(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/PpMx', text: 'Аудит рекламного кабинета Я.Директ БЕСПЛАТНО', button: 'Получить', color: '#7FC6FF', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Сколько реально пользователей у Инстаграм* и FB в России: сомневаемся в данных Mediscope и Forbes

Привет, с вами Настя Уминская из @hooglink. С момента блокировки и великого исхода пользователей соцсетей прошло 5 месяцев. Но внятную аналитику подвезли только сейчас. Насколько она релевантна и о чем говорят эти цифры? Разберемся в статье.

Mediascope специально для Forbes подсчитал аудиторию социальных сетей в России.

Что там у экстремистов?

  • Аудитория запрещенного Facebook сократилась за январь-июль в 8 раз, а Instagram в 4 раза.
  • Mediascope отдельно подсчитал общие охваты и охваты с сессией более 5 минут, потому что заходы в соцсети без ВПН сильно портили статистику.
  • К марту в Instagram было 30 миллионов пользователей, в апреле уже 14,2 миллиона, а в июле 10,6 миллионов.
  • Если считать сессии дольше 5 минут, то в марте в Instagram охваты упали до 16,9 миллионов, к апрелю до 6 миллионов, к июлю до 5,5 миллионов.
  • В Facebook аудитория упала до 1,9 миллионов в июле, а если считать только сессии дольше 5 минут, то до 305 000.

Критика подхода

Руководитель «Роскомсвободы» отметил, что многие россияне используют VPN. Mediascope настаивает, что «видит всю картинку медиапотребления», так как данные собираются при помощи «технологий».

Что это за уникальные технологии, правда, читателям не объяснили. Насколько технически возможно учесть всех пользователей всех ВПН — непонятно. Если вы в курсе этой методологии или знаете инструменты, поделитесь в комментариях.

Пока что, по данным Минцифры 20% россиян используют VPN, а это трафик, который фактически не поддается подсчету.

Альтернативная точка зрения

LiveDune опубликовал свое исследование в конце июня с данными по май включительно.

В этом исследовании сравниваются охваты постов и сторис блогеров. У постов падение серьезное, но нужно понимать, что Инста агрессивно экспериментировала с форматом. А пользователи во главе с Ким Кардашьян были этому, мягко говоря, не рады.

К маю охваты постов упали вдвое, а вот охваты в сторис изменились не так значительно: всего 25-30%. Причем, сильнее всего пострадали крупные блогеры, а микро даже смогли немного отрасти. У брендов к маю охваты в сторис остаются на уровне 70%.

Что касается количества активных подписчиков, то их число уменьшилось на 15-20%.

Разумеется, статистика блогерских и брендовых аккаунтов не равна фактической статистике пользователей. Инста давно стала «народной» соцсетью, сюда пришли не только пользователи из «Вконтакте», но и из «Одноклассников».

А многие из них, назло маркетологам, используют социальную сеть по прямому назначению: как средство связи со своими знакомыми. Правда, рекламу из отключенного рекламного кабинета они тоже получали.

Эта часть аудитории с высокой долей вероятности отвалилась в марте и ушла делиться фотографиями цветов и внуков в чаты. Но в статистику от LiveDune ни до, ни после блокировок они не попадали.

Также в исследовании отмечен рост активности у крупных блогеров. Они стремились удержать аудиторию и монетизировать ее. К тому же многие рекламодатели, оставшись без привычных инструментов, кинулись заключать прямые контракты с блогерами. А это все повлияло на всплеск активности.

Ну и коронный аргумент: LiveDune смотрел на трафик русскоязычных блогеров, но вот про географию их аудитории никакой информации в исследовании нет. А интерпретировать статистику без этой разбивки сложно.

Так что истина где-то посередине.

Как изменилась аудитория не запрещенных социальных сетей

Тут Mediascope выдал вполне ожидаемые цифры.

  • Telegram с начала года нарастил 66% аудитории. В январе там было 25 миллионов человек в сутки, а в июле уже 41,5 миллионов. Основной приток аудитории случился в марте, впрочем, мы все это смогли заметить. Именно за март аудитория увеличилась до 40,6 миллионов. Дальнейший рост стал естественным.
  • «ВКонтакте» встретил 2022-й год с 46 миллионами ежедневных пользователей и вырос до 50 миллионов к июлю. Всплеск прихода новичков также был в марте.

Администрация «ВКонтакте» объясняет такой небольшой рост тем, что они и так — самая популярная социальная сеть в России. Правда, тот факт, что почти у всех россиян есть там аккаунт, никак не связан с активностью на площадке. Она уже окончательно перешла в пассивность.

С Telegram ситуация интересней. Туда активно пытались залезть инста-блогеры. Внезапно оказалось, что формат не тот, а Телеграм хорош для экспертного контента, а не лайф-стайла.

Зато в Telegram нашли прибежище запрещенные СМИ. Мессенджер с конца февраля стал главной площадкой для думскроллинга и потребления новостей. Сейчас через него удобно читать публикации заблокированных ресурсов. Альтернатива для таких СМИ — email-рассылки. Например, «Медуза» делает их через Kit. Но Роскомнадзор не дремлет и может начать применять меры.

А вот Telegram свою устойчивость к блокировкам уже доказал.

В сухом остатке

  • Аудитория запрещенных социальных сетей упала, но, по нашим эмпирическим ощущениям, значительно менее, чем в четыре раза. И создателям, и потребителям контента там есть, что ловить. А с июля в Инсту возвращаются пользователи. У крупных блогеров растут охваты.
  • С рекламодателями ситуация сложнее. Крупному бизнесу инвестировать в эти соцсети чревато из-за юридических рисков. Закон о передаче персональных данных не дремлет.
  • У инста-блогеров по-прежнему неплохая аудитория и этот трафик можно использовать для заработка на рекламных интеграциях. Что они и делают переливая друг другу аудиторию.
  • Во «ВКонтакте» ничего особо не изменилось, кроме цены.
  • Telegram — не социальная сеть, его используют для дистрибьюции экспертного контента, но не для классического блогинга.

А чего это вы здесь делаете? Статья-то закончилась. Однако в телеге @hooglink вы найдёте самое горячее и интересное про e-commerce, онлайн продажи, цифровой маркетинг. Мы периодически делаем расследования всей той жести, которая сыплется на нас из официальных источников. Если данные темы вам близки — добро пожаловать.

* Meta и её платформы Facebook и Instagram, признаны экстремистской организацией в России.

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/PpMx', text: 'Аудит рекламного кабинета Я.Директ БЕСПЛАТНО', button: 'Получить', color: '#7FC6FF', textColor: '', img: '319e3307-a46e-5e94-8c7d-7902aab8de5e', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
45 комментариев
Написать комментарий...
Наталья Григорьева

Картинки супер подобрали👍 Рылокнига никогда не нравилась, а инсту жаль( Ну ничего привет Вконтактик)

Ответить
Развернуть ветку
Valeria Gordeeva

рылокнига ахаха

Ответить
Развернуть ветку
Irina Istomina

Вконтакте конечно неплохо, но все равно с инстой никогда не сравнится

Ответить
Развернуть ветку
Мария Овчинникова

В инсте просто формат такой, попроще что ли)) хотя я уже и в инстаграме меньше сижу

Ответить
Развернуть ветку
Николай Виноградов

Ну, отчего же сразу никогда? ВК тоже учится и щупает новые темы. Авось впрок пойдёт?)))

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар

Там, другие чеки Николай. В инсте через Лайф продают, отсюда чеки выше. Так исторически сложилось.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Виноградов

С этим хрен поспоришь

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Цветков

Так они же про разное

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар

А что жаль, по факту статья показывает что там не все так плохо, как в официальной версии

Ответить
Развернуть ветку
Labeling

Не могу удержаться: "Дай мне миллиончик, у тебя много миллиончиков"

https://youtu.be/OrslT0gcv00

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Budaev

А какая доля из этих 30кк инстапользователей была не ботами? Пара миллионов набиралась хотя бы?

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар

Их было больше 30 млн, так то) В инсте огромная аудитория и огромный рынок, который до сих пор живет и здравствует)

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Budaev

"Их" - в смысле ботов?) 30кк - это, на мирутку, каэжый пятый жителб россии

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар

Нет, живых людей

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Budaev

Это же чушь

Ответить
Развернуть ветку
Нулевой

У меня там три аккаунта: два для работы и продаж, один личный.
Вы пытаетесь свои личные знакомства и ощущения натянуть на реальный мир.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар

С чего вы взяли?

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Budaev

Потому что достаточно трудно найти из случайной выборки человека который пользуется инстой.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар

Сложно найти девушку до 40 лет которая ей не пользуется))

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Budaev

Среди знакомых таких может 10%, а то и меньше. И это городское население)
Среди молодежи их меньше, кстати

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар

У меня сыну 10, у него весь класс в инсте сидит. Ну и в ТикТоке конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Budaev

Не знаю ни одного человека младше 30 кто сидит в инсте, литерали

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Знаю полно людей младше 30 (и даже 20 и даже 15) которые сидят в инсте

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар

Ок. Это ваш опыт. Мой другой. Mediscope третий. А лайфдюн четвертый.

Только последние 2 из нас предоставляют цифры. Об этом эта статья)

Ответить
Развернуть ветку
Артур Егоров

Думаю и автор статьи, и собеседники правы, инста жива и скорее всего будет жить, и охват аудитории там довольно приличный, и пока есть спрос - будет предложение

Ответить
Развернуть ветку
Свежерег Июньский

странная выборка, не знаю никого моложе 50 кто-бы не имел инсту и не пользовался ей, причем начиная от людей обоего пола на лексусах и заканчивая среднеазиатами торгующими на рынке (это к вопросу "да никто не будет заморачиваться ВПН ставить")

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар

Я конечно утрирую, но Питер, Москва и города миллионники подчистую сидят в инсте из женской аудитории.

Ответить
Развернуть ветку
Vikarti Anatra

А мои два аккаунта - посчитали? -:). Я даже пароли от них не помню. Был период когда мне казалось что инстаграм это для того чтобы фотки еды постить каждый раз. -:)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Пыльников

«Технологии» vs эмпирические ощущения редакции…

Я даже не знаю чего выбрать… Ведь весь маркетинг и e-commerce построены на ощущениях стороннего наблюдателя )))

Ответить
Развернуть ветку
Николай Виноградов

Эмпирические — основанные на опыте и наблюдении, регулярных или нерегулярных. Именно такие сложились у редакции в ходе работы над статьёй про Инсту:

https://hooglink.com/kak-prodvigat-biznes-i-prodavat-v-zapreshhjonnom-instagram/

Мы общались с блогерами и выяснили из первых рук, что многие из тех, кто работал с Инстой, так и продолжили, несмотря на блокировку.

Ответить
Развернуть ветку
Антонs

Бугагага, общались с блогерами они. Конечно, блогеры не будут признавать, что у них охваты упали, иначе кто им бабки за рекламу понесёт?!)

Ответить
Развернуть ветку
IGTS

"У инста-блогеров по-прежнему неплохая аудитория и этот трафик можно использовать для заработка на рекламных интеграциях. Что они и делают переливая друг другу аудиторию."

ой, а вот и ответ, почему охваты не обнулились

Ответить
Развернуть ветку
Hex Jeans

Автор раскритиковал технологический подход и предложил довериться своим "эмпирическим ощущениям". Браво!

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар

Нет, автор привёл несколько разных исследований, после чего предложил своё видение.

Ответить
Развернуть ветку
Аноним

Вообще не понимаю кто там сидит, контента по сути там нет, для общения есть лучшие и более приватные альтернативы, котики есть и на ютубе.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар

Котиков в инсте нет. И общение там не главное. Там есть лайф жизни блогеров в формате сторис и рилс. Это как смотреть ток-шоу. Поэтому это так популярно и поэтому эти блогеры зарабатывают десятки миллионов, а бренды через них продвигают свои товары.

Ответить
Развернуть ветку
Аноним

Понял, это как первый канал, только в инете.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар

Это скорее как TNT)) Потому что без цензуры)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Taruntaev

У медиаскопа в плане мониторинга интернета есть юзер и сайт центрик и мобильная панель. В случае сайтцентрика - пиксель ставят на сайте. В случае юзерцентрик и мобайла то на устройстве пользователя стоит тот же vpn и медиаскоп мониторит трафик. Все это во всяком случае было раньше. Сейчас они перешли на "single source" описание проекта есть на сайте по ссылке https://mediascope.net/services/media/media-audience/internet/description/

По сути те же яйца, только еще фьюжен сегиентов сделали.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Хуснутдинов

сижу через впн

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Пинчук

Ничто не сравнится с инстой... Сколько бы аналогов не изобретали, все равно все хуже

Ответить
Развернуть ветку
Vikarti Anatra

Как могут отслеживать? Ну как бы логичный способ - даем нескольким тысячам пользователей выбранных хитрым образом плагин для браузера который будет сливать куда они ходят а за это им платим немного. Старый способ. С мобилками правда сложнее.

Ответить
Развернуть ветку
Artem

-

Ответить
Развернуть ветку
Тетрадь С.

Когда инсту только заблокировали, там действительно многие пропали. Но потом вернулись почти все и с каждым днем там все больше русских. А кто то никуда и не уходил, как я.

Ответить
Развернуть ветку
42 комментария
Раскрывать всегда