{"id":14162,"url":"\/distributions\/14162\/click?bit=1&hash=3766023377216085798d2c9417fa8d0300dc66a183fa48bf42ffb27600e89c32","title":"\u0415\u0441\u043b\u0438 \u043d\u0435 \u0441\u043b\u043e\u0436\u043d\u043e, \u043e\u0446\u0435\u043d\u043e\u0447\u043a\u0443 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u044c\u0442\u0435 ","buttonText":"\u041f\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c?","imageUuid":"5b5e67da-d79b-521d-b258-afcca904ed2c"}

SMM после блокировок: Ютьюб заблокируют, вам не нужен свой канал в Телеграмм

Больше полугода назад digital рынок перевернулся с ног на голову. «Основные изменения произошли в марте этого года, и одним словом их можно назвать “Катастрофа”», — рассказал Станислав Апетьян, руководитель Центра изучения новых коммуникаций, в шоу Школы коммуникаций ВШЭ «После дедлайна».

Последствия этой катастрофы можно оценить по количеству скачиваний vpn-сервисов. «По оценке The Times в России 24 млн пользователя впн сервисов. Точную цифру мы не можем предположить, но можем посмотреть через основные маркетплейсы количество скачиваний. По примерной оценке нашего центра — где-то 30-40 млн на сегодняшний день». Это число показывает, что предпочтения в медиапотреблении российской аудитории уже сформированы, пользователи ищут и находят выход: после блокировки Инстаграм* в середине марта и последовавшего оттока аудитории, к концу лета цифры стали выравниваться. Согласно исследованию Livedune, уже в июле охваты Сторис* стали возвращаться и в первую очередь — к наноблогерам. Больше всего потеряли крупные и активные блогеры, такие как Ольга Бузова или Ксения Бородина. При аналитике активности пользователей именно Сторис* показывают наиболее корректные результаты: их смотрят только живые пользователи, не боты.

Источник: Livedune

Есть мнение, что такое перераспределение аудитории сыграло хорошую роль: с блогерами осталось активное ядро аудитории. Более того, лидеры мнений не потеряли и в заработке. До блокировок бюджет делился примерно поровну между таргетированной рекламой и размещениями у блогеров. Сейчас, когда первый инструмент недоступен в России, деньги получают исключительно инфлюенсеры. Продвигать бизнес можно также через размещения у блогеров, что сильно подрывает локальные компании с четкой географической привязкой: если в небольшом городе нет, например, влиятельного лидера мнений в нужной нише, продвигаться точечно в Инстаграм*невозможно. «Платформа решала для бизнеса три задачи: 1) витрина, демонстрация продукта или услуги; 2) взаимодействие с клиентской базой, которая подписана на инстаграм; 3) маркетинговое рекламное продвижение, привлечение новой аудитории. Вот сейчас третий больше всего страдает пункт», — заметил Станислав. Многие крупные компании прекратили ведение Инстаграм*-аккаунтов в середине марта, опасаясь штрафов и уголовного преследования. Но по мнению Станислава, это не имеет смысла: финансированием экстремистской организации были бы попытки оплатить таргетированную рекламу, а раз такой возможности нет, то и финансирование невозможно.

На данный момент таргет жив в основном ВКонтакте: согласно последнему квартальному отчету компании прибыль от рекламы выросла на 28%. Несмотря на это, по словам Станислава, аналогичного перетока создателей контента в российскую социальную сеть не произошло. «Сама платформа ближе по своей философии к Фейсбуку*, который много лет стагнирует, происходит достаточно большой отток аудитории из Фейсбука* на другие платформы». С одной стороны, непопулярность ВК среди бывшей аудитории Инстаграм* связана с совершенно иной атмосферой соцсети — это нечасто выражается словами, но в целом есть ощущение «что-то не то». С другой, последние годы ВКонтакте развивался как суперприложение — к нему добавляли все больше и больше функций и встроенных мини-приложений. Это сильно затрудняет использование платформы вообще и с мобильных телефонов в частности. А именно мобильное потребление вызвало такой бурный рост Инстаграм*, ТикТок и Твиттер. Возможно, выход в создании отдельных приложений, как ВК Клипы. Тем не менее, ВКонтакте остается широко используемой платформой в России — владельцам бизнеса стоит обратить внимание на регионы. В Москве, Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке ВКонтакте почти не пользуются, поясняет Станислав.

Региональная привязанность есть и у еще одной нелюбимой многими платформе — Одноклассников. Социальная сеть активно развивается и рекламируется повсюду, но ключевая ее аудитория — «достаточно возрастные женщины из разных городов. И это именно та аудитория, которая доходит до избирательных участков в России», что делает ОК незаменимыми в государственных коммуникациях и политических проектах. И здесь также работает таргетированная реклама. Создавать громкие проекты о жизни звезд здесь вряд ли уместно, но и сбрасывать со счетов соцсеть не стоит.

Неоднозначна судьба российского Фейсбука*: с одной стороны, здесь очень узкая целевая аудитория — порядка 5-7% жителей страны. Платформа также ориентирована в первую очередь на десктопное потребление, что еще отдаляет ее от массовости. Но есть и другая сторона: «у меня есть предположение, что русскоязычный Фейсбук* ждет определенный ренессанс. Активная российская эмиграция, которая наблюдается последние пол года, то есть айтишники, журналисты будут пользоваться Фейсбуком* в первую очередь потому, что в других странах он более популярен» — поделился Станислав. Он связывает это с возможностью общения в соцсети русскоязычных жителей других стран, которые могут таким образом объединяться в комьюнити и коммуницировать с местным населением. В России платформа вряд ли будет разблокирована, скорее всего власти попытаются создать еще один аналогичный отечественный сервис. С точки зрения государства было бы верно оставить деньги за таргетированную рекламу внутри страны, а не отдавать их зарубежной компании Мета*.

Источник: Unsplash.com

Когда есть глобальный игрок, который имеет большое количество данных и огромное количество бюджетов из различных стран – с ним действительно очень сложно конкурировать. Поэтому, на мой взгляд, создание каких-то преференций для локальных игроков – это правильный путь. Не уверен, что такие жесткие преференции, как блокировка – это оптимальный вариант, может быть, можно было подумать над какими-то более изящными ходами, но, в принципе, создание более благоприятных условий для локальных сервисов – это правильно

Станислав Апетьян

Еще одна нероссийская платформа — Ютьюб. И здесь складывается, пожалуй, самая интересная ситуация: в результате блокировок наибольший прирост аудитории получила платформа, у которой самая худшая политическая ситуация среди всех. Причем, получила вдвойне: пользователи охотно смотрят длинные видео в основном Ютьюб и не менее охотно — Ютьюб Шортс. «На сегодняшний день в Ютьюб Шортс больше всего бесплатного российского алгоритмического трафика. Если вы ходите запустить какой-то видео проект, не вложив ни копейки, получить аудиторию,нужно идти в Ютьюб Шортс — никакой другой сервис вам подобных цифр не даст», — рекомендует Станислав. Он поделился кейсом: созданный полгода назад канал в Ютьюб Шортс со вторичным контентом (нарезки снятых заранее и уже выходивших в других местах видео) набрал порядка 100 тысяч подписчиков и около 100 млн просмотров видео без затрат на продвижение. Сама платформа Ютьюб разделяет аудитории полных видео и коротких. Пользователи одних практически никогда не переходят в другие. Перевести аудиторию из Ютьюб Шортс возможно, «если сделать хороший кликбейт».

В целом характер медиапотребления коротких видео не предполагает долгую задержку на чем-то одном, это клиповый просмотр и постоянный скроллинг. По мнению Станислава, формат коротких видео рассчитан только на получение быстрых эмоций. «Было бы здорово получить какие-то клинические исследования влияния коротких форматов на психику человека. Мне кажется, что если ли бы были такие серьезные исследования, правильно проведенные, то во многих бы странах встал вопрос: “а не стоит ли все эти сервисы вообще запрещать?” На мой взгляд, конечно, определенные проблемы с тем, как они влияют на сознание — это все деградентский контент».

Источник: Unsplash.com

Здесь стоит заметить о еще одной малодоступной социальной сети — ТикТок. Его взрывной рост быстро остановился, когда компания запретила пользователям из России загружать новые видео. Сейчас нет никакого смысла «работать на аудиторию стран СНГ с прицелом на отмену запрета: алгоритмы ТикТока рекомендуют географически. То есть если ты прокачаешься очень сильно на Казахстан, то после возвращения ТикТока в Россию, казахская аудитория не будет иметь никакого значения», считает Станислав.

В блокировке Ютьюб Станислав уверен: это обусловлено политической позицией платформы. Скорее всего, это произойдет, когда альтернативные платформы будут к этому готовы с технической точки зрения. С этим связана одна из самых больших дилемм сегодняшних производителей контента: во что инвестировать, на какую платформу идти? Станислав советует постепенно переводить аудиторию и контент на российские платформы «какие бы они дурацкие не были». Уже существует минимум два потенциальных инвестора в соцсети типа Rutube — Газпром Медиахолдинг и ВКонтакте. Государство также заинтересовано в налаживании отношений с производителями контента, поэтому стоит ожидать субсидирования развития Rutube. Стоит задуматься и о переводе своей аудитории на другие платформы, например, в Телеграмм — это может быть транзитной точкой, но обезопасит в случае внезапной блокировки Ютьюб.

Телеграмм сильно отличается от прочих социальных сетей. В первую очередь тем, что это — мессенджер, а значит, здесь отсутствует алгоритмическая лента. Из-за этого конкуренция между каналами — огромная. Пользователь может быть подписан на сотни каналов, а читать лишь десять. В то время как в том же Инстаграме* мы видели публикации всех, на кого подписаны. Это первая причина, почему создавать свой канал здесь не нужно. «Если ваш канал не медиа и не представляет информационной ценности для целевой аудитории, то лучше даже не пытаться. Еще одна причина — стоимость запуска и продвижения этого канала, она огромная. Качественно запустить Телеграмм канал стоит больших денег», — рекомендует Станислав. В скромных случаях это может быть сумма порядка нескольких сотен тысяч рублей, для нормальных каналов — миллионы. Размер канала сильно зависит от его направленности, для нишевых тематик несколько тысяч активных подписчиков — достаточная аудитория, чтобы канал монетизировался и развивался. «В Телеграмме нужно выпускать только медиа, только информационные продукты», — считает эксперт. Даже если канал отраслевой, тематический. Например, металлургический — «он может быть только про новости металлургии, про вещи, которые интересуют людей металлургии, никакие другие темы там освещать не нужно. Чтобы запустить и раскрутить такой Телеграмм канал, в него будет необходимо инвестировать несколько миллионов». Для продукта или магазина канал не имеет никакого смысла — он не может заменить витрину товаров. Для пиар-коммуникаций наоборот, именно Телеграмм сейчас самый мощный инструмент.

Источник: Unsplash.com

Основной контент в Телеграмме — текстовый, базовая функция — информационная. Получить информацию из текста быстрее, чем от просмотра видео. Самый эффективный канал продвижения — репосты или покупка прямой рекламы в других Телеграмм-каналах. Возможно привести аудиторию в Телеграмм из соцсетей, но это требует продуманной воронки и денежных вливаний. Например, переход пользователя из ВКонтакте может обойтись в десятки рублей, при этом нет гарантии, что пользователь станет подписчиком. «Но при этом, если вы b2b компания, то, вам нужно идти в телеграм, только не пытаясь запустить свой канал. В 97% случаев будет неправильным решением. Нужно взаимодействовать с теми каналами, которые освещают темы вашей отрасли», — рекомендует Станислав.

Общая ситуация на рынке социальных медиа в России остается неопределенной. И в ближайшие месяцы вряд ли станет более стабильной. Поэтому имеет смысл регулярно проводить аудит своих каналов, корректировать ключевые сообщения и быть готовым к быстрым изменениям.

*Фейсбук, *Инстаграм*— сервисы принадлежат компании Мета, признанной экстремистской в РФ

0
5 комментариев
Anastasia Urnova

Ок - все таки выше моих сил

Ответить
Развернуть ветку
Мария Куприянова

Оооо дааа, меня аж типает от них. Особенно, от их квадратичных смайликов

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Molotkoni

Последствия этой катастрофы можно оценить по количеству скачиваний vpn-сервисов - катастрофа, пиздец, а я как ставил классы так и ставлю )))

Ответить
Развернуть ветку
DoA

Каа всегда все наоборот будет🤣

Ответить
Развернуть ветку
Маш Чаш

Простите, но LiveDune, ошибки

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда
null