{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

«Домейнеры нам говорили, что мы лохи»

Интервью с основателем сервиса StrahovkaRu.ru Валерием Колядой — о том, где нужно искать инвесторов, почему не стоит носить обувь в офисе и как спасти онлайн-бизнес с помощью офлайна.

Валера Коляда, тот еще весельчак и один из основателей StrahovkaRu.ru

Последние полгода дела у онлайн-поисковика страховок StrahovkaRu.ru идут в гору, чему основатель портала Валера Коляда радуется как ребенок. Кроме StrahovkaRu.ru в его ведении находятся еще 2 продукта — связанная с поисковиком партнерская сеть и O2O-проект для страховых агентов и брокеров. О том, как он стал IT-предпринимателем, Валера с большим удовольствием рассказывает всем желающим, в том числе и мне.

Традиционный вопрос: как ты оказался связан со страхованием? Ты начинал с ТВ и радио, почти всю жизнь занимался маркетингом и продвижением, даже книгу издал.

Я все-таки больше связан с миром IT, а не страхования. Мы не эксперты в страховых продуктах, и не беремся консультировать наших клиентов. Этим занимаются специально созданные для этого компании-страховщики — это наши прямые наши партнеры.

Как-то раз я работал в одном очень известном метапоисковике отелей и авиабилетов. Мне показалось, что это отличный формат работы, его можно под любой проект адаптировать. Почему бы не в сфере страхования? Рынок страхования в 2017-м году — почти полтора триллиона рублей, если без вникания.

Вот и мы с партнером, когда в 2015-м посмотрели на объем рынка, сразу выпили за успех нашего предприятия, придумали три названия и два гимна.
1-2% с объема, нам, простым ребятам, хватит за глаза. Kia Rio сменить на Sportage, Solaris на Santa Fe — и нормально.

Страхование в России сейчас здорово развивается. Большой шаг — перенос операций в онлайн, как с ОСАГО в 2017 году. Это вас подтолкнуло?

Ага, из-за того, что в онлайн все движется, мы и решили быть в первых рядах. Началось все как раз с закона об электронном ОСАГО. Кирилл, главный выдумщик, массовик-затейник нашего проекта, приехал как-то отдохнуть в Таиланд, где я как раз работал на Aviasales.

И вот, распивая Санг Сом (тайский ром) на Патонге, он попросил, чтобы я рассказал, а как вообще зарабатывает поисковик, если он ничего у себя не продает.

Лекция была сбивчивая — я холерик по складу характера плюс в прошлом немного актер малых театров, поэтому я то плакал, то смеялся, то изображал, как запрос улетает в авиакомпанию и назад возвращаются сотни ответов. Хотел даже показать, что такое фронтэнд, но не очень получилось — я упал в море. Через пару недель, уже из Питера Кирилл мне позвонил и спросил:
«А если сделать поисковик ОСАГО, как думаешь, прокатит? Посчитай?». Я и посчитал.

Вы планировали запустить поисковик ОСАГО, но потом на туристические страховки переключились, почему?

Да, изначально речь шла о поисковике ОСАГО. Но так получилось, что ОСАГО мы запустили только в апреле 2017-го, спустя год после старта проекта. Просто мы поняли, что пока дойдет до реальных подвижек в этом направлении (а страховые компании у нас довольно медленно на новые технические возможности реагируют), может пройти уйма времени, а инвестиции уже у нас в кармане.

Пришлось добавить страхование путешественников, потому что оно уже было раскручено в России. Конкуренты в этой сфере были сильны, но что-то же надо было делать. Постепенно стали работать и с другими страховыми продуктами — последнее время появляются довольно экзотические предложения: пакеты телемедицинских услуг и даже страховка от укусов клещей. Она, к слову, очень заинтересовала любителей поесть шашлыки на майские.

Я так понимаю, ключевую роль в появлении нового бизнеса сыграла именно твоя работа в Aviasales?

Работа в Aviasales для этого проекта дала все. Для меня это лучшее обучение в лучшей (на тот момент, сейчас лучшая — наша) команде (смеется).

То есть изначально вы планировали сделать просто поисковик страховок типа Aviasales, без возможности купить страховку на сайте. Почему в итоге стали их продавать?

На самом деле мы и до сих пор не продаем страховки, это запрещено законом. Покупатели платят непосредственно страховым компаниям, не нам. Просто с помощью API мы смогли сделать формы более конверсионными, чем на сайтах страховых.

«Работа в Aviasales для этого проекта дала все. Для меня это лучшее обучение в лучшей команде».

Я, кстати, смотрела фото офиса на Пхукете и заметила много сходств с вашим: бинбеги, никакой обуви в офисе. Это ностальгия по Aviasales или способ коммуникации с коллективом?

Мешки — да, а вот запрета на ношение обуви у нас нет, просто вся команда будет тебя люто презирать, если ты будешь ходить в своих гачах.

На самом деле не знаю, это же на поверхности лежит, разве нет? В обуви ходишь целый день, приходишь домой, снимаешь башмаки и все. Умирают котята, жена терпит, но молчит, в конце концов уходит от тебя. Ты начинаешь с горя пить, теряешь работу и в конце концов умираешь под мостом. Мы не хотим такой участи ни себе, ни нашей команде.

А вообще, мы строим команду так, чтобы все как корешки были. Понятно, что никто не заставляет друг к другу в гости по выходным ездить, но на работе мы обычно ставим и обсуждаем задачи шутя. А если ходишь в носках — это сближает. Как будто мы дома у кого-то.

Неплохо, наверное! Давай пару слов о вашей команде.

Мы почти два года копошились впятером — дизайнер, два разработчика и два директора. Я занимался продуктом и маркетингом, Кирилл — общими вопросами и биздевом. Сейчас нас 17 человек, включая бухгалтера и экономиста. В Петербурге сидит продуктовая команда: тимлид, дизайнер, два бэкенд-разработчика, один фронтэнд-разработчик, тестировщик, саппорт. Часть маркетинговой команды здесь, а часть раскидана по миру: Беларусь, Италия, Омск.

Расскажи про своего партнера по бизнесу Кирилла, вы друзья? Для многих бизнесменов взаимоотношения с партнерами — камень преткновения.

Мы с Кириллом знакомы лет 12, еще в Омске работали вместе в «Эр-телекоме». Были приятелями, пока работали. Возникали, безусловно, между нами и терки, которые однажды привели к тому, что я был вынужден уйти из проекта, не выходя из состава соучредителей. Поболтались друг без друга
9 месяцев, и я вернулся назад. В общем, вести бизнес друзьям по-прежнему не рекомендую, но раз уж другого выбора нет — надо, с одной стороны, научиться принимать критику и, с другой стороны, корректно ее высказывать. Надеюсь, и мы сможем это пережить.

Как у вас получается вести дела так, чтобы не испортить личные отношения, и как общаться так, чтобы дела шли хорошо?

Разговаривать надо. Да и это не всегда помогает. Я бы сказал, нет какой-то универсальной пилюли, каждый случай уникален. Я знаю людей, которые разругались и 20 лет не общаются, мы всего 9 месяцев пока совместные дела ведем.

Команда штатных разработчиков, обитающая в петербургском офисе

Кто являлся инициатором создания продукта? Кто-то из вас имел опыт в этой сфере, знал рынок?

Инициатор — Кирилл, я — за создание. У меня был опыт работы в онлайн-проектах, у него не особенно много. Партнерскую сеть тоже я делал, потому что понимал, как это работает. О2О-партнерку («СИБ» — «Страховой интернет-брокер») придумал Кирилл, а команда все реализовала. Про рынок никто ничего толком не знал. В 2016 году каждую неделю гоняли в Москву, встречались со страховыми, разговаривали, обсуждали, договаривались, подписывали документы.

Кстати, что с доменом? Перейти на strahovka.ru не хотели или это не так важно?

Поначалу, конечно, хотели перейти, но цену в 100 тыс. евро, которую нам объявили, мы пока не готовы платить. Думаю, что никто в мире не сможет посчитать, был ли смысл переходить на этот домен. Хотя домейнеры нам и говорили, что мы лохи, но ничего, мы живем с этим, спокойно наблюдая за ростом брендового трафика по запросам типа «страховка ру ру».

У тебя был опыт предпринимательства до StrahovkaRu.ru — турагентство — это совсем другая специфика бизнеса. Значит ли это, что для тебя, как предпринимателя, сфера деятельности компании не так важна?

Турагентство — это был далеко не первый опыт. Первый был в школе. Мы поехали с классом в поездку в Москву. У меня был пакет импортных леденцов, которые я успешно реализовал поштучно. Когда это узнала учительница, она приказала мне вернуть всем деньги, но конфеты никто не вернул, так как они были неистово ссосаны (есть такое слово?). Так я впервые узнал, что вышестоящие органы могут повлиять на твое желание быть предпринимателем.

С турагентством почти такая же история. Там и так дела шли ни шатко ни валко, но вдруг начали банкротиться крупные туроператоры и я закрыл все это дело. Жестко было.

Но сфера деятельности очень важна. Мне, как интроверту, хочется заниматься исключительно онлайном (онлайн-поисковиком StrahovkaRu.ru), чтобы исключить общение с людьми, которых я очень люблю в сети и крайне стесняюсь в жизни.

Я в этот раз мельком оглянулся на свой опыт и больше внимания уделил оценке рынка, конкурентной ситуации, перспектив и так далее. Рассказал Кириллу, он предложил ворваться в этот дивный мир вместе, — и я согласился.

Как искали инвесторов?

Интересная была история. У нас появился бизнес-план и презентация. Как сейчас помню, мы хотели найти 3,8 млн российских денег. Мы побаивались, что столько никто не даст, потому что для нас тогда это была запредельная сумма. На Пхукете я счастливым образом попал на яхту и познакомился с одним бизнесменом, который намеревался пойти в «онлайн» и расспрашивал, как все устроено. Яхта у него была дорогая, из-за денег он тоже явно не беспокоился. После 300 виски я спросил: «Слушай, у меня есть бизнес-план и презентация нашего проекта, не хочешь посмотреть?». Он согласился.

Я вернулся домой, увеличил штат, затраты на маркетинг, ФОТ, сделал все показатели по максимуму — бизнес-план вырос раз в 10. Показал бизнесмену, у него даже глаз не дернулся. Он только вслух прикинул: «Так, это сколько в месяц? М, столько, а в баксах? М, да нормально». Но на тот момент он не был погружен в тему страхования, не стал даже заморачиваться и оценивать рынок. А когда сделал это — от сотрудничества отказался. Но зато мы поняли, что для людей с деньгами это приемлемые цифры и что нам нужен новый бизнес-план.

Переделали и начали рассылать во всякие фонды, записываться на какие-то стартап-завтраки. Везде был голяк. Потом Кирилл от отчаянья просто начал листать свою телефонную книжку: «Так, это Ленька, они мне 1300 должен, не катит. Саня? У него 3 своих ГАЗели на маршруте в Иркутске гоняют… Хотя нет, полмиллиона долларов точно нет. Иван? Он директор в “Эр-телекоме”. Блин, но там же не такие зарплаты!».

В общем, искали всех тех, у кого хотя бы теоретически есть друзья с деньгами. В итоге мы нашли одного знакомого. Он сказал, что, конечно же, у него нет таких денег, но есть студенческий друг, который очень интересуется онлайн-проектами.

Мы встретились в Москве — я на тот момент уже вернулся из таиландской «ссылки» (с работы в Aviasales) — и 6 часов просидели в кофейне. Потом еще месяц отвечали на вопросы в письмах, потом полетели в Омск, там еще 2 дня отвечали на вопросы и 15 марта (я и сейчас помню, какое светило солнце, какие на мне были ботинки, джинсы, носки и даже трусы) ударили по рукам.

Так мы привлекли свои первые частные инвестиции. Потом было еще много интересного, как мы хотели запустить второй раунд, но нас все посылали. А потом мы начали расти, нас заметили, стали опять звонить и предлагать деньги, но тут уже мы посылать всех в ответ. Вежливо, конечно же, не сжигая мосты.

Еще в школе я впервые узнал, что вышестоящие органы могут повлиять на твое желание быть предпринимателем.

Вы уже вернули инвестиции? Можешь сказать, сколько было потрачено, на что расходовались средства?

Инвестиции мы еще не до конца вернули. Когда мы писали бизнес-план, мы планировали вернуть инвестиции через 28 месяцев. Скорее всего, так и будет, мы успеем. Другой вопрос, что по плану мы должны были начать их возвращать с 10-го месяца, а начали с 20-го. Инвестор 10 месяцев продолжал вливать деньги, потому что верил в нас. За что ему огромное спасибо. Основное, на что тратились деньги — зарплата, конечно же. И «крузак», который мы купили на двоих. Шучу.

Скажи, что помогло вам остаться на рынке?

Я не считаю, что мы остались на рынке. Все так сложно, что в любой день может рухнуть (так мой отец меня попросил всем отвечать, чтобы
«не сглазили козлы какие-нибудь»). Сам бы я сказал, что остаться живыми
и пойти резко вверх нам помогло несколько факторов: во-первых, удачное время для запуска проекта, во-вторых, набитые шишки и, в-третьих, О2О-платформа «СИБ».

Мы запустили этот продукт за неделю до встречи с инвестором, на которой собирались обсуждать, как закрывать проект. График роста за последнюю неделю заставил нашего ментора призадуматься и сказать: «Ну ладно, еще на месяц я деньги захватил». С тех пор мы больше ничего не получаем и активно возвращаем инвестиции.

Расскажи, что за «СИБ». Это самостоятельный проект или он работает на успех StrahovkaRu.ru?

У нас есть еще и партнерская сеть — она связана с поисковиком и создана для его продвижения, «СИБ» — в меньшей степени. Поэтому его можно назвать отдельным продуктом. На деле это сеть страховых брокеров и агентов, которые продают страховки офлайн, но через наше API. В страховании аналогичных проектов не так много, поэтому он достаточно востребован. Что-то отдаленно напоминающее этот продукт — это Workle, но там немного специфика другая.

«СИБ» здорово упрощает жизнь агентам и брокерам: у них есть возможность моментально подобрать страхование в зависимости от требований клиента. Но в плане узнаваемости это никак не помогает нашему онлайн-поисковику: страховым агентам в офлайне не очень интересно, что «СИБ» работает на поисковом движке StrahovkaRu.ru.

Не кажется ли тебе, что этот формат несколько противоречит идее агрегатора: есть ощущение, что все больше людей предпочитают выбирать продукты самостоятельно и услуги страховых агентов перестают быть востребованными.

Есть такое, да. Например, онлайн-продажи ОСАГО по итогам 2017-го года составляли 20%, за первый квартал 2018-го — уже 40%. Несмотря на это, мы предполагаем, что в ближайшую пятилетку агенты точно будут работать. В регионах — 100 процентов. Мы заметили, что там люди еще нуждаются в совете консультантов по страхованию. Жители крупных городов и столиц, напротив, более самостоятельны и недоверчивы, переплачивать не любят.

А уж мы за это время придумаем, чем себя занять. Сейчас начали смотреть в сторону СНГ, а завтра, глядишь, уже и в сторону Европы. Хотя в Европу смотреть надо более пристально: там агрегаторы работают сто лет в обед, доля большая. Нужны ли мы? Вопрос отдельный. Надо анализировать рынок глубже.

Как думаешь, в настоящий момент модель агрегатора более конкурентоспособна, чем компания, которая производит какие-то услуги и товары?

Опыт показывает, что это удобно людям. У меня очень мало времени, чтобы что-то купить, поэтому мне кайфово зайти на Aviasales и выбрать более удобный билет. Где-нибудь на «Маркете» выбрать телек исходя из нужных качеств. Тут история в том, что страховые компании занимаются страховыми продуктами и почти игнорируют IT. Мы много общались со страховыми, все очень отзывчивые, но с точки зрения онлайн-услуг заметно отстают. Классно, что многие компании стали дружить с нами, совета спрашивают, что-то меняют у себя. Но если сравнивать страховую сферу с теми же авиабилетами, то у нас отставание лет на 5. Соответственно предполагаю, что агрегаторов страховок будет еще много.

Тот же домен strahovka.ru, про который ты спрашивала, все-таки кто-то купил. Мы даже знаем кто, ждем, когда запустятся. Год уже ждем. У меня каждую среду в 9:30 напоминалка всплывает, я набираю сайт в браузере, смотрю, что у них все «не алле», и до следующей среды жду. Кстати, мы за два месяца выкатили в мир первую версию. А когда таких предложений будет много, тогда и страховые начнут стремительно меняться и улучшаться. Глядишь и новые продукты появятся.

Инвестор 10 месяцев продолжал вливать деньги, потому что верил в нас. За что ему огромное спасибо. Основное, на что тратились деньги — зарплата, конечно же. И «крузак», который мы купили на двоих. Шучу.

Какой из ваших продуктов является приоритетным? В какую сторону вообще сейчас движется компания?

Обычно приоритетен тот продукт, который приносит больше денег, раз уж мы в предпринимательство ввязались, а не в меценатство. Но в долгосрочной перспективе важны те, что связаны с онлайн-поисковиком. Ну и по страховкам мы тоже анализируем, по каждому виду. «Моторные» полисы более востребованные, чем страхование путешественников. А страховать жизнь с недвижимостью у нас вообще не принято: вроде как мы, россияне, не из пугливых. Я, кстати, тоже не страхую квартиру или себя. Хотя вот сейчас задумался: а надо бы. Хм. Какая у нас полезная беседа вышла.

Как вы стараетесь учитывать в своей деятельности какие-то высокотехнологичные решения в сфере страхования — все то, что называется insurtech?

Я наблюдаю за всеми этими движениями и на западном и на российском рынке, но не уделяю этому много времени, по крайней мере пока. Это больше забота страховых компаний. Если они сделают новый страховой продукт, который будет продаваться онлайн и пользоваться спросом, мы его запросто перенесем сюда.

Есть некоторые мысли (у нас есть специальная папка на диске «Гениальные мысли о развитии страхования в мире»), но мы их пока аккумулируем и в страховые не передаем. Мы довольно маленькие, чтобы к нам уже стали прислушиваться, но наше время не за горами.

Пока что наш горизонт планирования расписан до 2022-го года. С учетом того, что мы это писали в 2016-м году — неплохо. Так что пока голова болит о том, чтобы бэклог разгрести, а роадмап на 6 месяцев расписана так плотно, что разработчики принесли раскладушки в офис.

И напоследок. Нашла в твоем блоге «10 советов стартаперам». Как минимум 2 из них ты сам не следуешь: «Никакой удаленной работы» и «Не пиши про свою деятельность в соцсетях». Что произошло?

Там последний совет помнишь? Не слушай никого и делай, как сам считаешь нужным. Так что тут все просто. Сам написал советы, сам нарушил. Так и живем. С оптимизмом смотрим в будущее и работаем с шутками-прибаутками. Ты не обращай внимание, что я с таким серьезным лицом сидел, просто неделя дикая была, устал. А так у нас всегда на работе весело, все трудности преодолеваем вместе. Плечо к плечу и с улыбками на лицах. Отличный тост для завершения беседы! Страховкару.ру. Уруру!

0
2 комментария
Слон Петрович

Ирония в том, что если рассказ об успехах не звездеж, а компания действительно развивается, то благодаря этому ценность имени strahovhka.ru будет только расти. Потому что это становится способом получить много тематического трафика, который можно будет монетизировать.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шевченко

3 абзац после первой фотографии:
"это наши прямые наши партнеры."

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда