Продаёт на сотни миллионов долларов и занимает треть рынка настольных игр: почему «Монополия» стала популярной Статьи редакции

Владеющая игрой Hasbro заняла монопольное положение на рынке и удерживает позиции, поглощая конкурентов и выпуская новые версии «Монополии», пишет The Hustle.

Photo by Joshua Hoehne

В 2013 году «Монополия» принесла Hasbro около $400 млн. Это 30% мировых продаж на рынке настольных игр, что, по оценке консалтинговой компании Grand View Research, эквивалентно доле Google на рекламном рынке США.

Пандемия спровоцировала ещё один бум: весной 2020 года в Великобритании доходы от настольных игр и головоломок выросли на 240%, и «Монополия» была лидером продаж, пишет издание.

От семейного бизнеса к консолидации

В своём привычном виде настольные игры появились примерно в середине 19 века. Многие из них были поучительными — прививали детям честность, благодарность и справедливость.

Гражданская война в США, индустриализация и евангелие процветания, признающее обеспеченность богоугодным, сместили тему настольных игр с морали на капитализм. И лучше всего это изменение отражала «Монополия».

The Landlord’s Game — предшественник современной «Монополии»  The Hustle

Изначально игра называлась The Landlord’s Game — «Землевладелец». Её запатентовала в 1904 году американская разработчица игр Лиззи Мэги — она хотела показать несправедливость, которая может возникнуть в результате накопления богатств одним человеком.

The Landlord’s Game стала классикой. На неё обратил внимание продавец отопительного оборудования Чарльз Дэрроу. Он стал распространять свою версию игры под названием «Монополия» — её правила были сложнее, а на завершение одной партии требовалась больше времени.

Дэрроу передал лицензию на «Монополию» крупному семейному бизнесу по производству игрушек и игр — компании Parker Brothers. В ноябре 1935 года она выкупила патент на The Landlord’s Game у Мэги за $500, а затем в рекламе игры назвала Дэрроу единственным изобретателем «Монополии».

Изображения из патента Parker Brothers 1935 года The Hustle

До появления «Монополии» Parker Brothers была на грани банкротства, а в 1936 году продала 1,8 млн экземпляров игры по $2 за штуку (примерно $37 в пересчёте на 2020 год). В течение следующих 30 лет годовой объём продаж компании составлял около миллиона экземпляров — это позволяло ей конкурировать с крупными производителями игрушек и настольных игр.

Хиты в индустрии настольных игр — редкость, а создание одной игры для нескольких поколений было неслыханным делом. «Монополия» доказала, что настольные игры могут быть очень прибыльными, и это повысило ставки.

Мэри Пилон, автор книги «Монополисты»

В 1991 году Hasbro, специализирующаяся на игрушках, выкупила Parker Brothers. Это было не первое поглощение — Hasbro уже покупала компании, выпускающие настольные игры (например, Avalon Hill, Wizards of the Coast и Coleco).

Приобретение привлекло внимание Федеральной торговой комиссии (FTC), но она не предприняла никаких действий. Так отрасль была практически закрыта для конкуренции.

Издание приводит данные Филипа Орбанеса, который работал в Parker Brothers и Hasbro и написал нескольких книг о «Монополии». По его оценке, к концу 20 века Hasbro захватила 85% рынка настольных игр — ей принадлежали Twister, The Game of Life, Battleship, Candy Land, Scrabble, Risk, Clue, Magic: The Gathering, Dungeons & Dragons и Ouija.

Хронология владения «Монополией» с 1935 года до наших дней The Hustle

От новых игр до расширения бренда

Победив конкурентов, Hasbro стала настоящим гигантом индустрии. Она устанавливала цены с дистрибьюторами: в 2002 году британское Управление по добросовестной торговле оштрафовало её на рекордные по тем временам $8 млн.

Отличительной чертой стиля компании стало прекращение разработки новых игр. Hasbro использовала метод, который практиковала ещё со времён производства игрушек — расширяла существующие бренды, так как создавать новые было дорого.

С 1995 по 2005 год она выпустила около 230 официальных версий «Монополии». В 1997 году по лицензии LucasArts вышла игра по мотивам «Звёздных войн» — в дальнейшем по такому же принципу строилось сотрудничество с Marvel, Disney и другими развлекательными компаниями.

Выручка Hasbro от настольных игр значительно выросла во многом благодаря «Монополии». В четвёртом квартале 2018 года, во время спада, чистые продажи от двух игр — «Монополии» и Magic: The Gathering — составили около $212 млн, в то время как все остальные игры компании собрали около $267 млн.

Тематические доски новых версий «Монополии» — Elf, Goonies, Metallica и Bob Ross             The Hustle

Сиквелы и спин-оффы не только были связаны с меньшими рисками и затратами, но и привлекали потребителей, заинтересованных в новых версиях игры.

На сайте Hasbro Gaming представлено около 200 настольных игр, более 45 из которых вариации «Монополии», а категория «"Монополия" и аксессуары» на Amazon выдаёт более 400 результатов — от классической версии до таких изданий, как «Монополия: социализм».

Помимо настольной игры есть также компьютерная и мобильная версии. По мнению издательства, Hasbro доказала, что для расширения бренда нет предела.

Расцвет игр хобби-сегмента и конкурента Hasbro — Asmodee

Пока Hasbro развивала «Монополию», независимые немецкие компании стали выпускать более сложные настольные игры — они предполагали не только конкуренцию, но и сотрудничество.

Например, хитом стала игра Catan («Колонизаторы») от компании Kosmos. C момента её выпуска в 1995 и по 2010 год было продано около 15 млн экземпляров по всему миру.

С ней и появившейся позднее Ticket to Ride («Билет на поезд») от компании Days of Wonder связывают появление нового стиля игр, который должен заменить «Монополию» и аналогичные популярные стратегии.

Скачок роста количества игр, основанных на сотрудничестве, а не на конкуренции            The Hustle

Hasbro отказалась от такого формата — это открыло возможности для развития небольшим компаниям, которые составляли хобби-сегмент рынка настольных игр.

В 1990-х появилась французская Asmodee. Как Hasbro в конце 20-го века, она начала скупать другие компании, закрыв с 2014 по 2018 год 20 сделок. Самые крупные продукты хобби-сегмента, в том числе Catan, Ticket to Ride и Arkham, теперь принадлежат Asmodee.

The Hustle приводит мнение президента некоммерческой организации по настольным играм Стивена Конвея — он считает, что компания управляет распространением настольных игр в Европе.

Возможен ли конец монополии Hasbro

По словам Конвея, крупные инвестиционные фирмы вместе с Asmodee могут замахнуться на Hasbro. Однако и сама Hasbro может поглотить конкурентов. Вероятно, один игрок попытается захватить всю доску.

Компания уже начала более серьёзно относиться к рынку хобби-игр и Asmodee — в сентябре 2020 года Avalon Hil, производящая нишевые игры, перешла под контроль игрового подразделения Hasbro.

К инвестициям компании за пределами игрушек и игр относится покупка канадской Entertainment One, специализирующейся преимущественно на производстве и дистрибуции фильмов и сериалов.

0
39 комментариев
Написать комментарий...
Ivan Vishnyakov

И это удивительно, монополия точно унылая и скучная игра на фоне других настолок.
Но надо ещё отметить что хасбро из своих проектов выжимает деньги, а не развивает их, ага они не станут совсем неинтересными, прямо как Близзард

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Таран

Есть альтернативное мнение: у «Монополии» простые и понятные правила. В отличие от других настолок для игры в неё не нужно запоминать тонну правил

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Радищев

Из того, что они простые и понятные не следует что она должна быть весёлой. Здесь прямо от игрового процесса зависит.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Лифанов

Люблю настолки, и да согласен, монополия примитивна, в неё нельзя именно научиться играть, т. е. Сыгравший в неё миллион раз человек не имеет преимущества перед игроком, играющим в неё в первый раз. Но в этой примитивности есть и плюсы. Например иногда я люблю с друзьями раскидать партейку в монополию, чтоб в расслабленной обстановке под разговоры, не отвлекаясь сильно на игру провести вечер в тёплой кампании. И второе, что если хочешь поиграть во что то с родителями например, это почти единственный вариант, потому что когда я хочу поиграть с семьёй - я хочу поиграть с семьёй, а не объяснять правила, по 5 раз повторяя одни и теже же моменты, и не выслушивать несколько часов, какая сложная игра, потому что в ней больше надо запоминать больше 2 правил

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Цветков

Вкусовщина, во-первых стоит понимать что при существовании современных компьютерных игр любые настолки без особого интерактива, кажутся очень скучными.Во-вторых попробуйте просто поиграть в другие проекты от Хазбро (Cluedo например) в такие масштабные проекты типо Warhammer, то велика вероятность что вы просто умрёте от скуки.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

У меня ещё до Монополии много лет назад была офигенная настолка "Аэробизнес" – там были аэропорты вместо улиц и самолёты вместо домов/отелей. Вместо железных дорог – авиакомпании. Мы про Монополию тогда и не знали вообще.

Я после неё просто офигел, какая Монополия маленькая, простая и унылая. К сожалению, Аэробиз уже нереально найти – вот только одно фото в интернете накопал – тоже была у кого-то такая:

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Belov

У нас в Нижнем Тагиле с ребятами из дома была такая, крутая, ага 👍

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Shorkin

https://vk.com/nastolki90x 1000р плюс доставка

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фирсов

Это вы не умеете в нее играть или вам не с кем в нее играть ;)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Главная моя настольная игра детства

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Таран

Ещё был «Маклер»

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Цветков

Ещё была "Империя"

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Таран

И ещё был, кажется, «Коммерсант», но уже с более сложными правилами

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.
Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Del

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Цветков

Ну всё ясно, проклятые воришка Чарльз Дэрроу украл идею для своей настолки у наших русских игроделов.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Заглянув в будущее

Ответить
Развернуть ветку
Всвиторе

Монополия - игра в которой от тебя ничего не зависит. Мега скучная фигня.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Переделкин

А откуда этот человечек изначально взялся?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Семен Переделкин

Да как-то совсем не похож.

Ответить
Развернуть ветку
For Nothing

Богатый дядя Толстосум

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Цветков

Возможно это анимированный создатель Монополии

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Цветков

А не, просто дед какой-то)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Из Мистера Робота

Ответить
Развернуть ветку
russur

Классическая версия очень скучная. А вот карточная - супер.

Ответить
Развернуть ветку
Саша Антипов

Скажу вам так: на вкус и цвет, товарищей нет. Вы радикально выразились, как по мне Классика тоже хороша.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Харин

"Монополия" стала монополией.
Не зря видимо делают эту игру, работает метод.

Ответить
Развернуть ветку
Константин

Хорошая настолка отличается прежде всего тем, что до конца не ясно, кто победит и интерес сохраняется до завершения игры. Это точно не про Монополию. Как кто-то вырывается вперед, остальным становится невыносимо скучно доигрывать. Есть множество других игр с простыми правилами, в которые гораздо интереснее играть и интрига сохраняется до самого конца игры. Да, за Монополией сильный бренд, но для тех, кто попробовал хоть во что-то еще сыграть, быстро становится понятно, какая на самом деле скучища эта игра.

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav

Только вчера посмотрел у Алексея Маркова (Хулиномика) выпуск про Монополию и тут на тебе еще и статья. https://youtu.be/ywi5USJSeWM

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Да постоянно пишут:

https://nastolki.livejournal.com/25555.html

https://tjournal.ru/stories/125354-megi-protiv-derrou-maloizvestnaya-istoriya-sozdaniya-originalnoy-monopolii

Помнится, буквально недавно подобную статью читал, но с ходу не найти.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.
Ответить
Развернуть ветку
Сергей Перевозчиков

«Hasbro заняла монопольное положение на рынке»

Ну еще бы. Сами, небось, постоянно режутся в «Монополию» 😁

Ответить
Развернуть ветку
Марат Амиров

Монополия - это аналог казуальных мобильных игр, неудивительно, что игра пользуется такой популярностью.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Belov

Интересная первоначальная история появления. Монополия залипательная, в детстве все шпилили ведь в неё?

Ответить
Развернуть ветку
Марина Дыбко

В детстве шпилили, а недавно с детьми попробовали, но не им, не даже мне не было интересно. Еле доиграли до конца партии и это показалось бесконечно долго. В итоге никто к монополии больше не притрагивается и даже передарить кому-то неудобно, зная, что она такая нудная. Зато всем зашла игра тоже из экономических, Колонизаторы на русском называется, вот из этой серии https://www.gametime.com.ua/ru/nastolnye-igry/game-seriyi-igor-kolonyzatory/. Она красочная, с сюжетом, прикольными фишками и у нее есть куча дополнений, если надоест можно обновить игру. А монополия - это всегда одно и тоже.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Budaev
Возможен ли конец монополии Hasbro

А она есть?

Ответить
Развернуть ветку
36 комментариев
Раскрывать всегда