Рассрочка от сооснователя PayPal с оценкой в $12 млрд на IPO: чем инвесторов привлёк стартап Affirm Макса Левчина Статьи редакции

Сервис работает по модели «купи сейчас, плати потом» и предлагает рассрочку на товары от Walmart, Peloton и других партнёров.

Affirm — один из основных сервисов американского рынка рассрочки, основан в 2012 году. С его помощью можно покупать одежду, обувь и другие дорогостоящие товары у розничных продавцов.

13 января стартап проведёт размещение на бирже NASDAQ под тикером AFRM.

Компания планировала IPO в 2020 году и уже трижды увеличивала ценовой диапазон размещения — сначала с $33-38 за акцию до $41-44, а за день до IPO стоимость акции выросла до $49, а оценка компании выросла до $12 млрд. В апреле 2019 года компанию оценивали в $2,9 млрд.

Издание The Marker приводит три причины, почему сервис интересен инвесторам, и объясняет, почему Affirm придётся тяжело на рынке финансовых услуг в ритейле.

Простота и удобство для пользователей

Вместо того, чтобы сразу выплатить всю стоимость товара, Affirm предлагает покупателю разделить оплату на несколько частей. В части случаев это рассрочка без процентов — например, при оформлении заказа на тренажеры Peloton, ключевого партнера сервиса.

Также есть возможность покупки в кредит с индивидуальной процентной ставкой, но Marker считает, что даже она более выгодна, чем краткосрочные кредиты. Например, со $140 за кроссовки пользователь дополнительно заплатит около $5.

Деньги для рассрочки обеспечивает финансовый партнёр стартапа — Cross River Bank.

Финансовая структура Affirm

Сам сервис более гибкий, чем традиционное оформление кредита в банке: регистрация занимает пару минут, а Affirm позволяет в любой момент досрочно погасить задолженность.

Также Affirm зарабатывает на продавцах: если рассрочка беспроцентная, стартап получает 3-5% от транзакции. Если же Affirm берет комиссию с покупателя, комиссия для продавца стремится к 0%. Таким образом сервис одновременно привлекает как покупателей, так и продавцов.

Спрос на рассрочки растёт

Семьи в США сталкиваются с финансовыми проблемами и чаще берут кредиты на оплату не только дорогостоящих товаров и услуг, но и повседневных покупок, пишет WSJ.

Но так как уровень доходов не растёт, а рассчитываться по кредиткам дорого, увеличивается спрос на отложенные платежи и рассрочки. Они выглядят более гибкими и доступными финансовыми инструментами, в том числе для молодёжи.

Компаниям тоже выгодно продавать в рассрочку: покупатели получают товар с небольшой комиссией, а магазин повышает конверсию на 20-30%, так как люди чаще покупают товары за полную стоимость и не ждут распродаж.

Около 40% опрошенных WSJ покупателей в 2019 году признали, что возможность рассрочки повышает вероятность покупки. Больше 50% американских компаний либо уже продают в рассрочку, либо планировали запустить услугу в 2020 году.

Стартапы с рассрочкой по масштабу пока не сопоставимы с «традиционными» методами оплаты, где объём транзакций составляет десятки миллиардов долларов, но у них очень высокий потенциал роста.

Инвестор венчурной фирмы Charge и редактор рассылки The Generalist Марио Габриэле проанализировал Affirm и его положение на рынке.

По подсчётам Габриэле и его экспертов, общий доступный рынок Affirm и других компаний в сегменте «покупай сейчас, плати потом» (BNPL) составляет $25 трлн.

Affirm и её аналоги оказывают услуги в сфере электронной торговли — одежда, красота, мебель, электроника, на эти сегменты в 2020 году пришлось около $500 млрд розничных продаж в США, 85% расходов — офлайн.

Но инвесторы и аналитики считают, что спрос на интернет-торговлю подстегнет рост Affirm. По данным отчета Worldpay Global Payments Report за 2020 год , BNPL в ближайшие три года вырастет на 233% в Северной Америке и на 133,3% в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

К 2023 году BNPL должен составить 3% всех расходов на электронную торговлю в Северной Америке и 0,7% в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Руководство сервиса — «лучшие в своём роде»

Основатель и гендиректор Affirm — Макс Левчин. Он в 23 года запустил PayPal и занимался в компании выявлением мошенничества, оценку платежеспособности и анализом поведения интернет-пользователей. Это критически важные для работы Affirm компоненты, пишет Marker.

Топ-менеджеры Affirm также разбираются в сфере финансовых услуг: стартап привлек специалистов из Square, PayPal, Groupon и других крупных сервисов.

Например, директор по капиталу Affirm Джефф Котт пришел из Cross River Bank, финансового партнёра стартапа. А финансовый директор Affirm — бывший исполнительный директор HP Майкл Линфорд.

Финансовые показатели и проблема высокой конкуренции

В апреле 2019 года компанию оценивали в $2,9 млрд.

В 2020 финансовом году Affirm почти удвоила выручку — она составила $509,5 млн (рост на 98%). Чистый убыток составил $112,6 млн, что немного меньше чем в 2019 году с $120,5 млн. А сумма транзакций через Affirm увеличилась на 77% — до $4,6 млрд.

Но сам Affirm в заявке на IPO указывает на фактор риска: около 30% всей выручки приносит лишь один клиент — Peloton, на «пандемический» успех которого может повлиять рост вакцинации и возвращение людей в спортзалы и другие офлайн-заведения.

Ещё одна проблема, о которой пишет Габриэле из Generalist — серьезная конкуренция в сфере кредитования. Кроме Affirm на рынке есть Afterpay — сервис уже провёл IPO и оценивается в $31 млрд; Klarna, к которому подключены 235 тысяч продавцов, например, H&M, а также Quadpay и Sezzle.

Самый крупный игрок BPNL — Klarna, к которому подключены 235 тысяч продавцов, например, H&M. Приложение сервиса за последние два год скачали 24 млн раз, тогда как у Affirm лишь 5 млн скачиваний.

Но по данным аналитической платформы Second Measure, в то время как Affirm отстаёт по количеству транзакций на одного клиента, стартап превосходит конкурентов по средней стоимости сделки и количеству покупок на клиента.

Сервис используют для крупных покупок, например, фотоаппаратов, компьютеров или тех же велосипедов Peloton, тогда как Afterpay в основном популярен на рынке косметики и одежды.

Третья проблема Affirm — крупные финансовые организации и сервисы электронной торговли постепенно понимают, что могут запустить и свои продукты на рынке BPNL, а не партнёриться с существующими стартапами. Например, свои варианты рассрочки предлагают JPMorgan Chase, Amazon, Apple и прошлый проект Левчина — PayPal.

Если и другие последуют примеру гигантов, может оказаться так, что Affirm и другие стартапы не смогут получить партнерства с крупными сайтами и будут ограничены в развитии, считает Marker.

Обновлено в 22:45. За первый час торгов стоимость стоимость акций Affirm выросла на 101% — до $98,6.
0
15 комментариев
Написать комментарий...
Raimond Vladimirov

PayPal mafia продолжает работать.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Kulish

Некоторые мысли, связанные с Affirm и конкурентами:
* Покупка через Affirm влияет на кредитную историю, а практически все конкуренты у которых модель "четыре платежа за шесть недель", кредитную проверку не делают.
* Продавцам (особенно если компания не большая или с нестадартной бизнес моделью) не так легко с ними начать сотрудничать - нам они отказали в дальнейшем диалоге, сославшись на то, что мы предоставляем подписку, а не единоразвую продажу. При этом с другими конкурентами мы смогли найти приемлемое решение.
* Klarna оставила плохое послевкусие: легко было договориться, начать внедрение, тестирование, но когда я запустил Klarna на живом сайте и попробовал сделать реальный заказ, мне дали кредит только на $200, хотя стоимость нашего товара $297. Когда я пожаловлся их представителям, мне сказали что да, бывает, но сумма кредита растет, если больше пользоваться их продуктом, при этом нигде в документации и в предыдущих разговорах с ними это не упоминалось. Поэтому пришлось работать с QuadPay в итоге.

Ответить
Развернуть ветку
Kostya Golikov

Klarna «обучается» со временем, поэтому делать выводы на первой покупке немного странно, вся их фишка в том, что чем больше покупатель делает покупок, тем умнее они могут предугадать фрод, насчет того что нигде это не указано, вы точно читали их доки?

 Your credit limit is the maximum amount of credit Klarna will offer you at this time. This takes into account many different factors including time of day, size of the purchase, how long you have been shopping with Klarna, and how many purchases that have been successfully paid back. Meaning, the longer you have been using Klarna, and the more orders you have successfully repaid according to your payment schedule. Restrictions are tighter for ‘new’ shoppers until we get to know you. Each time you use Klarna we are making a fresh decision, and over time you will be able to spend more.
Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Kulish

Проблема в том, что многие наши клиенты ни разу Кларной не пользовались и не смогут воспользоваться на нашем сайте из-за высокой цены товара. И Кларна нигде не указывает максимальные лимиты в начале "обучения" и представители Кларны ни разу не указали на этот риск, хотя мы с ними нашу бизнес модель обсуждали неколько раз.

Ответить
Развернуть ветку
Тот самый партизан

Почему в статье нет ничего про Bill Me Later от PayPal? 
Сколько я знаю коллег из США - у каждого второго счёт в BML.
Просто потому, что он активируется бесшовно в PayPal, а BML MasterCard карточки принимаются везде.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Делюкин

Материал не про PayPal, но мы говорим, что у сервиса есть своя рассрочка. Про Bill Me Later спасибо, изучу! 

Ответить
Развернуть ветку
К Х

что сказать - этот парень хорош! удачно вышел из 1 темы - удачно вошел в следующую...

Ответить
Развернуть ветку
Kostya Golikov

Между PayPal и Affirm он еще успел основать и продать компанию гуглу и стать ранним и самым крупным инвестором в Yelp, ну и в Evernote тоже денег занёс 

Ответить
Развернуть ветку
Костянтин Черних

Как по мне, банки могут практически мгновенно могут обанкротить такие стартапы, в Украине у Моно и Привата уже есть та же функциональность из коробки, и без необходимости ставить отдельное приложение. Так что, если тема покажет себя выгодной, во всех банковских приложениях появится заветная кнопочка.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kuznetsov

Интересно как реализована идентификация пользователей в сервисе. "Совесть" и "Халва" не являются ли аналогами в форме привычных всем карт?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
В А

Гениальный план: создать прокладку между продавцом и банком, поставить свой % и наслаждаться. 

Ответить
Развернуть ветку
Kostya Golikov

Если бы банки не были так ужасны, неповоротливы и унылы, то процент было бы брать не за что

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

От клиента зависит. Многим доступны кредитки под purchase с apr 0% на первые 12-18 месяцев без годовой платы за обслуживание. Это удобнее, т.к. часто они ещё и с кэшбеком, их можно загнать в гугл-пей или аналог эппл. Можно открывать кредитку раз в 2 года новую, так многие делают. И брать товары у партнёров сервиса не будет необходимости.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда