{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Почему попытка перенести запахи в цифровое пространство провалилась

Конспект материала The Hustle об обанкротившейся компании Digiscents, которая разрабатывала устройство для оцифровки запахов iSmell.

В конце 1990-х годов Джоэл Белленсон привлёк $20 млн в проект для переноса запаха в цифровое пространство iSmell. Белленсон разработал сенсорные технологии, собрал команду из руководителей, входящих в список Fortune 500, но в 2001 году проект провалился. Белленсон забыл задать вопрос: «Кому нужен такой проект?».

Цифровые запахи: история провала

Ещё до появления интернета в начале 20 века предприниматели пытались добавить запахи в фильмы. В 1959 году две компании AromaRama и Smell-O-Vision заполняли залы американских кинотеатров различными ароматами: от запаха травы до «аромата пойманного в ловушку тигра». Критики и общественность решили, что оба изобретения несовершенны, непрактичны и стоят больших денег. Об идее забыли на несколько десятилетий.

В конце 1990-х годов молекулярный биолог Джоэл Белленсон и промышленный инженер Декстер Смит основали компанию по разработке ПО для секвенирования ДНК (определение их аминокислотной или нуклеотидной последовательности).

Они хотели разложить запахи на тысячи химических компонентов, «закодировать» их в файлы и передать через USB-устройство.

Мы хотели создать печатный станок для запахов. Это была попытка переосмыслить чувственный опыт.

Джоэл Белленсон, сооснователь Digiscents

Белленсон и Смит собрали команду мечты: руководителей из Sega, Transamerica, NEC, Sprint PCS, Bath & Body Works и специалистов по ольфактометрии (тех, кто измеряет остроту обоняния). В феврале 1999 года они запустили Digiscents.

Рост популярности компании

Компания привлекла $20 млн от азиатских инвесторов и создала устройство по передаче запахов iSmell.

Оно состояло из десятков маленьких капсул с маслами, а запах распространялся с помощью встроенного вентилятора. Набор запахов можно было смешивать, создавая тысячи уникальных ароматов.

Любой запах можно разложить на приблизительно 100 ароматов. На их основе можно воссоздать практически любой запах.

Эйвери Гилберт, специалист по запахам

К концу 1999 года Белленсон и Смит заключили контракты с Sony и Microsoft, а Dreamworks, Dolby Laboratories и IMAX были готовы использовать технологию в киноиндустрии.

У сайта Digiscents было 4 млн просмотров в месяц. Планировалось запустить сайт Snortal, на котором пользователи могли бы создавать запахи и делиться ими друг с другом.

В то же время люди начали шутить над новым устройством. Производители игр и киноиндустрия с воодушевлением отнеслись к новой идее, но люди не понимали, как можно использовать это устройство.

Крушение надежд

Создатели тратили огромные деньги на усовершенствование iSmell, редко спрашивая потенциальных пользователей, что бы они хотели увидеть в устройстве. В 2001 году, спустя два года после создания первого прототипа, компания Digiscents объявила себя банкротом.

По словам Белленсона, идею iSmell было сложно реализовать. А по мнению консультанта компании Марка Кантера, iSmell не пользовался достаточным спросом.

Успех Digiscents породил множество похожих компаний, а банкротство компании оттолкнуло инвесторов от вложений в проекты, создающие цифровые запахи.

Получится ли у них

Самое бесполезное дело в стартапе — создавать то, что никому не нужно. Стартапы разоряются не из-за недоработок в технологии, а из-за того, что их продукт никому не нужен.

Эрик Рис, автор книги «Бизне с нуля. Метод Lean Startup»

В Кремниевой долине давно существует практика: продукт выпускают на ранних этапах, дают тестировать пользователям, получают обратную связь и продолжают работать над продуктом.

Digiscents своим примером показывает, что может случиться, если компания не изучает спрос на продукт.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
ivan krapivin

Я отлично помню этот кейс. Когда они обосрались, запах вполне себе оцифровался.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Полянин

«Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь»
vs
«Самое бесполезное дело в стартапе — создавать то, что никому не нужно»

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Да, классика от Форда. Просто спрашивать нужно не о конкретных пожеланиях людей от продукта, а об их потребностях. Так, Форд реализовал потребность в более быстром и дешёвом транспорте (то, что люди связывали с более быстрыми лошадьми).

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Демидов

Интересно, зачем они опрос проводили?

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Целая статья в HBR на тему отношения японцев к маркетинговым исследованиям есть: https://hbr.org/1987/05/market-research-the-japanese-way

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Правильно делают, спрашивать у людей как им лучше это последнее дело в бизнесе.
Даже в сша это так себе работает (мировая столица опросов и соц. исследований), поэтому так много покупают взлетевших стартапов, которые ни у кого и ничего не спрашивали.

Ответить
Развернуть ветку
Птиц

Может просто продукт был некачественным? Или они могли воссоздать запах любых духов? Запах пиццы и шашлыков? Запах дуриана? Сфер применения много, вопрос в качестве. Никому не нужен набор из 100-1000 запахов.

Ответить
Развернуть ветку
Diego Salvador

Коллеги из Казахстана абсолютно с Вами согласны!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов
Создатели тратили огромные деньги на усовершенствование iSmell, редко спрашивая потенциальных пользователей, что бы они хотели увидеть в устройстве.

Форд:

Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь.

Джобс:

Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили телефон меньше спичечного коробка и более качественную полифонию.
Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov

Самое время повторить их безумную идею, ведь теперь у нас есть блокчейн.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Rybakov

Какая-то пустая статья. Большую часть времени говорится о инвестициях и идеях, потом резко "крушение" в паре малюсеньких абзацев без подробностей, и конец. А что случилось-то? Что были за устройства, кому их продавали, как применяли? С реконструкцией запаха понятно, а как его должны были воспроизводить?

Куча воды в общем.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Владимир Мир

давайте что-то менять и поможем развитию технологий. Прочитайте проект/книгу "Мир с точки зрения интеллекта", там много интересных и полезных текстов и идей. Например создать главный, единый интернет ресурс где будут опубликованы все необходимые знания, опыт и последовательностей действий для создания технологий, чтобы любая большая группа людей могла быстро создать то, что хочет и чтобы все желающие могли познавать и развивать технологий и знания о них.
Пожалуйста прочитайте книгу или тексты на сайте проекта, может это шанс всё изменить.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда