{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Помог появиться Android и Smart TV, но невыносим в работе: кто такой Стив Перлман Статьи редакции

Перлман ушел из Apple и Microsoft и продал несколько стартапов, на его счету — более 200 патентов.

Стив Перлман Artemis Networks

Стив Перлман придумал концепцию интерактивного телевидения задолго до появления Smart TV, инвестировал в операционную систему Android, когда мало кто верил в успех проекта, и разработал программу, которая впервые позволила воспроизвести видео на компьютерах Apple.

Он продал одну из своих компаний Microsoft за $425 млн, почти совершил революцию в игровой индустрии, а теперь судится с Disney и работает над альтернативной технологией высокоскоростной мобильной связи.

Детство и образование

Стив Перлман родился в Уэст-Хартфорде, штат Коннектикут, в 1961 году. Он с детства увлекался искусством — в начальной школе снимал короткометражные фильмы с использованием глиняной анимации.

Ещё одной его страстью были технологии: в старших классах будущий изобретатель собрал свой первый компьютер и начал учиться разработке.

По словам Перлмана, он уже в подростковые годы осознал свое истинное призвание в жизни: «делать технологии, позволяющие людям создавать собственные миры и взаимодействовать друг с другом».

В 1979 году Перлман поступил в Колумбийский университет. Он проявлял интерес к гуманитарным наукам, несмотря на то, что специализировался на информатике. Позднее предприниматель признавался, что всегда рассматривал технологии как инструмент для обмена мыслями и идеями, а не как самоцель.

В 1983 году Перлман получил степень бакалавра. Поработав несколько месяцев у издателя видеоигр Atari и производителя игровых приставок Coleco, он устроился инженером в Apple.

QuickTime, разработка первого в мире смартфона и игры по сети

В Apple Перлман попал в исследовательскую лабораторию Advanced Technology Group, которая работала над средой для программирования HyperCard, медиаплеером QuickTime, технологией для создания панорам QuickTime VR и другими проектами.

В конце 80-х Перлман создал программу QuickScan, которая впервые позволила воспроизводить видео на Mac. Чтобы она работала корректно, нужен был дополнительный процессор. Это сделало бы компьютеры слишком дорогими, поэтому в широкое пользование разработка не поступила.

Позднее QuickScan легла в основу мультимедийного плеера QuickTime. К моменту его релиза Перлман уже уволился из Apple, разочарованный тем, что его идеи не нашли воплощения в реальных продуктах.

Интерфейс QuickTime, 1991 год theregister

Он перешёл в компанию General Magic, основанную бывшими инженерами Apple Марком Поратом, Биллом Аткинсоном и Энди Херцфельдом. С 1990 по 2002 год команда работала над созданием «персонального коммуникатора» — карманного устройства, который позволил бы получать сообщения, выполнять вычисления и принимать звонки.

По описанию устройство напоминало современный смартфон. General Magic действовала в условиях полной секретности, но привлекла в качестве инвесторов и партнеров крупные телекоммуникационные компании, включая Sony, Motorola, Matsushita, Philips и AT&T.

Концепция коммуникатора General Magic, 1990 год Кадр из документального фильма о компании

Перлман получил должность управляющего директора по продуктам. Он работал два с половиной дня в неделю, а остальное время занимался своим проектом — искал способ подключить телевизор к интернету, чтобы создать интерактивное телевидение.

Позднее изобретатель рассказал, что эта идея преследовала его еще со времен работы в Apple. В 1994 году руководство General Magic предложило Перлману реализовать проект в рамках компании под рабочим названием Magic TV. Но несколько месяцев спустя его «заморозили», и изобретатель подал в отставку.

В 1995 году General Magic провела IPO, и к концу первого дня торгов их цена акции выросла больше чем в два раза — с $13 до $26,6 за штуку. Но к 2002 году General Magic обанкротилась, так и не выпустив на рынок ни одного устройства.

В 1994 году Перлман стал сооснователем и техническим директором компании Catapult Entertainment, которая разработала модем для игровых консолей Sega Genesis и Super Nintendo Entertainment System — Xband.

Технология впервые позволяла владельцам приставок играть друг с другом через интернет. Первоначально система поддерживала шесть игр: Mortal Kombat I & II, NBA Jam, Madden NFL ’95 и NHL ’94 & ’95.

Рекламный ролик Xband, 1994 год

В 1994 году проект привлек инвестиции от кинопродюсера Джона Дэвиса — сына миллиардера Марвина Дэвиса, владевшего 20th Century Fox. Несмотря на масштабную рекламную кампанию, количество пользователей сервиса не превысило 15 тысяч. Проект Xband не принёс прибыли, и к 1997 году его закрыли.

Перлмана уволили с должности технического директора еще в 1995 году — из-за разногласий с командой.

Он абсолютно великолепен, но я никогда не хотел бы работать с ним снова.

Стив Росковски, сооснователь Catapult Entertainment о Перлмане

Не только Стив Росковски высказывался о Перлмане в подобном ключе. Сам предприниматель объяснял трудности в отношениях с руководителями и коллегами «синдромом Сальери», названным в честь антагониста Моцарта. По мнению Перлмана, проблема состоит в том, что люди с «посредственными талантами» из ревности посвящают свою жизнь борьбе с гением.

Предвестники Smart TV

Перлман не оставил идею создать интерактивное телевидение. В 1995 году он вместе с бывшими коллегами из Apple — Брюсом Ликом и Филом Голдманом — основал компанию WebTV Networks. К ним присоединился бывший инженер General Magic Энди Рубин, известный как создатель операционной системы Android.

Основатели WebTV слева направо: Стив Перлман, Фил Голдман и Брюс Лик Business Insider

Команда занялась разработкой приставки WebTV для выхода в интернет через телевизор. Новая технология, по задумке Перлмана, должна была сделать интернет доступным простым людям — им бы не пришлось покупать дорогостоящий компьютер и учиться им пользоваться.

Перлман вновь получил поддержку от семьи Дэвис — Марвин Дэвис на старте инвестировал в WebTV $1,5 млн. Этих денег хватило ненадолго, поэтому Перлман заложил свой дом и продал все активы, чтобы продолжить разработку.

Параллельно предприниматель искал средства. Он вел переговоры с сооснователем Microsoft и владельцем инвестиционной компании Vulcan Ventures Полом Алленом, с представителями Sony и Philips, но никто из них не стал ни вкладывать деньги, ни сотрудничать с компанией.

Я думаю, многие из них были кем-то вроде стервятников — они ждали нашего провала, чтобы потом по дешевке подобрать то, что от нас останется. Ведь они определенно видели ценность в том, что мы делали.

Стив Перлман

В результате поисков Перлман привлек $9 млн от инвестиционного фонда Brentwood Associates — и ситуация резко изменилась. Вскоре после сделки и Sony, и Philips согласились на производство приставок на основе программного обеспечения WebTV, а в новом раунде компания получила около $35 млн от группы инвесторов.

Устройства WebTV поступили в продажу в 1996 году. Продукт не имел большого успеха у потребителей — за год набралось менее 100 тысяч клиентов.

Причиной этого, по мнению Перлмана, была высокая цена приставок — они стоили больше $300. Дополнительно пользователям нужно было платить $19,95 в месяц за подписку на сервис.

Другая сложность связана с интерфейсом WebTV. Страницы большинства сайтов не подходили для чтения на расстоянии нескольких метров от экрана. Инженеры компании пытались решить эту проблему — они увеличили текст и упростили управление с помощью пульта. Но этого оказалось недостаточно.

Интерфейс WebTV, 1996 год turdinc

«Уровень удобства WebTV для пользователя очень высок, учитывая все технические ограничения, — писал сооснователь аналитической компании Nielsen Norman Group Якоб Нильсен. — Но, к сожалению, ограничения настолько серьезны, что даже этот великолепный дизайн в конечном итоге не способен обеспечить оптимальный пользовательский опыт».

Во время презентации продукта возникли технические трудности. Когда Брюс Лик демонстрировал возможности системы в поисках телешоу «Друзья», загружался сайт с трудом.

Видео с презентации WebTV

В январе 1997 года Перлман снова начал искать деньги на развитие WebTV. На этот раз предприниматель хотел привлечь $100 млн с последующим IPO. Но в том же месяце соучредителей WebTV пригласили на встречу в Microsoft.

Это было настоящее прозрение. Мы с Перлманом заканчивали предложения друг друга. У нас было абсолютно одинаковое представление, какой будет эволюция телевидения.

Крейг Манди, исполнительный директор Microsoft

Спустя три месяца Microsoft купила компанию почти за $425 млн. WebTV сохранила собственный офис и команду, а Перлман — место гендиректора. Сделку позиционировали как часть глобальной стратегии Microsoft по развитию цифрового телевидения.

По словам Манди, интерес для корпорации представляла не только основная функция продукта. Приставка WebTV в нерабочее время могла подключаться к локальному серверу и автоматически обновлять ПО. В Microsoft рассчитывали реализовать подобный сценарий для компьютеров.

В том же году Microsoft выпустила новую версию WebTV. Теперь телезрители могли видеть на одном экране ТВ-шоу и специально созданную веб-страницу с информацией о нем.

Популярность Web TV росла: в феврале 1998 года у платформы было 250 тысяч подписчиков, к декабрю 1999 года их число превысило 900 тысяч.

Рекламный ролик Web TV

Перлман не чувствовал себя комфортно в корпорации, а представления Microsoft о том, как должен развиваться продукт, не совпадали с его видением.

В марте 1999 года в компании произошла реорганизация. Если раньше Перлман подчинялся непосредственно президенту Microsoft Стиву Балмеру, то теперь между ними появились двое руководителей. Спустя два месяца предприниматель покинул Web TV.

В 2001 году Microsoft изменила название платформы на MSN TV и начала раздавать устройства клиентам бесплатно, оставив только плату за подписку. В 2004 году компания выпустила MSN TV 2. С тех пор новых версий продукта не выпускалось.

Приставки постепенно сняли с продажи, но сервис был доступен пользователям до 2013 года, когда корпорация окончательно закрыла проект.

После ухода из Microsoft Перлман основал бизнес-инкубатор для технологических компаний Rearden Steel Digital Development Studio (позднее название сократилось до Rearden). Название — дань уважения Хэнку Риардену, персонажу книги Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».

В составе организации появились три дочерние компании: Rearden Steel Technologies, Rearden Steel Productions и Rearden Steel Entertainment.

В 2001 году Rearden Steel Technologies привлекла $67 млн от группы инвесторов, в которую вошли America Online, Vulcan Ventures, The Washington Post и другие. Что разрабатывала компания, Перлман держал в секрете, но заявлял о грядущей «революции в сфере домашних развлечений».

Стив Перлман, 2002 год sfgate

В январе 2002 года на выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе Перлман представил Moxi Media Center — ТВ-приставку, с которой можно было записывать видео, воспроизводить контент с DVD и CD-дисков, смотреть кабельное или спутниковое телевидение и выходить в интернет. Имя компании Rearden Steel Technologies сменили на Moxi Digital.

Moxi Media Center sfgate

Новый продукт получил одобрение прессы и аналитиков, но вскоре пошли слухи, что у стартапа не всё в порядке с деньгами. В феврале 2002 года Moxi заявила, что Перлман покинет позицию гендиректора в ближайшем будущем, чтобы «освободить больше времени для творческих проектов», но останется в составе совета директоров.

Моя специализация — это первый год жизни стартапа.

Стив Перлман, об уходе из Moxi

Спустя месяц Moxi объявила о слиянии с Digeo — небольшой телекомпанией, созданной Полом Алленом из Vulcan Ventures и работавшей над похожей технологией.

В 2004 году после ряда доработок приставка Moxi Media Center вышла на рынок, а в 2009 году телекоммуникационная компания Arris купила Digeo за $20 млн и продолжила выпускать устройства под брендом Moxi.

Android: история одного звонка

В 2004 году Перлману позвонил Энди Рубин. К тому времени тот успел покинуть Microsoft и создать T-Mobile Sidekick — телефон, который популяризировал концепцию мобильного интернета.

Рубин пожаловался бывшему коллеге, что у него нет денег заплатить за аренду офиса для нового стартапа, разрабатывающего операционную систему для телефонов — Android.

Энди Рубин Business Insider

Сразу после звонка Перлман пошел в банк, снял $10 тысяч наличными и отдал их Рубину. На следующий день он перевел неизвестную сумму денег на начальное финансирование Android.

Я сделал это потому, что верил в проект, и я хотел помочь Энди.

Стив Перлман, изданию Business Insider

В 2005 году Google приобрела компанию за $50 млн. В 2021 году Android — самая популярная мобильная операционная система, на её основе работают почти 72% смартфонов по всему миру.

Технология, которая «состарила» Брэда Питта

В 2004 году в составе Rearden появился новый дочерний проект — Mova. Перлман выступил в роли основателя и президента компании.

Спустя два года стартап представил технологию захвата изображения Mova Contour Reality Capture. Она позволяла в деталях перенести человеческую мимику и движения на компьютерного персонажа и создать реалистичную 3D-анимацию.

Mova Contour впервые использовали в фильме Дэвида Финчера «Загадочная история Бенджамина Баттона» — с её помощью состарили лицо Брэда Питта. В 2009 году картина получила премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Технологию также применяли в картинах «Невероятный Халк» и «Гарри Поттер и Дары Смерти».

Процесс создания визуальных эффектов для «Загадочной истории Бенджамина Баттона»

Вокруг Mova уже несколько лет идут судебные разбирательства. В феврале 2015 года китайская компания Shenzhenshi Haitiecheng Science and Technology Company (SHST) подала иск о праве собственности на технологию.

В SHST утверждали, что они приобрели Mova у бывшего сотрудника Rearden Грега ЛаСалле. В 2016 году Перлман подал встречный иск к SHST о нарушениях авторских прав. По словам предпринимателя, ЛаСалле выкрал разработку и продал ее незаконно.

К моменту начала процесса SHST уже несколько лет предоставляла лицензию на использование патентов компании Digital Domain 3.0 — подрядчику Walt Disney, Twenty-First Century Fox и Paramount Pictures.

Технологию применили в ряде кассовых фильмов, включая «Красавицу и чудовище», «Дэдпула» и «Стражей Галактики». Rearden подала в суд и на киностудии за сознательное нарушение авторских прав.

Компания Перлмана хотела добиться запрета на показ фильмов до тех пор, пока стороны не достигнут соглашения. В 2018 году суд отклонил предложение компании заявить о праве собственности на картины, но не стал отзывать иски о косвенном нарушении авторских прав.

Адвокат Rearden заявлял, что финансовая ответственность киностудий по искам может быть «очень значительной». Последние новости о процессе появились летом 2020 года — на момент публикации он был далек от завершения.

Облачный гейминг для всех

Весной 2009 года на Games Developers Conference в Сан-Франциско Перлман показал свой новый проект — OnLive.

Облачный сервис позволял запускать игры с максимальными графическими настройками на любом компьютере. Достаточно установить плагин в браузер и обеспечить стабильное интернет-соединение.

Игра не устанавливалась на домашний компьютер пользователя, а транслировалась с сервера OnLive. Сразу после презентации более 100 тысяч человек подали заявку на закрытое бета-тестирование платформы.

Осенью того же года стартап закрыл крупный раунд инвестиций с участием AT&T Media Holdings, Warner Bros. и других. Точную сумму компания не назвала.

В 2010 году компания запустила сервис и открыла предварительные заказы на OnLive Game System — микроконсоль, которую можно было подключить к телевизору и играть без компьютера и полноценных игровых консолей.

В феврале 2011 года тайваньский производитель смартфонов и планшетов HTC объявил о сотрудничестве с OnLive и инвестировал в проект $40 млн.

OnLive Game System The Verge

В январе 2012 года во время ежегодной выставки CES Перлман анонсировал сервис OnLive Desktop, с помощью которого можно было пользоваться Microsoft Office и другими приложениями Microsoft на планшете, не покупая программное обеспечение.

Аналитическая компания Gartner выразила сомнения в том, что OnLive обладала соответствующими лицензиями и предостерегла руководителей компаний от использования продукта.

На заявление отреагировал вице-президент по лицензированию Microsoft Джо Мац. В своем блоге на сайте компании он написал, что корпорация ведет переговоры с OnLive. К апрелю сторонам удалось прийти к решению — сервис привели в соответствие с правилами лицензирования Windows.

В августе 2012 года Перлман неожиданно уволил весь персонал, а в прессе появилась информация о возможном банкротстве компании. Бывшие сотрудники рассказали изданию The Verge, что OnLive никогда не зарабатывала — только тратила по $5 млн в месяц.

Официальное сообщение об увольнении сотрудников OnLive The Verge

Стартап развернул тысячи серверов, но большинство из них не использовал. Официально компания заявляла о 2,5 млн зарегистрированных и 1,5 млн активных пользователей.

Но эти цифры учитывали каждого человека, который когда-либо заводил бесплатную учетную запись или заходил в неё хотя бы раз за последний год. Фактически у сервиса набиралось не более 1600 одновременно играющих пользователей.

Сервис так и не смог договориться с создателями игр. Бывший вице-президент OnLive по играм и медиа Джон Спинал позднее сравнил эту проблему с загадкой про курицу и яйцо: «Как заставить издателей и разработчиков поддерживать вашу платформу, если у вас нет пользователей, учитывая, что пользователей не будет, пока не появится контент?».

Издатели более охотно сотрудничали с конкурентом OnLive — платформой Gaikai, предоставляющей пользователям онлайн-доступ к демо-версиям игр. Между компаниями с самого начала шла борьба.

Каждый раз, выходя со встречи, я видел в холле кого-нибудь из OnLive. Мы встречались с одними и теми же людьми. Это была реальная конкуренция — напряженная и одновременно мотивирующая.

Дэвид Перри, сооснователь Gaikai

В день презентации OnLive Gaikai объявила о партнёрстве с Electronic Arts — создателями Need for Speed и FIFA. Узнав об этом, Перлман устроил скандал и потребовал от сотрудников немедленно удалить игры издателя с платформы.

«Нам пришлось закрыть конференц-зал и включить музыку, чтобы люди его не услышали», — рассказывали члены команды. С тех пор предприниматель отказывался от всех игр, демо-версии которых появлялись у конкурента.

Во всех проблемах OnLive бывшие сотрудники винили Перлмана и его раздутое эго, жаловались на деспотичный стиль руководства. По их словам, предприниматель контролировал действия подчиненных до мелочей, но при этом у компании не было долгосрочной стратегии. Люди стали увольняться, и им не искали замены: в конце 2011 года стартап прекратил наем.

Сам Перлман связывал крах компании с внешними факторами, в первую очередь — с сорванной сделкой с HP.

В 2012 году корпорация выразила намерение приобрести OnLive и предоставила стартапу ссуду в размере $15 млн. Но в июле того же года руководство HP резко отказалось от этой идеи. В результате Перлману нужно было срочно найти нового покупателя и вернуть деньги.

Месяц спустя предприниматель нашел его в лице Гэри Лаудера, управляющего директора Lauder Partners — одного из первых инвесторов OnLive. Он приобрел активы компании за $4,8 млн. Ранее в том же году Sony Computer Entertainment купила Gaikai за $380 млн.

Новые владельцы OnLive заявили, что почти половине команды предложили вернуть работу с сохранением старой зарплаты, а Перлмана оставили в качестве генерального директора. Но в конце августа Перлман покинул OnLive, чтобы «работать над множеством своих проектов».

В 2013 году Лаудер намекнул на скорый выпуск новых продуктов. Еще спустя год OnLive анонсировала новую услугу CloudLift, позволяющую играть по подписке в игры из библиотеки онлайн-сервиса Steam.

Интерфейс CloudLift The Verge

Но компанию это не спасло — весной 2015 года она заявила о продаже всех патентов OnLive компании Sony, а игровой гигант в свою очередь закрыл сервис к концу месяца.

Персональный сотовый сигнал

Еще в середине нулевых Перлман начал работать над новой сотовой технологией, которая, по его словам, должна была полностью изменить рынок беспроводной связи. Предприниматель был настолько уверен в успехе, что вложил в разработку собственные деньги.

В традиционных сотовых сетях каждая антенна создаёт «ячейку» беспроводного сигнала. Его не всегда хватает для всех устройств, находящихся в зоне покрытия, поэтому в местах скопления людей у многих абонентов плохо работает мобильный интернет. А если две вышки оказываются на слишком близком расстоянии друг от друга, могут возникнуть помехи.

Перлман заявлял, что решит обе эти проблемы.

Изобретатель придумал замену старым антеннам — небольшой беспроводной роутер pWave, который определяет местонахождение каждого смартфона с установленной в нём специальной SIM-картой и создаёт для него уникальный сигнал.

Презентационный ролик pCell

«С момента изобретения беспроводной связи люди перемещались по зоне покрытия. Теперь зона покрытия следует за вами», — пояснял Перлман. Технология получила название pCell — от «personal cell», «персональная ячейка».

В отличие от сотовых вышек, если несколько роутеров pWave оказываются рядом, они дополняют друг друга, а связь становится только лучше. Перлман заявлял, что соединение будет стабильным даже на спортивных стадионах и во много раз быстрее LTE.

pWave Artemis Networks

В 2014 году предприниматель основал компанию Artemis Networks, специализирующуюся на телекоммуникационных технологиях, и провёл первую публичную демонстрацию технологии в Колумбийском университете.

Перлман планировал к концу года начать продавать pCell абонентам в Сан-Франциско, а затем — в Нью-Йорке, Чикаго и Далласе. Для этого он искал партнеров среди крупнейших ИТ- и телекоммуникационных компаний.

Предприниматель также пытался привлечь внимание венчурных инвесторов, но безуспешно.

Они постоянно привлекают экспертов, которые говорят, что это на самом деле не работает. Я показываю демо, а они все равно уверены, что что-то не так.

Стив Перлман

В начале 2015 года Artemis Networks заявила, что телекоммуникационная компания Dish Network предоставит стартапу испытательную площадку для развёртывания сети в Сан-Франциско. В феврале компания анонсировала продажи SIM-карт, которые позволят телефонам подключаться к сети pCell.

Стив Перлман объясняет, как работает pCell

Осенью того же года Artemis Networks рассказала о сделке с Nokia Networks и скором начале совместного тестирования pCell. Но несмотря на громкий старт, после 2017 года шум вокруг технологии постепенно затих — заметных новостей о компании не было на протяжении трех лет.

В 2020 году издание LightReading обнаружило запрос на тестирование новой технологии, поданный Artemis Networks на имя Федеральной комиссии по связи США. Перман подтвердил, что работа по проекту находится в активной стадии, но подробностей не раскрыл, сославшись на соглашение о неразглашении.

Стив Перлман продолжает изобретать новые технологии — на его имя зарегистрировано более 200 патентов в области коммуникаций, видео, графики и технологий беспроводной связи. Самый поздний датирован январем 2021 года — он связан с передачей потокового игрового видео.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Костянтин Черних

Инста миллиард, сервис доставки подгузников- миллиард, сервис для медитаций-миллиард, андроид - 50 лямов. Кажись, ценообразование поломано.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Иванников

Ну так Андроид был выкуплен спустя год после поиска денег на офис. А с 2005 до выхода первых коммерчески успешных смартфонов на андроиде прошло гораздо больше)

Ответить
Развернуть ветку
Aitugan Omarov

(с) Нужно поддерживать таланты, бездарности пробьются сами.

Ответить
Развернуть ветку
jon

 то ли он разработчик, то ли он инвестор. в любом случае эти все его "изобретения" можно увидеть в фильме на ютюбе 70 летней давности который называется "1947".     мазел тоф гои!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alex Teplo
 в начальной школе снимал короткометражные фильмы с использованием глиняной анимации

Глину анимировать ох как не просто... )))
   Clay это ещё и пластилин. Ярким примером «пластилиновой анимации» являются бессмертные шедевры советской мультипликации «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег».
   Спасибо за материал! Интересно!

Ответить
Развернуть ветку
Дарина Агатова

Материал понравился.Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда