Не Москва и не Кремниевая долина: как мы стартанули в Нальчике?

Серия «Внутренний диалог стартапа»

Наверное, стартанули мы правильно. Такой ответ будет самым верным. Не хорошо и не плохо. Потому что с кем нас сравнивать? Кто до нас запускал что-то подобное? Я не в курсе. Сравнивать не с чем. Да и учитывать нужно не только идею, но и бюджет, географию, особенности рынка.

Мы стартанули не с Москвы, а в Нальчике, на Кавказе — в очень сложном городе для ИТ-стартапа. Думаю, объяснять, почему не стоит, излишне.

Почему именно здесь?

Несколько причин:

1. Я живу тут почти год. Климат, еда и многое другое — за это время я разобрался в местном рынке.

2. При ограниченном бюджете начинать с небольшого города показалось разумным. В Москве просто побоялся: хорошее первое впечатление можно произвести только один раз. Лучше быть к этому готовым.

3. Найти ангела-инвестора не удалось. Все говорят одно и то же: «Проект интересный, приходите, когда получится». Не слишком воодушевляет. Рынок венчурных инвестиций сильно изменился, подход инвесторов стал осторожнее, и найти финансирование стало сложнее. Этому можно посвятить отдельную статью. Поэтому я временно перестал искать партнёров, так как это отнимало слишком много времени, и решил запускаться с тем, что есть.

Как привлекали продавцов

Запуск был простым. Как только появились в сторах, подготовил базовые материалы, наметил маршрут, надел удобные ботинки и пошёл.

В первый день обошёл несколько точек. Быстро понял, что работать с презентацией на iPad неудобно. А ещё — визитки оказались не архаизмом, а реально нужным инструментом. На следующий день занялся разработкой евробуклетов и заказом визиток.

За пару недель обошёл пару десятков потенциальных партнёров. Вывод? Продукт нужен. В большинстве случаев слышу положительные и даже восторженные отклики. CUSDEV это показывал, но ощущения вживую совсем другие. И даже когда на десятом партнёре услышал «нам не нужно», не расстроился.

Продукт нужен и как инструмент для решения проблемы со списанием продуктов, и как маркетинговый инструмент. Кроме того, есть товары, которые просто не продаются месяцами, и для них тоже необходима дополнительная видимость. Ведь у малого бизнеса не так много доступных способов продвижения. Это вселило в меня уверенность двигаться дальше. Я понял: продукт имеет право на жизнь. Дело теперь за качественной реализацией — продвижением, развитием и финансированием.

Конечно, сложно просить продавцов выкладывать объявления, когда они понимают, что завтра продаж не будет. Тут мы придумали пару маркетинговых приёмов. Где-то просто просим помочь интересному проекту — находятся понимающие. После подключения первых партнёров стало очевидно: теперь нужно увеличивать спрос. Мы разобрались, как привлекать партнёров, и теперь ищу помощника, чтобы ускорить процесс.

Как привлекаем пользователей

Что с пользователями? Пока не густо. Сначала попробовали Телеграм — слабый результат. Запустили экран в городе — тоже не то. Добавили билборд — посмотрим, как сработает.

Не Москва и не Кремниевая долина: как мы стартанули в Нальчике?

Раз пять услышали, что в Нальчике реклама на радио — главный двигатель продаж. Запустили сразу на шести радиостанциях — ждём результат.

Улучшаем работу с Телеграмом, планируем ещё один щит, усиливаем работу с соцсетями и надеемся, что партнёры начнут рекомендовать наш сервис. Но тут снова выбор: либо у тебя большой бюджет и ты нанимаешь «крутых» ребят в надежде, что они попадут в точку, либо сам перебираешь решения, если бюджет скромный. Думаю, за пару месяцев найдём правильный подход. Благо на площадке уже появляются уникальные предложения, которых не найти больше нигде. Это должно сработать.

Техническая часть

Технически было верным решением запускаться тихо. Хоть мы и тестировали продукт, но в первую неделю всё равно вылез ряд багов и недочётов. За две недели их устранили. Спорные моменты быстро разрешились на практике. В общем, доволен.

Интересности

Однажды услышал: «Часто стартапы запускаются с одной идеей, а потом трансформируются». У нас тоже есть такие моменты:

РадарЕда как система лояльности.

Малому бизнесу сложно запускать свою программу лояльности. А вот РадарЕда, оказывается, частично ей является. Продавцы размещают у себя информацию о скидках в нашем приложении, а их лояльные покупатели скачивают его и добавляют продавца в избранное. Через пуш-уведомления они получают актуальные акции. Мы об этом на старте не думали, но надеемся, что это окажется полезным и востребованным.

Не Москва и не Кремниевая долина: как мы стартанули в Нальчике?

Оптимизация вечерних скидок.

Продавцы (особенно пекарни и кондитерские) часто делают вечерние скидки 30-50% за час или два до закрытия. Это создаёт всплеск спроса, но убивает продажи за час до начала акции. В итоге страдают посетители, которые хотели просто выпить кофе после работы, снижается доходность, и эффективность такой акции становится сомнительной. С РадарЕдой можно избежать этой проблемы, лучше управлять спросом и повышать прибыль. Некоторые партнёры сразу это поняли.

Привлечение внимания к малому бизнесу.

Оказалось, что некоторым проектам достаточно просто появиться на площадке, чтобы вызвать интерес у публики. Например, у нас появился один продуктовый магазин, и сын владельцев сделал хорошую страничку. Даже просто знакомые, которые со мной общаются и очевидно скачали приложение, увидев такого продавца, начали высказывать интерес к посещению этого магазина. Конечно, дальше такому продавцу нужно не лениться и поддерживать интерес, но это показывает, что малому бизнесу такая рекламная площадка, как наша, будет очень кстати.

Итог

Итоги? А что итоги — пока всё нравится, но впереди полно дел: нужно больше пользователей, больше партнёров и ещё чуть-чуть больше бюджета.

2
1 комментарий