{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

От небольшого магазина одежды до одной из крупнейших сетей в мире

История H&M.

Обозреватель vc.ru изучил историю компании H&M, которая прошла путь от небольшого магазина в шведском городе Вестерос до одного из крупнейших ритейлеров в мире, известна своей недорогой продукцией и коллаборациями с именитыми модельерами и звёздами, а также огромным количеством магазинов, общее количество которых превышает 4300.

H&M сегодня крупнейшая розничная сеть одежды в Европе. Ассортимент продукции компании разрабатывается собственной командой дизайнеров, а также в сотрудничестве с известными модельерами. Председатель и главный акционер компании Стефан Перссон является самым богатым человеком Швеции.

Создание H&M. Эрлинг Перссон

Основателем компании стал Эрлинг Перссон. Он родился в 1917 году в шведском городе Бурлэнге. О его ранней биографии известно немного. Он некоторое время жил в Стокгольме, работал продавцом, а в 1943 году основал шведскую сеть магазинов часов, бижутерии и ювелирных украшений Ur & Penn.

Перссон занимался только этим бизнесом, пока после войны не оказался в США, где был впечатлен концепцией розничных магазинов, продающих одежду по лояльной цене. Идея Перссону очень понравилась и, вернувшись в Швецию, он решил воплотить её на рынке своей страны.

В 1947 году в Вестеросе появился первый магазин под названием Hennes, что в переводе означает «её». В нем продавалась исключительно женская одежда. Работал Hennes неплохо, но до громкого успеха было далеко. Главной проблемой была популярность в Швеции универмагов, которые славились качественной продукцией.

Эрлинг Перссон

Перссон решил работать на женскую аудиторию. Hennes был не особенно претенциозным, но имел одно преимущество — предприниматель запустил для него собственное производство, выпускал качественную одежду, но стоила она гораздо дешевле.

Это перевесило все аргументы «против» и позволило Hennes разрастись в сеть, работающую по всей стране. Перссон сам разработал логотип компании, продвигал продукцию через газетные объявления и уже в 1952 году открыл свой первый магазин в Стокгольме, а через два года появился еще один.

Сеть Hennes успешно работала и продолжала расширяться по всей территории Швеции. В конце 50-х годов Перссон открыл свой флагманский магазин в Стокгольме в первом из пяти небоскребов, построенных в шведской столице.

В 1964 году компания начала работать в Норвегии, а через пять лет в Дании. Но несмотря на успех, магазин был далёк от привычного для сегодняшнего дня H&M.

Первый магазин Hennes

В 1968 году произошло важное событие в истории компании. Перссон приобрел ритейлера одежды для охотников Mauritz Widforss. Его владелец Мауриц Видфорс стал акционером компании Перссона. Покупка Mauritz Widforss привела к изменению названия на Hennes & Mauritz. В это же время появились первые линейки мужской и детской одежды. В 1969 году компания в общей сложности имела 42 магазина.

В 1970-е годы было приобретено ещё несколько компаний на шведском рынке, также H&M вышла на Стокгольмскую биржу. Перссоны сохранили большую часть акций, обеспечив своей семье полный контроль над компанией. В 1973 году солистка группы ABBA Анни-Фрид Лингстад стала первой моделью рекламной кампании H&M. В 1974 году названия магазинов было сокращено до аббревиатуры H&M.

Активная мировая экспансия. Стефан Перссон во главе компании

В течение 70-х годов компания открывала по пять-шесть магазинов в год. Наряду с активным расширением H&M продолжала увеличивать ассортимент. В 1972 году в компанию пришел сын Эрлинга — Стефан. Благодаря отцу он получил хорошее образование и мыслил совершенно отлично от коллег. Именно он задумался над более глобальным международным расширением.

Cтефан Перссон

Работать в интересующем его направлении Стефан начал в середине 70-х годов. Первой целью Перссона стал рынок Великобритании. Он собирался открыть магазин в Лондоне, но для того, чтобы привлечь внимание общественности, нужна была интересная рекламная кампания.

Перссон решил воспользоваться популярностью шведской группы ABBA, выигравшей в 1974 году «Евровидение». На открытие приглашать ABBA он не стал и ограничился бесплатной раздачей их альбомов. Акция возымела эффект и на открытие магазина малоизвестного бренда собралась огромная очередь.

Следующим пунктом развития сети стала Швейцария, где особых проблем у H&M не было. Дальше шла Германия, которая впоследствии стала одним из ключевых рынков бренда.

Успехи Стефана во главе компании привели к тому, что Эрлинг в 1982 году без особого беспокойства передал ему руководство над H&M. Перссон-младший продолжил работать в направлении международной интеграции, а также ввел знаменитую концепцию: «мода и качество по лучшей цене».

Перссон успешно расширял количество магазинов в сети и пытался ставить эксперименты относительно дальнейшего развития бренда. В начале 80-х годов он попытался запустить сеть дискаунтеров в Швеции под названием Galne Gunnar. Несмотря на то, что их количество к концу десятилетия выросло до 18 магазинов, особых успехов достигнуть не удалось, и в начале 90-х годов дискаунтеры стали обычными бутиками H&M.

Работа под основным брендом постепенно становилась ключевым методом расширения сети. Перссон, несмотря на репутацию человека, предпочитающего тратить немного, не экономил на рекламе. Он отказался от теряющей актуальность рекламы в печатных СМИ и стал акцентировать внимание на билбордах. Он же по примеру других известных брендов начал привлекать для рекламных кампаний знаменитых актеров и моделей.

В 1988 году главным дизайнером компании стала Маргарета ван ден Бош. Она занимала эту должность до 2008 года, и многие достижения H&M связаны с её именем. В 1990 году лицом рождественской рекламной кампании выбрали супермодель Эль Макферссон. В течение 90-х годов в рекламных кампаниях H&M приняли участие топ-модели, входящие в «большую шестерку», — Эль Макферсон, Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд, Клаудиа Шиффер, Линда Евангелиста и Кристи Терлингтон.

В начале 90-х годов лицами коллекции нижнего белья H&M стали Анна Николь Смит и Синди Кроуфорд. В процессе пришлось отказаться от рекламы с помощью билбордов из-за жалоб властей. Оказалось, что модели в нижнем белье отвлекают водителей, что негативно влияло на дорожное движение и могло привести к возникновению аварийных ситуаций.

Особый интерес аудитории вызвала рекламная кампания с Клаудией Шиффер, которая была запущена в Германии в 1999 году. Поклонники популярной топ-модели стали разбивать витрины магазинов, чтобы украсть постер с ней. Руководству пришлось пообещать раздать постеры бесплатно после окончания кампании.

В 90-е годы компания запустила бренд для полных женщин — Big is Beautiful, или BiB. H&M продолжила расширяться на другие страны, но ограничивая свое присутствие Европой. В течение 90-х годов компания вышла на рынок Бельгии, Австрии и Люксембурга. В начале десятилетия крупнейшим рынком компании оставалась Швеция, обеспечивающая 70% продаж, но уже в 1994 году на первый план вышла Германия, захватившая лидерство по этому показателю.

Во второй половине 90-х годов была начата интеграция на остальные европейские рынки. Темп — 60 магазинов в год. В 1997 году началась работа в Финляндии, а через год во Франции.

Сложнее выглядел возможный выход на рынки Италии и Испании. Здесь у компании имелись сильные конкуренты в лице Benetton и Zara. Выход на испанский рынок был начат в 1999 году. Добиться громкой победы не удалось. За 18 лет H&M существенно расширила свою сеть в этой стране, но лидерства не достигла. По состоянию на 2017 год у ритейлера в Испании 160 магазинов против 436 у Zara.

В 1999 году было принято решение об изменении подходов к работе на британском рынке. В том числе было решено увеличить количество магазинов и модернизировать уже существующие. В 1999 году в H&M была начата подготовка к выходу на рынок США. До этого момента компания работала исключительно в Европе.

В 1998 году в руководстве произошла важная перестановка — Стефан Перссон решил покинуть пост главного исполнительного директора, сохранив должность председателя. Новым главой компании впервые в её истории стал сторонний человек — Фабиан Манссон. Роль Перссона в компании сложно переоценить. Именно он превратил H&M из локального бренда в крупную европейскую сеть, начал активнее работать с моделями и привлекать знаменитостей в рекламные кампании.

С ростом глобализации руководство H&M приняло решение о переносе производства в Азию и другие развивающиеся рынки. Сейчас у компании нет собственных производственных предприятий, и существенная часть их продукции выпускается в Европе, Азии и Ближнем Востоке. У H&M около 800 независимых поставщиков.

H&M в 2000-е годы. Сотрудничество с известными модельерами

Перссон не ушел из компании полностью и продолжал контролировать её работу. В 2000 году H&M начала работать в США. Первый магазин появился в Нью-Йорке на Пятой Авеню. Оказалось, что используемая компанией формула сработала и на американском рынке. Победить GAP не удалось, но темпы расширения H&M удивляли специалистов.

Были в начале 2000-х годов и трудности. Растущая конкуренция и экономический кризис привели к ухудшению положения компании. В марте 2000 года после объявления о падении прибыли из компании ушел Фабиан Манссон. Новым главой стал Рольф Эриксен. Сразу решить возникшие проблемы он не смог. В сентябре курс акций компании обвалился почти на 50%.

Как и его предшественник, Эриксен имел внушительный опыт работы в H&M. От нового управляющего ожидали восстановления курса акций и увеличения темпа экспансии. Со своей задачей он справился. Уже в 2002 году Эриксен сумел вернуть доверие инвесторов, сократил расходы и расширил линейку компании, в то время сильно нацеленную на подростковую аудиторию.

В 2001 году чистая прибыль компании выросла на 49,5% и составила $381 млн. Продажи тоже увеличились, достигнув отметки в $4,7 млрд.

Подход Эриксена к руководству компанией можно назвать стандартным для H&M. В магазинах компании был представлен широкий ассортимент продукции для женщин от 15 до 35 лет, а также большой выбор мужской и детской повседневной одежды. Главным преимуществом оставалась низкая цена. Идеальным клиентом H&M в то время была принадлежащая к среднему классу 30-летняя женщина с двумя детьми, делающая покупки для всей семьи.

В начале 2002 года в компании было 32 магазина на Восточном побережье США, и лишь несколько из них считались прибыльными.

В то же время аналитики утверждали, что компании для доминирования на американском рынке необходимо научиться работать не только в городах, но и в пригородах. В 2002 году планировалось удвоить количество магазинов за пять лет, но темп экспансии был гораздо выше. В 2003 году в США у H&M было уже 66 магазинов.

Были у Эриксена планы по расширению и в других странах. В первую очередь речь шла о Европе, где позиции компании были привычно сильны. В 2002 году крупнейшим рынком H&M, не считая скандинавских стран, была Германия, в которой находилось 206 магазинов. К 2007 году Эриксен собирался увеличить общее количество магазинов сети до 1300.

В 2004 году компания начала выпускать капсульные коллекции совместно с известными дизайнерами. Первым именитым дизайнером, с которым сотрудничала H&M, стал Карл Лагерфельд. Он выпустил коллекции женской и мужской одежды.

Маргарет ван ден Бош и Карл Лагерфельд

Ещё до официального старта руководство компании справедливо ожидало чрезвычайного роста продаж и не ошиблось. За одеждой H&M от Лагерфельда выстраивались огромные очереди, и далеко не все могли получить желаемое. На дизайнерской коллекции особенно много заработали перекупщики, продающие её через интернет в несколько раз дороже.

Новая коллаборация Лагерфельда и H&M не планируется — сам модельер сообщил, что больше не намерен сотрудничать с брендом. Лагерфельд отрицательно высказался о руководстве компании, назвав их снобами, и был недоволен небольшим тиражом поступивших в продажу вещей.

Имелись и другие причины подобного окончания сотрудничества. Модельер известен своей нелюбовью к полным женщинам и потребовал у H&M ограничить его коллекцию 42 размером. Руководство компании обещание не сдержало, чем вызвало недовольство Лагерфельда.

Несмотря на такой неудачный дебют, первая капсульная коллекция H&M показала, что направление может приносить огромную прибыль, а потому работа в этой сфере продолжилась. В 2005 году была выпущена коллекция одежды в сотрудничестве со Стеллой Маккартни. Коллекция была исключительно женской и создавалась под влиянием моды 80-х годов. В неё вошел широкий выбор одежды и аксессуаров.

В 2006 году было начато сотрудничество с голландским модным домом Viktor&Rolf. Выпущенная ими коллекция, помимо прочего, позволила представить первое в истории свадебное платье H&M. Как и в предыдущих случаях, компанию порадовал уровень продаж, хотя лучшие показатели по-прежнему были у Лагерфельда.

В 2007 году была выпущена мужская и женская коллекция Roberto Cavalli for H&M. Сотрудничество с этим модным домом позволило H&M использовать те же подходы, что и в рекламной кампании коллекции Лагерфельда — роскошное оформление магазинов и упаковки, а также более высокая стоимость, относящаяся к среднему сегменту.

Roberto Cavalli for H&M включала в себя 45 предметов одежды и аксессуаров. Главным отличием женской коллекции стали животные принты. Об успехе сотрудничества свидетельствует простой факт — в лондонском магазине она была раскуплена всего за три минуты с начала продаж.

Говоря о коллаборациях с модными дизайнерами в середине 2000-х годов, нельзя не упомянуть и о совместных коллекциях со звездными певицами и другими знаменитостями. В 2006 году было начато сотрудничество с Мадонной.

Певица разработала только несколько моделей одежды. Особо успешными они не стали, но на этом сотрудничество H&M не закончилось. В 2007 году была выпущена уже полная коллекция M by Madonna. Она хорошо продавалась, но уровня, достигнутого в процессе сотрудничества с известными модельерами, не достигла.

В 2007 году в сотрудничестве с Кайли Миноуг была выпущена женская коллекция пляжной одежды. 10% вырученной суммы с продажи этой линейки были переданы международной благотворительной организации WaterAid.

В 2008 году компанию покинула Маргарета ван ден Бош. Работать она начинала вместе с командой из семи человек, а на момент ухода из компании коллег было уже больше 90.

Именно ван ден Бош превратила сеть магазинов в признанный бренд, а потому её уход для многих стал неожиданностью. На посту главного дизайнера её сменила Энн-Софи Йоханссон, которая раньше занималась женскими коллекциями H&M. Ван ден Бош осталась в компании в роли консультанта.

В течение 2000-х годов компания продолжила активную международную интеграцию. В 2007 году был осуществлен выход на рынки КНР, Словакии, Катара и Греции. Особый интерес вызывал китайский рынок. К 2009 году их магазинов в Китае было уже 13, а к концу года к ним добавилось еще пять.

Успеха в работе на рынке Китая помогла достигнуть совместная коллекция H&M и Мэтью Вильямссона. В этом же году был открыт первый магазин компании в России. Он появился в Москве в торговом центре «Метрополис».

Карл-Йохан Перссон во главе компании

В том же 2009 году Рольф Эриксен покинул компанию ввиду достижения пенсионного возраста, а на должности генерального директора его заменил сын Стефана Перссона — Карл-Йохан. Операционное руководство компании спустя десятилетие вновь оказалось в руках одного из Перссонов.

Под руководством Эриксена H&M успешно работала даже с наступлением финансового кризиса. Здесь на пользу компании сыграла дешевизна ее продукции, обеспечивающая стабильный приток клиентов. Продажи компании продолжали расти в 2008-2009 годах, когда те же дорогие модные бренды столкнулись с убытком.

От смены руководства ситуация в H&M не стала хуже. Карл-Йохан Перссон оказался талантливым руководителем — он добился роста курса акций. Также Перссон известен ответственным отношением к миру и стремится к дальнейшему росту сети компании.

При его руководстве было несколько неприятных скачков показателей, закончившихся снижением годовой прибыли, но они не переросли в тенденцию. Перссон не изменил подходы компании к рекламе. Лицами бренда продолжали становиться знаменитости: Лана Дель Рей, Ванесса Паради, The Weeknd, Beyonce и Кэти Перри.

Не обошлась компания и без скандалов. Часть из них разгорелась вокруг тяжелого положения работников на фабриках в Камбодже и Индии, производящих одежду компании. H&M не владеет собственным производством, но, как и в случае с Apple, упоминание известного бренда в подобных ситуациях негативно влияет на его имидж.

В период 2010-х годов компания продолжила выпускать капсульные коллекции совместно с известными брендами и знаменитостями. В 2011 году появилась коллекция Versace for H&M, созданная Донателлой Версаче. В нее вошла как женская, так и мужская одежда. Сотрудничество было признано успешным и в 2012 году Версаче выпустила ещё одну коллекцию для H&M. В этом же году появилась мужская и женская коллекция H&M в сотрудничестве с модным домом Marni.

В 2012 году было начато сотрудничество компании с Дэвидом Бэкхемом. Знаменитый футболист выпустил несколько коллекций для H&M. В 2012 году вышла линейка белья для мужчин. Она была запущена в продажу сразу в 1600 магазинах компании во всем мире.

В дальнейшем коллекция Beckham for H&M оставалась исключительно мужской, а также включала одежду для мальчиков до 14 лет. Бэкхем, помимо непосредственного участия в создании коллекции, становился еще и лицом рекламных кампаний. Одним из наиболее известных считается рекламный ролик коллекции мужского нижнего белья с Бэкхемом в главной роли и Гаем Ричи в качестве режиссера.

В 2013 году H&M запустила в Европе люксовый женский бренд &Other Stories. Открытие сети магазинов под новой торговой маркой началось в том же году. Из-за премиальности бренда цена на одежду здесь гораздо выше, чем в обычном H&M. Запуск &Other Stories был направлен на удержания темпа роста сети магазинов компании на 10-15% в год. Также руководство H&M стремилось к привлечению более богатой категории клиентов.

В 2015 году была представлена коллекция Balmain x H&M. Сотрудничество компании с известным французским модным домом привлекло широкое внимание общественности. Мужская и женская коллекции вызвали фурор и привели к пересмотру правил работы в некоторых магазинах. К примеру, в Лондоне было запрещено проводить в примерочной больше десяти минут.

В 2016 году были опасения относительно уровня продаж компании. Специалисты связывали их с широкой представленностью H&M в Европе, уровень туризма в которой существенно уменьшился из-за риска терактов. Годовая прибыль снизилась на 10,8% и составила $2,1 млрд.

Карл-Йохан Перссон связывал это с ростом стоимости продукции из-за «сильного» доллара и увеличения количества уценок. Годовые продажи выросли на 7% до $25,2 млрд.

В 2016 году был запущен первый цифровой дом моды для женщин Ivyrevel, который планирует работать на стыке сфер моды и технологий. H&M выступила инвестором проекта. В этом же году стало известно о запуске лаборатории Fashion Tech Lab. В числе сфер её работы изучение возможностей применения машинного обучения в cфере моды и многое другое.

В феврале 2017 года стало известно, что в сотрудничестве с Google Ivyrevel создала приложение для женщин Coded Couture, которое собирает личные данные пользователя, а затем, исходя из них, создает уникальное платье, которое можно заказать в приложении. Пока Coded Couture находится на этапе тестирования.

В этом же году стало известно, что компания впервые за десятилетие меняет подход к стратегии развития. От привычного стремления к увеличению количества магазинов — к стабильному росту продаж на 10-15% каждый год. Особое внимание компания собирается уделить развитию интернет-магазинов.

В 2017 году стало известно о запуске нового бренда компании, получившего название Arket. Первый его магазин будет запущен осенью в Лондоне. Здесь будут продаваться одежда и товары для дома H&M, а также ассортимент продукции других брендов.

Несмотря на растущую конкуренцию, H&M продолжает оставаться одним из лидеров в сфере ритейла одежды. Сеть компании по итогам 2016 года насчитывала 4351 магазин, и их количество в 2017 году планируется увеличить на 430.

Модель работы H&M уже проверена временем, и единственной проблемой остаются конкуренты — Uniqlo, Zara и GAP. Из-за них достижение абсолютного лидерства для H&M остается трудноразрешимой задачей. Семья Перссонов сохраняет 37% компании, оставаясь крупнейшим акционером H&M.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Александр Карапетров

Шведский город Вестерос. Хмм.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Жегалин

Ничего там не покупаю. Хорошие цены и качество.

Ответить
Развернуть ветку
Vladyslav Mizko

Интересная статья. Хотелось бы больше таких статей, о развитии различных компаний, труностей с которыми они сталкивались и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Arthur Vashurin

Что мне больше всего нравится в таких статьях, это замечательный начальный период таких бизнесов.

Жил был простой бедный парень, потом просто открыл сеть магазинов ювелирки и часов.

Потом просто открыл сеть магазинов женской одежды, потом просто основал собственное производство (в 64м году дешевых азиатских цехов и в планах не было!), потом просто купил другую сеть магазинов.

Обыденность.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kuzmin

Вроде нигде не написано, что он был беден?!! Открыть магазин одежды стоит не сильно много. Если он стал прибыльным - в других городах открывать новые ещё проще! Если есть 10 магазинов - открыть производство совсем просто. В 50-70 года наценка на одежду была гораздо выше чем сейчас, а конкуренция ниже.

Ответить
Развернуть ветку
Arthur Vashurin

Не очень интересны такие истории, если честно, когда с кучей бабла и вместе с влиятельные родственниками открывают процветающие бизнесы.

Нет, молодец конечно, что не на кокс и девченок время потратил, уважуха, но как-то нет в таких историях питательного зерна, один бульон.

Вопросы решаем по звонку, а не смекалкой, проблемы заливаем баблом, выкручиваться не нужно, в найме верных соратников не стеснены никак - где ж тут драма?

Скучно.

Это, понятно, мое личное мнение.

Ответить
Развернуть ветку
color

Имейте совесть, завезите в Россию уже COS.

Ответить
Развернуть ветку
Kostya Zakharchenkov

Здорово. Подробно. Хороший материал, однако хотелось бы видеть источники информации. Чтобы понимать, где правда, а где автор подкрасил. )

Ответить
Развернуть ветку
Никита Гордеев

Да, кто-то в 43м пытался остаться в живых, а кто-то запускал свою первую сеть магазинов. Вот это контраст.

Ответить
Развернуть ветку
Red Fox

Ничего там не покупаю. Плохое качество.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Жили в мелком городишке Лозанне в Европке, там огромный H&M на два этажа. В миллионной Перми какой-то обрубок. В секонде выбор H&M больше, чем в магазине.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Doronin

Люблю этот магазин.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Боченков

Покупаю там одежду для сына. Хорошие и цены и качество.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Иванов

Покупаю там толстовки и трусы. Хорошие и цены и качество.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Dembovski

в несчастной Галерее Актёр на Пушкинской после реконструкции откроется большой H&M, уже вывески готовы.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ксения Сироткина

Только в Европе можно покупать в хуэме,но тооочно не в России :smirk:

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexey Petrov

Ну молодец, что еще сказать? Вот только я смотрю в 43 открыл дело, а значит и войны не было.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда