Как Дуров предал идеалы Википедии

Вы, небось, думаете уже, что мы продали ВКонтакте души и души в нем не чаем. Ничего подобного: мы хвалим соцсеть в случае, когда она того заслуживает, но при виде косяка становимся строги и беспощадны. Как уже говорил, у меня миллион претензий к ВК, а свежее нововведение с закрепленными записями сделало главную из них еще сильнее. Так что подробно о ней написал, заодно сравнив с Facebook (спойлер: здесь сравнение совсем не в пользу ВК).



 

Чтобы все поняли масштаб и контекст претензии, зайти придется издалека. Давным-давно ВКонтакте ввели вики-разметку в группах, позволяющую администраторам создавать целые системы статичных страниц с любой информацией. Получился мощный инструмент для того, что подолгу не теряет актуальности.

Например, в популярнейшем “Клубе владельцев Nokia” о новостях Nokia сообщают на стене, а вот подробный справочник по всем моделям сделали в вики-разделе. Это хорошо и для участника группы, желающего купить телефон, и для администратора, которому созданная вики-страница приносит отдачу вечно (в то время как новость через неделю никому не нужна), и, наконец, для всего сайта, получающего вместо сиюминутной ерунды контент на века — редкость в наш век “твиттеризации”. Удобно, правда?

[caption id="attachment_5337" align="aligncenter" width="635"] Главная страница “Клуба владельцев Nokia” с зеленым вики-меню, позволяющим перейти к другим вики-страницам[/caption]

Идиллия закончилась в начале 2011-го, когда в январе ввели публичные страницы без вики-меню, а в марте вовсе свернули все вики-меню в группах, оставив текстовую строчку, на которую надо нажать для разворачивания. Вроде бы весь доступный функционал сохранился, лишь сделай на один клик больше — но это изменило все. Пользователи в большинстве своем не разворачивают меню. Желающие купить Nokia попросту не знают, что интересующая их информация о моделях находится в двух кликах. Администраторы не понимают, зачем им корпеть над вики-страницами с крутым проработанным контентом, когда их никто не видит. ВКонтакте лишается этого проработанного контента. Хуже стало всем заинтересованным сторонам.

[caption id="attachment_5339" align="aligncenter" width="635"] Та же группа Nokia после нововведений[/caption]

Хуже всего, по-моему, что произошла та же самая “твиттеризация”: осталось сиюминутное, ушло важное. Человек, подаривший миллион долларов Википедии и полчаса распинавшийся со сцены о ее достоинствах, собственными руками убил эти же достоинства в своем проекте. Он рисовал ось от “информативности” к “коммуникативности”, поясняя, как ценно быть с левой стороны оси и как важна “структурированная объективная информация” — а сам заставил своих пользователей совершить резкий шаг вправо от структурированной информации вики-разметки к чатикам.



Зачем это понадобилось? Объяснение от ВКонтакте звучит так: “Появится удобное, одинаковое везде меню. Когда пользователь ходит по страницам, ему важно понимать, где он находится, что происходит и что случится после того, как он нажмёт ту или иную кнопку. Не должно быть ситуаций, когда пользователь заходит на какую-то страницу и попадает в лихие 90-е с картинками и рекламой на полстраницы, с баннерами. Не должно быть ситуаций, когда для продвижения на очень простой площадке требуются какие-то посредники, которые «знают, как сделать для Вашей группы меню».“

ОК, определенная правда в этом есть: в группах с названиями вроде “ПоЗиТиВ нА кАжДыЙ дЕнЬ” от вики-меню порой хотелось зажмуриться. Но, во-первых, в таких группах желание зажмуриться вызывает примерно все. Во-вторых, стремясь оградить пользователей от плохого в плохих группах, их заодно лишили хорошего в хороших. В-третьих, обещанного “удобного, одинакового везде меню” не появилось (блок “ссылки” удобным назвать нельзя). В-четвертых и в-главных, проблему ужасного оформления групп это не решило. Потому что потребность в меню и в статичной информации никуда не делась, так что администраторы принялись делать это как могли: совать ссылки на вики-страницы простыми некрасивыми URL’ами в описание группы, использовать для навигации специальный фотоальбом, повторять важное каждую неделю новостью. Все это нецелевое использование средств во многих случаях выглядит еще кривее и непонятнее, чем “лихие” вики-меню.



А недавно в рекламном кабинете ВКонтакте ввели возможность при переходе пользователя в группу по рекламе показывать вики-меню развернутым. По-моему, тем самым соцсеть расписалась в том, что развернутое меню — не роскошь, а действительно нужная владельцам групп функция.

В итоге сворачивание меню считаю главной ошибкой ВКонтакте за все время, но это было полбеды: недавно все стало еще хуже. Сначала ничего не предвещало беды: появилась возможность “закреплять” одну из новостей, когда она остается в группе верхней, не уходя вниз под новыми, и это было отличным шагом навстречу важной информации (если у вас в группе месяц идет большой конкурс, новость о нем может весь месяц висеть первой, и все новички будут его сразу видеть). Но затем в группы выкатили новую реализацию, при которой закрепленная новость не просто остается верхней в списке, а оказывается прямо под названием группы и заменяет собой вики-меню вместе с описанием — и это ад, мрак и ужас.

Потому что все то, из-за чего вики-меню свернули, тут же вернулось: ведь к оказавшимся на самом видном месте записям можно прикреплять фото, видео и аудио, делать в них красивые ссылки и так далее. Так что в закрепленных новостях мгновенно начались лихие 90-е с картинками на полстраницы, баннерами сторонних проектов и ссылками, ведущими непонятно куда. И теперь пользователи, зайдя в популярную группу и привычно поискав глазами под названием группы ее описание, натыкаются на такое:

[caption id="attachment_5342" align="aligncenter" width="634"] Хочешь 302453 голосов? Спроси меня как[/caption]

Или такое:

[caption id="attachment_5343" align="aligncenter" width="635"] Рублю бабосы[/caption]

Ужас нового решения в том, что оно берет худшее от обоих предыдущих. При открытом вики-меню был графический ад, зато с удобным доступом к статичным страницам, при свернутом — наоборот. Теперь же и удобного доступа нет, и ад во всю ширь. Администраторы хороших групп с полезными вики-разделами мучаются, а любителям ставить кошмарные баннеры настало раздолье.

Вдобавок к этому, когда делают пестрый трэш для приветствия пользователей в группе, он теперь не только оказывается у нее под названием, но и (как любая другая новость) идет всем подписчикам в ленты, хотя зачастую для этого совершенно не предназначен.

Кроме того, многие новости, которые хочется временно закрепить верхними, при этом совершенно нет смысла выносить прямо в описание группы под названием. Если в группе появился очень крутой контент — его хочется на время закрепить новость, чтобы новые пользователи об этом узнавали, но не тыкая им в нос этим контентом, когда они еще не разобрались, о чем сама группа-то. Получается, что пока новой функцией активно злоупотребляют, воспользоваться ей по прямому назначению зачастую вообще не получается.

К тому же из-за потребности в развернутом меню администраторы групп начинают извращаться с закрепленными записями, пытаясь сделать это меню там: например, давая ссылки на вики-страницы некрасивыми длинными URL’ами, не бросающимися в глаза и затрудняющими навигацию. И если вы думаете “в таком случае меню хотя бы текстовое без графического трэша”, то ошибаетесь: под этими ссылками зачастую стоит картинка с надписями "ЖмИ сЮдА!!!" и красными стрелочками.

Наконец, непонятно, ради чего вообще вся эта фигня: закрепление записи уже в первой реализации работало отлично, еще и позволяя использовать закрепление одновременно с вики-меню и описанием, а не выбирая из них. То есть нововведение получается к худшему прямо-таки со всех сторон.

Возможно, чего-то не понимаю. Буду благодарен, если в комментариях представители ВКонтакте объяснят, почему баннеры и удобный доступ к вики-ресурсам — это плохо, а те же баннеры без удобного доступа — это хорошо. А пока что напишу, как с “несползающей” информацией обстоят дела в Фейсбуке.

Во-первых, закреплять в таймлайне одну из записей наверху тоже можно. И при этом запись просто всегда оказывается первой, не раздуваясь, не вытесняя другие элементы страницы и, как следствие, не приводя ни к каким лихим 90-м. Все удобно, функционально и ничему не мешает.

Во-вторых, можно добавлять в Facebook собственные статичные материалы, становящиеся пунктами в меню вашей страницы. Мы даже писали о том, как именно это сделать. Правда, там лютый мануал, который окажется не каждому по зубам, а более простой способ предполагает отдельный хостинг, что тоже неудобно. Да и от косяков в процессе никто не застрахован — у меня вот даже на нашей странице “Впервые тут?” фотография внизу загружается наполовину.

Но, в общем, при большом желании и прямых руках достичь нужного результата возможно. То есть моя аналогия “ВКонтакте похож на Apple, а Facebook на Linux” остается верной: Линукс — это когда на вопрос “а можно сделать вот так?” отвечают “можно, но сначала надо выучить C++, вступить в переписку со Столлманом и отрастить бороду”, а Apple — это когда на тот же вопрос отвечают “нет, нельзя”. Обычно и у Apple, и у ВКонтакте это не становится проблемой, потому что большинство нужных обычному человеку функций реализовано, и вопрос “а можно ли” задают о чем-то, нужном лишь отдельным гикам. Но порой не хватает чего-то более существенного, и этот случай — из таких. И тогда кажется, что уж разобрался бы как-нибудь в этих зубодробительных мануалах, дайте только нужного результата добиться, и Фейсбук внезапно оказывается ближе и приятнее.

Мы провели Рисерч среди нескольких администраторов крупных ВК-сообществ (от 50 000 участников) и выяснили, что в анонимном опросе среди них находятся не только критикующие сворачивание вики-меню, но и одобряющие (небось это админы пабликов завидуют, у них-то и свернутого нет), однако в комментариях к опросу сворачивание меню и закрепление записей в его нынешнем виде вызвали только негатив:



Напоследок песня о том, как мимолетные тренды, через две минуты уходящие в лентах вниз и никого уже не волнующие, вытеснили ВКонтакте классику на все века, обитавшую в вики-разделах.

 

http://www.youtube.com/watch?v=RIIO7KzqNuc

 

#ВКонтакте #Рисёрч #Фейсбук

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Евгений Трифонов", "author_type": "self", "tags": ["\u0444\u0435\u0439\u0441\u0431\u0443\u043a","\u0440\u0438\u0441\u0451\u0440\u0447","\u0432\u043a\u043e\u043d\u0442\u0430\u043a\u0442\u0435"], "comments": 0, "likes": 15, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "social", "id": 369, "is_wide": true }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления