Инструкция: проверить сообщество во «ВКонтакте» перед покупкой Статьи редакции
Что нужно учесть перед сделкой, чтобы не быть обманутым.
С 13 июня продажа сообществ больше не запрещена правилами «ВКонтакте» — соцсеть изменила правила, указав, что администраторы смогут как угодно распоряжаться группами и публичными страницами.
Однако «ВКонтакте» не выступает стороной или гарантом сделки, а лишь даёт возможность передавать права, а значит, возможность обмана со стороны участников сделки увеличивается.
Общие рекомендации «ВКонтакте»
- Представители «ВКонтакте» рекомендуют составить договор между владельцем и покупателем и подписать его в двух экземплярах. Есть рекомендованная форма.
- Передавать права может только истинный владелец сообщества — сделка не должна вызывать претензий со стороны третьих лиц, считающих себя владельцами страницы.
- Для подготовки договора и совершения сделки лучше задействовать юриста и гаранта, а не договариваться напрямую. Гарант должен быть проверенным. Непроверенный гарант может быть частью мошеннической схемы, которую создаёт участник сделки, например, чтобы получить деньги от покупателя и не передать права, или наоборот — не отдать деньги продавцу, передав при этом права на сообщество.
- Если сообщество закреплено за юрлицом, нужно убедиться, что это продавец, а не сторонний человек. Для этого «ВКонтакте» советует покупателям попросить права администратора и открыть пункт «Руководители» в меню «Участники» для проверки. После оформления сделки можно отменить привязку к прошлому юрлицу и загрузить в системе администрирования новые документы для привязки сообщества.
- Правилами «ВКонтакте» запрещено менять тематику купленного сообщества — если нарушить правило, его забанят.
На что обратить внимание покупателям сообществ
Перед покупкой нужно изучить метрики. Есть два варианта — обратиться к техническим специалистам или проанализировать самостоятельно.
При самостоятельном анализе нужно: проверить аудиторию на ботов и неактивных пользователей
Для этого можно воспользоваться сервисом AdSpoiler, который покажет долю активных и «живых» пользователей и ботов. Чем выше процент неактивных пользователей, тем хуже.
Изучить пол и интересы аудитории
Через системы парсинга, например TargetHunter, собрать и изучить аудитории по полу, возрасту и интересам, чтобы определить, насколько они соответствуют тематике для нативной интеграции.
К примеру, для интеграции бизнеса по продаже конструктора нужно обратить внимание на пол (женщины-мамы), возраст (от 22 до 45 лет) и интересы — подписки на другие сообщества, касающиеся женских тематик.
Изучить возраст аудитории
Определить численность несовершеннолетней аудитории (младше 18 лет). Этот параметр сильно влияет на дальнейшую монетизацию, к примеру, если в планах сделки заработок на продаже рекламы, считает директор рекламного агентства «Студии Чижова» Александр Чижов.
Изучить охват
Это можно сделать через стандартные инструменты статистики, уделив особое внимание охвату подписчиков и виральному охвату.
Эти данные показывают, насколько контент интересен аудитории и как сама «ВКонтакте» оценивает качество контента. По словам Чижова, при покупке сообщества лучше всего опираться на значения вирального охвата и охвата подписчиков — это самая качественная характеристика, в которой «дорого подделывать цифры». Он советует обратить внимание на охват за неделю, месяц и средний охват каждой записи.
Изучить прирост и отток аудитории
Если был резкий скачок прироста за короткое время, скорее всего, аудиторию накрутили перед продажей сообщества. Необходимо смотреть на показатели за несколько месяцев, а не последнюю неделю.
Изучить вовлечённость аудитории
Нужно проверить индексы вовлечённости (engagement rate)— ER post, ER view с разбивкой по месяцам. Это можно сделать, например, через сервисы Popsters или AdSpoiler.
Чем выше ER, тем больше аудитория заинтересована в контенте и взаимодействует с ним. Это один из самых качественных показателей для оценки сообщества, считает генеральный директор рекламного агентства Topshare Digital Максим Сальников.
Перед продажей сообщества владелец может накрутить отметки «Мне нравится» и комментарии, чтобы увеличить ER. Чтобы определить накрутку, нужно сравнить публикации за последние несколько месяцев, количество «Мне нравится» и комментариев.
Также нужно смотреть на количество просмотров и материалов в день, считает основатель рекламного агентства Paprika.Media Антон Болховитин. По его мнению, если за день в группе публикуется две-три записи, каждая получит значительно больший охват и может «создать иллюзию успешности».
Изучить источники трафика
Нужно проверить, где пользователи «ВКонтакте» видят контент. Если высокие показатели по прямым ссылкам и внешним сайтам — возможно, была накрутка.
Проверить страйки
Также желательно запросить у продавца информацию о «страйках» сообщества — штрафных санкциях за использование чужого контента без указания авторства, советует Сальников. Каждый активный страйк несёт за собой наказание, например, отключение внешних ссылок. Как результат — покупатель какое-то время не сможет публиковать рекламу.
Как определить стоимость сообщества
Рынок сообществ до разрешения «ВКонтакте» находился в тени и не сформирован. Существует несколько вариантов оценки, которых придерживались покупатели и продавцы.
Оценка по подписчикам
В этом случае итоговая стоимость определяется ценой за одного подписчика, умноженной на их актуальное число. Стоимость одного подписчика определяется владельцем и рассчитывается по затраченным на рекламу деньгам, объяснил Максим Сальников. Он считает, что в этом случае продавец может завышать стоимость и с ним можно торговаться.
Оценка по выручке
Стоимость сообщества может рассчитываться по его выручке за определённый период, например, за один-два года.
Оценка по окупаемости общей стоимости проекта
По словам основателя SMM-агентства Social wave Павла Стативки, стоимость оценивается по окупаемости сообщества за 10–12 месяцев, она учитывает как доход проекта, так и его аудиторию.
Поиск гарантов и этапы сделки
Поиск гарантов и покупателей можно проводить на проверенных форумах, например, Searchengines, считает Павел Стативка. По его словам, гарантов часто взламывают, а сайты подделывают, поэтому следующим полезным шагом «ВКонтакте» было бы создание доверенного гаранта от имени соцсети, чтобы исключить мошенничество.
Необходимо проверять гаранта — оценивать отзывы, количество сделок, связываться с его предыдущими клиентами и узнавать у них, как проходил процесс сделки.
Сделка и оплата
По словам Павла Стативки, оплачивают с помощью гаранта следующим образом:
- Покупатель переводит средства на полученные от гаранта реквизиты.
- Гарант подтверждает перевод.
- Продавец после подтверждения гаранта передаёт данные для входа (логин и пароль), покупатель проверяет на соответствие страницу и статус владельца. Если всё в порядке, покупатель перепривязывает сообщество на свой номер телефона и меняет почту.
- Продавец видит сообщение об успешной перепривязке и даёт сигнал гаранту, после которого гарант перевод деньги продавцу сообщества на указанные им реквизиты.
Чаще всего вариант оплаты согласуется под каждый конкретный случай и зависит от суммы сделки, говорит Антон Болховитин. Небольшие сообщества продаются через электронные кошельки, а крупные — при личной встрече, но возможны разные варианты.
Как определить мошенника
Существует несколько возможных способов мошенничества, большинство связаны либо с подделкой статистики сообщества, либо с недобросовестными гарантами.
Основной способ обмана — подмена контактов гаранта, считает Антон Болховитин. Мошенники создают похожие домены сайтов или ники, выдавая себя за известные площадки или людей.
Также злоумышленники могут узнать номер телефона владельца и восстановить SIM-карту у оператора связи, считает Павел Стативка. Это позволяет захватить сообщество, удалить остальную администрацию и быстро продать его.
Злоумышленники могут предложить провести сделку без гаранта, перевести деньги вперёд без подтверждения и заставлять владельца передать права на сообщество. После этого платёж отменяется.
Чтобы удостовериться, что владелец — не мошенник, нужно попросить добавить в администраторы и проверить его владельцев и администраторов, считает Антон Болховитин. Если же во владельцах фейковый аккаунт, а владелец говорит про потерю SIM-карты или «специальный аккаунт для ведения сообщества» — ему доверять не стоит.
Советы экспертов
Не спешите с покупкой
Прежде чем купить, разберитесь, зачем
Перед покупкой нужно ответить на вопрос, с какой целью покупается сообщество, советует Максим Сальников. По его мнению, есть два варианта: распространение собственного контента и заработок на площадке.
В первом случае имеет смысл не покупать сообщество, а развивать собственное за счёт рекламы, чтобы не переплачивать за чужое с большим охватом, считает он.
Александр Чижов рекомендует перед покупкой сообщества проработать контент-стратегию, чтобы не отпугнуть его аудиторию.
Оценивайте маркетинговый потенциал сообщества
Аудитория определяет его потенциал для рекламодателей.
Проводите сделки вживую
Самым безопасным способом покупки станет личная встреча, считает Максим Сальников. Это позволит не только оценить сообщество и задать вопросы его владельцу, но и получить промежуточные акты передачи прав, расписку о получении денег и подписать NDA при необходимости.
Судить только по возрасту, что накручена аудитория, серьезно?
Внимание на тематику канала, видимо
Ведь так мало мам в возрасте 18-21, которые во вконтактике сидят, и подписываются на всякую херню)
А до 18? По-моему на этой картинке все логично
Только вспомнил эту передачу ))
Моралфаги негодоют)
Серьезно) Она либо накручена, либо нецелевая, если там не сообщество мам, а например что-то из разряда развлекательного паблика "Мы любим своих мам".
Тут дело не только в "до 21", на которое приходится на глаз более 20 %, что дико много для целевых пабликов, так и по дальнейшему возврастному распределению.
Не знаю как у других, в прошлом году были прекрасные каналы продаж моей услуги в некоторых группах. Думал развивать свою. В этом году они умерли. Наверное и продвигать там уже не вижу смысла.
в 2014 году создал группу и вел себе потихонечку, абсолютно не запариваясь с пиаром и прочей лабудой, добавляя посты пару раз в неделю. За 5 лет, туда набежало 150к человек. В прошлом году продал за 110к.
Осталось дождаться того момента, когда Вконтакте еще начнет и регулировать продажу.
Разрешения на продажу ждали многие и давно. Это достаточно крупные деньги, если умеешь раскручивать группу.
быстро канеш меил ввел эту функцию, всего через пару дней после тг 😏
А где узнать про тг, я чего то не нашёл?
@tginfo там про обновы пмшут
на всем делают деньги,вот и до групп добрались,но впринципе если долго и упорно заниматься той же группой,пропиарить можно очень даже хорошо заработать!
Хорошо бы, если генерировался и продавался только определённый токен для доступа к админке группы, при этом реально сменить администраторов можно будет спустя некоторого периода охлаждения, когда стороны убедятся в прозрачности сделки. Нам же надо просто бабло рубить, а не перекраивать контент, верно?
Очень топовая статья!