Поезда для трезвенников, первые туры вокруг света и банкротство после 178 лет работы: история турагентства Thomas Cook Статьи редакции

Практически всё, что известно о туризме сегодня, — воплощение идей Томаса Кука, основателя старейшего туристического агентства, которое закрылось в 2019 году.

Туризм и трезвость

Томас Кук родился в 1808 году в английской фермерской семье. Его родной отец Джон Кук умер, а мать Элизабет вышла замуж за Джеймса Смитхарда, когда Томасу было три года. Отчим отправил мальчика в школу при монастыре с намерением сделать его пастором. Томас учился в монастыре 10 лет — до тех пор, пока не умер отчим. После этого ему пришлось помогать семье: Кук устроился помощником огородника и столяра.

В 17 лет Томас принял крещение, стал членом баптистской церкви и начал проповедовать её идеологию. Писал статьи в местный баптистский журнал, ходил по окружным деревням и городам, проповедуя и распространяя литературу, преподавал в воскресной школе, где познакомился с Мэриан Мэйсон — будущей женой. Она тоже была преподавателем.

Томас Кук — основатель организованного туризма

В 1827 году Томас Кук стал баптистским священником, вступил в региональное Общество трезвости и стал участником движения против пьянства: организовывал антиалкогольные мероприятия, писал тематические брошюры и статьи. В 1839 году Кук начал выпускать «Ежемесячный вестник трезвости», а через год — журнал для детей, пропагандирующий идеологию воздержания от алкоголя.

Позже Томас Кук также стал бороться и с курением. В 1841 году он с женой и сыном переехал в Лестер и создал новое издательство, тематикой которого стал здоровый образ жизни.

Его супруга Мэриан открыла в Лестере гостиницу. Жильцам запрещали употреблять алкоголь и курить, а для развлечения предлагали соки и журнал «Противник курения» с советами заменить вредные привычки на увлекательные путешествия в обществе сторонников здорового образа жизни.

Поезд для трезвенников

Летом 1841 года Томас Кук договорился с главой Midland Railway Company об аренде поезда для путешествия по новой ветке железной дороги, по которой участники Общества трезвости могли добраться из Лестера в Лафборо на съезд ассоциации трезвенников южных графств центральной Англии. Это и был первый организованный туристический маршрут.

570 пассажиров, 9 вагонов, 12 миль туда и обратно. Поездка стоила 1 шиллинг — около 250 рублей с расчётом по сегодняшнему курсу. Ехать приходилось стоя, как было тогда принято для путешествия третьим классом. Но уже для первого «тура» Кук продумал досуг и питание.

Во время поездки пассажиров сопровождал духовой оркестр. На вокзале Лафборо по предварительному инструктажу участники объединились с прибывшими из других городов, провели демонстрацию против пьянства и продолжили шествие до городского парка, где для них были организованы концерт, игры и перекус — печенье и имбирное безалкогольное пиво. В Лестер «первые туристы» вернулись вечером этого же дня.

В течение нескольких следующих лет такие поездки организовывались регулярно. Управление железной дороги Midland Railway Company согласилось сделать предложенный Томасом Куком маршрут постоянным. При условии, что обязанности по рекламе и распространению билетов он берёт на себя.

«Железные дороги — для миллионов»

Параллельно Томас Кук стал организовывать частные экскурсии с доступными ценами: 1 шиллинг для взрослых и 6 пенсов для детей. Провёл поездку из Лестера в Дерби для трёх тысяч воспитанников воскресных школ. Первое время основатель сопровождал туристов во всех путешествиях лично.

Томас Кук придумал первый лозунг своим турам — «Железные дороги — для миллионов!», расклеивал его на заборы и витрины магазинов. За рекламу и регулярную поставку пассажиров руководство железных дорог предоставляло организатору оптовую скидку на билеты.

Идея Томаса Кука состояла в том, чтобы договориться с поставщиками транспортных услуг, а позднее — отелями, сформировать более дешёвые цены и дать возможность большему количеству людей путешествовать.

Железнодорожная компания округа Мидленд делила с Куком часть оплаты за проезд пассажиров. Однако организация путешествий изначально была для него частью его благотворительных инициатив. Он продолжал зарабатывать на жизнь печатанием журналов и другими случайными подработками.

В 1840-х годах рабочие и члены низших слоёв среднего класса Англии получили право на ежегодный отпуск. У людей появилось свободное время, и Кук предложил использовать его для туризма.

Рекламные афиши туров агентства Томаса Кука

В 1845 году Томас Кук организовал тур из Лестера в Ливерпуль и обратно, который он предварительно преодолел и изучил самостоятельно. Впервые для этой поездки основатель смягчил принцип трезвости, исключил проповеди, и путешествие позиционировалось как исключительно развлекательное.

Вагоны третьего класса со стоячими местами не использовались, приоритетом стали комфорт и безопасность. Кроме того, у пассажиров появилась возможность узнать подробную информацию о маршруте, остановках и главных достопримечательностях тура из путеводителей, который Кук составлял сам. Поездка стоила 15 шиллингов для пассажиров первого класса и 10 шиллингов — для второго.

Первая поездка не смогла вместить всех желающих. Билеты забронировали около 1200 человек. Тур пришлось повторить уже через две недели.

Именно экскурсии в Ливерпуль стали приносить прибыль и дали толчок развитию бизнеса.

О том, из каких источников Томас Кук формировал капитал для первых туров, существуют только предположения. Вероятно, предприниматель гарантировал транспортной компании определённое количество пассажиров на экскурсионный маршрут, в случае успешной реализации — получал процент, а неудачной — оставался должником.

Постепенно Томас Кук расширил географию путешествий маршрутами в Шотландию, Ирландию, Северный Уэльс, остров Мэн. В Шотландии он разработал специальный тематический тур для поклонников творчества Вальтера Скотта и Роберта Бёрнса. А затем открыл ещё одно популярное направление туризма — договорился с крупными землевладельцами Англии, чтобы они открыли свои замки и парки для экскурсий.

В 1851 году Томас Кук организовывал недорогие туры для рабочих и детей на лондонскую торгово-промышленную выставку в Гайд-парке. Путёвка включала трансфер до Лондона и обратно, питание и ночлег. Дети ездили на экскурсию группами в сопровождении учителей на станции, в Лондоне их ожидал транспорт. Так Кук открыл выставку более чем для 165 тысяч человек.

Путешествие за границу

В 1855 году подобная выставка проходила в Париже. Тогда Томас Кук организовал первый континентальный тур. Две группы туристов отправлялись из восточного английского порта Харвич в Антверпен, затем в Брюссель, Кёльн, Гейдельберг, Страсбург, конечный пункт путешествия — Париж.

Тур включал билеты на поезд и пароход туда и обратно и полный пансион. Также Кук предлагал туристам обмен валют и гостиничные купоны, гарантирующие бронь номеров по фиксированной цене. А путеводитель теперь включал не только маршрут поездки и обзор достопримечательностей, но и практические советы, разъясняющие нормы этикета в стране визита.

В 1865 году Кук купил помещение на Флит-Стрит в Лондоне под создание магазина туристических товаров. В нём продавались железнодорожные билеты, билеты на экскурсии, чемоданы, путеводители и телескопы.

В то же время предприниматель стал агентом для иностранных и внутренних путешествий, открыл туристическое отделение в Америке. Его возглавил сын предпринимателя — Джон, который долгое время был помощником по коммерческим вопросам. Агентство стало называться Thomas Cook & Son. В числе известных клиентов этого агентства были Марк Твен, Редьярд Киплинг, Оскар Уайльд и Уинстон Черчилль.

С 1868 года фирма начала предлагать туристам первые прототипы дорожных чеков, страхующих от краж во время переезда, — «циркулярные банковские билеты», которые можно было использовать для оплаты проживания и питания в отеле вместо денег.

Первый офис агентства Томаса Кука в Лондоне

В 1869 году Томас с сыном организовали паломнический маршрут в Святую Землю. Туристы пересекали пустыню на лошадях в сопровождении охраны, а продовольствие несли мулы и ослы. Позже подобный маршрут был создан по просьбе генерала-губернатора Индии, графа Дафферина — паломническое путешествие для индийцев в Мекку.

Карта 1873 года с изображением маршрута тура Томаса Кука в Святую Землю

Такие туры имели особую популярность. В штаб-квартире Thomas Cook & Son в Лондоне открыли специальное паломническое отделение, которое пользовалось спросом на протяжении всей истории существования агентства.

Первые организованные кругосветные путешествия — тоже дело рук Thomas Cook & Son. В 1872 году Томас Кук лично провёл первый кругосветный тур. Маршрут длиной 29 тысяч миль продолжался 222 дня.

Туристы отправлялись из Лондона, пересекали на пароходе Атлантику, добирались на поезде из Нью-Йорка в Сан-Франциско, снова плыли до Японии, Китая, через Сингапур, Индийский океан, Красное море до Каира — и возвращались в Лондон. Обогнуть земной шар стоило около 300 фунтов стерлингов, примерно $35 тысяч на современные деньги.

Марк Твен — один из первых участников кругосветного тура Томаса Кука, свои впечатления он описал в книге «Простаки за границей»

У Куков были разные представления о том, как следует управлять компанией. Джон стремился развивать туриндустрию, вкладывая деньги в отели и круизные лайнеры, отец же придерживался идеологии о создании доступных путешествий для бедных. Несколько лет отец с сыном, не смотря на разногласия, вели бизнес совместно.

Но с 1878 года Томас Кук в возрасте 70 лет отошёл от дел, и агентством стал управлять Джон. А компания продолжала успешно развиваться. К 1885 году она открыла 120 офисов в Великобритании и за рубежом, в 1890 году продала 3,25 млн поездок.

Вслед за фирмой Кука в Англии открывались другие туристические организации — агентство Dean & Dawson, Велосипедный туристский клуб, Кооперативная ассоциация отдыха, Политехническая туристская ассоциация и другие. Постепенно мода на организованный туризм распространилась в Европе и по всему миру.

В 1854 году в Германии открылось бюро путешествий Ризеля, ещё через 10 лет Карл Штанген — «немецкий Кук» — создал турфирму Reiseburo Stangen. В США первые агентства Brownell Tours, Ask Mr. Foster открываются в 1880-х годах.

Активному росту туриндустрии способствовало и развитие авиации в начале 20 века. Но первыми путешествия с перелётами предложила тоже Thomas Cook & Son.

Первая реклама полётов на самолётах появилась на Пасху в 1919 году в издании The Times. В течение нескольких следующих месяцев Томас Кук предлагал деловые и развлекательные полёты на переоборудованных военных самолётах.

Семейное и национальное наследие

Томас Кук умер в 1892 году. К тому моменту состояние основателя оценивалось в £2497. Сын продолжил семейное дело. В 1896 году Thomas Cook & Son стала официальным пассажирским агентом первых современных Олимпийских игр, проходивших в Афинах.

Джон Кук, сын Томаса Кука, 1834–1899 годы

Через три года после этого масштабного события умер и Джон Кук, оставив после себя имущество стоимостью более £663 тысяч. Фирма перешла во владение к следующим продолжателям династии — Фрэнку и Эрнесту — внукам Томаса Кука.

В преддверии Второй мировой войны семья потеряла контроль над турфирмой. В 1928 году последние наследники Томаса Кука продали агентство оператору «Восточного экспресса», бельгийской компании Compagnie Internationale des Wagons-Lits.

Во время войны после захвата Франции турфирма была национализирована нацистской Германией. А в 1948 году британское правительство взяло Thomas Cook & Son под свой контроль, и компания стала частью Британской транспортной холдинговой компании.

Гостиничные сети, самолёты, валюта, убытки

В 1950-е годы агентство продвигало иностранные туры. Концепция бюджетного отдыха, которую развивал основатель, не поддерживалась, и компания теряла часть клиентов. Открывались новые агентства для путешествий, росла конкуренция в сфере организованного туризма. Однако Thomas Cook & Son оставалась успешной, а в 1965 году прибыль компании впервые превысила 1 млн фунтов стерлингов.

В 1972 году консорциум британского Midland Bank, Trust House Forte и ассоциации автомобилистов выкупил у британских властей Thomas Cook & Son. Агентство переименовали в Thomas Cook.

В 1970-х годах многие турфирмы прогорели из-за рецессии в экономике, а Thomas Cook укрепила репутацию, поддерживая сервис на высоком уровне и запустив систему гарантий и возврата средств туристам.

В 1997 году компания первой среди британских конкурентов запустила онлайн-сервис по продаже туров в интернете. А ещё через три года Thomas Cook продала финансовое подразделение, которое занималось выдачей дорожных чеков, иностранной валюты и другими финансовыми операциями, за 440 млн фунтов стерлингов американской компании Travelex.

В середине 2000-х годов Thomas Cook и немецкая группа компаний TUI, её главный европейский конкурент, вели активную гонку поглощений, скупали других туроператоров, тратя миллиарды, и в итоге остались на европейском рынке вдвоём.

В 2007 году агентство приобрело вид, в котором просуществовало до самого закрытия. Thomas Cook AG (название, полученное в результате слияния с германской компанией Condor & Neckermann в конце 1990-х годов) объединилось с британской туристической компанией My Travel Group. Так образовалась компания Thomas Cook Group. По условиям сделки Thomas Cook владела 52% капитала объединённой компании, остальное принадлежало My Travel Group.

Thomas Cook Group владела известными гостиничными сетями Casa Cook, Sunwing, Sentido, Sunprime, авиакомпаниями Condor и Thomas Cook Airlines, в распоряжении которых было около 100 самолётов. Компания работала с 16 странами, основными направлениями считались Германия, Великобритания и страны Скандинавии.

Группа компаний предполагала, что слияние ускорит консолидацию в высококонкурентной туриндустрии, позволит сэкономить средства для создания нового праздничного пакета и стать европейским гигантом. Но ожидания не оправдались. В среднем компания обслуживала около 22 млн человек в год и имела оборот 10 млрд фунтов. Однако прибыль уменьшалась с каждым годом из-за роста цен на топливо, обслуживание отелей и другие расходы, а также борьбы с интернет-конкурентами.

«Офисные» компании, предоставляющие комплексные туры, такие как Thomas Cook Group, проигрывали компаниям и сервисам, позволяющим мобильно бронировать отели и перелёты в онлайне самостоятельно, а именно Ryanair, easyJet и Airbnb, писала The Guardian.

К 2011 году долг Thomas Cook Group составлял 1,1 млрд фунтов стерлингов. В течение года компания подешевела на 90% — к ноябрю она стоила всего 89 млн фунтов при выручке около 10 млрд фунтов.

Весной 2015 года китайский международный конгломерат Fosun купил 5% акций Thomas Cook Group за 92 млн фунтов стерлингов (или $140 млн). Fosun владеет акциями фармацевтических, страховых, инвестиционных, промышленных и других компаний, например — 25% акций канадского Cirque du Soleil, 80% акций американской кинокомпании Studio 8, 50% акций австрийского производителя одежды Wolford, 70% акций французского туристического оператора Club Med SAS.

При поддержке Fosun команда Thomas Cook Group обновила концепцию, придумала лозунг «Клиент в нашем сердце» и стратегию, основанную на трёх обещаниях клиенту: качество, сервис, надёжность.

Таймлайн Thomas Cook Group

Фирма пережила недолгий период подъёма. По итогам 2018 года выручка компании составила около $12,5 млрд, однако чистая прибыль и стоимость акций компании продолжали падать.

По мнению NYT, помимо возросшей конкуренции с онлайн-сервисами на проблемы Thomas Cook Group также повлиял выход Великобритании из Евросоюза и падение курса фунта стерлингов. В 2016 году в Великобритании спрос на туры упал на 10–15%. Причиной того, что многие британцы отложили поездки за границу, могли стать референдум о «брексите», а также попытка военного переворота в Турции, пишет Forbes.

К 2019 году Thomas Cook Group имела общий долг около 2 млрд фунтов стерлингов. По мнению NYT, часть долга накопилась из-за старых несвоевременных инвестиций. Убытки несли компании, связанные с туриндустрией, по всему миру. К этому времени уже закрылись британская бюджетная авиакомпания Monarch, авиаперевозчики Air Berlin и Alitalia и другие.

Летом 2019 года Thomas Cook Group согласовала рефинансирование долга перед банками и своим крупнейшим акционером, китайской фирмой Fosun Tourism, на сумму 900 млн фунтов стерлингов (около $1,1 млрд). Однако банки потребовали от компании привлечь ещё 200 млн фунтов (около $260 млн) резервного финансирования, после чего переговоры провалились.

23 сентября 2019 года старейшее туристическое агентство Томаса Кука прекратило существование. Thomas Cook Group объявили банкротом. Около 600 тысяч туристов, 150 тысяч из них — граждане Великобритании, остались за границей. Около 20 тысяч человек — сотрудники и партнёры компании — лишились работы.

В последние несколько дней мы прилагаем все усилия, чтобы решить остающиеся вопросы по соглашению, чтобы обеспечить будущее Thomas Cook для своих сотрудников, клиентов и поставщиков.

Я глубоко сожалею о том, что мы не добились успеха. Я хотел бы извиниться перед нашими миллионами клиентов, а также тысячами сотрудников, поставщиков и партнёров, которые поддерживают нас на протяжении многих лет.

Это печальный день для компании, которая стала инициатором комплексных каникул и сделала возможным путешествия для миллионов людей по всему миру.

Питер Фанкхаузер

, исполнительный директор Thomas Cook

Итог для клиентов и конкурентов

Осенью 2019 года правительство Великобритании организовало крупнейшую в истории страны в мирное время репатриацию и вывезло из-за границы более 150 тысяч туристов Thomas Cook Group.

Возврата средств за забронированные и защищённые системой Atol туры ожидали около 300 тысяч клиентов. Управление гражданской авиацией (CAA) запустило возврат 7 октября 2019 года, и в первые сутки получило 67 тысяч заявок. По данным на 31 января 2020 года, часть из них все ещё не удовлетворена, в CAA утверждают, что им удалось обработать 95% заявок.

От краха старейшего турагентства пострадали и многочисленные компании сферы услуг. Под угрозой оказался осенний сезон на Канарских островах, где доля британских туристов составляла в среднем 20–25%. Некоторым отелям пришлось прекратить работу на первые месяцы после банкротства старейшего агентства. Однако уже зимний сезон благодаря активности конкурентов Thomas Cook Group прошёл успешнее.

Конкуренты Thomas Cook Group начали 2020 год оптимистично. Например, авиакомпания EasyJet заявила о росте выручки на 8,8% и акций на 4% и связала этот скачок в том числе с крахом исторического турагентства. Туристическая и страховая компания Saga Plc, несмотря на расходы около $5,6 млн, которые пришлись на банкротство Thomas Cook Group, отметила, что уже в январе 2020 года находится на пути к достижению своего годового прогноза прибыли.

Немецкая туристическая фирма TUI Group добавила 580 тысяч мест на маршруты зимнего сезона и 2 млн — на лето 2020 года.

Британская лоукост-авиакомпания EasyJet приобрела слоты (утверждённое в аэропорту время прилёта и вылета самолёта) Thomas Cook Group в Гатвике и Бристоле и добавила 70 тысяч мест на полёты в Турцию и Тунис. Бюджетная британская авиакомпания Jet2 купила слоты в Манчестере, Бирмингеме и Станстеде.

Российский конкурент компании, туроператор «Библио-глобус», расторг сделку по продаже доли Thomas Cook Group, о которой было объявлено в марте 2019 года. Компании предполагали, что сумма сделки могла достигнуть 9,5 млрд рублей.

Еще один российский туроператор «Интурист», который принадлежал Thomas Cook Group, продолжил работать в обычном режиме после банкротства владельца, так как был операционно независимым и работал через собственные каналы сбыта. В ноябре 2019 года начались переговоры о покупке туроператора турецкой компанией Anex Tour.

Возрождение бренда

В ноябре 2019 Fosun Tourism, акционер старейшего туроператора, купил бренд Thomas Cook: торговые знаки, доменные имена, лицензии и отели Casa Cook и Cook's Club за 11 млн фунтов стерлингов (около $14,2 млн).

По данным неназванных источников Bloomberg, Fosun планирует возродить бренд и перезапустить компанию под своим руководством. Новая площадка будет предлагать услуги бронирования курортов и отелей, билеты на развлекательные шоу и членство в клубах.

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Alex Holt

Спасибо, классная статья! Интересно было почитать об одном из самых старых бизессов в мире.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Stoyanov

А самый старый бизнес - это церковь. Путешествия, праздники, войны, и другие развлечения за пожертвования.

Ответить
Развернуть ветку
тима махотлов

Самый старый скорее всего проституция будет

Ответить
Развернуть ветку
Павел Конозаков

Это профессия
А масштабируемый бизнес, скорее всего соглашусь - церковь.
Не важно, плата за услуги или пожертвования, главное для бизнеса, создавать ценность, за которую люди будут хотеть платить!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Да вы правы. Статья получилась просто классная. Классика всегда людям нравится...

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Браиловский

Интересный пример того как компания, всегда первой осваивавшая инновации, такие как железная дорога и самолёт, спустя столетие не смогла принять вызов информационных технологий, имея для того все необходимые ресурсы. Чем больше компания, тем проще руководству заразиться самоуверенностью и питаться иллюзиями контроля, даже когда топы пустили ее по миру

Ответить
Развернуть ветку
Yury Y

не надо одушевлять компанию, просто одни люди делали так, потом другие решили делать также, а десятые нет

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Браиловский

Никто никого не одушевляет. У компании всегда есть ценности, которые во многом определяют курс ее развития

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

"для развлечения предлагали журнал «Противник курения»" .... :-)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Furtaev

Как обычно: отец и сын построили бизнес, а внуки в момент всё просрали.

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Фатов

интернет убило Thomas Cook

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

Ну интернет их убил, а тупой менеджмент. Они одни из первых имели возможность занять своем место в цирфовой экономике, но вместо того чтобы запускать цифровые серисы, продолжали открывать локации для турагентства. И так продолжалось до самого закрытия, пока не сдохли. Так будет с каждым, у кого не будет продуктовой команды и качественного Продакта!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Демидов

Шансов на место в цифровой экономике у них не было, так как слишком большие они были, это все равно, что кодаку со своей сетью печати фотографий стать производителем цифровых фотокамер (которые он изобрел).

Ответить
Развернуть ветку
Rainbow Spike

такие попытки интернетироваться сразу начинают процесс самовсасывания работающего отдела бизнеса в перспективный, но гап в доходах есть всегда, и надо быть ну очень уж ловким менеджером, чтобы провести схлопывание хотя бы без локальной экономической катастрофы

Ответить
Развернуть ветку
Igor

Мало написано про изменения в компании после ухода Стива Джобса.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Подрезов

Это сейчас серьезно? Или я сарказм не распознал?)

Ответить
Развернуть ветку
Deniss Karpak

Интересно. Однако alitalia не обонкротилась

Ответить
Развернуть ветку
LolKekNet

Это временно, они на ладан дышат

Ответить
Развернуть ветку
Deniss Karpak

Их спасут. Ведь это номер 1 в Италии. Будет как с Parmalat - обонкротили, кто надо заработал кто надо нет. Затем перезапустились :) оттуда же появился Джанлука Вакки) поднялся на фарме и пармалате. Отец его точнее

Ответить
Развернуть ветку
color

Видимо идет речь о Air Italу, но у них проблемы не связаные с куками были.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Novitsky

Король умер да здравствует король!

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Vorogushin

Я их знаю только по обменникам с драконовским курсом в Индии

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

Все равно ничего не понял. На своем опыте знаю, что даже туристов-жмотов-нищебродов типа меня доят как могут, все время, постоянно, на каждом шагу, во всех странах, ну кроме Японии.
Но тем не менее агенства и компании уходят и уходят. И что, этот из-за выхода ингланда из ес? Не смешите мои тапочки

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Рудаков

А в Японии-то почему не "доят"?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

Потому что все рассчитано под местных. Турист из другой страны в сравнении с местным клерком скорее всего нищееб. Он будет скорее объектом жалости + никто реально не гонится за прибылью, что является полной противоположностью например, омерике. Всеобщая наивность такая, что-ли

На так называемые туробъекты иностранец будет тратить деньги лишь по неопытности, они либо бесплатные, либо полная хуйня, либо оба вместе. Так же множество товаров и услуг. Неяпонцу они будут просто непонятны и ненужны.
Вся система доения рассчитана на местных и только.

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

Выглядит как афера с Iridium.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kuz

ушла эпоха

Ответить
Развернуть ветку
Фабрика деда Мороза

Всему своё время и место. Интересная история с печальным итогом. История.

Ответить
Развернуть ветку
Агишев Андрей

Прочитал на одном дыхании

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Pronin

Интурист перешёл туркам 

Ответить
Развернуть ветку
Alex Cinergy

Alitalia не закрылась. Не путать с Airitalia!

Ответить
Развернуть ветку
Artur Nikitin

Интересно было почитать, люблю такие истории

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Очень даже здорово, что такие компании старого образца банкротятся. Дело даже не в том, что организовывать поездки стало дешевле самому: турфирмы всегда могут предложить перелеты и проживание дешевле, чем самостоятельное бронирование.

Но предлагать более гибкий сервис с меньшей маржинальностью они просто обязаны в наше время. Никому уже не нужны офисы продаж, никому не нужны агенты на местах. Нужны гибкие правила отмены, меньшая стоимость и стабильные цены.

Любая более-менее крупная турфирма, выкупающая хотя бы 10000 номеромест на сезон может предложить цену в 3 раза дешевле цены на букинге, но они этого не делают и справедливо банкротятся.

Ответить
Развернуть ветку
avers_ion

Летел Condor по хорошей цене, понравилось. 
Через несколько месяцев нужно было лететь в США, опять Condor был хорошим вариантом, да ещё и прямой рейс, но захотелось сделать остановку в Нью Йорке и взял с пересадкой другими авиалиниями. 23 сентября узнал про банкротсво и эта дата пришлась на середину поездки, ух какое правильное решение было не лететь Condor.  

Ответить
Развернуть ветку
Яна Миронова

кстати,статья очень интересная)))))))

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда