Найти нишу между Facebook и Twitter: интервью с основателями Prisma о новом приложении Capture Статьи редакции

Алексей Моисеенков и Арам Харди о желании переизобрести общение в сети, эволюции идеи и отношениях с инвесторами.

16 июля основатели Prisma Алексей Моисеенков и Арам Харди, а также бывший разработчик «ВКонтакте» Олег Илларионов запустили Capture — групповой мессенджер, который анализирует изображение с камеры и предлагает пользователям обсудить актуальные события. Например, если навести камеру на телевизор, Capture предложит вступить в чат под названием «Что посмотреть?».

Сооснователи приложения Алексей Моисеенков и Арам Харди рассказали, как менялась идея Capture, почему они ориентируются на рост аудитории, а не монетизацию, а также как предприниматели искали подходящую нишу среди социальных сервисов.

Расскажите, что такое Capture — интересно, как его воспринимаете вы, основатели.

Харди: Ох, сложная задача. Capture — это инструмент, который связывает пользователей на основе некоего контекста. И этот контекст может быть чем угодно — от музыки, которую они слушают, до обстоятельств вокруг. Условно, если я недавно слушал Linkin Park в Apple Music, то Capture об этом знает и предлагает обсудить группу или новости про неё.

Почему Capture?

Харди: В переводе на английский это «захватывать», capture the world. Кажется, это нам подходит, так как камера в приложении играет большую роль. Думали недолго.

Как к вам пришла идея? Уходя из Prisma, вы придумали концепцию и ушли или наоборот?

Моисеенков: Мы уходили из компании с целью делать Capture. Но ты никогда не придумываешь что-то в конкретный момент. У нас была мысль, которую мы развивали, но конечно, со временем она менялась.

Алексей Моисеенков

Какая концепция была изначально?

Харди: Тяжело сказать, потому что прошёл целый год. Мы устали от b2b-истории в Prisma и хотели создать что-то более амбициозное, перспективное, сложное. А тема social очень сложная — тяжело сделать что-то годное, когда на рынке уже есть такие игроки, как Facebook и Twitter. Мы решили пойти по такому сложному пути, но это очень драйвово.

Нам нравится делать b2c-приложение, потому что мы напрямую получаем обратную связь от людей. В целом нам кажется, что мы выбрали правильный путь, просто нужно посмотреть, как люди будут использовать Capture, и дальше подстраиваться.

Приложение сложное, поэтому мы сами с нетерпением ждём, чтобы посмотреть, как люди будут им пользоваться.

Моисеенков: Изначально было много идей. Одной из самых интересных была история про примерочные. Мы подумали, что можно создать приложение, которое помогало бы людям прямо в примерочных обсуждать одежду — соединяло по геолокации, находило людей рядом и позволяло бы загружать фото, чтобы пообщаться, оценить образ человека и так далее. А затем решили не фокусироваться только на примерочных, а расширить идею.

Если честно сказать, не очень понятно, какой именно из кейсов заработает. Есть две идеологии. Одна из них, которую продвигает Y Combinator, — делать что-то узкое, а потом постепенно расширять.

В этом случае я придерживаюсь другой идеи: создать продукт с максимальной функциональностью, и люди сами найдут ей лучшее применение.

Если есть Facebook и другие социальные сети, как вы искали подходящую нишу?

Харди: Вот вышел новый трейлер на YouTube, ты его смотришь и хочешь с кем-то обсудить, а в комментариях какой-то ад. Ну не для обсуждения видео сделан YouTube. Далее скидываешь друзьям в Telegram и «ВКонтакте». но это сложно — кто-то спит, кто-то просто не отвечает. Какой выход? Идёшь в группы в Facebook и «ВКонтакте», но это всё не то, не здесь и сейчас, не в реальном времени.

Мы попытались закрыть эту потребность. У нас достаточно открыть приложение и нажать на предложенный чат — и ты уже внутри и можешь общаться. При этом мы далеки от социальных сетей и не считаем себя социальной сетью — мы собираем комьюнити по интересам. У нас нельзя добавить в друзья и вот это всё.

Что-то похожее делает Discord — он собирает комьюнити геймеров. Но не у каждого комьюнити есть Discord, а если я фильм или сериал хочу обсудить?

Вот включил я серию «Игры престолов» и хочу в live-режиме его обсудить. А куда идти? Достал Capture, открыл камеру, навёл на сериал — и уже в чате.

Думаешь, если навести камеру на определённый сериал, он распознает его и выдаст нужный чат?

Харди: Я уверен, что так и будет, просто чуть позже. У нас есть обработанные кейсы: распознавание по геопозиции или распознавание обычных вещей — телефон, ноутбук и так далее, а также постеров фильмов.

Мы стартуем с малого, глобальная цель сильно больше. Но Google тоже не стартовала сразу в таком виде, в котором она есть сейчас.

Как тестировали приложение? Почему, например, решили, что настройки профиля должны быть именно в правом верхнем углу?

Моисеенков: Тестировали на семье и друзьях, всего Capture отсмотрели примерно 100–200 человек. Массового тестирования мы не проводили. А об интерфейсных решениях можно много спорить, сделали, как посчитали нужным.

Сейчас основной сценарий использования Capture — это общение с людьми по интересам. Какие ещё сценарии использования вы предполагаете?

Харди: Ответа на этот вопрос не знает никто. Ты можешь предполагать одно, а выйдет абсолютно другое. Мы надеемся, что люди поймут нас правильно — мы развиваемся в контекст.

Я надеюсь, что Capture не ограничится камерой — у нас можно вручную создавать чаты и каналы.

Недавно Telegram ввёл геочаты, что перекликается с вашей функцией. Это как-то повлияло на вас?

Харди: Я пользовался этой функцией в Telegram только один раз. Будем честны, Telegram больше peer-to-peer, совсем не про групповые вопросы. Они экспериментируют, и это очень условно. Вот сейчас смотрю, вокруг меня 50 человек и один чат «Движ в Отрадном». Последнее сообщение было 15 июля, а сегодня уже 16 июля.

На что обращали внимание, когда создавали Capture? Как замечали, каких функций не хватает разным приложениям?

Харди: Смотрели в целом на тенденцию. Вот за последние два года Reddit сильно вырос — это не просто так. И ты думаешь, рассуждаешь и к чему-то приходишь. Я надеюсь, что Capture закроет потребность людей что-то быстро обсудить.

Мы много чего сделали за последний год, просто не всё попало в первый релиз. Например, у нас есть платформа для стикеров, реакции, похожие на те, что в Facebook. Со временем будем тестировать и смотреть, как пойдёт.

Сколько человек работает над приложением?

Харди: Около 10, но это в штате. Периодически мы привлекаем ещё несколько человек на фрилансе.

Как собираетесь монетизировать приложение?

Моисеенков: Для любого b2c-приложения важен для начала рост аудитории и её метрики удержания. Для меня это важнее, чем мгновенная монетизация и бизнес, поэтому пока не могу дать точного ответа на этот вопрос.

Я люблю говорить о том, что большинство социальных приложений не сразу находят монетизацию. Если мы проследим по большому количеству продуктов, например, Snapchat, Facebook, то сначала монетизации не было, а через несколько лет начинаются первые шаги.

Харди: Многие думают, что мы хотим быстрого и яркого успеха, как с Prisma. На самом деле это не так. Взрывной рост может нас погубить. Мы хотим спокойно и линейно расти.

Если посмотришь на Snapchat или Reddit, то обратишь внимание, что они сначала нашли свою нишу, а потом начали расти. Мы хотим так же — много тестировать, вводить обновления. И когда найдём изюминку, уже начнём расти.

Как инвесторы реагируют на отсутствие конкретного плана монетизации?

Моисеенков: Разница заключается в культуре. Культура инвестирования в США и в России сильно отличается. В США я встречаю вопросы про монетизацию, но ни разу не встречал отрицательной реакции, если я не знаю ответ на этот вопрос. Здесь важно учитывать, что мы социальное приложение. Для нас это не критерий принятия решений.

Если говорить про русский рынок, то у нас все думают только о том, как вернуть деньги. Это исторически культурная особенность нашего рынка. У меня есть опыт общения с русскими людьми и много опыта общения с практическими со всеми фондами из Долины. Этот опыт сильно отличается.

Нет никакой проблемы поднять денег, если ты с правильным позиционированием, сервисом и на нужном рынке. Ответ на этот вопрос «не знаю» — нормальный. Никаких проблем с инвесторами у нас не возникало.

Инвесторы смотрят на команду, позиционирование и продукт?

Моисеенков: Я позиционирую формулу привлечения инвестиций следующим образом. У тебя должен быть некий трек-рекорд — всё, что ты успел сделать до текущего момента, и любой опыт. Второе — у тебя должна быть уверенность в идее и сама идея. Ты должен быть уверен в том, что ты делаешь, и знать, как ты это делаешь. Чётко и хорошо рассказывать об этом. Уметь это подавать.

Дальше нужно всё это умножать на удачу и смотреть, как ляжет карта. Например, ты пришёл, а у человека болит нога, и он отказал. Или наоборот, ты пришёл, а он только что поднял $300 млн на IPO и очень доволен. Все мелочи влияют.

Как будете растить аудиторию и на какие рынки нацелены?

Харди: Мы не ограничиваем нашу аудиторию. Любой человек может скачать приложение, но в первую очередь ориентируемся на рынок США. Медийную и внутреннюю активность будем делать в крупных американских городах: Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Также постараемся завести на старте русский язык.

Почему решили создать ещё один мессенджер? Понятно, что это большое и сложное приложение, но всё равно похоже на мессенджер.

Моисеенков: Я отношусь к этому вопросу как обывательскому. Capture не мессенджер. В любом приложении есть функция «чат», который можно обозвать мессенджером, верно? Если так рассуждать, то Avito тоже мессенджер.

Мы не считаем, что то, что содержит элемент сообщений, — мессенджер.

У мессенджера есть несколько больших сценариев. Первый из них — ты лично переписываешься с кем-то один на один. В большинстве случаев ты знаешь этого человека. У тебя под контролем возможность найти эту беседу. Ты можешь её инициировать, а он может согласиться. В приложениях для знакомств мессенджер тоже один из важных элементов, но никто это не называет мессенджером.

Есть мессенджеры one-to-many, например, Telegram-каналы. Это тоже можно назвать мессенджером. Это возможность коммуникации, когда ты пишешь, а люди только читают. Они с тобой никак не взаимодействуют.

Есть many-to-many — групповые чаты. Это взаимодействие между многими людьми. Мы скорее относимся к последней категории.

Месседжинг — наиболее свободная форма, в которой можно, не раскрывая личных данных, производить коммуникацию. Мне кажется, что не все люди готовы в реальном мире подходить, знакомиться и выражать своё мнение.

У нас немного другой кейс. Мы исследуем историю, как правильно было бы сделать общение групповым по различным темам и мероприятиям, а дальше думать, в какую сторону развивать. Пока one-to-one не видится большим кейсом. Мессенджер в том смысле, в котором вопрос был задан, не наш кейс.

Не могу представить, что я, например, захочу пообщаться с людьми, которые тоже едут в такси. Как вы думаете, зачем это нужно?

Моисеенков: Это очень субъективное утверждение. У всех разный опыт использования приложений. Вопрос из разряда «зачем вы делаете что-то, потому что это бесполезно» может идти к любому приложению, которое выстрелило.

Когда появлялся Snapchat, то все говорили, что это за исчезающие сообщения. «Я не представляю себе кейса, в котором нужно, чтобы сообщения исчезали», — говорили люди. Когда появились «Истории», то все говорили: «Зачем публиковать это, если есть лента, где и так читают». Я думаю, что ты сейчас пользуешься ими, а когда оно только появлялось, то критиковала функции. Гипотеза может подтвердится или нет.

Мы видим, что паттерны сильно растут. Группы в Facebook очень популярны. Их сильно качают. Ты думаешь, зачем заходить, но люди же заходят. Например, ты не пользуешься Reddit, а 330 млн человек пользуются.

Обратила внимание, что в Capture нельзя удалять сообщения, как в Telegram. Почему так?

Моисеенков: Я считаю, что это вообще ненужная функция. Если мы начнём рассуждать про эту функцию, то продуктово она лежит в странном поле для меня. Я не вижу Telegram защищённым мессенджером. Первое, что упоминают, когда говорят об этой функции — приватность. Но удаление сообщений всех и вся у друг друга в групповом чате — очень странная история.

Что было для вас самым сложным за год?

Моисеенков: Было сложно написать свой чат. Мы не используем готовое решение, а сделали свой мессенджер. Он не суперкрутой, но выполняет свои цели и хорошо работает. Мы этим гордимся.

Второе — нам достаточно сложно было интегрировать камеру в приложение. Было бы в сто раз проще сделать так: человек наводит камеру на предмет, фотографирует, загружает, и алгоритмы распознают изображение.

Но мне показалось это не слишком интересным, и я настаивал, чтобы камера распознавала приложение в live-режиме. Сейчас алгоритмы учатся лучше распознавать предметы с каждым новым использованием Capture. Но объединить камеру с остальными частями было очень сложно.

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Vedmed

ага, пришел в чат пообсуждать сериальчик, а там опять переключились на хохлов

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Чигаров
Условно, если я недавно слушал Linkin Park в Apple Music, то Capture об этом знает и предлагает обсудить группу или новости про неё.

А можно об этом поподробнее? Откуда оно об этом узнает?

Вот вышел новый трейлер на YouTube, ты его смотришь и хочешь с кем-то обсудить, а в комментариях какой-то ад.

Почему в ваших чатах не будет такого же ада?

Ответить
Развернуть ветку
Aram Hardy

В ближайшем апдейте будем просить доступ к музыке, чтобы понимать предпочтения пользователя и предлагать релевантные чаты или события.
По поводу ада: так же в ближайших обновлениях добавим модерацию двухуровневую (ML + ручная). А в целом я имел в виду, что обсуждать что-то внутри продукта, где общение не является основным продуктом, - тяжко. (в случае с Youtube)

Ответить
Развернуть ветку
Yagget Proof

Я пытаюсь понять, как это будет работать. Вот я (используя Ваш пример) увидел трейлер и хочу обсудить. Меня кидает в рандомный чат, выбранный по соответствующему тегу? Или 1 тег = 1 чат? А как вы теги будете фильтровать? Вот я навёл камеру на экран, показывают трейлер фильма... ну хз, марвеловских "Мстителей". Как ИИ узнает, что именно я хочу обсудить - сам фильм, персонажа, актёров? Как обсуждение в чате тогда будет выглядеть, как флуд в IRC пятнадцать лет назад?

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiya Skrynnikova
Автор

Система распознает фотку и предлагает несколько разных чатов на выбор. Если подходящего чата не найдётся, то Capture предложит создать чат/канал.

Ответить
Развернуть ветку
Yagget Proof

И в чём это тогда отличается от:

"Далее скидываешь друзьям в Telegram и «ВКонтакте». но это сложно — кто-то спит, кто-то просто не отвечает. Какой выход? Идёшь в группы в Facebook и «ВКонтакте», но это всё не то, не здесь и сейчас, не в реальном времени"?

Я создал чат, а в нём никого нет.

Ответить
Развернуть ветку
топ топ

Aram, я могу с тобой пообщаться где-то? (На счёт приложения, конечно:)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ryazantcev

"но это сложно — кто-то спит, кто-то просто не отвечает. Какой выход? Идёшь в группы в Facebook и «ВКонтакте», но это всё не то, не здесь и сейчас, не в реальном времени."

А почему в Capture никто не будет спать и будет прямо мгновенно бросаться отвечать?

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов
Telegram больше peer-to-peer, совсем не про групповые вопросы. Они экспериментируют, и это очень условно

Ну что за чушь. Хорошее интервью, но вот такие моменты заставляют сделать фейспалм.
В Телеграме очень много групповых чатов самого разного размера и полноты. Учитывая что мы три года занимаемся этой темой, я говорю о том, что вижу каждый день. Телеграм как раз в основном про группы а не пир-ту-пир, если говорить про кейсы использования core community (а это ключевое).

Геочаты очевидно не зайдут массово, потому что кнопка их обнаружения спрятана за тремя тапами. Тут - да, никаких вопросов.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Smets

Вы использовали свои алгоритмы для распознавания объектов или обратились к библиотекам?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сергеевич

Я думаю что парни лукавят на счет монетизации. Уже сейчас это крутой инструмент для компаний, с помощью которого можно узнать фидбек по своим услугам или товарам. (Если,конечно, сетка натренирована на определенные виды товаров).
Это прям супер удобный кейс: сфоткал упаковку или место - написал отзыв.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiya Skrynnikova
Автор

вариант!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Kharitonov

Класс, прочитал на 80% описание приложения, которое сейчас сам делаю. Неожиданно :) Будем создавать один тренд значит...

Ответить
Развернуть ветку
Арина Иванова

Вау, они изобрели имиджборд?

Ответить
Развернуть ветку
Vsevolod Nesterenk

Нашли нишу между твитером и фейсбуком =-)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Андрей нужно экспертное мнение человека проживающего в США.
Насколько в США много людей с татуировками?

Ответить
Развернуть ветку
Vsevolod Nesterenk

Пивот в порно индустрию норм был бы, как раз то что запрещено в снепчате, твитере и фейсбуке можно было бы найти в вашей прилке. Поглощение порнхабом неизбежно

Ответить
Развернуть ветку
топ топ

Я могу пообщаться лично с создателями? На счёт идеи

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Danilov

Сдаётся мне этот функционал полностью перекрывает Google lens, без привязки к чатам. У них есть открытый апи? Если так, то остается только прикрутить чат и готово.

Ответить
Развернуть ветку
Vsevolod Nesterenk

я ж говорю, всегда можно пивотнуть в порно на место тумблра.

Ответить
Развернуть ветку
Batareykin

Возможно я ошибаюсь, но вижу эти чаты как: в каждом, очередной seo-раб, мимикрируя, будет мне впаривать что-то ненужное. Если это так, то спасибо, этого дерьма в соцсетях(да и в жизни) уже через край.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Finogenov

Что такое "бывший основатель"?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Веселый

О, очередной клон реддита

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда