{"id":11170,"title":"\u041a\u0430\u043a \u0437\u0430\u043c\u043e\u0442\u0438\u0432\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0438\u0433\u0440\u043e\u043a\u043e\u0432 \u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=11170&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/341559-korotko-uvelichit-prodazhi-cherez-sobstvennoe-prilozhenie&placeBit=1&hash=7a5df0ef2aad1850664a44a9e406536cb9a26738c002b57db0ec8a963322865f","isPaidAndBannersEnabled":false}
Истории
Alexandra Kopelyan

Создала франшизу за 60 лет до McDonald’s: это Марта Харпер, открывшая сотни салонов красоты в 20 веке Статьи редакции

В конце 1800-х женщины ухаживали за волосами дома, но Харпер смогла переманить их в салоны красоты. Как предпринимательница построила бизнес-империю на франшизах, рассказывает The Hustle.

Franchise Distionary Magazine

Подчинение как предназначение

Марта Матильда Харпер родилась 10 сентября 1857 года в небольшой деревне в городе Онтарио, Канада. Она была четвёртым ребенком из десяти. Отец Марты, портной, не мог обеспечить достойную жизнь детям — в какой-то момент ему пришла идея сдавать их «в аренду» в качестве рабочей силы.

Марта Матильда Харпер в детстве The Hustle

В семь лет Харпер отправили работать домашней прислугой к богатому владельцу фермы в Онтарио. За уборку, приготовление пищи и обслуживание фермы ей платили около $4 в месяц (примерно $130 в пересчёте на 2020 год). Каждый заработанный пенни она возвращала отцу.

Пять лет спустя девочку перевели в дом врача, которому нужна была помощь по хозяйству. Предположительно, это был практиковавший во время гражданской войны медик Уэстон Лерой Херриман.

Его особенно интересовала физиология волос. В 19 веке уход состоял только из их редкого мытья — в стране был недостаток горячей воды и хозяйственного мыла, а промышленные шампуни ещё не изобрели.

Доктор изучал гигиену кожи головы и влияние расчёсывания на рост волос — этими знаниями он делился с Харпер. После смерти Херримана в 1879 году она получила его фирменный рецепт тоника для волос из натуральных трав. Собрав все свои незначительные средства, 25-летняя Харпер отправилась в поисках новой жизни в Рочестер, штат Нью-Йорк.

Зарождение империи

Она снова устроилась на работу служанкой — сначала к местному адвокату, а после — к богатой женщине по имени Луэлла Робертс.

В конце 19-го века за волосами принято было ухаживать дома, и Харпер стала личным парикмахером мисс Робертс: делала массаж головы и лечебные маски. Она выполняла процедуры настолько искусно, что вскоре знатные женщины Рочестера выстроились к ней в очередь.

В свободное время она начала работать над собственной версией тоника по рецепту Херримана: тестировала его на соседках и раздавала всем желающим. Средство пользовалось успехом, и тогда Харпер задумалась о создании собственного дела.

Она осознавала, что это будет непросто — бизнес в Рочестере по-прежнему контролировался мужчинами, хотя город и находился в центре зарождающегося суфражистского движения. Но у женщины уже были собственное понимание дела, специализация и положительная реакция рынка.

В 1888 году, когда ей был 31 год, она вложила все свои сбережения — $9700 в пересчёте на 2020 год — в первый салон Harper Hairdressing Parlor.

Начало бизнес-карьеры

Харпер хотела открыть парикмахерскую в девятиэтажном офисном здании Powers Building, где располагались офисы ведущих компаний города. Сначала её заявку на аренду отклонили, но позже она оспорила это решение с помощью знакомого адвоката.

В салоне посетительницы могли пройти комплексную двухчасовую процедуру «Метод Харпер», которая должна была стимулировать рост волос. Для продвижения услуг предпринимательница использовала собственные снимки — у неё были длинные густые волосы.

Харпер позирует для рекламы
The Hustle

Сперва дело развивалось медленно — богатые клиентки настаивали на личных визитах, тогда как Харпер хотела перенести бизнес в общественное пространство.

И ей повезло — преподаватель из музыкальной школы по соседству пожаловался, что у них нет комнаты ожидания для родителей. Тогда Харпер предложила ему свой салон. К ней стали заглядывать женщины, которым негде было ждать детей — их ожидание скрашивалось уходовыми процедурами.

В те времена не существовало правил по обслуживанию клиентов, но Харпер всячески старалась угодить посетительницам. Она первой в мире изобрела откидывающееся кресло для мытья головы и специальную раковину с вырезом для шеи, пишет The Hustle.

Один из салонов предпринимательницы
The Hustle

В высших кругах Рочестера стали распространяться слухи о необычных салонах, а вскоре их стали посещать женщины из других городов.

Первооткрывательница франчайзинга

Предпринимательница получала запросы на открытие парикмахерских в других городах, однако она сама следила за брендом и качеством услуг и боялась доверить это кому-то ещё. Харпер понимала, что ей нужны надёжные исполнители.

Тогда она стала искать женщин со схожим происхождением: служанок и горничных без средств на создание собственного бизнеса, но достаточно амбициозных и дисциплинированных, чтобы его вести.

Они проходили интенсивную подготовку, чтобы обучиться «Методу Харпер». Ученицы платили специальный сбор и обязались использовать только продукты от Харпер — кисти, тоники, кресла и раковины. Она самостоятельно выбирала места для салонов и контролировала вывески и рекламу.

В 1891 году женщина оборудовала второй салон красоты в городе Буффало, штат Нью-Йорк. Дальше были точки в Детройте, Чикаго, Сан-Франциско и Балтиморе.

Бизнес-модель оказалась настолько успешной и адаптируемой, что к 1914 году у Харпер было 134 франчайзи в 128 городах США, Канады и Европы. Этого было достаточно, чтобы закрепить за ней звание единственной женщины-участницы Торговой палаты Рочестера.

Культурная революция 1920-х привела к сдвигам в индустрии красоты: стали популярными макияж, краска для волос и новые изобретения вроде щипцов для завивки. Однако бизнес Харпер по-прежнему ориентировался на натуральные продукты.

Она удвоила объем производства тоника для волос и натуральных шампуней, расширив количество своих точек в два раза. Также в салонах появились услуги для мужчин, а её товары стали попадать в универмаги.

Во времена Великой депрессии, когда цены повсеместно снижались, Харпер сохраняла их на прежнем уровне, делая упор на качество и клиентский сервис.

Забытое наследие

В начале 1930-х в силу возраста и проблем со здоровьем Харпер пришлось оставить пост президента компании — она передала его мужу.

Харпер в поздние годы
The Hustle

В 1950 году, в возрасте 93 лет, предпринимательница умерла. Её империя насчитывала 500 салонов красоты, а услугами пользовались предприниматели и политики — Вудро Вильсон, Жаклин Кеннеди, Вандербильты, Форды, Харты и Дюпоны. Состояние Харпер составило $750 тысяч (в пересчёте на 2020 год — $11 млн).

Её супруг не справился с управлением — после смерти основательницы компания перестала быть актуальной, в 1956 году он продал нерентабельный бизнес. Компания переходила из рук в руки до тех пор, пока химик, с которым некогда работала Харпер, не купил её в 1972 году.

По иронии, здание, где изготовлялись средства по уходу от Харпер, занимает шиномонтаж, а дом, в котором она жила, — кафе McDonald’s.

0
5 комментариев
Популярные
По порядку
Илья Меджидов

Первыми франшизу придумало Манголо-татарское иго, задолго до Марты Харпер

Ответить
8
Развернуть ветку
Sergei Markov

В салоне посетительницы могли пройти комплексную двухчасовую процедуру «Метод Харпер», которая должна была стимулировать рост волос.
Получается, она была ещё и первой инфоциганкой?

Ответить
0
Развернуть ветку
Иной бинокль

Это откуда такой вывод?

Ответить
0
Развернуть ветку
Sergei Markov

Оттуда, что это не работало )

Ответить
0
Развернуть ветку
Максим Воронов

первая бизнес-леди)), тогда мне кажется с этим было куда проще чем сейчас ))

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 5 комментариев
Почему отключение SWIFT не разрушит российскую банковскую систему, и чего действительно стоит бояться

С 2014 года мы слышим о возможном отключении России от системы SWIFT. В последние недели эти разговоры все чаще звучат в медиа и серьезно влияют на настроения в банковской среде. CBDO Банка 131 Анна Кузьмина рассказала, почему блокировка SWIFT в России не смертельный сценарий, и какие санкции против банков на самом деле вызывают беспокойство.

Почему вредно пытаться взять кредит в АльфаБанке

Кратко: я старый (и вредный) клиент АльфаБанк, в основном из-за удобной карты Аэрофлот Бонус. Мы то соримся, то миримся (не они со мной, а я с ними). У меня архивный пакет Максимум Плюс (условия: 1 млн на счету + 50 тр трат в месяц).

Как оценивать дизайн: Метод 3К, ч. 1

Раскладываем процесс оценки разрабатываемого дизайна на систему вопросов.

Как мы сделали своё радио, Радио.Mesto

Отступили новогодние праздники. Жена с детьми уехали к друзьям, я сижу на кухне своего дома среди рисовых полей Убуда, пью кофе, слушаю пластинку Bonobo и, не нарушая сон котов, могу, наконец, рассказать историю Радио.Mesto.

Apple добавила в бета-версию iOS 15.4 возможность разблокировать iPhone лицом в маске Статьи редакции

Устройство распознаёт пользователя по особенностям области вокруг глаз.

Ozon запустил сервис Ozon Profit — в нём можно заработать на выполнении простых задач для маркетплейса Статьи редакции

За 4-6 часов работы в день — около 20 тысяч рублей в месяц.

Московский акселератор – короткий путь к мечте!

У нас отличная новость: стартовала постакселерационная программа для участников треков AI Factory, T&M, Digital health, ArchTech. И он отличается от тех постакселераторов, какие были до этого. Чем? Сейчас расскажем.

Как снизить стоимость за установку приложения с помощью тестирования креатива: кейс Joom и Aitarget Tech

Может ли цвет креатива или расположение цены влиять на стоимость установки приложения? Эти и другие гипотезы платформа Aitarget Tech позволяет тестировать для Joom, одного из крупнейших маркетплейсов в Европе и Азии. Делимся результатами тестирования гипотез и рассказываем о подходе, который позволяет автоматизировать процесс.

hh.ru усилил продуктовое направление новым составом топ-менеджеров

В hh.ru провели реорганизацию продуктового направления. В начале 2022 года на ведущие роли в продуктовый блок hh.ru вышли опытные российские менеджеры с богатой продуктовой экспертизой российских и зарубежных технологических компаний, а в ближайший год компания планирует нанять свыше 100 сотрудников разного уровня в продуктовое развитие и…

«Главное отличие любой компании – культура»: продуктовый маркетолог Picsart о работе и учебе в США

За 12 лет работы в маркетинге Анна Маикова успела рассказать поработать с Nestle, запустить яблочные дольки с McDonald’s и отучиться в США благодаря гранту. Сегодня 32-летняя девушка занимается продвижением технологического стартапа Picsart Ованнеса Авояна, ставшего единорогом с оценкой в $1.7 млрд. Об обучении в США, западном рынке и работе…

Прямо в топ: 9 особенностей SEO-продвижения лендинга

Рассказываем, как получить максимум органики.

null