{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Как работает менеджер по электронной коммерции в международной компании-производителе товаров повседневного спроса

О зарплатах и карьерном росте, смысле своей работы и проблемах компаний с развитием digital-проектов.

Создатели Telegram-канала о карьере @yourcareer продолжают брать анонимные интервью у профессионалов из известных компаний и отраслей.

Есть мнение, что digital-, ecommerce- и SMM-менеджеры — это бывшие школьники и студенты, которые баловались со своими сообществами во «ВКонтакте» или карманными интернет-магазинами, не имея профильного образования, а после начала хайпа вокруг этих должностей устроились на работу. Что ты об этом думаешь?

Наличие любого практического опыта — это всегда плюс. В моем случае опыт создания и участия в реальных ecommerce-проектах сыграл одну из ключевых ролей в развитии карьеры и помог попасть в международную корпорацию. Профильное образование на данный момент практически не играет роли, по моим ощущениям.

Дело в том, что образование по теме digital и ecommerce только недавно стало бурно развиваться, и сейчас можно найти курсы на любую тему из сферы digital. Но еще три-четыре года назад таких курсов практически не было.

Хайп вокруг диджитализации идет волнами по различным секторам. В России до рынка FMCG (товары повседневного спроса — vc.ru), например, он только недавно дошел. Это четко прослеживается по текущим вакансиям.

А электроника и бытовая техника уже прошли этот этап, но продолжают усиливать позиции, потому что digital и ecommerce стали играть для них еще более важную роль. Самый наглядный пример — Samsung. Наверное, ты помнишь, что их смартфоны были выведены из федеральных сетей «Связного» и «Евросети», а также из магазинов «Билайна» и «Мегафона». По сути, продукт исчез из нескольких тысяч торговых точек по всей стране. Если бы такое произошло с каким-то FMCG-продуктом, то потери были бы колоссальными. Но Samsung при этом практически ничего не потерял на рынке. И, очевидно, это стало возможным благодаря развитию ecommerce—канала, их собственного магазина, а также за счет партнерства с «Юлмартом», «М.Видео», «Эльдорадо» и прочими.

Как развивалась твоя карьера? Что заканчивал, где работал до этого?

Я заканчивал не топовый вуз по профилю «реклама и маркетинг». После выпуска устроился в небольшую российскую компанию в отдел маркетинга с достаточно широким кругом обязанностей. Спустя два года решил специализироваться на онлайн-маркетинге и перешел в транснациональную компанию-производителя электроники.

Этот переход стал возможным благодаря моему интересу, знаниям и практическому опыту, который я получил вне основной работы.

Что это за опыт?

Я участвовал в разработке и запуске нескольких интернет-магазинов. Это дало базовое представление о том, как выстраивается онлайн-бизнес и каковы основные критерии успеха в нем.

Также в рамках этих проектов мне пришлось заниматься и привлечением трафика. В принципе, до оборота 1 млн рублей в месяц в интернет-магазине можно делать очень многое самому, частично отдавая что-то на аутсорсинг.

Мог бы ты строить карьеру в онлайн-маркетинге, не имея профильного образования?

Вполне возможно, но работодатель приветствует, когда ты работаешь по профилю или хотя бы в околопрофильной сфере. Не раз на собеседованиях это замечал. К тому же это очень удобно продавать компаниям: выстраивается хорошая история твоей карьеры из опыта, интересов и планов развития.

Если человек хочет получить полноценное, максимально релевантное для digital-маркетинга образование, какие это могут быть вузы и факультеты? Что бы ты посоветовал?

Так или иначе, чтобы заниматься digital-маркетингом, нужно знать основы классического маркетинга и рекламы. Это очень важно и не стоит об этом забывать.

Именно по теме digital я не изучал предложения вузов, но вроде бы тема не особо развита. Есть неплохие по отзывам коллег по цеху курсы ИКРА, RMA, и так далее.

К тому же в интернете доступно много электронных бесплатных курсов от Google, «Нетологии» и Coursera.

На HH.ru я вижу уже с десяток типов вакансий в крупных компаниях, касающихся онлайн-маркетинга: digital-менеджер, онлайн-менеджер, специалист по онлайн-торговле, SMM-специалист и прочие. Зачем компаниям все эти люди и чем отличается их работа между собой?

Компании понимают, что digital — это уже не модная фишка, а реально важный инструмент крупного бизнеса. Хотя недавно где-то была статья о том, что Procter & Gamble планирует сократить затраты на digital и опять усилить инвестиции в телерекламу. Но у меня есть ощущение, что дело не в digital, а в самих P&G или подрядчиках.

Компании сейчас активно строят структуры под эти сферы. Но проблема в том, что в крупных компаниях не всегда понимают, чем конкретно должен заниматься сотрудник. И это большой плюс для проактивных и инициативных людей — можно делать всё то, что тебе интересно, и нести при этом added value (добавленную стоимость — vc.ru). На предыдущей работе я успел поработать над различными проектами в самых различных сферах digital: SEO, оплачиваемый поиск, SMM, email, вирусные видео, ecommerce и так далее.

В крупных компаниях обычно есть digital-менеджер, который отвечает за разработку и внедрение digital-стратегии. Она включает в себя все направления digital, в которых компании нужно развиваться. Digital-менеджер управляет подрядчиками и отвечает за достижение требуемых KPI.

Ecommerce-менеджер отвечает обычно за развитие канала онлайн-продаж либо собственной ecommerce-платформы. Из-за того, что всё это новые позиции для большинства компаний, сферы ответственности и обязанности могут разниться.

SMM-менеджер должен отвечать за SMM-стратегию, продвижение и репутацию. Но опять же ситуация зависит от конкретной позиции в каждой компании. Где-то SMM-менеджер может отвечать за контент, где-то — за страницы компании в социальных сетях, а где-то – за всё и сразу.

Каков порядок зарплат у онлайн-маркетологов в международных корпорациях? Как и куда расти?

Порядок зарплат, по моим оценкам, в зависимости от компании и уровня должности варьируется от 120 тысяч до 170 тысяч рублей. Работа на старших должностях оплачивается на том же уровне, что и другие senior-должности: старшие бренд-менеджеры, руководители по продажам в регионах, руководители трейд-маркетинга.

А вот с ростом обычно проблема, особенно в больших компаниях. Структура digital и ecommerce только образуется, и обычно ты занимаешь единственную и самую высокую позицию в данном направлении. В отличие от классической маркетинг-иерархии, роста практически нет. Digital-директоров как отдельных единиц почти не существует.

Я с этим один раз столкнулся и в своей компании, и через год так же столкнусь, если за это время ничего не будет придумано.

Сколько ты зарабатываешь?

Я попадаю в обозначенную вилку ближе к конечной точке.

В чём суть твоей работы? Что будет, если завтра твою должность закроют?

Я отвечаю за стратегию развития онлайн-канала продаж. В краткосрочной перспективе, если меня не будет, то компания может просто потерять рост в онлайн-сегменте по сравнению с конкурентами. В средней и долгосрочной перспективе компания может упустить лидерство на рынке и потерять не только в онлайн-сегменте, но и в офлайн-канале. Уже совершенно очевидно, что в ближайшее время ни одной компании не удастся достичь лидерства на рынке без онлайн-канала.

Какие главные вызовы есть в твоей работе? Что даётся легко, а что — сложно?

Главный вызов — трансформировать организацию, научить коллег работать с digital- и ecommerce-инструментами на базовом уровне, доказать им важность этого направления. Рассказывать о своих задачах и результатах простым и понятным языком. Конечно, это не только моя роль, в этом задействованы и HR, и менеджеры организации, но я — один из драйверов этого процесса.

Второе – это скорость изменений. Как бы это избито не звучало, но мир очень быстро меняется. Большие корпорации не всегда могут быстро адаптироваться к этим изменениям. Чтобы сделать проект качественно и быстро, необходимо всегда прикладывать огромные усилия.

Третье — вписать свою деятельность в стандарты компании. Всё должно быть оцифровано, согласованно и направлено на общие результаты компании. Звучит логично, но почти все эти процессы были изначально разработаны не для онлайна.

Как в корпорациях относятся к коллегами из digital? Есть ли некое брюзжание, мол: «Занимаются непонятно чем, лучше бы продавали, а не YouTube с конверсиями своими смотрели»? Понимают ли люди важность того, чем вы занимаетесь?

Конечно, что-то а-ля «какой-то фигнёй занимаются» частенько присутствует. Но все зависит от тебя. Только своими действиями и реальными результатами это можно сломить. Поэтому важно уметь смотреть на бизнес в целом, понимать, что сейчас требуется и достигать этого при помощи digital-инструментов.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Игорь Прядко

Как то все размазано и далековато от истин.
Видно что автор к рекламе больше тяготеет.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Денисов

Интервью - вода-водой. Автор - обычный менеджер, который контролирует подрядчиков по SEO, SMM, контекстной рекламе и т.д. Вообщем отчеты передает руководству.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Вишневский

А необычный менеджер это какой?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Прядко

Обычный- управляет, необычный-создает процессы.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Вишневский

Создание процесса, это что именно? Придумать сценарий smm вконтакте?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Прядко

Не упрощайте все до безобразия.
За 170 тыс руб придумают столько сценариев и напишут столько отчетов - устанете читать. А дивиденты на вложенные 170+ налоги где?

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Вишневский

То есть создавать процесс, это заново каждый раз придумывать смысл маркетинга и тормозить работу специалистов, которые уже стандарты вывели работы и только вкидывай деньги им, все сделают, но тут приходит необычный менеджер и рассказывает им как нужно в группу заманивать и почему вообще нужно заманивать, удерживать и все это с таким видом как будто это новая концепция маркетинга в общем, типа новый диджитал тренд.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Прядко

А вот здесь усложняете!
Эко вас из стороны в сторону то кидает!
Каналы нашли и слава богу! Искать новые не нужно?
Создавать новые инфо поводы?
РУТИНА!

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Вишневский

Если этим будет заниматься менеджер, то он вообще аж ни капли не менеджер! Этим менеджер не должен заниматься!

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Вишневский

"А вот здесь усложняете!"

Морочить людям голову, выпендриваться, делать с умным видом то что не нужно - это я проходил в детском садике под собственным кураторством. Чтож вас всех вниз тянет и тянет, всё глубже и глубже.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Прядко

Вниз? С какого перепуга? Же вроде
написал . РУТИНА.

Ответить
Развернуть ветку
Sergiy Lemeshkin

Расскажите как у вас структура подразделения. Есть ли люди которые занимаются какой-то конкретной задачей изо дня в день? И какие результаты.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда