{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему Facebook невыгодно прослушивать пользователей ради таргетирования рекламы Статьи редакции

Партнёр венчурного фонда Gagarin Capital Николай Давыдов написал о популярном мифе о том, что Facebook использует смартфоны, чтобы анализировать беседы пользователей вживую.

Опять кто-то написал, что Facebook слушает их разговоры, чтобы рекламу подбирать. Я сначала очень много времени занимался рекламными технологиями, потом машинным обучением, да и Facebook я знаю не понаслышке. Поэтому давайте по порядку (в конце будет анекдот!).

Технологии

Нормально выцеплять ключевые слова с телефона в кармане штанов, в офлайне, — практически невозможно. Те, кто верит, что Facebook такую «слушалку» запилил, явно не пытались договориться с Siri, Alexa или «Алисой». Кстати, и они работают только в онлайне. Если «слушать» вас в реалтайме и обрабатывать вашу речь в облаке, Facebook разорится как минимум на трафике, я уж не говорю про все железо, которое нужно, чтобы это процессить, и электричество, на которое в прошлом году выгоднее было эфир майнить.

Экономика

Рекламные технологии по низкочастотным запросам работают, только если они предельно дешевые. Рекламодатель не будет платить больше условных 5-10 баксов за тысячу показов рекламы. Facebook со всей своей эффективностью, скорее всего, держит стоимость показа на уровне не выше двух-двух с половиной центов, предельно оптимизируя, и продавая эту рекламу с оплатой за действие. «Прослушивание» вашей жизни будет стоить явно дороже тех 10 центов в день, которые вы максимально сможете сгенерить для Facebook, листая ленту. И то 10 центов — это если вы входите в аудиторию жителей США с высоким уровнем дохода.

Ограничения

Давайте визуализируем. Корпорация Facebook, в которой работает более 30 тысяч человек (это полностью забитый «Олимпийский»), используя телефоны Apple (130 тысяч сотрудников) и Google (85 тысяч сотрудников), которые вообще делают еще 150 разных корпораций, секретно слушает разговоры Васи и Маши в баре на Патриарших. Дополним визуализацию: действие происходит в Кремниевой долине, штат Калифорния, где ежедневно всплывают любые вещи, которые кто-то где-то пытался умолчать. И никто, никто не шепнул это журналюгам WSJ, которые ночами не спят, ищут, как еще бы прищемить нос Цукербергу.

Целесообразность

Ваш цифровой след и без «прослушки» феноменален. Вы листаете ленты Facebook и Instagram, лайкаете, шарите, пересылаете сообщения, на каких-то постах задерживаетесь дольше, в какие-то уведомления кликаете сразу.

Вы гуглите информацию, вы читаете новости и пишете электронные письма, вы ходите на сайты, вы совершаете покупки в онлайне и офлайне (да, Visa и Mastercard тоже от всей души торгуют вашими данными, вместе с владельцами программ карт лояльности).

Дальше несколько умных датасатанистов сели и налепили предикторов, которые понимают, когда, кому и какую рекламу стоит показать, чтобы максимизировать шанс продажи этого товара.

Вот вам пример: Петя, высокооплачиваемый менеджер, покупал машину три с половиной года назад. Недавно Петя оплатил несколько счетов в автосервисе, но не продлил страховку. Два петиных друга, находившихся с ним в одной геолокации, в этот момент загуглили "BMW X5" и "Audi Q7". Петя приходит домой и видит рекламу "Mercedes GLS", о котором он говорил с друзьями в баре. ОБОЖЕМОЙ FAcebook его подслушивал!

Напоследок вот вам анекдот: Советский Союз. Мужик в командировке с друзьями сидит в гостинице. Выходит в коридор, видит горничную и просит: «Принесите, пожалуйста, через 10 минут три чашки кофе». Заходит обратно, друзья травят политические анекдоты. Он им: «Товарищи, вы бы лучше не шутили на эти темы, мало ли кто нас слушает».

Друзья, конечно, над ним смеются, он встает, подходит к розетке, выдергивает из нее телевизор, наклоняется к ней и говорит: «Товарищ майор, раз уж все равно с утра на Лубянку, можно хотя бы нам три чашечки кофе сейчас». Все ржут. Тут открывается дверь, горничная вносит три чашки кофе. Друзья в шоке, молча ложатся спать.

С утра мужик просыпается в номере от шума, встает и видит, как чекисты выводят его друзей. К нему подходит лейтенант и говорит: «Спасибо за бдительность, товарищ Петров, товарищ майор просил передать, что ему очень ваша шутка про кофе понравилась».

Я не говорю, что вас нельзя «слушать» и даже «видеть» через все ваши гаджеты. Но это если вам есть, что скрывать, а явно не для того, чтобы вам рекламу показывать.

0
133 комментария
Написать комментарий...
денькя
Если «слушать» вас в реалтайме и обрабатывать вашу речь в облаке, Facebook разорится как минимум на трафике, я уж не говорю про все железо, которое нужно, чтобы это процессить, и электричество, на которое в прошлом году выгоднее было эфир майнить.

Лол. Обучаешь нейронку на ключевые слова, она детектит эти слова локально на устройстве и отсылает в фейсбук. И никакого трафика.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita

Лол. А что будет с аккумулятором и охлаждением, если постоянно распознавать речь на телефоне? У той же Apple для "hey siri" отдельный чип, который позволяет телефонам реагировать только на одну фразу и не жрать батарейку постоянно.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Ivanov
специальный чип
чтобы реагировать на одну единственную фразу

ну да

Случаев как у Артема и Дениса достаточно, чтобы заставить задуматься.
Вот только вряд ли каждое приложение имеет свой обработчик. Логичнее корпорациям сделать прайват апи и его предоставлять тем, кто отбашляет.

P.S. можно попробовать поиграться с чекбоксом "персонализировать рекламу" в настройках приватности телефона

Ответить
Развернуть ветку
Nikita
Логичнее корпорациям сделать прайват апи и его предоставлять тем, кто отбашляет.

Логичнее корпорациям вообще этого не делать.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Ivanov

почему? Таргетинг рекламы существует на уровне устройства. Прайват апи - тоже не секрет. Ничего не мешает обрабатывать речь и отдавать ключевые слова. По поводу примера Павла, да, соглашусь, но это не оправдывает спонтанные разговоры с коллегами и последствующая реклама на тему разговоров

Ответить
Развернуть ветку
Nikita
Ничего не мешает

Много чего мешает. Начиная от законов, заканчивая репутационными рисками. Никто больше не купит телефон, если выясниться, что он прослушивает владельца. Вы сами купите?

о это не оправдывает спонтанные разговоры с коллегами и последствующая реклама на тему разговоров

Это может быть совпадением, или разговор может быть не спонтанным, или кто-то в офисе после разговора мог поискать инфу в интернете, или зайти на тематический сайт. Анекдотическое свидетельство - это очень плохой аргумент.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Lowry

Да не то, что мог поискать — масса разнообразных данных могла к этому вести.

Ответить
Развернуть ветку
130 комментариев
Раскрывать всегда