Уже в 1994 году была система, которая сегментировала билеты за 0,003 секунды

Как создавали «Русское лото».

В октябре 2019 года лотерее «Русское лото» исполнилось 25 лет. Едва появившись, она стала лидером рынка и до сих пор остаётся самой востребованной. Среди всех лотерейных билетов, проданных в прошлом году, 39,7% пришлось на «Русское лото». В среднем в одном тираже участвует 2,4 млн билетов.

Эта статья — о том, как запускали лотерею и что предопределило её популярность.

Конкуренты устарели

В первые годы после распада Советского Союза в России существовали две крупные лотереи — государственная «Спортлото» и негосударственная «Лотто-Миллион». Участники обеих лотерей отмечали в билете 6 чисел из 49.

«Спортлото» сильно отставала технологически. Все билеты, участвующие в тираже, в мешках привозили в центр, где после розыгрыша их вручную разделяли на выигравшие и проигравшие. А потом считали, какой приз должны получить владельцы билетов, у которых совпали четыре, пять или шесть чисел. Всё это занимало не менее трёх дней.

«Лотто-Миллион», появившаяся в 1992 году, шагнула дальше. В каждой точке продаж комбинации капсулировали на накопителях и отправляли в центр для формирования базы играющих билетов.

Розыгрыши «Лотто-миллиона» транслировали в прямом эфире по телевидению. Но формат передачи сложно было назвать увлекательным. Шесть чисел выпадали из лототрона за первые три минуты, а потом 40 минут показывали странные музыкальные номера. Столько времени было нужно организаторам, чтобы посчитать, кто и сколько выиграл.

То есть участие в обеих лотереях сводилось к ожиданию результатов, а сам процесс удовольствия не доставлял. Единственной мотивацией был выигрыш.

Кому-то это может показаться странным, но в лотереи играют далеко не только ради денег. Если лотерея постоянно делает акцент на больших выигрышах, она, как мне кажется, закладывает камни в дорогу к собственной смерти.

Когда вы приходите на футбольный матч, вы получаете удовольствие от сопереживания одной из команд. Выиграет она или проиграет — другое дело. То же самое с лотереями — важен процесс.

Александр Яновский, один из создателей «Русского лото»

Интересно не только выигрывать, но и играть

Идея превратить игру в настольное лото в телевизионную лотерею принадлежит Александру Яновскому и Маргарите Клинкевич.

Если участники «Лотто-Миллиона» включали телевизор, чтобы просто узнать, удачные ли числа они зачеркнули накануне, то для «Русского лото» разработали систему, при которой интрига сохранялась на протяжении всей игры.

Самые крупные выигрыши приносила победа в первых трёх турах, но новые победители появлялись с каждым новым бочонком вплоть до окончания розыгрыша. Билет мог выиграть в любой момент.

Технологический прорыв

В «Русском лото» победители и размеры выигрышей определяются прямо во время розыгрыша, а не постфактум. Такой формат требует молниеносной сверки выпавших номеров с базой билетов. Для 2020 года эта задача представляется элементарной, но в 1994 году нужного софта просто не существовало. Всё пришлось разрабатывать с нуля.

Проектирование тиража

Подготовка к розыгрышу начиналась с создания базы файлов билетов, которую отправляли в типографию в зашифрованном виде. Файл каждого билета содержал краткое изложение правил и три типа уникальных реквизитов — игровые, идентификационные и учётные. Их генерировала специальная программа.

Игровые реквизиты — это случайная комбинация из 30 чисел в диапазоне от 1 до 90 и их распределение по ячейкам игрового поля. Эти данные выполняли ещё и защитную функцию. По окончании розыгрыша можно напечатать фиктивный билет с выпавшими числами, но угадать весь диапазон и расставить его в нужном порядке практически невозможно.

Идентификационный реквизит, он же номер билета, — случайный набор из чисел и букв. Номера заносили в базу, получившую название идентификационного протокола. Операторы сверялись с ним при выплате выигрышей и там же отмечали, что приз по конкретному билету уже выдан. Ещё одна степень защиты от подделки.

Учётные реквизиты были нужны, чтобы сформировать базу играющих билетов. В «Русском лото» система учёта строилась на принципе вычитания. Это обеспечило высокую технологичность и скорость оперативной обработки больших массивов данных.

Из базы всех напечатанных билетов сначала исключали бракованные, а потом те, которые так и остались на складе или не были проданы. Таким образом формировалась база билетов, которые будут участвовать в тираже. Потом в ходе розыгрыша из базы исключали билеты, которые не выиграли.

Призовая матрица

Важную роль в сопровождении тиража играла призовая матрица. Эта программа, которая на ходу перераспределяла призовой фонд каждого тура в зависимости от количества выигравших билетов.

Чтобы избежать непредвиденных ситуаций, нужен был инструмент, который прогнозировал бы вероятные сценарии розыгрыша, и мы могли бы на ходу перераспределять призовой фонд. Иначе могли возникнуть ситуации, когда выигрыши, которые должны быть крупными, оказались бы мелкими. Или призового фонда и вовсе не хватило бы. Так появилась призовая матрица.

Александр Яновский, один из основателей «Русского лото»

Распределение выигрышей по матрице составляли на основе математической модели. Математическая модель определяла вероятности — на каком ходу и какую сумму могут выиграть билеты, где совпадут 5, 15 и 30 чисел, а также количество этих билетов

Перед каждым тиражом проводили симуляцию розыгрыша. Для этого в призовую матрицу вводили данные о размере призового фонда, сумму минимального выигрыша и коэффициенты «потурового» изменения выигрышей. Затем запускали генератор случайных чисел, который в течение 10-15 минут тысячекратно имитировал розыгрыши. Программа формировала усреднённую статистику, как могут распределиться выигрыши.

Вышли в эфир

Первый выпуск «Русского лото» вышел в эфир 16 октября 1994 года. Популярность передаче принесли технологические новшества и грамотно выстроенная драматургия.

Руководство канала настаивало на использовании лототрона. Но создатели лотереи оставили мешочек с бочонками из традиционного настольного лото. Так у игроков появлялось ощущение, что они участвуют в национальной забаве.

Людям в студии раздавали настоящие билеты, чтобы и эмоции на экране были настоящими. В трансляцию попадали кадры, как кто-то буквально замирает в ожидании нужного бочонка. Эти переживания передавались телеаудитории. В то же время ведущий имел возможность оценивать реакцию игроков и импровизировать должным образом.

В ходе розыгрышей «Русского лото» ведущий подогревал интерес, объявляя, сколько билетов получили предвыигрышную комбинацию после очередного бочонка. Это стало возможным благодаря программе, которая в онлайне сегментировала играющие билеты по количеству совпавших чисел. В 1994 году она справлялась за 0,003 секунды.

Позднее в информацию о выигравшем билете стали добавлять, в каком городе он был куплен. Это усилило фактор достоверности — ведущий мог назвать не только номер выигравшего билета, но и город победителя.

За билетами стояли очереди

В первые месяцы после запуска в «Русское лото» играли только москвичи. Система дистрибуции находилась в зачаточном состоянии, и охватить другие города до поры не получалось. Билеты самого первого тиража распространяли бесплатно. Организаторы в буквальном смысле раздавали билеты в метро и на улице. Параллельно объявили набор распространителей.

Из-за высокой безработицы в 1990-е годы желающих распространять билеты было очень много. Распространителям полагалось вознаграждение в размере 10% от выручки. В начале недели сотни распространителей приходили за билетами, а ближе к выходным возвращали непроданные. Их часто встречали спекулянты, который выкупали нереализованные билеты. Они надеялись продать их до начала розыгрыша с наценкой.

Объём продаж удваивался с каждым тиражом. Лотерея, на создание которой взяли кредит в размере $1,5 млн, вышла на окупаемость примерно после тридцатого розыгрыша. То есть меньше чем за год. За это время организаторы утвердили в качестве ведущего Михаила Борисова и довели до ума формат телепередачи, который за прошедшие 25 лет претерпел не так уж много изменений.

0
137 комментариев
Написать комментарий...
Denis Ponomarev

Тем не менее, тут не упомянут Артём Тарасов, который нашёл финансирование для этого предприятия.

Ответить
Развернуть ветку
Столото
Автор

Максим, здравствуйте. В нашем материале мы рассказываем о самой идее и её технологическом воплощении, которыми занимались Александр Яновский и Маргарита Клинкевич.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Ponomarev

сколько они бы не делали, финансы - это то, что подкрепило их идею и дало ей право на жизнь. так что, включите пожалуйста Артема Тарасова.

Ответить
Развернуть ветку
Столото
Автор

Спасибо вам огромное за ваше уточнение. Мы учтём. 

Ответить
Развернуть ветку
134 комментария
Раскрывать всегда