{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

«Мы — маленькая деревенская компания»: глава DNS Дмитрий Алексеев о бизнесе, отказе от инвестиций и странной рекламе Статьи редакции

Главное из интервью сооснователя сети DNS проекту «Русские норм».

Дмитрий Алексеев

Оказался в бизнесе, потому что «шёл за компьютерами»

Я заканчивал факультет радиоэлектроники и приборостроения, кафедра гидроакустики, в дипломе написано «инженер-электрик», а сам всё же программист. И как компьютерщик я шёл за компьютерами.

В 80-е годы компьютеры были только в больших вычислительных центрах, в частности у нас в институте. Со второго курса я работал, чтобы добраться до компьютеров и что-то там поделать. А потом оказалось, что самая продвинутая техника — в коммерческом секторе. Я оказался в бизнесе ровно поэтому.

И попал в компанию, которая продавала компьютеры, ещё мы потихонечку занимались сетевой интеграцией: тянули сети, ставили сервера как технические специалисты. По сравнению с компьютерами в бизнесе всё просто.

Почему программисты становятся предпринимателями

Я недавно задумался, почему программисты становятся предпринимателями, захотелось разобраться в этом феномене.

Пересматривал фильмы шестидесятников и понял, что у нас так совпало, что в Советском Союзе потребовалось большое количество инженеров и ученых, которые должны сделать бомбу и устройство, чтобы закинуть её на голову потенциальному противнику.

И в 60-х в пять раз выросло количество технической интеллигенции. А в компьютерщиках мы все оказались, потому что это было модно и интересно, это новое, что пришло в эпоху моего институтства.

Про сооснователя DNS Юрия Карпцова, о котором ничего не известно

Карпцов — совладелец и финансовый директор DNS, в 2021 году Forbes оценил его состояние в $750 млн. У партнёров примерно равные доли в компании: Карпцов владеет 44,73%, Алексеев — 44,64%. О предпринимателе практически нет данных — даже фото.

Мы вместе с 1993 года, познакомились, когда я пришел в компьютерный бизнес. Прекрасный человек и товарищ, мы вместе занимаемся бизнесом.

Он занимается финансами, я больше предприниматель, а он больше «здравый смысл». Он выпускник МФТИ, а я недоучка [смеётся]. Я количество, а он качество.

Он умный человек, и мои какие-то порывы может останавливать и корректировать. Мы много общаемся по разным вопросам, и в спорах рождается истина.

Почему DNS никогда не привлекала инвестиций

Мы — маленькая деревенская компания, у нас не было задачи построить большую. Это другая стратегия, а не «надуться и продаться», поэтому инвестиции нам никогда не были нужны.

Мы довольно хорошо зарабатывали и нам хватало собственной прибыли и банковских кредитов на развитие. И сейчас хватает. Я не понимаю, почему нужно делать по-другому [брать инвестиции].

Рыночная торговля вместе с нами росла, до нас её не было вообще. Плюс наш сектор рос ещё быстрее, чем всё остальное. Он с 1998 года, как мы начали заниматься розницей, так без перерыва и пёр. Потребительский рынок вырос очень сильно. Сейчас это, естественно, невозможно и повторить модель DNS не получится.

Почему DNS «победила» конкурентов

В феврале 2021 года DNS назвала себя лидером рынка бытовой техники и электроники в России по объёму выручки. Выручка DNS за 2020 год составила 514 млрд рублей против 504,8 млрд рублей выручки «М.Видео-Эльдорадо».

Мы несли новый формат розничной торговли. Мы никогда не бодались с «М.Видео» или «Эльдорадо» специально. Мы работали в нише, которая была не сильно интересна большим федеральным сетям. Они не торговали компьютерными комплектующими вообще. А мы торговали.

Поэтому мы конкурировали не сколько с ними, сколько организовывали неорганизованную розницу [хаотичной сборки компьютеров], продвигали формат супермаркета, открытую выкладку, интеграцию с интернетом. Была полная прозрачность: где, сколько и чего лежит, что можно прямо сейчас заказать.

Это началось в двухтысячных, когда про онлайн особо никто ещё не говорил. Мы обыгрывали конкурентов благодаря формату и ассортименту — это основные вещи.

Откуда взялась спорная и вирусная реклама DNS

В 2018 году ко Дню защитника Отечества сеть выпустила рекламный ролик, в котором мужчина вывез свою девушку в лес закапывать подарки, потому что они ему не понравились. Он вызвал возмущение в соцсетях, ролик сочли унизительным и оскорбительным, а Алексеев назвал его «маркетинговым идиотизмом».

8 марта DNS обыграла шутку — в новом ролике уже недовольная подарком женщина вывезла мужчину в багажнике в лес и предложила найти закопанные подарки. В роли мужчины-жертвы был Алексеев.

У DNS были и другие спорные активности: например, в 2008 году по улицам городов ездил броневик, а в Новосибирске на открытии магазина устроили конкурс на лучший загар среди пришедших девушек и парней в костюмах инопланетян. Инопланетянин долгое время был маскотом DNS.

Мы позиционируем DNS как место, где люди могут заниматься любимым делом и самовыражаться.

Был товарищ, который увлекался креативной рекламой. У нас было много дискуссий на тему того, насколько это правильно и неправильно, но с удовольствием давали ему возможность творить — он творил. Придумал много хороших вещей — инопланетян, например, занимался брендингом. Был фанатом вирусной рекламы и нетрадиционного маркетинга.

Если разбираться, было много эпатажных вещей: конкурсы на длину юбки, броневик, конкурсы мокрых маек и так далее. Теперь мы знаем точно — это не работает. Это всё весело, задорно, но статистически значимого эффекта нет никакого.

Анализируя теперь, надо ли было нам делать такую рекламу — наверное, хорошо, что делали. Было что-то полезное, породило мифы, когда «ветераны» собираются и вспоминают: «Помнишь, как броневик в центре Омска заглох на мосту, весь город встал и нас все материли?».

Кстати, броневик нашли, оформленный как трактор, можно было потихоньку ездить даже по дорогам. И он потихоньку из Владивостока доехал до Омска, даже дальше, а там сломался, продали.

Почему не работает реклама в рознице

С рекламой есть эффект: она позволяет слегка спрямить кривую выхода на оборот нужных магазинов, причем надо считать, чтобы окупались затраты на рекламу. Мне кажется, она никогда не окупается, но у нас есть и другие мнения. До конца посчитать тяжело. Есть аргументы типа «Вот в том регионе конкуренция была меньше».

Что работает? Качественный продукт. Для меня это доказанная вещь, точно понимаю, что в рознице магазин сам себя рекламирует. Реклама не добавляет ценности в рознице.

В какой-нибудь ювелирке, премиальных товарах — добавляет, потому что люди понимают, что Harley-Davidson — это легенда. Он покупает не мотоцикл, а легенду. Если бы не было рекламы, и не было бы имиджа, то он бы купил что-то другое.

Почему Алексеев не возьмёт на работу того, кто «увеличит оборот на 30%»

Периодически люди пишут: «Я суперспециалист, работал там и там, моя квалификация подтверждена делами, я увеличу оборот минимум на 30-40%».

Я говорю: «Нет. Вы понимаете, что сходу приходите и говорите, что я дебил?»

— «Почему?»— Потому что я делаю бизнес, это довольно [сложно], а вы говорите, что я настолько плохо его делаю, что сходу увеличите его на 30-40%.

О взятках и проверках

Проверки были, были истории, когда в каком-то городе довольно серьёзно бодались с правоохранителями. Нам было хорошо за счёт общей массы: если в каком-то одном городе с кем-то бодаешься — у тебя есть ресурс делать это бесконечно. Долго, монотонно бодаешься.

Мы никогда не платили взяток, не искали крыши и договоренности, а просто тупо работали по закону. Я выучился на юриста, чтобы лучше понимать и разбираться в этом.

О масштабной проверке таможенниками в 2014 году

В 2014 году Федеральная таможенная служба устроила внезапную глобальную проверку сети DNS и других магазинов электроники — их подозревали в нелегальном ввозе 2,2 млн компьютеров, планшетов и других устройств. Под арест попали 700 магазинов DNS, а склады компании были арестованы.

В 2014 году сложилось два фактора: власти озадачились неконтролируемым выводом денег за границу и стали отслеживать товарно-денежные потоки. Когда (председателем в ЦБ) пришла Набиуллина всё в лучшую сторону поменялось. И стали заниматься качеством работы таможни.

Видимо, когда начали отслеживать товаро-денежные потоки, ткнули в нас — а мы совсем не были на слуху у чиновников. В Москве не присутствовали — никто и не знал, что мы на тот момент уже были большими. Увидели Владивосток, подумали, что там дырка на таможне есть, решили проверить. Это моя версия, может было по-другому. И как способ «знакомства», а система по-другому не может, сначала всё арестовали, а потом разбирались.

Была целая операция, когда одномоментно по всей стране в 9 часов по всем часовым поясам к нам приходили в каждом регионе. Утро с ОМОНом.

Работа не остановилась: какие-то запасы в магазинах были, их хватало. А пока были запасы, мы смогли перестроиться: открыть новые склады и так далее. Где-то часть продукции была арестованной на складе, другой же частью могли пользоваться.

Фактически нам пришлось создать параллельную логистическую структуру. А арестованное года полтора таможенники проверяли по серийным номерам. Мы могли ещё раз всё растаможить, но это не наш принцип — мы доказывали, что всё в порядке.

Единицы процентов товара, правда, растаможили заново но это были незначительные суммы — труд людей стоил дороже. Если у вас фундаментально в бизнесе всё хорошо, конечно, нужно проявлять принципиальность и не вестись на разводки и не пытаться упростить жизнь — на самом деле ничего не упростится. Победить можно. Правда всегда побеждает.

Как на DNS в пандемию повлиял статус «системообразующего предприятия»

20 марта правительство утвердило список системообразующих компаний, которые могут претендовать на господдержку в случае финансовых проблем в условиях обвала цен на нефть и пандемии COVID-19. Например, они имеют доступ к льготным кредитам, госгарантиям и мораторию на банкротство.

Нас никто не спрашивал, хотим ли мы получить этот статус. Это вылилось в то, что у нас кратно вырос объём информации, которую мы должны были предоставлять. Например, проходить стресс-тесты: мы со «Сбером» проводили моделирование, насколько мы устойчивы. Для нас это вылилось в дикое количество общений.

Какие книги советует прочитать Алексеев

  • Дарон Аджемоглу, Джеймс А. Робинсон. «Узкий коридор».

  • Евгений Щепин. «ВкусВилл: как совершить революцию в ритейле, делая всё не так».
  • Джим Коллинз, Уильям Лазье. «Больше, чем бизнес», «От хорошего к великому».

0
119 комментариев
Написать комментарий...
Николай Кузнецов

Люблю ДНС за фирменную марку  DEXP. Прекрасная "лоттерейная" техника. 

Ответить
Развернуть ветку
Lan Garn

Отличная марка, а наушники у DEXP Сони уделали как по громкости так и по шумоизоляции и "чистоте звучания", причем дешевле Сони на 200 рублей (сравнивал один класс наушников). Одно плохо ассортимента нет, раньше все модели с сайта DEXP были, а теперь почти все модели "нет в продаже" - раскупили все.

Ответить
Развернуть ветку
Цукерберг

DEXP лучше, чем если только SONI, типа Panasaunda и AKAIWA

Ответить
Развернуть ветку
Lan Garn

Не знаю, что тут такого смешного, но у меня DEXP не за 30 р, а за 500 и работают уже полгода на ура! Лучшая громкость в своем классе, не у Сони ни у Панасоника, JBL, такой громкости просто не за какие деньги не найти.
Модель не помню, но черные такие.
Модель супер! Качество звучания и частоты как у KOSS.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Чижевский
за 500
громкость в своем классе
Качество звучания KOSS
Не знаю, что тут такого смешного

По всей видимости, понятия о качестве.

Ответить
Развернуть ветку
Emelyanych Cool

Брал у меня знакомы как то Акай кетайские за 1к дочке,приносил на починку,я такого говна больше нигде не видел.разноомные динамики,запараллеленные на один канал,это было нечто.В эльдо вроде бы.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Tarasov

А у меня наушники DEXP крякнули через три дня, про качество звука вообще молчу. Из всего, с чем сталкивался под этим брендом, нормально работает только док-станция.

Хотя чего еще ждать от бюджетного бренда.

Ответить
Развернуть ветку
джекичян
причем дешевле Сони на 200 рублей (сравнивал один класс наушников)

класс "до 300 рублей"

Ответить
Развернуть ветку
Lan Garn

Нет класс "затычек" за 500-600 р.
DEXP шли за 480, но на них была скидка и вышло дешевле.

Ответить
Развернуть ветку
116 комментариев
Раскрывать всегда