{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Сделать бизнес на одном товаре и продавать его 60 лет: история универсальной смазки WD-40 Статьи редакции

WD-40 создали для защиты космических ракет. О том, что смазку можно использовать дома, производитель узнал из-за воровства работников. Теперь одноимённая компания стоит $3,5 млрд, и формулу смазки до сих пор хранят в секрете.

Успех с сорокового раза

В 1953 году в Сан-Диего, Калифорния, появилась химическая компания Rocket Chemical Company — три человека во главе с основателем Нормом Ларсеном.

Первым заказчиком компании стала аэрокосмическая Convair, которой понадобилось антикоррозийное средство для защиты обшивки ракеты Atlas. Внутрь ракет попадала влага во время транспортировки из Сан-Диего на полигон.

39 первых вариантов средства от Rocket Chemical Company были либо слишком вязкими, либо слишком жидкими. Удачной стала сороковая попытка: в лабораторной книге средство записали под названием WD-40, где «WD» — «Water Displacement» (водоотталкивание). Компания засекретила формулу и с тех пор ни разу её не меняла.

По данным самой фирмы, смазку придумал Норман Ларсен. Но есть и другое мнение.

Профессор истории Айрис Энгстранд, изучающая Сан-Диего, предполагает, что сооснователем компании и создателем WD-40 был тёзка Ларсена, химик Норман Лоусон.

Норман Ларсен появился в компании позже: он руководил Rocket Chemical Company с 1957 по 1958 год, считает она. Со временем их имена перепутались, и Ларсену приписали заслуги Лоусена, отмечает Энгстранд.

«Мы не производим ракет»

В 1958 году руководителем Rocket Chemical Company стал один из сооснователей Сай Ирвинг. 15 сентября того же года он заявил, что компания каждый день выпускает 8000 баллончиков с WD-40.

По данным компании, в 1960 году в Rocket Chemical Company работали семь человек. Они на своих машинах развозили около 45 ящиков WD-40 в день по местным магазинам.

Через десять лет компания получила госзаказ от властей США на 233 тысячи банок WD-40. Тогда же появились слухи о возможной продаже Rocket Chemical Company, но Ирвинг опровергал их.

В 1969 году Ирвинг ушёл в отставку, и его сменил зять Джон Барри. Почти сразу после своего прихода Барри поменял название компании с Rocket Chemical Company на WD-40 Company в честь её единственного продукта. Решение он обосновал тем, что фирма не производит ракет.

Ранние упаковки WD-40. На той, что слева, изображена ракета — как напоминание, почему смазка вообще появилась jalopnik.com и wd40company.com

При Барри WD-40 Company раздавала образцы продукции. Например, во время войны во Вьетнаме компания каждый месяц отправляла 10 тысяч упаковок WD-40 для американских солдат, чтобы они могли защитить оружие и технику от влаги.

Важной задачей для Барри была защита секретной формулы WD-40, торговой марки и узнаваемого дизайна упаковки. Компания не патентовала WD-40, чтобы избежать раскрытия ингридиентов. Барри признавал, что другие крупные компании, например 3M и DuPont, производили очень похожую на WD-40 продукцию.

Некоторые пробовали копировать и упаковку WD-40: сине-жёлтую банку с красной крышкой. Именно поэтому компания документально защитила сочетание цветов на упаковке

При Барри смазка появилась не только на полках специализированных хозяйственных магазинов, но и в супермаркетах. Когда одна из крупнейших американских торговых сетей Sears предложила продавать WD-40 под своим брендом, Барри отказался.

При нём же резко вырос рекламный бюджет, WD-40 Сompany начала активно продвигать товары за рубежом, отмечает The New York Times. В одном из интервью гендиректор сказал, что его компания на самом деле не производственная, а маркетинговая.

В 1971 году WD-40 Company открыла первый международный офис в канадском Торонто. В течение 20 лет компания открыла зарубежные офисы в Великобритании, Австралии, Испании, Малайзии и Франции. В 2008 году она впервые получила больше половины своей выручки извне США.

Годовые продажи компании тоже росли:

  • В 1970 году — $2 млн.
  • В 1983-м — превысили $50 млн.
  • В 1990-м — $91 млн.
  • В 1992-м — $100 млн.

Компания стала публичной в 1973-м, разместив акции на Nasdaq с тикером WDFC. В ходе IPO рыночная оценка компании достигла $4,95 млн.

В 1993 году компания заявила, что продукция WD-40 есть в четырёх из пяти домов США и 81% работающих американцев пользовались ей на рабочем месте. В том же году продажи составляли до 1 млн банок в неделю, и компания вошла в десять самых прибыльных на Nasdaq.

Объясняя секрет полувекового успеха WD-40, Гарри Ридж, руководитель компании с 1997 года, говорил: «Люди любят его, потому что это честный продукт. Он делает то, что обещает».

Одна формула, много упаковок

До сих пор единственным продуктом компании остаётся WD-40 в разных упаковках — от ручки-тюбика, которую можно положить в карман, до 200-литровой бочки.

В 2011 году презентовала линейку WD-40 Specialist: в неё входят быстросохнущий очиститель контактов и очиститель тормозов. Спустя год WD-40 Company основала дочернюю компанию WD-40 Bike Company. Она выпускает средства для ухода за велосипедами.

Тогда же производитель запустил продажи банок ограниченной серии:

  • С эскизами автомобильного дизайнера Чипа Фуза — он известен работами для Ford и Chevrolet.
  • И с военным дизайном. 10 центов с каждой проданной банки компания переводила в военные благотворительные фонды. По итогам акции компания пожертвовала около $300 тысяч.
Сверху — банки с логотипом Чипа Фуза, снизу — в поддержку военных

Фан-клуб, мифы и легенды вокруг WD-40

У WD-40 существует официальный фан-клуб, в котором состоит более 100 тысяч человек. Компания утверждает, что создала его «раньше, чем появились Facebook, Twitter и Instagram», в 2001 году.

В фан-клубе существуют такие шутливые должности, как «члены совета директоров фан-клуба». До конца жизни каждый из них получает ящик WD-40 раз в год.

Компания прислушивается к идеям, которые приходят от фан-клуба. Благодаря фанатскому сообществу в 2005 году на рынок вышла WD-40 Smart Straw — упаковка с прикрепленной соломинкой. По словам компании, так она помогла потребителям решить одну из главных проблем использования WD-40 — постоянные потери соломинок.

Также участники создали список из более чем 2000 способов использования WD-40. Но нередко смазку используют не по назначению:

  • Мужчина из Техаса распылял смазку, чтобы перебить запах чужого парфюма — так две его девушки не знали друг о друге.
  • Однажды полицейские использовали смазку, чтобы достать голого взломщика, застрявшего в вентиляционном отверстии.

Компания также регулярно опровергает мифы о себе. Она призывает не использовать WD-40 для лечения артрита и ловли рыбы. В первом случае компания разъясняет, что продукт содержит опасные химические соединения, которые не стоит принимать внутрь. Во втором — призывает уважительно относиться к окружающей среде.

Современность

Рыночная капитализация компании на ноябрь 2020 года оценивается в $3,5 млрд, выручка за 2019 год составила $423 млн, валовая прибыль за 2019 год — $232 млн.

Празднуя свое 65-летие в 2018 году, компания торжественно поменяла место хранения своей секретной формулы — перенесла её в другой сейф в Сан-Диего.

Чемоданчик с секретной формулой перевозил лично гендиректор компании Гарри Ридж. Он работает в компании с 1987 года wd40.co.uk

Корпорация заявляет, что все опубликованные рецепты по созданию смазки в домашних условиях основаны на догадках. Компания не патентует состав формулы WD-40, чтобы точный рецепт оставался секретом.

0
222 комментария
Написать комментарий...
Виктор Липин

"Секретная формула" - как это мило. ЯМР-спектроскопия за день даст подробный состав до запятой, что там и в каком количестве.

Ответить
Развернуть ветку
GMS

Удивляет даже не столько абсолютно безграмотный пост, сколько больше 30 лайкнувших... Видимо посчитавших себя очень умными.
Виктор, Вы же не видели ЯМР спектр в своей жизни ни разу или уж точно не понимаете, что это такое. Даже двухкомпонентная система на ЯМР спектре даст забор из сигналов, где фиг что разберешь. Скажу более - ЯМР спектр не даст возможности со 100% вероятностью определить структуру даже одного чистого вещества, если оно неизвестно и спектра нет в базах. Никогда ЯМР спектроскопия не использовалась для установления состава многокомпонентной системы. Для этого используется хромато-масс-спектрометрия, вот только и этот метод не всегда позволяет определить состав многокомпонентной системы.
Зачем писать то, о чём Вы не имеете никакого представления - загадка...

Ответить
Развернуть ветку
Максим Афанасьев

Как будто вы всю жизнь вынашивали эти знания ради этого поста

Ответить
Развернуть ветку
Петр Смирнов

Как будто все уже придумали до тебя что ответить на любой неважно правильный или неправильный комментарий. Нужно лишь выбрать правильный комментарий чтобы отвести разговор в другую плоскость.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Афанасьев

Где?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Липин

Нормально представляю. Лично видел и аппарат и спектр, лично относил на анализ разные вещества - от порошков до масел. Общался с людьми, которые кандидатские и докторские защищали по теме.

Ответить
Развернуть ветку
GMS

Ну теперь стеснятся не буду - Вы несете бред отборный, по теме, в которой ничего не понимаете. Пруфы будут - ЯМР спектры этих порошков и масел? Мне сложно даже объяснить читателям, насколько огромные бред Вы несете. Ну скажем так - показывать на белое и утверждать, что это черное.
ЯМР не используется для идентификации веществ в многокомпонентных системах, это попросту невозможно. Я уже умолчу о том, что если в смеси есть вещества без водородов, то их на H1 видно не будет, будете проверять на все возможные элементы?
ЯМР используется для подтверждения структуры известного вещества, отчасти для определения чистоты (особенно хорошо это можно сделать если примесь известна).

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Ну кроме того, независимо от состава, наверняка есть некоторые (закрытые?) технологии смешивания:
- последовательности добавления;
- скорость перемешивания, и т.п.

Возьму свой пример:
- наш концентрат морской воды до минус 23 градусов не замерзает;
- если при перевозке зимой за Урал температура ниже (часто), внизу в бутылках гуща образуется;
- казалось бы: при отогревании опять восстановится истинный прозрачный раствор, но оказывается всё сложнее ...

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Dragunov

И то все зависит от базы хроматографа, я отдушки раскладывал, денег отдал много, а толку было мало )))

Ответить
Развернуть ветку
219 комментариев
Раскрывать всегда