{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Узкопрофильное сообщество VK как бизнес

Расскажу, как веду и продвигаю сообщество для коммерческих писателей и журналистов на стыке сложностей, нововведений и странностей VK. Без пафоса, лирики и нытья.

Одна из иллюстраций в креативе Freelance Choice

Сейчас, в 2019, кажется, что авторские сообщества VK умирают. Крупные игроки скупают активы, вся власть сосредотачивается в руках медиа-монополистов и частных энтузиастов.

Несмотря на все старания VK удержать и поддержать авторов (с алгоритмом «Прометей», «Немезидой», подкастами, новыми рекламными форматами) — все вроде бы очень плохо.

И дело здесь не столько в том, что охваты обрезали вдвое, а то и больше (хотя и это тоже повлияло на ситуацию). Дело в том, что многим владельцам авторских и развлекательных сообществ до сих пор неясно, как зарабатывать. Например, если ты еще не дорос до маркет-платформы.

Расскажу свою маленькую историю о том, как я в одиночку продвигаю свое сообщество для поиска заказов и исполнителей в копирайтинге, маркетинге и SMM.

Возможно, получиться показать, что будущее у авторских сообществ не такое уж мрачное.

Как все начиналось

В конце 2013 я перешел на фриланс. Брал любые задачи по коммерческим текстам и набивал руку. Сотрудничал с веб-мастерами, глянцевыми журналами, стартапами. И быстро понял, что это мое.

В 2015 я уже плотно занимался продающими текстами: коммерческие предложения, лендинги и все прочее. Но широкая специализация мне не нравилась, не получалось сосредоточиться и стать профессионалом в чем-то одном.

Тогда в 2016 в период некого расцвета Spark.ru я завел там бложик и постепенно перешел на большие авторские статьи, PR и сторителлинг. И для заказчиков и лично для себя. Чем и сейчас иногда занимаюсь.

Но речь не об этом. В какой-то момент я понял, что искать заказы стало очень утомительно. Я не пользовался биржами, сайтами по поискам работы, Avito и так далее.

Я всегда искал заказы только VK, искал по ключевым словам в поиске по новостям. И какое-то время это работало. Другое дело — группы с вакансиями.

Я довольно быстро понял, что толковых сообществ с вакансиями конкретно для копирайтеров — VK, вообще, нет (и до сих пор нет). Почему бы не создать что-то свое (это 2017 год).

Создание авторского сообщества

Тогда к сентябрю я уже более менее понял, чего хочу. И начал публиковать вкусные вакансии, проекты и конкурсы конкретно для авторов, коммерческих писателей, переводчиков, пиарщиков и творцов слова.

Первый осознанный пост в Freelance Choice

Так как я сам занимался клиентским SMM, я понимал, как оформлять материалы и на что делать акценты.

Сейчас поделюсь своими инсайтами на эту тему.

Чтобы авторское сообщество могло заинтересовать посетителей, нужно...

Придумать свой стиль в оформлении материалов. Это касается не только иллюстраций, не нарушающих ничьи авторские права. Но и самих постов — нужны теги для навигации; нужны рубрики, разделы и свой язык коммуникации с аудиторией.

Например, в Freelance Choice регламентированы цвета (сейчас это медные оттенки); есть свои иллюстрации для креативов (заказывал у художницы); есть свои разделы (не только копирайтинг, но и журналистика, писательство и даже обзоры профессиональных книг).

То есть, я не просто даю возможность исполнителям найти работу по профессии, но изучаю вопрос слова, творчества, медиа, рекламы. Факапы брендов, модные тренды в интернет-маркетинге. Все, что касается поля креатива, написания коммерческих или художественных текстов. Одна широкая, но в то же время узкая коллея для работы и вдохновения.

Одна из иллюстраций в креативе Freelance Choice

Набросать контент-план. В нашем случае — я сразу предусмотрел возможность свободного постинга. То есть, я размещаю вакансии и проекты по факту (платно). Как правило, 3-5 достойных объявления можно найти в каждый будний день. Сверх этого — собственный опыт и ценные находки из сети — уже без графика. В выходные — только платные нативные интеграции (это может быть какой-то платный курс по SMM или новый облачный сервис).

В среднем, получается именно 3-5 материалов в день. В случае с джобным сообществом этого хватает, чтобы исполнители смогли что-то найти и попробовать.

Разработать формат рекламы. Самая непростая штука — понять, как ты будешь зарабатывать деньги в сообществе.

Мне с самого начала хотелось придумать такой формат окупаемости, чтобы было просто контролировать процессы и не приходилось думать о финансах. Я думал, что заказчики будут публиковать вакансии платно и этого хватит (конечно, нет).

Все оказалось прозаичнее. С самого начала я вливал деньги в рекламу (промо-посты с кнопкой) и за все время с сентября 2017 там скопилась солидная сумма вложений для небольшого авторского сообщества (около 30 тысяч рублей +-).

Первый год аудитория прибывала, но денег не было. К осени 2018, как это ни странно, я уже окупил все вложения в рекламу и даже вышел в плюс за счет нативных интеграций.

Что я подразумеваю под нативными интеграциями? В случае Freelance Choice — это формат материалов, которые я пишу сам. Которые раскрывают один из аспектов работы коммерческого писателя, маркетолога или SMMщика. Это может быть как раз курс языкознания. Или блог-коллеги копирайтера. Или сервис отложенного постинг в Instagram.

Подобных форматов может быть сколько угодно. Но об этом нужно думать еще на стадии создания сообщества. Ведь если у вас будут только фотографии пеньков в диких лесах — ваш круг рекламодателей сильно сузится.

*

Как оказалось, это не самые очевидные метрики для новых энтузиастов VK, потому что до сих пор нет ни одного авторского сообщества с вакансиями и проектами для копирайтера (кроме Freelance Choice).

Никто до сих пор в эту нишу не зашел, и сделать ничего не может (группы-свалки с разнородными вакансиями по всем сферам из Digital — не в счет).

С другой стороны — есть формат так называемых коммьюнити для коммерческих писателей. Они есть, но это совсем другая история и там как таковой окупаемости нет, вообще. Как и затрат на контент (все посты предлагают сами посетители).

Можно заняться этим исключительно для личного бренда или чтобы потешить самолюбие. Но денег там не будет.

Что есть сейчас

С сентября 2017 прошло больше полутора лет. За это время маленькими рекламными кампаниями и собственными силами сообщество удалось довести до 4500 подписчиков (напомню, вся аудитория у нас — копирайтеры и журналисты).

Что по моим скромным подсчетам не так уж плохо (только кажется, что копирайтеров в социальных медиа много — на самом деле их еще нужно найти). Сообщество уже мелькает в рекомендациях, и есть какой-никакой постоянный прирост аудитории.

И несмотря на то, что до действительно крупного сообщества или медиа нам пока далеко, есть своя преданная аудитория (спасибо вам!), есть свой дух, свои форматы материалов и атмосфера.

Учитывая это, являясь маленьким Influence-блогом, мы также можем по-своему влиять на репутацию брендов, создавать флешмобы, проводить конкурсы, рассказывать о топовых курсах и делать все, что душе угодно. Пока вроде получается.

Одна из иллюстраций в креативе Freelance Choice

Что еще... После падения охватов в 2018 году — удалось эти охваты вернуть и даже увеличить за счет интересных авторских постов (моих лично). Благо опыта в писательстве достаточно (начал вести свой литературный блог аж с 2011 года).

Как я понимаю, Прометей к нам заглядывает частично и помогает с охватами отдельных материалов. Но тот самый огонек на неделю не дает. Вероятно, потому что вакансии и проекты часто дублируются еще в других пабликах.

На данный момент сообщество расширилось аккаунтами в Yandex.Zen, Telegram и Instagram. Хочется создать из маленького сообщества большое авторское медиа для специалистов по слову. Но посмотрим.

В заключение — пара рекомендаций по тому, как вдохнуть жизнь в свое сообщество VK.

В продвижении неплохо помогает прямая отсылка к брендам. Оставляем упоминание @название_бренда в комментариях. И случается такое, что SMMщики компании сами приходят и дают обратную связь.

В рекламном кабинете VK у меня висит только одно объявление. Которое я создал еще в 2017 году. Я не гонюсь за дешевыми кликами и подписками (и вам не советую). Закупаю дорогие посты (посевы) в других сообществах и считаю, что экономить каждую копейку — как минимум, странно.

Поэтому и сам предлагаю адекватный (кому-то дорогой) прайс на нативную рекламу. Чтобы зарабатывать, а не выпрашивать. Второй совет: не экономьте на продвижении своего блога. И сами цените то, что делаете. А то аукнется.

Я также посоветовал бы самим разрабатывать рекламные интеграции. Или взять в штат (хоть и громко сказано) копирайтера под эту задачу. Потому что только владелец сообщества, сам автор, понимает, какая реклама впишется или не впишется. Это будет + к цене и + к карме вашего авторитета.

*

И на этом все. Спасибо за внимание.

Если вам тоже нужен будет копирайтер из VK (или вы хотите найти заказы в этой сфере) — теперь вы знаете, куда идти.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Viktor Mann

Ну, такое...
1. Когда филолог употребляет прилагательное "вкусный" не по отношению к еде....
2. Зачем в каждом посте паблика [ ] ??

Ответить
Развернуть ветку
Максим Лунин
Автор

У всех свои причуды. )

Ответить
Развернуть ветку
Максим Лунин
Автор

Просто это мое любимое определение чего-то ценного. Личная инициатива.
А скобки для разделения, просто авторская пунктуация)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Лунин
Автор

Разве что авантюристам)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Лунин
Автор

Всего лишь одна история из миллиона похожих.
Вдруг кому пригодится.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Лунин
Автор

Но паблики живы. Это самое главное)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда