

1. Предоставьте открытую статистику по Average Daily Duration (Average min. per day) за последние 7-8 лет. Это поможет увидеть реальную динамику вовлечения аудитории в социальную сеть и снимет все вопросы у аудитории VC

2. Раскройте, в каких именно микросервисах люди проводят больше всего времени. Предлагаю предоставить время по следующим разделам продукта (в процентах и минутах от среднего времени):

  • Ср. время в разделе «Новости»

  • Ср. время в «Сообщениях»

  • Ср. время в «Музыке»

  • Ср. время в разделе «Видео»

  • Ср. время в «Сторис»

  • Ср. время в «Клипах»

  • Ср. время в рекламном кабинете

Это позволит понять, с какими целями люди чаще всего посещают социальную сеть и показать их реальную вовлеченность в потребление контента. Это очень важно для администраторов сообществ и рекламодателей.

Вместо послесловия

Хочу поблагодарить администрацию ВКонтакте за то, что они дали официальный ответ на мою первую статью и «тыкнули носом» в ошибки. Это очень важно, так как именно критика заставляет нас расти и повышать профессионализм. Без вашего ответа я бы не стал глубоко копать поведенческие метрики продукта, просто ограничившись данными о частоте заходов из первой статьи.

Прошу не считать эту статью попыткой «хайпануть» или наехать на крупную компанию. Просто официальный ответ от ВКонтакте пробудил профессиональный азарт и желание разобраться в реальном положении вещей в ВК, а также рассказать об этом аудитории VC. Читателям особая благодарность за критическую обратную связь, сразу видно, что здесь сидит очень много профессионалов.

Ждем официальный ответ от администрации социальной сети. Как мы знаем, сюда они все-таки заходят. Надеюсь, что они предоставят открытую статистику и подробно пояснят цифры для читателей VC.RU

Автор статьи: Александр Бакалов. Если есть вопросы, то пишите!

0
655 комментариев
Написать комментарий...
Kraftwerk

Кмк наблюдается и общее уменьшение интереса к соцсетям как таковым и надобности оных. "Сламаны игрушки, дети наигрались". Ну, как прошла мода на смотрение Санты Барбары или реалити-шоу. Хотя были ого-го какие. Эволюциоия вымывает не сильно всё ей нужное. 

Самый понятный пример - телега и её мгновенная популярность. Что она: соцсеть или мессенджер? Оба два. Самая юзфул штука оказалась. А эти все соцсети с фотками "Это я на Кипре" - такое себе. Всё менее и менее кому-то нужное + засранное ботами, гомосеками рекламщиками, сеошниками, хуёшниками, журналюшниками и прочей перхотью.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Вроде у инстаграма всё хорошо. А у тиктока так вообще

Ответить
Развернуть ветку
Vlsd Seregin

У инстаграма всё плохо. Никто из толковых людей там не сидит, только торгаши показывать свой товар, бабы-утки с губами и прочие моды и бьюти-блогеры обоссаные.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

А кто для тебя толковый?
Безос, Билл Гейтс, Обама, Меркель, Байден и т.д. не очень толковые видимо.

Если у вас такая лента, ну, вы сами так подписались. В инстаграме есть люди любых профессий, программисты, дизайнеры, журналисты, политики, бизнесмены, кондитеры, финансисты, актёры, исполнители, художники, водители кто угодно

Ну и успешность сервиса какой-то «толковостью» не измеряется. Измеряется, например, ростом аудитории и прибылью.

Ответить
Развернуть ветку
Vlsd Seregin

Инстаграм - про бьюти-блоггинг. Это просто такая специализация у этой "соцсети". Перечисленные гейтсообамы присутствуют во всех соцсетях для охвата. Конкретно в инсте они постят бьюти-фотки о жизни, распространяют счастье и радость. В каких-то других соцсетях, например в твиттере, они могут тоже присутствовать, но уже для реализации потребности делиться мудростями и сиюминутными озареними.

Ну и надо понимать, что лично эти люди чаще всего нигде не сидят, а их "сидение" там реализуется пресс-службой для выполнения функции публик релятион. Отношения с публикой.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Вот что-то гейтс вместо счастья и радости сделал книжный клуб

Ответить
Развернуть ветку
Vlsd Seregin

Это всё про счастье и радость. Пропаганда знаний в формате радость, улыбки, счастье, будущее, веселье.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Дак а почему это плохо? Наоборот, это намного менее токсичная соцсеть, чем твиттер, например

Ответить
Развернуть ветку
Vlsd Seregin

Это не плохо, это просто очень узкоспецифично. Для любителей визуального позитиффчика и верунов в короткие лозунги про то, как всё будет крутотанско. Не конструктивно и туповато. Контент продаётся конечно. Ну пиво и сигареты и компьютерные игры про резню в потьмах тоже продаются и что.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z
1.16 миллиарда активных пользователей
Очень узкоспецифично

Ага

Ответить
Развернуть ветку
Vlsd Seregin

Странно тут искать противоречие

Ответить
Развернуть ветку
Александр Б.

+

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Странно, конечно что у меня, моих друзей, моих коллег аккаунты не про бьюти-блоггинг.

Ну, как скажете

Ответить
Развернуть ветку
Vlsd Seregin

Ну они не вписываются в цель соцсети. И соответственно получают меньше просмотров, чем если бы вписывались. Но это не плохо.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

В любом случае писать у инстаграма «всё плохо» некорректно. И с точки зрения бизнеса и с точки зрения контента для разных групп людей

Ответить
Развернуть ветку
Vlsd Seregin

Да там одна группа людей - хепинесс, счастье, красота, здоровье, молодость, бьюти, инстаутка.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

И сколько процентов там бьюти-блоггерш?

Ответить
Развернуть ветку
Vlsd Seregin

100% вроде. В той или иной форме. Инста - это же про фоточки. А фоточки всегда про красоту.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Ясно, даже начинать спор не стоило. Одни голословные заявления и ничего больше

Ответить
Развернуть ветку
Vlsd Seregin

Да вроде полнословные, подтверждённые объективной реальностью и логикой. Доступа к логам серваков инсты нет, приходится довольствоваться толко внешними наблюдениями, сорян.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Ну дак подтвердите свои слова

Ответить
Развернуть ветку
Vlsd Seregin

Так в них нет сомнения.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Меня ты не убедил. Мой опыт в инстаграме не соответствует твоим словам. Почему в них нет сомнений?

Ответить
Развернуть ветку
Vlsd Seregin

Да вроде соответствует. Ты щас описал опыт и он вписался в бьюти-тему. Сидят безосы, гейтсы и бьютиблогерствуют помаленьку.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Естественно вписался, ты же любую деятельность вписал в бьюти-тему. Слабые аргументы, в общем, других я так понял не будет, типа статистики, хоть какой-нибудь аналитики

Ответить
Развернуть ветку
Vlsd Seregin

Не любую, а выраженную в виде демонстрации в коротком контенте красивых картинок с улыбками, счастьем, пропаганды светлого будущего, позитива и т.д. Примеров другой деятельности в инсте ты чё-то не привёл. Везде у тебя в примерах "бьютизм".

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Оппозиционеров с 4 млн подписчиков, видимо не существует. Что угодно спроси, это будет в инстаграме, одна из самых популярных соцсетей в мире ж

Ответить
Развернуть ветку
Vlsd Seregin

Бьюти-блогерство со вкусом политоты. Бывает бьити-блогерство для беременных, для книжных червей, для натуралов, для геев. Вот для навальнистов тоже есть.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Ахахах, ясно. Увы, аргументы больше смешные, чем убедительные

Ответить
Развернуть ветку
Vlsd Seregin

А чё там в инстаграме у навального, серьёзные длительные глубокие дебаты с разбором общественно-политической жизни, лекции об экономике на 1.5 часа, прения сторон? Нет, всё то же бьюти-блогерство: бахнул красивую фотку (обнимашка с женой, "вот я важно читают документ", "вот я встретился с важным чуваком", "вот меня прессуют а я герой и терплю", "вот я красивый говорю с трибуны", "вот я как лидер смотрю на будущее", "я здоров и красив"), написал лозунг про счастливое будущее и готово. Ничем не отличается от "пугачёва бахнула фотку в красивом кресле и написала что всех любит".

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Ну, мы начали с «баб-уток», а закончили видимо всеми группами людей. Меня такое устроит

Ответить
Развернуть ветку
Vlsd Seregin

Бабо-утизация всех сфер жизни - назначение инсты.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Ага

Ответить
Развернуть ветку
Vlsd Seregin

ОК

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

А обама делится музыкой

Ответить
Развернуть ветку
Vlsd Seregin

Тоже про счастье и радость и бьюти и хеппинесс.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Парфенов про кино рассказывает. Это всё звезды. Есть миллионы людей, которые не про бьюти-блоггинг

Ответить
Развернуть ветку
Vlsd Seregin

Парфёнов вещает видимо на бьюти-блогерш с рублёвки. Возможно ему бабос нужен, раз выбрал читателями своих проповедей аудиторию инста-уток, а не фейсбука. Может какая-то жена-домохозяйка с рублёвки заметит, скажет мужу-полковнику что надо помочь парню, муж отвалит лям денег.

Ответить
Развернуть ветку
Vlsd Seregin

И тем более я про аудиторию писал, кто "сидит". Безосы там не сидят, у них инста - это просто один из оконечных щупалец их пресс-службы, куда делается слив их постов.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kraftwerk

Дети, как ни странно, гораздо утилитарней подходят к жизни. Не плывут по инерции ещё, более чистый взгляд на всё.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kraftwerk

Не всё так просто. Поколение, например, анимешников уже обзаводится детьми. Которые казалось бы должны тоже визжать от этих мультиков, но нет. Скорее наборот: "Мой папа ебобо, фигню какую-то смотрит". Не тиражируется среди детей эта мода уже. Не модная особо и не интересная им.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Попиты и маски анонимуса говорят об обратном

Ответить
Развернуть ветку
Kraftwerk

Если ребенок дольше пары дней (если не минут) увлеченно попитит - его срочно надо к психиатру. Возможно, ещё есть шанс.

Ответить
Развернуть ветку
Kraftwerk

Фотоальбомы и видосы с дурачками всегда будут актуальны. ВК был этим частично - вот и закономерно и отправляется в небытие вслед за Одноклассниками.

Ответить
Развернуть ветку
652 комментария
Раскрывать всегда