{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

«Я понял, что с чистой совестью могу пойти искать новый миллиард. Или десять»

Интервью с основателем и руководителем компании по созданию онлайн-касс «Эвотор» Андреем Романенко.

Андрей Романенко

Дважды в месяц генеральный директор компании «Нетология-групп» и ведущий подкаста «Рунетология» Максим Спиридонов беседует с российскими предпринимателями в сфере цифровых технологий и интернета.

Редакция vc.ru публикует краткую версию интервью — о том, что и когда побудило Андрея Романенко окончательно оставить Qiwi, на чём и на ком зарабатывает «Эвотор», из каких соображений в компанию инвестировал «Сбербанк» и к чему приведёт конвергенция онлайна и офлайна в торговле.

О госте — Андрей Романенко

  • Родился в 1979 году в Будапеште.
  • В 2003 году окончил Международный независимый эколого-политический университет.
  • На ИТ-рынке более 18 лет.
  • Идеолог, сооснователь группы Qiwi. Член совета директоров более десяти российских компаний, в том числе ГК «Точка оплаты», «Кард Мастер», «Мультикасса», мобильного оператора Sim Sim.
  • Акционер, основатель и генеральный директор компании «Эвотор», открытой в 2016 году.
  • Соинвестор венчурных фондов Run Capital и AddVenture III.

Шесть лет назад в интервью «Рунетологии» ты произнёс: «Другого бизнеса, который будет стоить больше миллиарда [долларов] и который можно построить в ближайшие десять лет, я не вижу. Поэтому всё своё время посвящаю Qiwi». Ты покинул компанию раньше, поскольку что-то серьёзно изменилось? Возможно, планы были реализованы досрочно?

Через полтора года после нашей беседы, 3 мая 2013 года, компания получила свою первую оценку на уровне $1 млрд. К лету 2014 года, если мне не изменяет память, её капитализация достигла $3,6-3,8 млрд. Такого успеха мы не ожидали.

С тех пор много воды утекло и, главное, сильно изменился мир. Раньше что-то новое и большое в плане технологий приходило в нашу жизнь приблизительно раз в пять лет. Сегодня новые направления растут на глазах. Выйти на миллиард можно уже не за десять, а за пять лет. Или даже за три года. Поэтому я и занимаюсь новым проектом.

Ты перестал верить в Qiwi?

Нисколько. Я по-прежнему люблю компанию и общаюсь со всеми её партнёрами, сооснователями, топ-менеджерами. Где-то помогаю советом. И официальную квартальную отчётность читаю.

После первой публичной продажи акций в мае 2013 года я в полной мере ощутил, что я пятнадцать лет в этом бизнесе. Три пятилетки. Первая — с 1998 по 2003 год — была периодом дистрибуции скретч-карт. 2003-2008 годы — время создания сети платёжных терминалов. Далее — эпоха мобильных кошельков, когда увидел свет крутой — и он до сих пор крутой — продукт Qiwi Visa Wallet.

И я понял две вещи. Первая: за эти годы в компании было всё, что преподают в западных школах MBA. И посевная стадия, и раунд A, и раунд B, и M&A, и ребрендинг, и переход от модели b2b к b2c. Стало ясно: даже если я буду по-прежнему тратить всё своё время на компанию, притом что с её масштабом биться уже приходится за рост на один, два, три процента, то каждый дополнительный процент будет даваться мне чересчур тяжело, да и всего моего времени без остатка оно не стоит.

Вторая: находиться в одной отрасли и в одной компании больше десяти-пятнадцати лет опасно и для компании, и для тебя самого, нужно расширять кругозор. Таким образом я пришёл к мысли: «Я компанию построил, её вывели на IPO, и я с чистой совестью могу пойти заниматься новыми проектами и искать новый миллиард. Или десять миллиардов».

Многие эксперты сходятся в том, что электронные деньги постепенно отмирают, а Qiwi c её инфраструктурой рискует оказаться тупиковой ветвью ИТ-эволюции, как когда-то пейджер.

Терминалы существуют с 2004 года. Сеть сократилась на 20%, примерно до 200-250 тысяч [устройств]. Компания нашла новые ниши, ушла в мобайл и делает там большие успехи. Но всё равно сложно конкурировать с банками, с картами: зарплаты стали белыми, банки заметно продвинулись вперёд. «Сбербанк», «Альфа-банк», «Тинькофф Банк» делают продукты не хуже, чем «Qiwi Кошелёк».

Впрочем, компания предпринимает много шагов с целью диверсифицировать выручку. Например, запустили «Совесть» (карту беспроцентной рассрочки — vc.ru), недавно купили банк «Точка». Это правильная стратегия.

Ты перебрал все мыслимые бизнес-амплуа: идеолог, сооснователь, гендиректор, член совета директоров, инвестор и так далее. Какое из них тебе ближе?

Последний год мне очень близка идея быть стартапером и не тянет быть генеральным директором. В «Эвоторе» нет никаких департаментов и, соответственно, глав департаментов. У нас семь лидеров. Люди объединяются в кроссфункциональные команды, и это прекрасно работает. Меня прельщает возможность быть лидером «Эвотора».

Это не заигрывание с демократией?

Не заигрывание. Это даёт возможность проявить себя людям на любом уровне в компании.

Да, но на твои деньги.

Бизнес делаешь не ты, а команда, которую ты привлекаешь. Если продукт неинтересный, хорошую команду под него не соберёшь. А у нас сейчас продукт в перспективе для миллиона точек, для десятков миллионов продавцов.

Важно доверие: только на нём можно построить по-настоящему хорошую компанию.

Бизнес — это постоянное принятие решений. У решений есть стоимость, в твоём случае часто наверняка десятки и сотни миллионов рублей. Как сделать так, чтобы решения, принимаемые людьми с лучшими намерениями, но, возможно, ошибочные, не вредили компании?

Нужно доверять людям и давать им совершать ошибки. После двух-трёх ошибок можно делать выводы. Значит, либо задача не по зубам человеку, либо человек не в нашей команде.

Команду в «Эвоторе» ты собирал с нуля?

С нуля, но практически все топы, которые со мной сегодня работают, — это те, с кем я работал или пересекался раньше. Иначе нельзя было собрать команду, чтобы сделать лучший продукт на рынке, который не менялся пятнадцать лет.

Человек, возглавляющий нашего оператора фискальных данных (Алексей Баров, в 2012-2016 годах директор по международным операциям Qiwi — vc.ru), работал и развивался со мной последние лет восемь. Технический директор (Юрий Юрьев — vc.ru) со мной добрых шестнадцать лет. Коммерцией у нас тоже руководит человек (Дмитрий Денисов — vc.ru), с которым мы раньше много сотрудничали, у него за плечами работа в «Евросети» и в Maykor.

На старте, пятнадцать месяцев назад, нас было десять человек, сегодня уже 270. 8 июня 2016 года мы объявили об открытии компании, а 14 июня [Госдумой в третьем чтении] был принят федеральный закон о применении контрольно-кассовой техники. Мы задались целью построить сеть за два с половиной года.

Давай разложим историю «Эвотора» от замысла до того, как был налажен устойчивый бизнес.

Выделю два этапа: первый и второй год. С момента возникновения идеи летом 2015 года в течение шести месяцев шла активная проработка международных рынков, общение с коллегами из других стран...

А почему ты вообще остановил свой выбор на онлайн-кассах?

Правильнее будет сказать «смарт-терминалы»: наш продукт — это не только касса. Я посмотрел, что делают Square, Revel и другие. Стало понятно, что в ритейл начали проникать технологии. А самое важное в ритейле — рабочее место кассира.

Раньше оно было сугубо офлайновым, потом государство с внедрением ЕГАИС (единой государственной автоматизированной информационной системы для осуществления госконтроля над производством и продажей спиртных напитков — vc.ru) сделало нам подарок, и в 400 тысячах точек по России, где продаётся алкоголь, появился интернет.

С интернет-подключением в торговой точке стало возможно модернизировать системы и кассы, добавлять сервисы и воплощать в жизнь любые идеи, которые реализуются в интернете.

На офлайн-торговлю в нашей стране приходится 95%, у электронной коммерции — лишь пять процентов. В интернете масса проектов, которые хотели бы встать на стыке онлайна и офлайна. Но без автоматизации ритейла это недостижимо. Теперь же, после прихода онлайн-касс, смарт-терминалов в ритейл, любой проект может попасть со своим сервисом, продуктом, приложением в любую торговую точку в течение суток.

Возвращаясь к «Эвотору»: первые полгода заняли проработка идеи и расчёт бизнес-плана. Потом я пришёл в «Сбербанк», у нас состоялась встреча с Германом Оскаровичем [Грефом].

Я честно сказал, что в ритейле разбираюсь слабо, но понимаю, что мир меняется, эта индустрия подвергнется автоматизации и все товароучётные системы будут работать в онлайне. Что я могу собрать команду и действовать наравне со «Сбербанком», в том числе вкладывать деньги. И «Сбербанк», спасибо ему большое, в марте 2016 года поверил в эту идею.

Дальше мы делали первый MVP (минимально жизнеспособный продукт — vc.ru), чтобы запуститься к июню. И запустились. У нас всё оформлено в российском праве корпоративным договором. Сегодня у «Сбербанка» 40%. У второго фаундера, моего давнего друга и партнёра Алексея Макарова, основателя компании «Атол», — 30%, столько же у меня.

Заполучить «Сбербанк» в качестве акционера было существенной частью бизнес-плана?

Почему «Сбербанк»? Во-первых, у нас большая часть бизнеса связана с торговым эквайрингом. Во-вторых, «Сбербанк» — это гигантский канал продаж в нашей стране, у него много отделений, много коммерческих менеджеров. В-третьих, с госбанком делать этот бизнес гораздо проще, потому что он находится на стыке банковских услуг, ритейла, касс и так далее.

Если бы не было «Сбербанка», был бы «Эвотор»?

Был бы. Но, думаю, масштабы и скорость развития были бы другими. «Сбербанк» дал нам очень много возможностей для развития.

С точки зрения сбытовой сети?

Не только. Также с точки зрения маркетинга, PR, продаж через отделения, сервисов, расчётного обслуживания, эквайринга. Сейчас мы делаем множество совместных продуктов.

Продолжим историю вашего стартап-кейса. Вы запустились с готовым продуктом, что дальше?

Начали строить экосистему. На старте мы сделали очень правильный выбор, решив, что хотим создавать платформу с собственным маркетплейсом. Ведь общая рыночная проблема — ограниченный ИТ-ресурс.

Нам удалось сделать базовую платформу за первые полгода и показать её открытость. Любой разработчик может зайти на developer.evotor.ru, зарегистрироваться, взять наши API и SDK и написать приложение, которое, по его мнению, нужно для тех или иных категорий продавцов или точек.

У нас на платформе зарегистрировано больше тысячи разработчиков, а приложений уже свыше 150. Мы делаем ставку на монетизацию через магазин приложений и будем приучать пользователей платить за дополнительный сервис.

Нашими главными конкурентами раньше были тетрадки, счёты, калькулятор и Excel. Сегодня люди хотят автоматизацию.

Из каких частей состоит «Эвотор»?

У экосистемы пять составляющих. Первая: касса в виде смарт-терминала, которая соответствует закону. Вторая: оператор фискальных данных.

Согласно федеральному закону о контрольно-кассовой технике (54-ФЗ), все кассы на торговых точках должны быть подключены к интернету и оператору фискальных данных (ОФД), который обеспечивает сбор, хранение и передачу информации с кассы в налоговую инспекцию в зашифрованном виде.

справка

Третья: личный кабинет предпринимателя, его рабочий стол, где он видит все свои точки и управляет ими. Четвёртая: магазин приложений а-ля App Store или Google Play. Заходишь, видишь категории. У нас их сейчас 13, от товароучёта до интерфейсов. Если тебе базового набора не хватает, ты покупаешь дополнительную функциональность. Что-то продаётся по модели trial (условно бесплатного программного обеспечения), что-то с единовременной оплатой, что-то по SaaS.

Пятая часть: ранее упомянутый developer.evotor.ru, где регистрируются разработчики и создают приложения.

Со стороны конечного потребителя экосистема выглядит так. Для партнёров у нас есть ещё масса систем, которые помогают нам делать продажи и маркетинг. Всё это автоматизировано.

По данным ФНС, на онлайн-кассы уже перешло 450 тысяч средних и крупных налогоплательщиков. А какова ёмкость рынка?

Закон был принят год назад. Реформа должна была завершиться в течение 2017-2018 годов. Неделю назад Госдума изменила порядок сроков и продлила проведение реформы на 2019 год, добавился ещё один этап (продлён срок перехода на онлайн-ККТ для предпринимателей, которые работают на патенте и ЕНВД и не прибегают к наёмному труду — vc.ru).

Итого их три. Первый практически завершён, подключено почти 1,5 млн точек у 450 тысяч юридических лиц. Во второй фазе реформы, в 2018 году, мы ожидаем подключения 1,2-1,5 млн торговых точек. Это как раз категория предпринимателей, на которых нацелен «Эвотор»: ИП, малый бизнес, патентники, те, кто работает по ЕНВД.

Третья фаза реформы, намеченная на 2019 год, должна принести ещё 2 млн. Итого к первому января 2020 года в нашей стране 4,5-5 млн торговых точек будут подключены онлайн через оператора фискальных данных к ФНС, и мы рассчитываем на заметную долю этого рынка.

Насколько охотно малый бизнес и микропредприниматели идут к вам? Не слишком ли сложна для них концепция экосистемы?

Вначале нам казалось, что придётся долго рассказывать о продукте. Но сейчас люди принимают решение о покупке в основном так: заходят в поисковик, вбивают «купить кассу» и начинают выбирать из «контекста» либо идут на YouTube смотреть видеоролики, вдохновляться и понимать, какой продукт им нужен.

У нас продавец регистрируется по номеру мобильного. Мы взяли номера и с точки зрения таргетинга проверили через «ВКонтакте». Как выяснилось, 84% продавцов имеют учётную запись во «ВКонтакте». Значит, у них есть смартфоны, они умеют пользоваться тачскрином. Многим казалось, что кнопочные кассы функциональнее и надёжнее всего, а с сенсором будет сложно. Опасения не оправдались.

Устройства мы производим своими силами, от и до. Сами закупаем все компоненты: что-то в Китае, что-то в Европе, что-то в Америке. В Зеленограде и в Твери у нас полный цикл сборки. Только благодаря тому, что мы совместили внутри компании экспертизу в «железе», ПО и производстве, нам удалось стать лидером рынка в своём сегменте.

По результатам 2017 года из 1,5 млн [онлайн-касс] наша чистая доля — шесть процентов. Но если исключить из расчётов более 600 тысяч сетевых магазинов (это не ниша «Эвотора», мы исключительно про малый и средний бизнес), то наша доля будет равна 14%. На мой взгляд, хорошая доля для развивающейся компании на рынке — от 25 до 40%. Добиться такой доли — наша цель, мы к ней идём.

Одно возражение сферического клиента в вакууме — «сложно» — ты снял. Но бытует и другое — «дорого». И существуют продукты дешевле вашего.

На рынке присутствует такая категория продуктов, как автономные кассы, эдакие «калькуляторы», к которым рынок за пятнадцать лет привык. Они стоят 12-15 тысяч рублей. И существуют смарт-терминалы, как у «Эвотора». Наш продукт можно купить за 24 тысячи рублей. Нужно учесть, что [в ноябре был] принят закон о налоговых вычетах для тех, кто переходит на онлайн-кассы.

Скажем, если ты покупаешь смарт-терминал за 24 тысячи рублей, то в текущем отчётном году вправе заплатить налогов на 18 тысяч рублей меньше. Соответственно, у тебя выбор: или за 15 тысяч рублей купить автономную кассу и не иметь ни онлайн-отчётности, ни базы товаров — ничего, или взять смарт-терминал чуть дороже и в облаке видеть всё на своём телефоне.

Согласно закону, с 2021 года в каждой торговой точке должен будет вестись товарный учёт. А значит, тем, кто купит в 2018 году всякие «автономки», вскоре придётся менять кассы. Поэтому мы называем себя «убийцами автономок». Да, есть небольшая разница в деньгах, но она компенсируется прозрачностью, которую обеспечивает смарт-терминал, тем, как он работает на прибыль клиента: собственник бизнеса видит всё, вплоть до того, во сколько продавец пришёл, во сколько ушёл.

Сейчас одни ребята делают продукт для нашего магазина приложений — «Спасибо». С каждой покупкой на устройстве будет включаться микрофон, и система будет анализировать, сказал продавец спасибо или нет. В конце дня — SMS владельцу: было 200 продаж, продавец 100 раз сказал спасибо, а в 100 случаях промолчал.

Государство, вероятно, ратует за развитие экосистем вокруг онлайн-касс?

Конечно. ФНС ежедневно приходит более 100 млн чеков, и по ним видно, что товарооборот страны — более 2,5 трлн рублей [в месяц]. Государству виден каждый продавец, каждый чек. И оно по-своему «уберизируется». Раньше требовалось содержать армию инспекторов, а сейчас всё отображается онлайн.

Ты строишь предиктивные модели и, видя два продуктовых магазина на одной улице, идёшь лишь в тот, где что-то кажется подозрительным. А главное, отныне и я, и ты — мобильные инспекторы. На каждом чеке теперь печатается QR-код. Ты скачиваешь приложение ФНС, сканируешь с его помощью QR-кода, и тебе показывается чек — зелёный или красный. Красный цвет означает «Не найдено», и, стало быть, чек нелегитимный. Зелёный цвет — всё хорошо, и попутно подгружается полный чек.

Сегодня банки предлагают продукты класса PFM (personal finance management), которые показывают нам на основании транзакций по карточкам, что мы тратим на еду столько-то, на путешествия — столько-то.

Вскоре можно будет изучать куда более подробную информацию о своих тратах, такая функциональность появится в мобильных банках. Если ты будешь все свои чеки собирать в корзинку, то увидишь, сколько израсходовал на молоко, на кока-колу, на бензин того или иного вида. И государству тоже будет проще понимать, что нужно его гражданам.

Государство проводит красивую комбинацию. Оно оцифровывает денежные потоки малого, среднего и микробизнеса, а также частных лиц потихоньку, как в притче про лягушку в горшке, который нагревали постепенно, пока вода не закипела. В итоге все расчёты попадут на радары государства.

Я прекрасно понимаю курс государства после лета 2014 года. Было 1200 банков. Осталось чуть больше 500. Очень много схем работы было закрыто. Цель одна — повысить собираемость налогов. Посмотрите, как ФНС выстроила работу с НДС: всё прозрачно.

Без курса страны на обеление всех бизнесов получается, что малый бизнес может быть в тени, а ритейл нет; одни платят налоги, другие не платят. В таких условиях тяжело конкурировать.

Малый бизнес наконец пришёл в банки. Раньше расчёты он предпочитал вести с помощью наличных, в серой зоне. С приходом доступных «умных» банков, где удобно заниматься расчётно-кассовым обслуживанием, жить ему стало проще. Сегодня легко сдать выручку, пополнить счёт. С телефона удобно пользоваться банковским клиентом. И многие перешли на безналичные расчёты…

…не отдавая себе отчёта в том, что из тяги к удобству постепенно делают прозрачнее свои финансы. Большинство микропредпринимателей, владельцев малого бизнеса и частных лиц не понимают, что происходит, когда они начинают системно пользоваться «Сбербанком Онлайн» и другими подобными сервисами.

Думаю, не понимают. За такими сервисами стоят огромные ИТ-системы, нейросети, аналитика, большие данные. И на основании транзакций, исходя из того, что потребляется, делается очень много выводов. У нас сейчас ежедневно в «Эвоторе» на платформе ОФД [фиксируется] около 35 млн человек. Мы ведём колоссальную работу с производителями и с дистрибьюторами продуктов.

Я хоть сейчас могу сказать тебе, какова средняя цена какой-нибудь газировки на Дальнем Востоке или в Калининграде. И с опорой на эти данные можно наладить более качественную дистрибьюцию, сделать более удачное ценовое предложение для клиентов, причём в конкретном регионе или населённом пункте.

Как только рынок станет прозрачным, для конечного потребителя товары и услуги подешевеют. Дистрибьюторы по-прежнему ежегодно тратят сотни миллионов долларов на то, чтобы ходить по точкам и проверять выкладку, цены и так далее. Но теперь всё это можно сделать нажатием одной кнопки.

Как ты думаешь, когда наличные платежи в России полностью исчезнут или станут незаметными на фоне безналичных расчётов?

Что касается b2b, огромное количество предпринимателей в нашей стране не имеет счетов, а налоги ходит платить в «Сбербанк» по квитанции. Сейчас ведётся борьба за то, чтобы в ближайшие три года весь малый и средний бизнес перешёл на расчётно-кассовое обслуживание в банке.

В сфере b2c мы наконец-то видим среднее проникновение карт по стране. Раньше посчитать было крайне сложно. Те же Visa и MasterCard не могли точно сказать: кто же знал, сколько наличных прошло через кассу. Банки отслеживают, сколько POS-терминал нагенерил безнала. Сейчас мы чётко можем сказать, что средний по стране показатель — 25%. В целом же суммарный объём эмиссии карт превышает численность населения, и с ними всё в порядке.

Другой важный момент — дистрибуция POS-терминалов. Сегодня в стране 1,8 млн банковских POS-терминалов, всего точек около 4,5 млн. Полагаю, в ближайшие года два банковских POS-терминалов станет 3-3,5 млн.

Итак, карты есть, POS-терминалы есть, зарплаты государство обелило. Как следствие, люди будут быстрее переходить на безналичные расчёты, в том числе потому, что, возможно, с реформой на каждой торговой точке будет реализован эквайринг.

Сейчас он доступен на одной из трёх. В сетях — пожалуйста, а если отъехать на 50 км от Москвы, убедишься в том, что карты принимают отнюдь не везде. Как только доля расчётов по картам пробьёт порог 55%, многое изменится; думаю, это случится в ближайшие пять лет. На многих рынках она за несколько лет поднималась с 55 до 90%.

Что ещё существенного будет происходить во взаимодействии «покупатель — продавец» и в ритейле вообще?

Глобальный тренд в ритейле — омниканальность. Значительная часть продаж ушла в интернет. Пока малый и средний бизнес не осознаёт это отчётливо, но самые продвинутые его представители понимают. У нас есть магазины, которые 80% продаж делают в онлайне. На их лендинге, например, цветы заказывают, а забирают их из торговой точки. Предстоит масштабная автоматизация на стыке онлайновых сервисов и офлайна.

Или возьмём услугу take-out. Допустим, у моего офиса есть кафешка. И по трекингу точно известно, что я окажусь возле неё десять минут спустя. Я могу заказать кофе заранее, чтобы не стоять в очереди. За три минуты до моего прихода кофе начнут готовить, деньги с моей карты спишут, я заберу стаканчик и пойду дальше.

То же самое с продуктами. Регулярно делая покупки в магазине у дома, я буду сканировать чеки через приложение, и вскоре станет понятен типичный состав моей потребительской корзины. И на её основании будет формироваться заказ на неделю. Я просто буду приходить в магазин, чтобы забрать его, или его будут отправлять мне с курьером.

Все популярные сервисы взлетают по нескольким причинам. Важнейшая — экономия денег, вторая по значимости — экономия времени. Если продукт помогает сберечь и время и деньги, его ждёт успех.

Блокчейн заметно повлияет на электронную коммерцию?

В транзакциях электронной коммерции он точно будет везде. Все с нетерпением ждут следующего лета, того, какой будет принят закон с точки зрения [регулирования] криптовалют. А так-то блокчейн уже давно применяется во многих организациях в разных процессах при проведении финансовых операций.

Сейчас в смарт-терминалах «Эвотора» есть кнопки «Оплатить наличными» и «Оплатить картой». Примут закон — и ничто не помешает нам добавить «Оплатить криптовалютами». Равно как и «Оплатить через „Сбербанк Онлайн“» или «Оплатить „Яндекс.Деньгами“». Наша задача — дать торговой точке возможность принимать любые платёжные средства, какие есть у населения.

Возможно, ты видишь точки прорыва, которые пока не всем очевидны, но завтра смогут открыть новые возможности для бизнеса?

Об искусственном интеллекте нечего и говорить: он уже везде. Но что ещё очень важно, за последние годы глобально изменилось поведение покупателей. Наша витрина сегодня у нас в кармане: это мобильный телефон. В то же время сохранится офлайн-ритейл. Останется большое количество торговых центров, и будут открываться новые. Потому что все мы хотим эмоций и коммуникации.

Будет процветать омниканальность — как с точки зрения ритейла, так и с точки зрения покупателей; витрина у тебя в кармане, но ты не ограничиваешься онлайн-шопингом. Однако с оглядкой на самое ценное в жизни — на время.

Думаю, через пять лет мы по-прежнему будем ходить в магазины, только процесс покупки будет занимать не десять минут, а две. Мы придём и заберем готовый заказ, деньги за который будут заблаговременно списаны с карты. Мы придём посмотреть на новые товары, которые не нашли на своей витрине в смартфоне, и что-то докупить. А остальное привезут нам домой.

Если сейчас на электронную коммерцию приходится пять-семь процентов российского ритейла, то, я думаю, через пять лет будет 25-30% — именно благодаря соединению онлайна и офлайна и его модернизации на той технологии, что сейчас внедряется в соответствии с законом, по которому торговая точка должна иметь интернет-подключение.

Ты делаешь ставку на бесшовное соединение онлайна и офлайна в течение следующих нескольких лет?

Да. Онлайн легко заказать любой товар через приложения, но мы по-прежнему ходим в магазины за эмоциями.

Блиц

Какой управленческий навык у тебя слабее других?

Правильно распоряжаться временем.

Что тебя вывело из себя в последний раз? Или кто?

Сильнее всего выхожу из себя, когда люди не берут на себя ответственность.

Сколько человек в твоей базе контактов?

Сейчас посмотрю… 18 337.

Ты классифицируешь людей по какой-то системе?

Да, использую кластеризацию: где и как познакомился, к чему больше человек расположен (к коммерции, к продажам, к маркетингу и так далее), понравился ли он мне, взял бы я его на работу или нет. Когда мне нужно найти людей, я захожу в свою базу контактов.

Слова «самая переоценённая интернет-компания современности» заставляют тебя подумать о?..

Об Uber.

Каким из проинвестированных тобой проектов ты доволен больше других?

Я очень доволен инвестицией в компанию Group-IB и её основателя Илью Сачкова.

Это интервью — сжатое изложение 319 выпуска аналитической программы «Рунетология». Полная версия — на Soundcloud.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Yan Yanov

"...Сейчас одни ребята делают продукт для нашего магазина приложений — «Спасибо». С каждой покупкой на устройстве будет включаться микрофон, и система будет анализировать, сказал продавец спасибо или нет. В конце дня — SMS владельцу: было 200 продаж, продавец 100 раз сказал спасибо, а в 100 случаях промолчал..."

Мдя...
Крутой продукт, однако...

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Furtaev

"С чистой совестью.. карта "Совесть" - для полноты картины надо бы вспомнить, что герой статьи создал одну из самых масштабных "прачечных" и идеальную платёжку для наркоторговцев и мошенников.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ilya P

А комиссии у этих онлайн-касс случаем не как у киви-терминалов? С таким рулевым выглядит логично

Ответить
Развернуть ветку
Александр Хруслов

А что выбрали бы вы: Киви или получать небольшой процент с каждой продажи малого бизнеса?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Permyakov

Андрей Романенко, Юрий Юрьев, Дмитрий Денисов...

Совпадение? Не думаю...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда