Российские пользователи Facebook возмутились незаконной рекламе лекарств от рака Статьи редакции

Управляющий партнёр инкубатора Impulse VC Кирилл Белов обратил внимание своих читателей на «незаконные рекламные объявления в российском Facebook», рассказывающие о лекарстве от рака. ЦП обсудил с юристами и самим Беловым методы противодействия вводящей в заблуждение рекламы на западной площадке.

По словам Белова, на протяжении нескольких месяцев он наблюдает рекламу «препарата ГА-40», который, как утверждается в объявлении, помогает бороться с раковыми заболеваниями.

Это просто уже не смешно, полгода я смотрю на рекламу GA-40. Псевдолекарства от рака. Кто у нас Facebook в России заведует? Остановите этот процесс, люди наживаются на болезнях и отчаянии.

ЦП проконсультировался с юристом Севаном Аваляном по поводу интернет-рекламы лекарственных средств сомнительного характера. По его словам, в России обязательно получение российской лицензии на производство лекарственных средств, также обязательна регистрация лекарственных препаратов в РФ перед тем, как выпускать их в свободный оборот на территории страны.

Как в рекламном блоке, так и на сайте лекарственного препарата не опубликовано никаких свидетельств, лицензий, сертификатов соответствия. На основании норм закона и отсутствия государственной регистрации препарат распространяется незаконно.

Рассматриваемый вопрос регулируется также законом РФ «О защите прав потребителей». Сайт компании нарушает правила статей 4, 7, 8, 9 и 10 названного закона, которые закрепляют права потребителя на надлежащее качество, безопасность, информацию об изготовителе, информацию о товаре. Продавцы вводят потребителей в заблуждение, что может нанести серьёзный вред здоровью и повлечь привлечение виновных лиц к уголовной ответственности.

Федеральный закон «О рекламе» регулирует законность нахождения рассматриваемого объявления на площадке рекламораспространителя — Facebook. Cпорный рекламный блок нарушает требования пункта 8 части 1 статьи 24 — «Реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий». Частью 6 статьи 24 установлено, что сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

Частью 7 установлено, что реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В рекламе, распространяемой среди прочего через соответствующие интернет-сервисы, такому предупреждению должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади.

— Севан Авалян, юрист

В обсуждении, инициированном Беловым, приняли участие и сотрудники Facebook. Анна-Мария Тренева, отвечающая за рекламное направление в Восточной Европе, посоветовала инвестору нажать на крестик в правом верхнем углу рекламного объявления, чтобы отметить его, как нежелательное и скрыть. В ответ Белов заметил, что хотел бы скрыть его для всех, потому что это «развод», но оказался у Треневой в «чёрном» списке. На момент публикации заметки Тренева не ответила на запрос ЦП.

Представитель Facebook в России Екатерина Скоробогатова заявила в комментариях к записи, что сотрудники разбираются в ситуации.

Впоследствии Белов заявил, что планирует обратиться в европейский офис компании. В разговоре с ЦП Белов рассказал, как именно он намерен действовать дальше.

Сотрудники Facebook ничего с этим делать не хотят или не могут?

Я так понимаю, и не хотят, и не могут. У меня осталось два пути: жалоба в профильные ведомства на сайты препаратов (это я уже готовлю с юристом) и жалоба в профильные ведомства на Facebook (жду). Второй путь — письмо менеджеру из Facebook, который курирует российский офис. Его контакты мне уже дали друзья из американского офиса корпорации. Тоже пока не запускал процесс.

Ждём реакции российского офиса: для меня важно, чтобы подобный тип рекламы вообще отсутствовал в Facebook. Это аморально, помимо того что нарушает закон о рекламе лекарственных препаратов.

Такая реклама впервые появилась?

Если посмотрите мой пост, то там рядом теперь вторая такая реклама есть. Раньше подобного ничего не видел. Но это, возможно, связано с эффектом blind spots, когда рекламу ты не видишь вообще. А биотех — моя слабость, поэтому обратил внимание. И несколько месяцев эта реклама висит.

Вы устраиваете своеобразный крестовый поход против недобросовестных рекламодателей и молчаливого Facebook. Как оцениваете свои шансы на успех?

Никакого крестового похода, просто гражданская позиция. Несколько знакомых перенесли сложный период борьбы с раком, я бывал в ведущих клиниках и R&D-центрах по борьбе с этим недугом. И знаю, что люди готовы поверить любому шарлатану, лишь бы вылечить близкого человека. Так что это нормальная гражданская позиция и те 10%, что каждый из нас должен тратить на общество и среду вокруг себя.

Возможно, кому-то это спасет жизнь, так как он не потратит время на дорогое плацебо, а сразу поедет в клинику. А если в результате российский офис получит больше полномочий и сотрудников и будет работать на благо пользователей сети — прекрасно

Кого и как можно прилечь к ответственности в данном случае?

Честно — пока не знаю. Я заказал консультацию у профильного юриста, жду ответ. Предполагаю что проще всего привлечь Facebook за размещение рекламы с нарушениями, но мне бы этого не хотелось. А вот привлечь производителя и распространителя этой «бадяги» скорее всего невозможно. И меньше всего мне бы хотелось, чтобы ситуацией воспользовались в политических целях.

Так что цель номер один — Facebook, который анализирует содержание рекламы и scam не пропускает. Цель номер два — интерес к решению этой проблемы со стороны госорганов, которые так активно блокируют политинформацию, но плохо работают с аферистами.


С 2012 года рекламодателями поднимается вопрос о работе с Facebook, который не взаимодействует с российскими агентствами, слишком долго производит модерацию объявлений и не предоставляет техническую поддержку. Публичный диалог с администрацией на момент написания материала остаётся открытым.

0
5 комментариев
Популярные
По порядку
Пейджи Ларр

Нажать на крестик и забыть. Шикарный ответ от руководителя направления по всей восточной европе.

- Там рекламируют наркотики!
- Нажмите на крестик и забудьте.

- Милиция, в соседней квартире человека убивают, кричит на весь дом.
- Наденьте беруши.

- Извините а можно мне как то связаться с рекламным отделом?
- Можно.

Неудивительно что с таким подходом Фейсбук на территории СНГ проигрывает даже одноклассникам. Не говоря уж про ВК.

Ответить
17
Развернуть ветку
Jack

"пожалуйсту" (с)

Ответить
0
Развернуть ветку
Vasiliy Smetanin

А ведь и правда, всего надо было отметить рекламу и написать причины. Она бы больше не появилась на фесйбук, та самая частичная пре-модерация.

Ответить
1
Развернуть ветку
Дмитрий Гладуш

"прилечь к ответственности"

Ответить
1
Развернуть ветку
Игорь Щедрин

Привлечь за нарушение правил рекламы - реально. Привлечь за отсутствие лечебного эффекта - нереально. Если у людей нет регистрации ни в одной стране и нет КИ - то ок, но они наверняка есть. Кроме того, этот препарат может действительно обладать доказанным эффектом снижения риска развития раковых опухолей. И чего тогда?

Ответить
1
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Читать все 5 комментариев
Ты всё ещё доверяешь калькуляторам веб сервисов ?

При поиске жилья наткнулся на интересный калькулятор "Копить или купить" от ЦИАН.

«Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдёт»: как родилась ранняя советская реклама Статьи редакции

Чтобы конкурировать с частниками в годы НЭПа, государству пришлось запускать свои рекламные кампании. Для треста Моссельпром Маяковский писал слоганы, а Родченко рисовал плакаты.

Рекламы хлеба и печенья
Прохождение собеседования на позицию бизнес-аналитика

Личный опыт человека, получившего более 20 офферов на позицию бизнес-аналитика. Время чтения статьи: примерно 8 минут.

Как всё успевать, если энергия есть только к вечеру

Что делать, если жизнь начинается только после обеда и надо ли себя перестраивать. Спойлер: есть быстрые способы.

Лучший и единственный дневник тренировок в телеграм

Всем привет, меня зовут Антон! У меня не получилось найти идеальное приложение, поэтому я создал минималистичный бот для ведения дневника тренировок, в котором нет ничего лишнего.

Календарь тренировок и статистика в @workoutybot
Когда психотерапия не помогает

Смотрите, какая занятная штука получается. Вот плохо у человека все в жизни. Отношений нет, денег зарабатывает мало, в будущем ничего хорошего не видит. Что ему делать?

Статус бота Veles
В Москве появился фонд, инвестирующий в перспективные транспортные проекты

Фонд развития московского транспорта будет поддерживать стартапы, разрабатывающие прорывные технологии.

Как пандемия изменила рынок онлайн-страхования

Выяснили и рассказываем, как изменился онлайн-спрос на услуги страхования с начала пандемии.

«Инновации — это поле для сражений»

Как фуд-ритейл внедряет новые технологии.

«Холакратия, любимые мемчики и прозрачность»: программист о работе в Точке, моделинге и запуске треков на Spotify

Точка — это про людей. Про сотрудников, которые создают удобный банк для бизнеса. Мы запускаем серию интервью с нашей командой, чтобы рассказать, как у нас всё устроено.

null