История PortalPlayer — компании, которая разработала iPod для Apple и исчезла Статьи редакции
Ради Apple она отказалось от всех клиентов, но не смогла удержаться на рынке после потери главного заказчика.
С 1999 по 2007 год PortalPlayer создавала микрочипы для производителей медиаплееров и успела поработать с IBM, Sony и другими. Главным клиентом PortalPlayer стала Apple — сотрудничество с ней привело к главным успехам и провалам компании.
Появление PortalPlayer
В конце 1998 года венчурный капиталист Гордон Кэмпбелл предложил производителю полупроводников National Semiconductor создать микросхемы для MP3-плееров. Никто из топ-менеджмента компании идеей не заинтересовался, кроме директора по технологиям Джона Малларда. После встречи он проводил Гордона до парковки, а в июне 1999 года Маллард, Кэмпбелл и еще четыре сотрудника National Semiconductor основали PortalPlayer.
На создание компании они привлекли $5 млн от J.P. Morgan, а Кэмпбелл вложил в проект собственные средства. PortalPlayer занялась производством микросхем и программного обеспечения для портативных мультимедийных устройств.
К 2000 году с PortalPlayer работали 12 клиентов, в основном азиатские производители оборудования, но среди них была и IBM. Она планировала с помощью PortalPlayer выпустить небольшой MP3-плеер с круглым экраном и беспроводными bluetooth-наушниками, который бы работал на собственных миниатюрных жестких дисках.
Также PortalPlayer работала над плеером для AIWA, дочерней компании Sony. Но на финальной стадии Sony отказалась от разработки, о чём позже, по слухам, жалела.
В 2001 году к PortalPlayer обратилась Apple. Тогда созданием плееров в Apple занимался инженер Тони Фаделл — он искал компанию с готовыми наработками и предложил сотрудничество. Компания согласилась и перестала работать с остальными клиентами. По словам бывшего менеджера PortalPlayer Бена Кнаусса, 200 сотрудников компании в США и 80 в Индии перешли к работе над iPod.
Знакомство и работа с Apple
Кто такой Тони Фаделл
Apple наняла Фаделла в 2001 году — из-за его опыта работы с портативными устройствами.
В 90-х он сотрудничал с General Magic, где работал над аналогом «смартфона», который компания придумала за много лет до их появления на рынке. Фаделл рассказывал: «В устройстве General Magic было все — мобильная почта, загружаемые игры, покупки и другие функции. И это в 1994 году. Сегодня мы все понимаем, что это такое, но тогда требовалось четыре часа, чтобы объяснить людям суть проекта». Однако в 2003 году компания закрылась.
Затем Фаделл работал в Philips Electronics над карманным компьютером Nino. Там он познакомился с представителями Audible, онлайн-сервиса аудиокниг, которые хотели добавить своё ПО в Nino. Тогда Фаделл впервые задумался об идее цифрового плеера.
В свободное время Фаделл работал диджеем и ему не нравилось таскать с собой большие коробки с CD-дисками. Фаделл подумал, можно ли использовать подход Audible и сделать музыку цифровой, чтобы решить эту проблему. Он предложил идею руководству Phillips, но безуспешно.
Позже Фаделл ушёл из компании, недолго поработал в RealNetworks и в 1999 году основал собственный музыкальный стартап Fuse Systems.
Фаделл разрабатывал устройство, которое могло копировать музыку с CD на жесткий диск и хранить её. Однако, по его словам, в процессе ситуация на рынке поменялась — стало ясно, что потребители не хотят получать музыку, покупая что-то физическое. Он обратился в 80 компаний с просьбой о финансировании, но везде получил отказ.
Деньги у компании к 2001 году стремительно заканчивались. И в тот момент Фаделлу позвонили из Apple.
С чего Apple начала разработку iPod
В 2000 году глава Apple Стив Джобс решил создать музыкальный плеер. MP3-плееры, представленные тогда на рынке, Джобс считал неудобными, некрасивыми и нефункциональными.
Одни работали только на CD-дисках, другие с помощью жёсткого диска, но были большими и тяжелыми, а их интерфейсы — неудобными. Кроме того, плееры использовали стандарт USB 1.1 с медленной передачей файлов. Джобс считал, что Apple может сделать свой плеер, избежав этих ошибок.
Он поручил создание плеера Джону Рубинштейну, главе технического отдела компании. Поскольку инженеры Apple были заняты — работали над проектами, связанными с Mac, Рубинштейн обратился за помощью к сторонним компаниям. Он узнал о человеке с нужной квалификацией и опытом — Тони Фаделле. Рубинштейн позвонил ему в январе 2001 года и предложил присоединиться к Apple.
Компания выделила Фаделлу команду из 30 дизайнеров, программистов и аппаратных инженеров, и дала на разработку плеера десять месяцев.
Фаделл искал компанию с готовыми решениями. Он обратился в девять фирм, включая крупных производителей электроники Rio, Creative и Texas Instruments. Однако лучшее решение было у PortalPlayer. Apple привлекли почти готовые аппаратная платформа и низкоуровневая ОС (управление питанием, ядро и драйвера).
Фаделл знал, что PortalPlayer работала над несколькими прототипами плееров, один из них по размеру был не больше пачки сигарет. Apple в свою очередь закупила у Toshiba большую партию 1,8-дюймовых жестких дисков емкостью 5 ГБ, что помогло бы сделать плееры небольшими.
Apple начала работать с PortalPlayer летом 2001 года, а продажи iPod начались уже в ноябре.
Как проходила работа над iPod и что сделали с наработками PortalPlayer
По словам Кнаусса, Фаделл считал дизайн плееров PortalPlayer «довольно уродливым» — устройства напоминали радиоприёмник со множеством кнопок. Плееры не поддерживали плейлисты с более чем десятью треками, в них отсутствовал эквалайзер.
Тем не менее Фаделл понял, что в наработках есть потенциал, кроме того, у Apple «горели» сроки. Кнаусс рассказал, что когда Apple обратилась в PortalPlayer, проект плеера был готов на 80%. «Большая часть времени, потраченного на создание iPod, ушла на доработку нашего продукта», — сказал Кнаусс.
Apple хотела добавить в устройство поддержку собственного музыкального формата AAC, эквалайзер и новый интерфейс, который она сама разработала за три месяца, рассказал Кнаусс.
По его словам, Фаделл знал, как можно заработать с помощью плеера, а Стив Джобс сформулировал то, что должен был почувствовать пользователь от работы с устройством.
Сначала Джобс проводил встречи по поводу iPod каждые две-три недели, но после создания первых прототипов он работал над проектом ежедневно. Во время встреч он подробно рассказывал об ощущениях от работы с iPod.
Он хотел, чтобы до нужной песни можно было добраться не более чем за три нажатия, чтобы меню открывалось быстрее, а звучание плеера стало четче. По словам Кнаусса, Джобс страдал нарушением слуха, и разработчикам приходилось делать плеер громче.
Также Джобс предложил не добавлять в первую версию плеера систему цифровой защиты песен от пиратства DRM, чтобы не снижать продажи.
Внешний вид устройства разработал Джони Айв. К началу работы над iPod Айв уже спроектировал внешний вид iMac, за что получил признание коллег и покупателей. В работе над плеером он вдохновлялся карманным радиоприемником Braun 3T.
Когда iPod был практически готов, Apple нашла ещё один дефект в плеере — он мог разрядиться за три часа в выключенном состоянии. Кнаусс вспоминал: «Производственные линии были уже готовы. Это оказался самый трудный период в работе над плеером. На протяжении восьми недель они думали, что получили MP3-плеер, который не сможет работать без подзарядки больше трёх часов». К тому моменту, когда проблему решили, Кнаусс потерял веру в успех и ушёл из компании.
Падение PortaPlayer
По словам Кнаусса, когда iPod был почти готов, Apple купила контрольный пакет акций PortalPlayer, сумма сделки не раскрывалась. Первый плеер от Apple вышел в 2001 году, тогда же выручка PortalPlayer составила $1,9 млн.
В 2003 году за январь-сентябрь компания получила выручку в $12,9 млн и убыток в $7,3 млн. Год спустя за тот же период выручка составила $48 млн при убытке в $131 тысячу. Несмотря на резкий рост выручки, компания так и не получила прибыль, отмечает CNN.
19 ноября 2004 года PortalPlayer провела IPO на Nasdaq: цена акций компании выросла на более чем 50% после начала торгов. Первоначальная цена составила $17, на максимуме они стоили $25,80. В результате IPO PortalPlayer привлекла $106 млн.
В начале 2006 года Apple заявила, что больше не будет использовать процессоры PortalPlayer в iPod — она перешла на решение от Samsung.
Аналитики предполагали, что Apple хотела снизить себестоимость плееров, а также была недовольна скоростью поставок от PortalPlayer. Тогда сотрудничество с Apple приносило компании более 90% дохода. На фоне этого акции PortalPlayer на Nasdaq подешевели на 45%, а рыночная стоимость снизилась с $600 млн до $380 млн.
PortalPlayer после разрыва с Apple сократила 14% сотрудников по всему миру и пыталась работать самостоятельно. Она выполняла заказы для других производителей плееров и развивала собственные технологии.
В ноябре 2006 года Nvidia купила PortalPlayer за $357 млн. WSJ писало, что так Nvidia хотела выйти на два новых на тот момент рынка: плееров и дополнительных экранов для ноутбуков.
Председатель совета директоров PortalPlayer Ричард Санквини заявил, что сделка беспроигрышна для сотрудников и акционеров. «Мы провели последние несколько месяцев, тщательно изучая стратегические варианты. Cчитаем, что преимущества, предоставляемые приобретением Nvidia, наиболее убедительны», — сказал он.
Сайт компании прекратил работу в феврале 2007 года.
Автор Вячеслав Шушурихин
Спасибо за интересный материал, по-больше бы такого
Ясно, всё как обычно. Но гений, конечно, это Джобс йопт
Ну так да, Эппл берет кривую но перспективную технологию, и делает ее юзабельной для конечного потребителя. Это гениально, разве нет?
Daft Punk спиздили почти все песни, но сделали их прекрасными.
Джобс гений маркетинга, коим сейчас является Маска.
Это такой тонкий намёк на то, что intel умрёт таким же образом?
Intel не отказывалась от остальных клиентов
У Intel бизнес не ограничивается только процессорами
Комментарий недоступен
Ну ни плееров ни ноутбуков с дополнительными экранами от NVIDIA вроде бы не вышло)
iPod долгие годы был возделанной железкой, после сложного Sony Walkman это было настоящее откровение 🔥 До сих пор лежит дома в коробочке в идеальном состоянии - как реликвия !) Спасибо за статью !
Sony Walkman был прекрасен, в том числе своей сложностью. И звук у них был лучший в своем сегменте. И денег тучу всеми правдами и неправдами заработать они не хотели. Для них действительно была важна технология и качество. А Apple - успешная коммерческая история. Коммерческая и массовая.
Очередное подтверждение тому, что моноклиентность это большое зло, каким бы выгодным он ни был.
Все пропустили похоже, что эпл выкупила контрольный пакет. Дальнейшая судьба - это уже решения эпл. Судя по всему - все в плюсе и основатели и эпл. Nvidia скорее всего в минусе.
"когда iPod был почти готов, Apple купила контрольный пакет акций PortalPlayer, сумма сделки не раскрывалась.
19 ноября 2004 года PortalPlayer провела IPO на Nasdaq: цена акций компании выросла на более чем 50% после начала торгов.
В начале 2006 года Apple заявила, что больше не будет использовать процессоры PortalPlayer в iPod
В ноябре 2006 года Nvidia купила за 347 млн."
Впечатляет насколько сильно поменялся подход и медиапотребление. Сейчас необязательно продавать плееры - всё ушло на уровень софта - стриминг, подкасты и тп.
Все идет к тому, что все пойдет ко дну :)
Все начинается с малого, получив успех многие останавливаются, а уверенные в себе движутся далее
Ничего нового, кто-то выживает, кто-то исчезает
Кто-то воскресает
однако дизайн айпода был заимствован у радиоприемника Braun
Интересный экскурс в историю. Спасибо!
Интересный материал, спасибо 👍:)
Интересно
Грустно стало после прочтения.
основатели продали компанию и наварили денег.
Интересная информация. Получается, заслуг мистера Жопса еще меньше, чем я думал. Еще можно было добавить про стратегическую борьбу: Эпол хотела обойти Сони.
И Сони чуть позже тоже сделали свой цифровой Walkman. Но из-за своих нестандартных форматов ATRAC и необходимостью перекодирования со специальной программой, в итоге проиграли, несмотря на превосходящий на голову звук.