{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Что происходит в Китае: партия ограничивает b2c-сервисы без оглядки на их потери, потому что они перестали быть важными Статьи редакции

Лидеры онлайн-торговли, такси, обучения и доставки стали монополистами, мешают развитию технологий и ущемляют конкурентов и своих пользователей — теперь страну интересуют более сложные сферы. И такие компании оказались стабильнее всех во время паники.

Associated Press

Китай взялся за контроль коммерческого образования и спровоцировал панику на биржах

24 июля Государственный совет Китая опубликовал документ (оригинал на китайском языке), регулирующий дошкольное и школьное образование. В числе прочего новые правила гласят:

  • Что организации, которые преподают предметы из школьной программы, теперь можно открывать только в форме НКО. Им нельзя проводить IPO и привлекать финансирование от публичных компаний или иностранные инвестиции, в том числе от зарубежных структур китайских компаний.
  • Компании, которые не отвечают эти правилам, должны «исправить ситуацию», заявил Госсовет, не вдаваясь в подробности порядка работы.
  • Местные власти должны остановить выдачу разрешений на создание новых внешкольных учреждений по обучению обязательным предметам.
  • Компаниям нельзя преподавать по иностранным учебным программам или нанимать преподавателей-иностранцев за пределами Китая.
  • Онлайн-уроки ограничены до 30 минут с обязательными перерывами не меньше 10 минут. Занятия с репетитором должны заканчиваться не позже 21:00.
  • Репетиторам запрещено преподавать школьные предметы в выходные, каникулы и праздники.
  • Онлайн-репетиторство и преподавание школьных предметов для детей младше шести лет запрещено. В Китае принято начинать учиться с ранних лет, поясняет Bloomberg.

Переход на новые правила будет постепенным: для пилота Госсовет выбрал девять городов, включая Пекин, Шанхай и Гуанчжоу. Требования распространяются только на основные предметы, такие как математика, история и естественные науки. Искусство или музыка под них не попадают, отмечает Bloomberg. В то же время издание пишет, что правила сформулированы слишком обще и могут применены к любому в отрасли.

Цель реформы — рост рождаемости и устранение неравенства. Дело в том, что китайские родители тратят много денег на образование детей, эти расходы сдерживают семьи от рождения детей, объясняет газета SCMP. Снижение рождаемости стало одной из угроз для экономики страны, поэтому в 2016 году власти разрешили заводить двоих детей, а в 2021 году — троих.

В 2021 году объём китайского рынка коммерческого образования достигнет $125 млрд, прогнозируют аналитики Frost & Sullivan. И правительство беспокоит, что внешкольное образование «захвачено капиталом», цитирует Bloomberg статью китайского министерства образования. «Это подрывает природу образования как общественного блага», — считают в министерстве.

За последние несколько лет китайский EdTech стал популярным у международных инвесторов, включая Tiger Global, Temasek Holdings, SoftBank и DST. Только в 2020 году местные образовательные онлайн-платформы привлекли $10 млрд. Теперь для венчурных инвесторов этот рынок может закрыться. А некоторым стартапам — например, Yuanfudao с оценкой $15,5 млрд — возможно, придётся отложить выход на биржу.

Власти Китая уже с начала года критикуют внешкольное коммерческое образование и постепенно готовились к регулированию компаний из этих сфер. Например, в июне оштрафовали два образовательных стартапа за недобросовестную рекламу — Zuoyebang с инвестициями от Alibaba и Yuanfudao, в которую инвестировал Tencent. Каждая компания заплатила по 2,5 млн юаней ($389 тысяч).

С середины февраля публичные китайские EdTech-компании потеряли $126 млрд капитализации, подсчитал Bloomberg. А новые правила только усилили падение.

Стоимость трёх крупнейших китайских EdTech-компаний, акции которых торгуются в США, резко обвалилась ещё 23 июля вместе со слухами о планах властей ужесточить регулирование коммерческого образование:

  • TAL Education Group — на закрытии торгов 22 июля акции стоили $20,52, а на открытии 23 июля цена упала до $8,77. На закрытии 26 июля акции стоили уже около $4, а вся компания — $2,84 млрд.
  • New Oriental Education & Technology Group — к 26 июля акции упали ниже с $6,40 до $2, а капитализация — с $10,9 млрд до $3,3 млрд.
  • Gaotu Techedu — за тот же период акции упали с $9,6 до $2,5, а капитализация — с $2,5 млрд до $638,9 млн.
  • Все три компании заявили, что будут соблюдать новые требования и поддерживают решение партии.
За один день 23 июля 15 китайских EdTech-компаний потеряли $5,8 млрд капитализации. 27 июля стоимость их акций продолжает падать

Жёсткие меры в отношении образовательных компаний вызвали панику на фондовом рынке. Инвесторы стали распродавать китайские акции и только за 26 июля продали их на $2 млрд. 27 июля распродажа продолжилась, инвесторы стали распродавать также облигации и валюту.

С 22 июля (за день до очередного обвала):

  • Индекс технологических компаний Hang Seng Tech на Гонконгской бирже упал почти на 14%. В него входят акции 30 компаний, включая Tencent и Alibaba. С февраля, когда индекс достиг пика роста, Hang Seng Tech потерял почти $600 млрд стоимости.
  • Индекс CSI 300, отслеживающий акции 300 крупнейших компаний на Шанхайской и Шэньчжэньской биржах, упал на 7,5%.
  • Nasdaq Golden Dragon China Index, отслеживающий котировки 98 компаний Китая, просел на 19% и потерял больше $700 млрд с момента рекордного роста в феврале.
  • С февраля капитализация китайских интернет-компаний упала больше чем на $1 триллион, подсчитал Bloomberg.

Сейчас мы видим на рынке панические продажи, инвесторы оценивают вероятность того, что Пекин ужесточит регулирование во всех сферах, которые устойчиво растут в последние годы.

Не думаю, что сейчас инвесторы могут покупать акции «на дне». Мы просто не знаем, где находится это дно.

Кастор Пан
, руководитель отдела исследований Core Pacific Yamaichi

Какие ещё сферы и компании попали под удар

Доставка еды

  • Вечером 26 июля антимонопольный регулятор Китая опубликовал правила трудоустройства курьеров. Агрегаторы должны платить им не меньше, чем уровень минимальной зарплаты в регионе, в котором они работают.
  • Требования ударили по крупнейшему сервису доставки еды в Китае Meituan, на который работает около 3 млн курьеров. За две торговые сессии на бирже в Гонконге компания потеряла $60 млрд капитализации
  • Положение Meituan усугубляется тем, что против неё уже идёт антимонопольное расследование: регулятор проверяет, не принуждала ли компания рестораны к эксклюзивным соглашениям о доставке.
  • Компания согласилась сотрудничать с регуляторами и дорабатывать свои практики, а её гендиректор Ван Син пообещал обеспечить страховку для миллионов водителей-курьеров Meituan и снизить комиссию для ресторанов.

Tencent

  • 24 июля государственное управление по регулированию рынка Китая потребовало от Tencent отказаться от эксклюзивных прав на музыку в стриминге. Компания больше не сможет требовать от правообладателей особых условий. Регулятор также оштрафовал Tencent на $77 тысяч за антиконкурентное поведение.
  • 27 июля Tencent объявил, что приостанавливает регистрацию пользователей в приложении WeChat. Компания объяснила, что совершенствует технологию безопасности в соответствии с законами и правилами и планирует возобновить регистрацию в начале августа.
  • WeChat — это суперприложение, через которое жители Китая общаются друг с другом и пользуются встроенными сервисами: такси, заказ еды, оплата покупок и счетов. У WeChat более 1 млрд зарегистрированных пользователей.
  • Tencent — крупнейшая по капитализации компания Китая. 27 июля её акции упали на 9%, это максимальное однодневное падение с 2011 года. По оценке Bloomberg, за два дня Tencent потерял $100 млрд рыночной стоимости.

Джек Ма, Didi и другие

  • Усиление контроля за технологическими компаниями началось в ноябре 2020 года, когда власти остановили IPO финтех-компании Ant Group. За месяц до этого Джек Ма раскритиковал финансовую политику страны и заявил, что постоянный контроль «может задушить» инновации в Китае.
  • После своего выступления Ма несколько месяцев не появлялся на публике, Ant Group по требованию регулятора согласилась стать финансовой компанией и подчиняться банковским правилам, а Alibaba Group получила рекордный для Китая штраф на $2,8 млрд за то, что компания не разрешала продавцам сотрудничать с другими платформами.

В 2021 году под внимание разных регуляторов Китая попали другие компании, одним из самых заметных случаев стало расследование против Didi:

  • 30 июня компания провела IPO на Нью-Йоркской бирже и привлекла $4,4 млрд, а через несколько дней китайский регулятор начал против неё расследование из-за нарушения правил хранения персональных данных пользователей.
  • На время расследования Didi запретили регистрировать новых пользователей, по требованию регулятора сервис удалили из магазинов приложений в Китае. Удаление стоило Didi $15 млрд капитализации.
  • The Wall Street Journal выяснила, что регулятор рекомендовал Didi перенести IPO и провести проверку соблюдения правил хранения персональных данных. Но компания проигнорировала рекомендации, а банкам-организаторам размещения в США сообщила, что получила одобрение на IPO.
Меньше чем за месяц Didi потеряла $29 млрд капитализации

Среди других мер властей Китая:

  • 12 марта. Baidu, Tencent, ByteDance, Didi и ещё несколько компаний получили штрафы — на 500 тысяч юаней ($77 тысяч) каждая. Причиной стали инвестиции и приобретения в прошлом, которые, по мнению регулятора, компания провели без одобрения.
  • 13 апреля. 34 интернет-компании получили от Управления рыночного регулирования Китая требование исправить деловые практики, которые позволяют им пользоваться доминирующим положением на рынке и ограничивают конкуренцию. Среди них — ByteDance (владелец TikTok), поисковик Baidu, онлайн-ритейлер JD.com и сервис доставки Meituan.
  • 10 июля. Управление по вопросам киберпространства Китая утвердило новые правила подачи заявок на IPO за рубежом. Компании, которые хранят данные более 1 млн пользователей, должны пройти проверку кибербезопасности. Проверка включает изучение потенциальных рисков для национальной безопасности, связанных с проведением IPO за рубежом.
  • 12 июля. ByteDance планировала провести IPO в США или Гонконге, но после встречи руководства с регулятором компания отложила размещение на неопределённый срок.
  • 23 июля. Пекин пообещал «навести порядок» на рынке недвижимости: например, бороться с непрозрачной системой сборов за управление и резким ростом цен на жильё. Акции крупнейших застройщиков и управляющих компаний упали на 10-30%.
  • 26 июля. Министерство промышленности и информационных технологий Китая объявило о начале шестимесячной кампании по борьбе с нарушениями прав потребителей, правил кибербезопасности и антимонопольного законодательства среди интернет-приложений. Среди проблем министерство отметило поп-апы в приложениях, которые вводят пользователей в заблуждение.

Почему Китай давит на крупные интернет-компании и старается ограничить их влияние на жизнь

«Неужели Пекин не волнует, сколько денег потеряют иностранные инвесторы?» — задаётся вопросом колумнистка Bloomberg Шули Жэнь, специализирующаяся на рынках Азии. И сама отвечает: «Нет, не волнует. Но всё не так просто».

Дело не в том, что Китай враждебно относится к иностранным деньгам, просто для правительства важно, чтобы они шли в те отрасли, которые важны для экономики. К тому же государство не может доверять компаниям, которые привлекают зарубежное финансирование без его контроля.

Это послание: если хотите инвестировать в Китай, вам придётся сделать это через местный фондовый рынок. Такой подход укрепит внутреннюю экономику и позволит Пекину убедиться, что капитал идёт в те отрасли, которые он хочет развивать. И обходит те, в которых он сейчас видит угрозу общему благу.

Шули Жэнь, колумнистка Bloomberg

Почему интернет-компании столкнулись с жёстким регулированием именно сейчас? Создательница рассылки Chinese Characteristics Лиллиан Ли, которая работала в сфере венчурных инвестиций и изучает особенности технологической экосистемы Китая, выделяет следующие причины:

Онлайн-платформы больше не предлагают что-то новое, а сосредоточились на своей выгоде

Рост аудитории замедлился, а крупных рынков, в которые бы не проник интернет, почти не осталось. Поэтому технологические гиганты сосредоточились на увеличении прибыли, которую они получают от существующих пользователей.

COVID-19 укрепил позиции онлайн-платформ в жизни людей, но сами пользователи почувствовали себя стеснёнными. Ценовая дискриминация (когда Didi и другие берут с пожилых клиентов больше денег за те же самые товары и услуги), жёсткие условия для работников и «налог», который продавцы должны платить платформам, если хотят привлечь трафик и внимание к своим товарам. Всё это вызывает недовольство.

Когда весь рынок уже занят, каждый игрок стремится извлечь как можно больше выгоды из своих клиентов, и клиенты страдают.

Лиллиан Ли

Bloomberg тоже пишет о том, что неограниченный рост привёл к тому, что крупнейшие интернет-компании и их руководители «слишком независимы» и «не боятся проявлять власть». Они вынуждают конкурентов поменьше работать на их платформах или давят на них, чтобы те продали бизнес.

Власти определили свои приоритеты: их больше волнует развитие высоких технологий, а не потребительских

В начале марта власти Китая утвердили план развития страны на ближайшие пять лет — с 2021 по 2025 год. Один из приоритетов 14-й пятилетки — развитие инноваций и технологический рост.

Драйверами этого роста станут не потребительские технологии вроде онлайн-торговли, а deep tech: искусственный интеллект, квантовые вычисления, генетические исследования, производство микрочипов и полупроводников.

Я не утверждаю, что существующие технологические гиганты подавляют инновации, но я не уверена насчёт того, насколько они помогают. Много воздуха и капитала уходит на теневые войны между Alibaba и Tencent, а данные оседают на закрытых платформах. Число новых китайских стартапов падает каждый год.

Когда крупные технологические компании не создают инновации, а вместо этого копируют или поглощают конкурентов, страдает вся экосистема.

Лиллиан Ли

Смещение баланса в сторону высоких технологий косвенно подтверждает и поведение инвесторов на биржах. Акции крупнейшего производителя микрочипов SMIC сохранили устойчивость во время распродажи: 27 июля их стоимость на Гонконгской бирже выросла на 5,8%.

Другой пример — Huawei и ZTE, которые вместе контролируют китайский рынок телеком-сетей, но не попали под пристальное внимание регуляторов. Вероятно, потому что они поддерживают более тесные связи с чиновниками, предполагает ведущий экономист инвесбанка Natixis в Гонконге Алисия Гарсия-Эрреро. «Чтобы работать в Китае, надо полностью соответствовать руководству Китая», — пояснила она.

Специалист по экономике Китая Дэн Ван из исследовательской компании Gavekal Dragonomics ещё в 2019 году призывал сосредоточиться на промышленных и научных разработках, а не считать признаком технологического лидерства WeChat и потребительские сервисы.

Мир решил, будто потребительский интернет — высшая форма технологий. Я нахожу это странным. Для меня не очевидно, что приложения вроде WeChat, Facebook или Snap играют настолько важную роль и продвигают вперёд нашу цивилизацию.

На мой взгляд, Facebook и Tencent могут негативно повлиять на технологические разработки. Они делают затягивающие игры и приложения, чтобы люди могли убить время. Но почему-то нанимают для их разработки и оптимизации рекламы самых умных ребят, которые нужны в более сложных сферах R&D — материаловедении или производстве полупроводников.

Я бы хотел, чтобы мы не представляли, будто Китай — технологический лидер, потому что у него так развит потребительский интернет. Множество людей, которые играют, покупают товары для дома или заказывают доставку еды через интернет, не делают страну технологическим или научным лидером. Такие сервисы прекрасны, но, на мой взгляд, вехи нашей технологической цивилизации следует искать в научных и промышленных достижениях.

Дэн Ван
, в обзоре за 2019 год

Теперь его прогнозы о том, что будущее Китая за промышленностью и реальной экономикой, подтвердились.

У китайских регуляторов нет цели «убить инновации» и уничтожить технологических гигантов, они лишь хотят перестроить границы, в рамках которых частные компании могут максимизировать свою прибыль, заключает Лиллиан Ли. И для них было важно, чтобы технологические компании поняли: регуляторы действительно наблюдают за ними.

0
118 комментариев
Написать комментарий...
Alexey Ivanov

Китайцы - молодцы, не дают создать монополистов ИТ, которые будут выкручивать руки потребителям и провайдерам услуг (репетиторам, таксистам и тд)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

Ты очень глупый, монополии получаются только благодаря государству, а не вопреки

Ответить
Развернуть ветку
K. A.

Proof? Как тот же Facebook стал монополистом "благодаря государству", например?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

Facebook это какой-то сайт, которым невозможно пользоваться и который занимается всем подряд?
На каком рынке он монополист?

Ответить
Развернуть ветку
K. A.

Социальные сети (71% рынка[1]), мессенджеры (79% рынка [2]).

[1] https://gs.statcounter.com/social-media-stats
[2] http://www.1mtb.com/whatsapp-leads-the-global-mobile-messenger-wars-with-44-pc-market-share/

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

Что запрещает гражданину общаться через другие мессенджеры?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Arkhangelsky

Когда все твои друзья в мессенджере монополиста - запрещает сетевой эффект.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

Я не понимаю что такое сетевой эффект и что он запрещает

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Костромин

Сетевой эффект - то что самый популярный продукт выбирают потому, что он самый популярный.
Например ты выбираешь мессенджер не из-за функций, а потому, что там сидят те, с кем ты общаешься.
Если ты сделаешь мессенджер в 10 раз лучше - это все равно не поможет тебе, потому что аудитория уже поделена.

А дальше возникает эффект платформы.
Ты не конкурируешь с фейсбуком как с соц сетью напрямую, ты делаешь отличное мыло.
Но фейсбук делает собственное дешевое и некачественное мыло, но имеет больше вариантов его продвижения.
Даже если ты купишь у него рекламу - ты все равно не будешь в таких условиях, как реклама мыла от фейсбука.
Получается непропорциональная власть, ломающая конкуренцию за счет свойств среды. Тоже рассматривают как некий вид монополии.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

А никто не обещал равные условия на свободном рынке, у кого больше денег, тот покупает больше рекламы, это нормально.

Это не власть, а нормальная конкуренция на рынке больших с маленькими. Но я всё ещё не понимаю какой продукт продает Фейсбук, он лишь плохая рекламная брошюра. У нее нет власти, если ты сам не разрешишь ей на себя влиять. И уж он никак не монополист на рекламном рынке.

А этот эффект наверняка палка о двух концах, ведь чем ты сильнее и популярен, тем больше хейта ты ловишь и тем больше тебе прилетает от хейтеров после. Но это уже не тот случай, поскольку Фейсбук сливается с государством

Ответить
Развернуть ветку
K. A.
 А никто не обещал равные условия на свободном рынке

Поэтому свободный рынок в чистом виде не работает. Потому что компания (или картель), которая получает доминирующий контроль над ключевым ресурсом, выходит из зоны конкурентной борьбы и начинает собирать большую часть денег с рынка без необходимости реинвестировать и развивать продукты для общества.

Но кто сказал, что у нас свободный рынок (это не так, конечно) и что свободный рынок - это хорошо?

 У нее нет власти, если ты сам не разрешишь ей на себя влиять

Come on. Ни у какой компании нет "власти" в полном смысле - ты всегда можешь уехать жить в тайгу или просто выпилиться.

По факту социальные сети и мессенджеры в современном обществе - норма, и если клиент выбирает себе соц. сеть или мессенджер - у него или нее нет особого выбора по факту.

Сетевой эффект говорит - ты не асоциален и хочешь общаться с друзьями и коллегами, тогда нужно выбирать то, что они используют, а это, скорее всего, Whatsapp, или в случае США, Facebook Messenger или iMessage.

Можешь, конечно, поставить условный Signal, но в нем будешь говорить сам с собой. Т.е. необходимую услугу получить не сможешь.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Костромин

Ну вот правительство США так не считает и предлагает разделить, к примеру, гугл как поисковик и продавца рекламы и гугл как разработчика андроид и сервисов именно потому, что почти монопольное положение на рынке рекламы создает неконкурентное положение на других рынках.
Аналогично амазон, который обвиняют в том, что он как площадка создает неравные условия для своих продавцов и себя как продавца.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

Я плохо знаю про гугл, зато знаю чуть больше про правительство США, и мало чего хорошего.
Поскольку это не монолитная структура, то там много разных мнений, например демпартия это уже практически захватившая власть преступная группа, избегающая ответственности за свои преступления.

А Гугл уже такой большой, что не платит налоги, и уже это является конкурентным преимуществом

Ответить
Развернуть ветку
Василий

Монополист = 100% рынка

Ответить
Развернуть ветку
K. A.

Это только одно из определений, которое описывает вырожденный случай.

https://www.investopedia.com/terms/m/monopoly.asp

 A monopoly refers to when a company and its product offerings dominate a sector or industry
 Monopolies can result from extreme free-market capitalism, in that absent any restriction or restraints, a single company or group becomes large enough to own all or nearly all of the market (including by acquiring competitors) for a particular type of product or service.

https://en.wikipedia.org/wiki/Monopoly

 By European Union law, very large market shares raise a presumption that a company is dominant, which may be rebuttable. A market share of 100% may be very rare but it is still possible to be found and in fact it has been identified in some cases, for instance the AAMS v Commission case.[80] Undertakings possessing market share that is lower than 100% but over 90% had also been found dominant, for example, Microsoft v Commission case.[81] In the AKZO v Commission case,[82] the undertaking is presumed to be dominant if it has a market share of 50%. There are also findings of dominance that are below a market share of 50%, for instance, United Brands v Commission,[77] it only possessed a market share of 40% to 45% and still to be found dominant with other factors. The lowest yet market share of a company considered "dominant" in the EU was 39.7%

https://www.ftc.gov/tips-advice/competition-guidance/guide-antitrust-laws/single-firm-conduct/monopolization-defined

 Courts do not require a literal monopoly before applying rules for single firm conduct; that term is used as shorthand for a firm with significant and durable market power — that is, the long term ability to raise price or exclude competitors. That is how that term is used here: a "monopolist" is a firm with significant and durable market power. Courts look at the firm's market share, but typically do not find monopoly power if the firm (or a group of firms acting in concert) has less than 50 percent of the sales of a particular product or service within a certain geographic area. Some courts have required much higher percentages
Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

Не обязательно, это когда он навязывает свою волю другим

Ответить
Развернуть ветку
115 комментариев
Раскрывать всегда