«Мы превратили внутренний инструмент для мотивации в продукт, которым пользуются Microsoft, Twitter и другие компании» Статьи редакции

История одного из создателей бота Karmabot Стаса Кулеша.

Стас Кулеш

В 2006 году дизайнер Стас Кулеш переехал из Новосибирска в Новую Зеландию. Первое время он работал по найму в веб-студии, а затем в 2009 году вместе с партнёром Дэвидом Кравецем открыл собственное digital-агентство Sliday.

Оно специализируется на разработке мобильных приложений, сайтов и брендинга. За девять лет клиентами Sliday стали Mars, Facebook, Discovery, Google и другие компании. В 2017 году оборот студии составил $2 млн.

В Sliday работает 25 сотрудников, причём большинство — удалённо. Со временем Кулеш обнаружил, что из-за дистанции ему сложно поддерживать и мотивировать работников. Повышение зарплаты оставалось одним из немногих инструментов, но он казался предпринимателю недостаточно эффективным.

В таком «мозгоёмком» производственном цикле, как разработка и дизайн, многое, конечно, зависит от денег, но не меньше — от правильной и здоровой рабочей культуры внутри компании.

Баланс между крутостью специалиста, деньгами, его человеческими качествами и умением работать с коллегами — это бесконечный предпринимательский квест.

Стас Кулеш

Для работы студия использовала корпоративный мессенджер Slack. Одна из особенностей платформы заключается в том, что сервис позволяет подключать внешние расширения — ботов. Они отправляют в рабочие чаты необходимую статистику, помогают планировать встречи и даже устраивать партии игры в покер.

В 2016 году разработчики Sliday решили создать собственного бота для повышения мотивации. Они назвали его Karmabot, взяв за основу популярное выражение «плюс в карму».

Как работает Karmabot

С помощью бота сотрудники могут поощрять друг друга, ставя плюсы за помощь в работе (команда «++»). Количество баллов каждого члена Slack-канала учитывается с помощью индивидуального счётчика кармы. В конце месяца накопленная карма конвертируется в премию — по курсу, который устанавливает руководство компании.

Вместе с тем существует и система штрафов — например, если коллега проигнорировал просьбу или подвёл команду (команда «--»). За порядком следит менеджер проекта.

Он может отменить оценку, если сочтёт её несправедливой. Также у него есть возможность поощрять или наказывать не только отдельных сотрудников, но и всю команду.

Принцип работы Karmabot

Карма побуждает сотрудника работать активнее, помогать коллегам и выполнять проекты досрочно. Сумма баллов за три месяца определяет размер квартальной премии работника.

В Sliday принята такая система поощрений: за досрочную сдачу проекта каждый сотрудник команды получает 30 очков кармы. Если во время демонстрации клиенту что-то пойдёт не так — работник теряет 10 баллов.

У менеджера проекта есть личный кабинет Karmabot. В нём он назначает количество задач, которые команда должна выполнить за квартал и размер вознаграждения.

Чем больше задач выполняет команда, тем выше максимальная сумма премии. В конце квартала она распределяется между участниками пропорционально их вкладу — количеству личной кармы, накопленной за три месяца.

Пример личного кабинета и рейтинга сотрудников

Например, в команде работает четыре сотрудника. За квартал они заработали в сумме 200 баллов кармы, а кроме того — выполнили все задачи руководителя и должны получить общую премию в 5000 баллов кармы.

Если один из четырёх сотрудников заработал 60 баллов (30% от общего вклада), то размер его квартальной премии составит 1500 баллов кармы. Они конвертируются в валюту: квартальная премия сотрудника Sliday составляет от $300 до $1500.

«Поскольку процесс раздачи плюсов публичный, ни у кого не возникает вопросов, почему у одного сотрудника вклад 8%, а у другого — 28%», — комментирует Кулеш.

В этой системе работают все уровни поощрений и вознаграждений. Первый уровень — получил карму за то, что ты классный. Средний уровень — команда сдала часть проекта и получила большую порцию кармы на всех.

Высший уровень — долгосрочный, когда вся команда работает вместе, чтобы получить больше не показателей кармы, а сданных проектов за квартал или месяц.

Стас Кулеш

По словам основателя Karmabot, через полгода после внедрения бота он обнаружил, что сотрудники стали работать эффективнее и завершать проекты раньше срока, чтобы получить больше кармы.

Тогда он решил превратить внутренний инструмент в продукт и опубликовал Karmabot сперва в магазине Slack App Store, а чуть позже, в ноябре 2016 года — на платформе ProductHunt.

«Оказалось, что в таком инуструменте нуждаемся не только мы, но и большие компании вроде Twitter, VMware, Expedia, Microsoft, Walmart и другие», — рассказывает Кулеш.

Предприниматель стал собирать обратную связь, чтобы развивать продукт дальше. Клиенты просили добавить инструменты для оценки эффективности сотрудников и учёта рабочего времени.

Эффективность

Чтобы оценивать эффективность сотрудников, Кулеш воспользовался сервисом Google Cloud Machine Learning Engine. Когда один сотрудник хочет прибавить или отнять карму у коллеги, он должен указать причину. Например: «@имяколлеги ++ за то, что выполнил задачу в срок».

С помощью машинного обучения и технологии распознавания речи Кулеш проанализировал популярные причины и выделил из них пять категорий качеств: надёжность, общительность, умение работать в команде, исполнительность и амбициозность.

После этого в профиле каждого сотрудника появилась история положительных и отрицательных действий, на основе которой составляется диаграмма достижений. С её помощью можно оценить деловые качества сотрудника и сравнить его профиль с другими членами команды.

По словам Стаса Кулеша, когда у руководителя слишком много проектов, он не может уследить за качеством работы всех сотрудников. Диаграммы помогают менеджерам принимать взвешенные кадровые решения.

Например, в конце года работник попросил о повышении зарплаты. Менеджер может открыть список вещей, за которые вычиталась карма, и сказать: «Давай сперва попробуем, чтобы ты в течение двух месяцев не опаздывал на совещания».

Стас Кулеш

Кроме того, графики помогают и сотрудникам: с их помощью они могут сравнивать свои достижения в разные месяцы и вовремя «подтягивать» ослабшие места.

Учёт

Менеджеры некоторых ИТ-компаний строго следят, как именно сотрудники тратят рабочее время. Специально для них Кулеш внедрил систему учёта. Когда работник приступает к новой задаче, он должен отправить боту уведомление. Например: «Пишу код».

После этого запускается таймер. Он автоматически останавливается после того, как сотрудник отправит в чат следующее уведомление — то есть приступит к новой задаче. Благодаря удобству (чтобы совершить действие сотруднику не нужно переходить в другую среду) такая система позволяет упростить трекинг задач.

«Менеджер видит, чем занимаются сотрудники. Например, он может обратить внимание, что один из разработчиков уже целый час занимается устранением багов, и поинтересоваться — не нужна ли ему помощь», — поясняет Кулеш.

В конце дня, когда все сотрудники завершают сессию, на почту менеджеру приходит отчёт. Он может узнать, над какими проектами работали члены его команды, и чем именно они занимались. Благодаря отчётам руководитель может расчитать себестоимость их труда, а также финальную стоимость услуг для клиента.

Пример отчёта

Инвестиции от Microsoft

По данным на апрель 2018 года, Karmabot пользуются около тысячи команд и более 170 тысяч сотрудников. Нынешняя стоимость сервиса — от $3 за одного активного пользователя в месяц, однако месячная выручка Karmabot составляет около $5 тысяч.

По словам Кулеша, это связано с тем, что для привлечения первых пользователей компания предлагала мягкие тарифы: $24 в месяц на компанию без учёта количества пользователей.

Пока Karmabot не приносит прибыль, но основателя это не расстраивает: «Мы делали все функции для себя, так получилось, что продуктом начали пользоваться другие команды. Если он приносит хоть какие-то деньги — это отлично», — рассказывает Кулеш. Однако в 2018 году предприниматель планирует превратить продукт в устойчивый бизнес.

В начале 2018 года сервис получил инвестиции от компании Microsoft. Точную сумму Кулеш не называет из-за договора о неразглашении но отмечает, что она не превышает $1 млн.

Эти деньги компания потратит на адаптацию продукта для корпоративного мессенджера MS Teams, который является частью пакета Office 365. Презентация продукта состоится в мае 2018 года на конференции MS Teams.

Благодаря этому партнёрству предприниматель планирует увеличить количество пользователей сервиса со 170 тысяч до 1 млн человек.

«У Microsoft серьёзный рынок корпоративных клиентов и крохотный магазин приложений, среди которых Karmabot будет занимать одну из первых позиций», — уверен Кулеш.

Мы очень хотим сделать Karmabot своим центральным продуктом, поэтому он постоянно улучшается: над проектом работают программисты, мы наняли сотрудника для customer experience, настраиваем службу поддержки и так далее.

Сейчас это уже не три усталых программиста, которые занимаются продуктом в свободное от работы время, а очень мотивированная успехом идеи и деньгами Microsoft команда.

Стас Кулеш
0
27 комментариев
Написать комментарий...
Kirill Vershinin

Отличная идея и огромный потенциал при внедрении RPG'шных приемов для определения размера оплаты труда и качеств сотрудника. Уже подрастает поколение и близится к критической массе тех кто вырос на компьютерных играх и воспринимает оценку своих 'скилов' и вознаграждение за них в подобном виде. Имеет смысл добавить и систему оценки профессиональных навыков (составленный не хитрым искателем работы со знанием всего на свете, а командой в которой он работает) для ,например, определения задачи для сотрудника, чтобы не гадать почему он не может справиться с поставленной задачей и указать что нужно апнуть. Намного справедливее получать оплату равную твоим набранным очкам и знать, что тебе надо 'прокачать' для большей зарплаты. Нет причин переваливать всё на окружение и гадать почему один получает больше, а другой меньше. Но в подобной системе, самой большой проблемой, на ближайшее будущее, будет тот кто эти оценки будет выставлять. Может вообще перейти на 'фритуплей', когда зарплата будет на 100% состоять из проделанной работы. А? За тур по Средиземью с троллем Варламовым + в карму.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pankin

А в комплекте, как обычно — хреновый баланс, сырая механика, гриндинг и гриндеры, читеры, зерг-раши и т.п. ))

Ответить
Развернуть ветку
Stas Kulesh

Карму, в зависимости от настроек, могут запрашивать (и подтверждать) все для всех.

Или все запрашивают, модераторы подтверждают. Или только модераторы дают и они же могут подтвердить. Или владельцы исключительно. Приватно, публично, все это настраивается.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Тихонов

Стас, как боретесь с проблемами ниже?

1. Клановость. "Я 'своим' плюс в карму, и 'свои' мне плюс в карму"
2. Жадность. "Не дам плюс, чтобы мне больше бонуса досталось"
3. Субъективность. Плюсы/минусы по личным причинам, исходя из личных симпатий (+100 в карме у симпатичной девушки; -100 в карме у менеджера проекта, который всем ест мозг)
4. Дисбаланс. Петя оценивает хорошо сделанную работу в +1 в карму, а Вася - в +5 в карму. Вася обижается, когда Петя дает ему +1.

Понимаю, что можно все настроить - вопрос именно в том, какие настройки выставляются для балансирования каждой из указанных проблем. Заранее спасибо за ответ!

Ответить
Развернуть ветку
Stas Kulesh 🐨

Стас, как боретесь с проблемами ниже?

1. Клановость. "Я 'своим' плюс в карму, и 'свои' мне плюс в карму"

Настраивается, чтоб модераторы (менеджеры) проверяли и подтверждали и отклоняли запросы на карму. Запросы могут делать все.

2. Жадность. "Не дам плюс, чтобы мне больше бонуса досталось"

Основная часть плюсом приходит от менеджеров, которые отмечают сдачу задач.

3. Субъективность. Плюсы/минусы по личным причинам, исходя из личных симпатий (+100 в карме у симпатичной девушки; -100 в карме у менеджера проекта, который всем ест мозг)

Это как раз балансируется межличностными отношениями в команде.

4. Дисбаланс. Петя оценивает хорошо сделанную работу в +1 в карму, а Вася - в +5 в карму. Вася обижается, когда Петя дает ему +1.

Выстраивается ростер (/karma mantra), набор правил. Модератор может видеть сильные отклонения от норм.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Тихонов

Здорово, спасибо за развернутые ответы! А не нагружает ли дополнительная работа менеджеров? Как восприняли люди необходимость модерирования? Или им так наоборот даже проще?

Ответить
Развернуть ветку
Stas Kulesh 🐨

Не сильно нагружает. На команду в 24 человека, реально в день 3-10 запросов, не больше. Не особо сложно.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Kulesh

Крипто-биллинг!

Ответить
Развернуть ветку
Stas Kulesh

KARMAVC –50% купон для читателей vc.ru. За тёплый приём.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Akimov

Классная вещь, как раз обсуждали вчера про поиск аналогичного механизма на ретроспективе, спасибо! Попробуем!
Только вот пройдя на ProductHunt с сайта обнаружил страницу 404. Правильная ссылка у вас https://www.producthunt.com/posts/karmabot-2-0

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kizimenko

У Варламова недавно появился, теперь на VC. Совпадение?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Евдокимов

Совпадение.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Klepikov

Помню, в CBOSS были баллы ещё в 2001 году, причём отдельно моральные баллы, отдельно материальные. Но до аналитики в разрезе конкретных качеств мы так и не дошли... Круто, будем тоже использовать! Автору огромное спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шапошников

Когда-то я был молодым идеалистом и тоже внедрял карму в массы. Даже сделал приложение для автолюбителей (https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.aprana.autokarma). Очень рад что эта тема остаётся на плаву, что люди учатся не только не мешать другим, но и помогать. Пусть у вас всё получится и число искренних собирателей кармы в мире будет расти в геометрической прогрессии.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shirnen

ФФ НГУ форева! Респект!

Ответить
Развернуть ветку
Egor Voinov

А с телеграммом планируется интеграция?

Ответить
Развернуть ветку
Stas Kulesh

Возможно. Опыт ботов там есть. Но специфика каждой платформы накладывает разные ограничения.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тагиров

А свою платформу не рассматривали?

Ответить
Развернуть ветку
Stas Kulesh

Опишите, если не сложно, как вы это представляете? Чаты — прежде всего интерфейс ввода. Остальное наживное.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тагиров

Имею ввиду, что рано или поздно упретесь в потолок. Вы сами это косвенно констатировали выше.

Я сам никак не представляю, потому и спрашиваю.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Kulesh

Понятно, спасибо. Источников входных данных пока хватает. Мы можем хоть с Трелло интегрироваться, хоть с Gmail. Универсальное API в разработке.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Kulesh

Егор, напишите мне в @kulesh, дам тестовый доступ.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Kulesh 🐨
Ответить
Развернуть ветку
Алексей Петровский

Тот чувак из блога Варламова

Ответить
Развернуть ветку
Анатоли Маслоу

в Битрикс24 было бы тоже интересно подобное. Учет часов там уже есть, лайки тоже

Ответить
Развернуть ветку
Stas Kulesh

Не первый запрос, посмотрим, что можно сделать. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Святополк Давыдов

Стас, продолжение истории будет?) Как прошла конференция Майкрософт? Ждем)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда