«Когда в Samsung поймут, что они не Apple, с ними можно будет разговаривать»

​Президент «Евросети» о снижении цен, конфликте с Samsung и кризисе

Президент «Евросети» Александр Малис в интервью vc.ru рассказал о снижении цен на смартфоны, конфликте ритейлера с Samsung и меняющемся потребительском поведении россиян.

Вчера «Евросеть» объявила о снижении цен на смартфоны. Есть мнение, что вы начинаете «ценовую войну».

Мы видим, что для россиян вопрос цены становится довольно важным. И выставить правильную цену можно только построив работу компании по другому принципу: нужно закупать большие партии товара заранее, вперёд, очень надолго. Мы таким образом уже несколько лет работаем, например, с аксессуарами — планируем партию за шесть месяцев и покупаем много, дешёво и потом продаём.

То же самое будет с телефонами. Планировать будем месяца за три-четыре, но принцип тот же: покупка больших партий вперёд под заказ. Конечно, с одной стороны, это отвлечёт очень много денег. С другой стороны, это даст возможность продавать телефоны дешевле. Фактор цены на российском рынке сейчас играет большую роль: у людей стало меньше свободных денег, а телефоны им все равно нужны.

Что думаете про «ответную» акцию МТС? Там тоже скидки, но по немного более хитрой схеме.

В МТС никогда от этой хитрой схемы не отказывались, она действует практически весь год. Ничего нового в этом нет, но мы считаем, что это хорошо для потребителя.

У «Вымпелкома» — половина «Евросети». Как вы оцениваете публичную активность [гендиректора компании Михаила] Слободина? Даёт ли она какой-то положительный результат?

«Вымпелком» ищет более человечный контакт с собственным абонентом. На том этапе конкуренции, который есть сегодня, это весьма важно. Сегодня абонент не хочет себя чувствовать каким-то обезличенным шлаком, кормовой базой. Он хочет более человечных отношений с тем, кому он ежемесячно платит деньги. Поэтому я считаю, что такая активность — это правильно.

«Евросеть» в прошлом году отказалась от закупок устройств Samsung, а потом вы обменивались судебными исками. В каком состоянии сейчас этот конфликт?

Конкретно сейчас не происходит ничего. С Samsung мы в последний раз контактировали, кажется, прошлым летом. Ну, нет его и нет.

Возобновлять переговоры не планируете?

Переговоры не может вести одна сторона. Наши двери открыты для всех. Samsung не появился — не хочет, или стесняется, не знаю. У Samsung доля уже меньше 16%. В деньгах она пока больше. Поэтому на сегодня Samsung — довольно маленький игрок, особенно с точки зрения операторов, которым важно количество устройств, в которые вставляется SIM-карта. (Обновлено 1 апреля. Пресс-служба Samsung Electronics со ссылкой на данные маркетингового агентства GFK заявила vc.ru, что доля Samsung на рынке смартфонов в денежном выражении составляет более 30%).

Вы это с чем связываете?

С неразумной ритейловой политикой: Samsung сделал ставку на определённые каналы продаж, думая, что они могут обеспечить доступ ко всем покупателям, а в реальности этого не происходит. Мы знаем, что 50% их продаж приходится на МТС. Фактически, они наплевали на остальных потребителей, решив, что они как Apple — что потребители поднимут задницу и пойдут искать их смартфоны в МТС. Когда в Samsung поймут, что они не Apple, с ними можно будет разговаривать. При всём к ним уважении.

«Евросеть» в 2015-м году уступила лидерство по числу салонов МТС. Ставите ли вы задачу возврата на первое место?

Вообще нет. Чем больше у них салонов — тем МТС слабее. Каждый салон — это минус 2 млн рублей годовой прибыли. Тысяча салонов — минус 2 млрд рублей. Так что чем больше они спалят денег, тем нам спокойнее. (Обновлено 1 апреля. Официальный представитель МТС Дмитрий Солодовников заявил vc.ru, что в компании «недоумевают по поводу этих цифр»).

На что вы ориентируетесь при планировании текущей деятельности?

Ориентируемся на всё: на макро- и микроэкономические показатели, даже на погоду. Ритейл — это много-много деталей. Нет трёх или четырёх факторов, которые скажут, что нужно делать.

У «Евросети» уже несколько лет снижается выручка. Почему?

У нас была определённая задача — максимизация прибыли. Есть много игроков, в том числе тот же МТС, которые работают для выручки ради выручки. Для нас это неинтересно, поэтому с некоторых кусков рынка мы уходим. Например, есть большой кусок рынка — и в штуках, и в деньгах — смартфоны за 1,5 тысячи рублей. Это недосмартфоны, которые человек один раз, конечно, купит, но потом намучается.

Мы их вообще не продаём, а операторы их продают на миллионские миллионы. Мы считаем, что это просто обман потребителя, и так делать вообще нельзя. Купивший такой смартфон человек потратил деньги, после этого он какое-то время вообще ничего покупать не будет. У нас долгосрочные отношения с потребителями, поэтому продаём то, что им, как нам кажется, нужно.

Как сейчас выглядит спрос, что потребителю нужно?

Сейчас основной спрос сместился на смартфоны стоимостью 6-15 тысяч рублей. По брендам более или менее ровное распределение между Lenovo, Fly, ZTE, Alcatel — всё, что людям нужно. Apple хорошо продаётся. По соотношению «грамм — градус — копейка», среди лидеров в телефонах на базе Android сейчас стоит Lenovo.

Есть несколько очень хороших моделей у ZTE. Fly выпускает недорогие, но очень качественные смартфоны. Alcatel тоже один из любимых брендов у наших покупателей. Во время кризиса всё больше людей не хотят переплачивать за просто так. Соответственно, на первом плане стоит вопрос качественного предложения: человек хочет купить хорошую вещь, но не за дорого.

Как ещё меняется потребительское поведение в связи с кризисом?

Люди просто меньше покупают, причём намного меньше. В нашем секторе, думаю, спад начинает приближаться к 10%. Может быть, даже больше.

Как будет меняться сотовый ритейл в ближайшие год-два и в более долгосрочной перспективе? Останутся ли нужны точки продаж и обслуживания, или всё уйдёт в интернет?

Масса игроков будет вынуждена закрыться: с одной стороны, уменьшается рынок, с другой — уменьшаются возможности операторов к дотированию. Есть много сотовых ритейлеров, весь смысл существования которых — продать нал, не заплатить налоги, получить деньги от оператора и жить на этом. Все эти возможности будут исчезать. Количество точек продаж будет сокращаться, и даже не из-за интернета, у которого есть свой порог, — их просто столько не нужно.

Как за последнее время изменилась ситуация с арендой помещений?

Аренда имеет небольшое отставание от начала кризиса: она связана с возможностью арендатора платить арендодателю. Соответственно, кто-то уезжает — аренда падает. Я думаю, что это долгосрочная тенденция.

Расскажите про сотрудничество с eBay. Каких результатов удалось достичь за два года?

Небольшой кусочек бизнеса. Работает и слава богу. Для нас это дополнительный канал продаж.

Как обстоят дела с продажами через сайт «Евросети»?

Продажи идут, но занимают в общей структуре доходов небольшую долю — около 5%.

Вы поддерживаете идею об ужесточении пошлин на покупки в зарубежных интернет-магазинах?

Это интересная история. Если ты иностранец, то не платишь НДС. А российские компании НДС платят. Так что мы уже подумываем о том, чтобы вывести сайт «Евросети» за границу, потому что получается как-то глупо. Наше государство поступает очень странно: оно не берёт налоги с китайцев, а со своих граждан — берёт. Если этот вопрос не решится, мы перевезём интернет-магазин за границу. Он будет находиться либо в Китае, либо в ОАЭ, либо в Литве.

В России собираются делать очередной отечественный смартфон. Вы у этой затеи какие-то перспективы видите?

В России невозможно массовое производство, которое требует достаточное количество ручного труда. Роботов ещё можно поставить. Россиянин в принципе не в состоянии делать однообразную работу руками. Разработать что-то он в состоянии, сделать опытную модель — тоже. У нас все население креативное. А вот массовое производство… Россия никогда им не славилась. В текстильной промышленности это в какой-то степени возможно, но не в сфере техники. Если роботы будут производить — да, если люди — нет.

Как изменилась корпоративная культура «Евросети» с момента ухода Чичваркина?

Это сложно оценить, находясь глубоко внутри компании. Всё-таки прошло много лет, и даже если бы здесь сейчас был Чичваркин, корпоративная культура становилась бы более зрелой вместе с компанией. Трудно сравнивать подростка со взрослым человеком. С уходом или неуходом Чичваркина это никак не связано. Я нахожусь внутри компании, и мне всё всегда не нравится, потому что я считаю, что можно сделать лучше.

Вы говорили, что стараетесь нанимать только тех, кто хочет много зарабатывать. Как вы вообще подходите к найму персонала?

Нужно искать звёзд. Да, их мало, но нам много и не нужно: в стране живёт 140 млн человек, у нас работает 30 тысяч. Со звёздами иногда сложно работать, зато интересно. Результат можно показать только со звёздами. Для продавцов есть тестирование, которое определяет, можно ли человеку вообще находиться «за прилавком». Некоторые отсеиваются сразу.

Дальше всё показывает время: только через два-три месяца становится понятно, подходит ему это место или нет. Потом надо убирать тех, кому такая работа не подходит, и оставлять тех, кого от неё прёт. Это сложно, этой работе нет конца, её надо делать вечно. Ну, делаем. С офисом и менеджментом — в целом то же самое.

Соблюдение традиции как-то помогает в бизнесе?

Мне кажется, сильно помогает, потому что я всегда отсыпаюсь в субботу.

0
44 комментария
Написать комментарий...
Дима Ким

где самсунг и где евросеть, чтобы указывать

Ответить
Развернуть ветку
ivan krapivin

Две собаки этому господину!

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Pakhomov

Ну была же несколько лет назад история с Nokia вроде, когда они поссорились с Евросетью, доля рынка Нокьи упала в разы и они пришли договариваться.

Ответить
Развернуть ветку
Praetorian

Так вот почему нокиа обанкротилась ))

Ответить
Развернуть ветку
Artem Shevchenko

даже большие компании могут ошибаться

Ответить
Развернуть ветку
Michael Babich

Когда Евросеть поймет, что она не Verizon, возможно, перестанет делать глупые заявления.

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Belonozhkin

зашёл за этим комментарием

Ответить
Развернуть ветку
Александр Калин

о, а евросеть еще существуют, оказывается.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
lakoros

"Самсунг наплевали на остальных потребителей, решив, что они как Apple — что потребители поднимут задницу и пойдут искать их смартфоны в МТС" Да, оказывается других магазинов кроме Евросети и МТС в России то и нет!

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Абдуллаев

Когда в Евросети поймут, что они не Best Buy, с ними можно будет разговаривать.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Нечаев

ИМХО значение в ретейле офлайн игроков типа Евросети сильно переоценивается. Рынок сильно изменился. Многие (и я в том числе) ищут и покупают технику через сервисы типа Яндекс Маркет. Премиальные устройства точно. На мой взгляд тренд очевиден. И Евросети надо бы менять позиционирование, если они хотят остаться в лидерах рынка.

Ответить
Развернуть ветку
Sandy Bell

Вот вот. Когда они поймут что не только рынок, но и мир изменился. И уже алибаба в дверь стучит.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

Так вот они и хотят перенести магазин в Литву )

Ответить
Развернуть ветку
Николай Алексеев

разве не евросеть бросало яблоко и презентовала в рекламе самсунг? Оо...что поменялось у них в мировоззрении? самсунг перестал их спонсировать?

Ответить
Развернуть ветку
Ilya

концепция изменилась

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Алфёров

телефон не должен стоить более 10.000 рублей ... вне зависимости от обменного курса USD/РУБ.
У меня thl4400 - телефон всем хорош. Добавить к нему ещё 2ГБ оперативки и Android (5 , а то и 6) - и вообще всё будет как надо. И этот upgrade стоит не более 2000-3000 рублей.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Molokoedov

Кому он должен?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Evgenjevich

Перефразирую Генри Форда: "смартфон может быть любой марки, при условии, что это Apple".

Ответить
Развернуть ветку
Антон Лапшин

я частично согласен. в смысле - кому хочется, пусть покупает хоть за 100к, хоть за миллион.
мне хватает люмии 535 за 7 тыщ

Ответить
Развернуть ветку
Valery Martynov

Каждому своё, смысл спорить о вкусах и предпочтениях?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Лапшин

та я и не спорю

Ответить
Развернуть ветку
Егор Котиков

Проходил это, за 10000 ты получишь тормозное уг.

Гораздо лучше купить флагман и проходить с ним несколько лет. Выйдут те же деньги, только без злости по поводу тормозов и глюков.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Алфёров

Полностью согласен. И сам так и планирую. Потому и написал: + 2ГБ и Android 6.0 )

Ответить
Развернуть ветку
Антон Лапшин

в случае с андроидом таки да. в случае с виндофонами нет

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Archakov

lol. Где евросеть, а где самсунг xD
Самсунг можно купить не отходя и км от дома, а евросеть еще надо поискать)

Ответить
Развернуть ветку
Камал Салбиев

друг работает в евросети:

средняя выручка 50 тыс (без поатежей. ) даже если маржа 50% что очень сомнительно то 12 тыс прибыль. - все расходы это около -минус 20тыс 1 магаз каждый день.

если их 1000 то -20млн день

доя меня это реально вопрос как эти магазы еще живут, пирамида походу

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

У Евросети 5.1 тыс. магазинов. Ну и думаю, они различаются по выручке.
Плюс у них интернет-магазин.
Судя по Вики, по крайней мере, в 12-м году были прибыльны: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C

Ответить
Развернуть ветку
Камал Салбиев

чувак скоро все поймут, что киупный бизнес это пирамида , любой, кроме макдака конеч и эпл но там все видно сразу по подходу.

не зря путин подписал закон о пирамидах

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

Камал, евросеть это не только низкомаржинальный товар типа айфон, на который и 50 процентов не накрутишь, но и всякие там чехольчики, зарядки. Вот цены: внешний аккум в крупном опте 5-8 долларов, в розницу 1500-2000, фитнес браслет 13,5 долларов, в розницу больше 2 тысяч рублей. Доставка такого товара копеечная, если контейнерами, это не турники, чтобы продавать такое контейнерами и нужны тысячи магазинов, пусть и на грани рентабельности, а деньги заработают 20 процентов магазинов, которые принесут 80 проц прибыли

Ответить
Развернуть ветку
Mike Malyshev

Логика функицонирования крупных корпораций сильно отличается от малого бизнеса, это да. Но называть их пирамидой...тогда уж и государства все - пирамиды. Деньги печатают, банкам дают, людям чего-то за них обещают, но могут в любой момент взять и обвалить валюту.

Современная экономика и в целом, действительно, трудноотличима в структурном плане от финансовой пирамиды. Всё дело - в размере =)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vladis Tott

Ни одна компания не добилась успеха, говоря плохо о лидерах рынка, тем более о бывших партнерах. Самсунг - лидер, как по количеству инноваций, так и по объемам производства и мировых продаж. А если президент российской сети киосков возле метро под брендом Евросеть (которую, между прочим, создал совсем другой человек) предполагает, что таким образом он повышает свои позиции, то это одно из тех заблуждений, которое рано или поздно приведет компанию к краху.
К слову говоря, если вдруг с мирового рынка исчезнет Самсунг, то мировой рынок непременно заметит это, более того, пострадают не только конечные потребители, но и производители во многих секторах экономики, использующие их чипы. А вот если закроется Евросеть, то скорее всего, это мало кто заметит, ибо аналогичных киосков связи есть превеликое множество, ничего выдающегося или уникального в них нет.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Чудаков

А чё с Xiaomi не могут договориться? Вот у них реально недорогие и качественные аппараты.

Ответить
Развернуть ветку
Ильяс Билалов

Искусстно так Эплу лизанул)

Ответить
Развернуть ветку
Artyom Palvelev

Samsung — действительно не Apple, они больше телефонов продают: http://hitech.vesti.ru/news/view/id/7267

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Belonozhkin

у корейцев средняя цена продажи смартфона составила 14 278 рублей, в то время как у американцев - в два с лишним раза больше, 36 214 рублей.

Sosnooley

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Корхов

Судя по статье они вообще не зарабатывают.
1. "Каждый салон — это минус 2 млн рублей годовой прибыли" -интересно сказано, т.е. если убрать салон - это +2млн. прибыли, убрать?)))
2. Продажи через интернет - 5%
На чем зарабатывают, на кредитах?

Ответить
Развернуть ветку
Yury Molodtsov

1. Это они не про себя.

Ответить
Развернуть ветку
Sandy Bell

Странно все это

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniya Bazelyuk

Судя по статье,в России только в 2 сетях все потребители покупают смартфоны;).
Это не так - есть ещё множество региональных игроков, кто предлагает отличный ассортимент и достойный сервис, где можно сравнить все бренды (а не только узкий круг тех, кто представлен в сети по каким-то причинам) и сделать для себя обьективный выбор,который будет радовать.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Shen

евро понт

Ответить
Развернуть ветку
Антон Лапшин

блин, в комментах шапито какое-то

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Захаров

Отличное интервью, отличный материал. Вопросы в тему и Александр Малис очень хорошо отвечал. Ёмко и информативно. Редко встречаются материалы подобного качества. Большой Респект редакции !

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Смешно, кто-то минусует за то, что ЛИЧНО МНЕ понравился материал ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Molokoedov

Шутка про «перелогинься».

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 44 комментария
null