История руководителя PepsiCo Индры Нуйи, которая нашла спасение компании в здоровой пище Статьи редакции
Она шла наперекор акционерам и аналитикам, предлагала радикальные изменения в продукции и стала одной из самых влиятельных женщин планеты.
3 октября 2018 года глава PepsiCo Индра Нуйи уйдёт в отставку. Она работала в корпорации 24 года, из которых 14 лет была руководителем. До начала 2019 года Нуйи сохранит пост председателя совета директоров, чтобы передать дела и стратегию развития компании.
Аналитики считали, что её нужно уволить ещё в 2012 году, но Нуйи смогла доказать, что здоровая еда и качественный дизайн — не ошибки, а спасение компании.
Детство
Индра Нуйи родилась 28 октября 1955 года в семье банковского служащего в Мадрасе в Индии. Мать вела хозяйство и воспитывала детей.
С детства родители Индры Нуйи воспитывали в дочках целеустремленность, самостоятельность и желание думать о будущем. Мать спрашивала их, что бы они сделали для улучшения мира, став актрисами, политиками или бизнесменами. Выслушав ответы, мама объявляла победительницу.
Нуйи изучала английский язык, играла в крокет и участвовала в девичьей рок-группе. Её свободолюбивый характер и увлечения остаются с ней на протяжении всей жизни. Например, будучи топ-менеджером PepsiCo, она купила несколько гитар и устроила с коллегами концерт.
Начало карьеры
После школы Нуйи училась в колледже Мадраса, а затем в Индийском институте менеджмента в Калькутте. Это одно из немногих высших учебных заведений Индии, в котором можно получить диплом MBA — магистра делового администрирования.
Нуйи начала работать ещё студенткой, продавая рекламные площади в газете. Первой официальной работой стала должность продакт-менеджера текстильной компании Mettur Beardsell. Карьеру продолжила в отделении фармакологической компании Johnson & Johnson в Мандрасе. Первой её задачей на новом месте стало продвижение женских гигиенических прокладок Stayfree, что было тяжело, учитывая культурные особенности Индии.
Однажды Нуйи увидела рекламу Йельской школы менеджмента в Америке, и ей захотелось поехать туда. Она сдала вступительные экзамены, получив право на максимальную стипендию. Родители дали согласие на поездку, но по индийским традициям это лишило бы её возможности брака. Но в будущем она всё равно смогла выйти замуж за индийца Раджу Нуйи, который отказался от работы в HP ради неё.
Во время учёбы за границей Нуйи обнаружила, что почти все её сверстники ходили на собеседования в официальной западной одежде. Она пыталась соответствовать сверстникам и устроилась на ночную работу, чтобы накопить денег на брючный костюм.
Европейская одежда оказалась ей непривычна, Нуйи в ней не разбиралась и выбрала за $50 костюм из некачественных материалов с короткими брюками и желтыми сапогами. Она чувствовала себя некомфортно и провалила собеседование. Преподаватели в университете посоветовали ей не пытаться стать «европейской женщиной», а оставаться собой и придерживаться удобного и комфортного для неё стиля.
На второе собеседование девушка надела традиционную индийскую одежду сари и получила работу стажёра в компании Boston Consulting Group. Принцип «быть собой» стал основным в её карьере. Она проработала в BCG шесть лет, возглавив направление проектов по международной корпоративной стратегии компании.
В 1986 году Motorola предложила Нуйи стать сотрудником, она согласилась и к 1990 году стала директором корпоративной стратегии и вице-президентом компании. С 1990 по 1994 год она работала в компании Asea Brown Boveri — на должности директора корпоративной стратегии Нуйи объединяла 15 разноотраслевых компаний в одну.
В 1994 году за Нуйи соревновались две компании — PepsiCo и General Electric. Она согласилась заняться стратегическим развитием PepsiCo, чья прибыль падала.
Работа Нуйи в PepsiCo
Одной из главных проблем PepsiCo был дочерний бизнес — рестораны быстрого питания Taco Bell, KFC, Pizza Hut, в которых продавалась продукция компании. Они вызывали негатив у других игроков ресторанного бизнеса, которые отказывались продавать у себя продукцию Pepsi из-за невозможности конкурировать. К тому же руководство PepsiCo не могло следить за качеством обслуживания: оно падало, сокращая поток посетителей.
Нуйи предложила реструктуризировать компанию и выделила ресторанный бизнес в отдельную компанию — Tricon Global Restaurants (в 2002 году переименованную в YUM! Brands), а затем продала её. Сейчас YUM! Brands входит в список 500 крупнейших компаний США.
После продажи PepsiCo потеряла $10 млрд доходов, которые вернулись только спустя 10 лет. Но, по словам Нуйи, новый капитал от натуральной продукции гораздо надёжнее.
Нуйи занималась статистикой и аналитикой. На совещаниях она призывала к изменению стратегии развития, считая, что популярность сладких газированных безалкогольных напитков скоро снизится и нужно подготовить к этому компанию.
Руководство услышало Нуйи: в 1998 году она возглавила сделку по приобретению крупнейшего в мире производителя соков Tropicana. Индра считала, что газировку пьют после десяти утра, а после пробуждения люди предпочитают соки.
Позже в этом же году PepsiCo вышла на рынок спортивных напитков, купив Quaker Oats Company — владельца самого популярного бренда спортивного питания Gatorade. Он занимал 86,3% рынка спортивных напитков в США. PepsiCo опередила в покупке Danone и Coca-Cola, заплатив за Quaker $13,4 млрд.
Нуйи прошла несколько «ступеней» на пути к должности главного исполнительного директора.
- 1994-1996 годы — старший вице-президент по стратегическому планированию PepsiCo.
- 1996-2000 годы — старший вице-президент PepsiCo по корпоративной стратегии и развитию.
- 2000 год — старший вице-президент PepsiCo и финансовый директор.
- 2001 год — главный финансовый директор, президент и член совета директоров PepsiCo.
- 2006 год — главный исполнительный директор PepsiCo.
С 2006 года Нуйи руководила всей компанией PepsiCo со штатом в 285 тысяч сотрудников и доходом в $60 млрд.
«Ответственно к цели»
Нуйи возглавила PepsiCo в тот момент, когда компании требовались изменения. Потребители хотели более здоровые продукты, росла активность защитников окружающей среды.
Чтобы адаптировать PepsiCo к новым рыночным условиям, Нуйи разработала концепцию «Ответственно к цели», нацеленную на решение бизнес-задач с учётом потребностей окружающего мира.
PepsiCo планировала дальнейший рост за счёт продуктов здорового питания и экологичности предприятий. Основные цели концепции:
- Продукты. Обеспечить устойчивый рост PepsiCo за счет здоровой и питательной продукции.
- Планета. Обеспечить экологичность предприятий и производства.
- Люди. Улучшить коммуникацию компании с партнёрами и потребителями.
PepsiCo разделила продукцию на три категории:
- Напитки и закуски "fun-for-you": Pepsi, Mountain Dew, Lay’s, Doritos, Fritos, Cheetos.
- Продукты "better for you": диетическая Pepsi, Lay’s из печи, запечённые Doritos.
- Продукты "good for you": цельнозерновые снеки, крупы, макароны, натуральные соки, молочная продукция.
В 2008 году компания купила производителя соков «Лебедянский» за $1,4 млрд, а в 2011 году приобрела «Вимм-Билль-Данн» (торговые марки «Чудо», «Весёлый молочник», «Я», «Агуша» и другие) за $5,8 млрд.
PepsiCo также следит за тем, чтобы более здоровые продукты — Quaker и Tropicana хорошо выглядели на прилавке и были по доступной цене. По мнению Нуйи, за здоровые продукты нельзя платить больше. Они должны стоить ровно столько, чтобы подтолкнуть потребителей к более здоровому питанию.
В рамках кампании Refresh Everything Нуйи создала Pepsi Natural — полностью натуральную линейку продукции, разработанную для молодого поколения, которое больше заботилось о своём здоровье и соблюдало диету.
Для старшего поколения Нуйи выпустила Pepsi и Mountain Dew Throwback, вдохновлённые дизайнами 1960-1970-х годов и вызывающие чувство ностальгии.
«А этот палец у нас будет Северной Америкой»
Чтобы повлиять на культуру компании, Нуйи воспользовалась индийскими традициями. В Южной Индии её мать благодарили за воспитание дочери после того, как та стала генеральным директором. Нуйи начала отправлять письма родителям глав подразделений с благодарностью за их труд. Это улучшило отношения с партнёрами PepsiCo и атмосферу внутри компании.
Нуйи считает, что нужно ценить личную жизнь сотрудников.
Коллеги и партнеры отзываются о Нуйи, как о простой и бесхитростной женщине. Во время интервью «Ведомостям» генеральный директор PepsiCo случайно пролила газировку на белый диван и ушла за салфетками, чтобы вытереть его.
По словам матери Нуйи, она непосредственная, с хорошим чувством юмора. К примеру, во время выступления в Колумбийском университете она на пальцах объясняла взаимосвязь континентов и экономических функций, показала средний палец и сказала: «А этот палец у нас будет Северной Америкой».
PepsiCo, по мнению Нуйи, должна давать возможность всем желающим попробовать свои силы в работе, а не только тем, кто получил хорошее образование.
По словам Нуйи, компания должна постоянно эволюционировать и меняться. Если не менять продукцию, можно сохранить продажи, но маржа будет уменьшаться. Любая инвестиция PepsiCo работает на стратегию сохранения компании, а не краткосрочные цели.
К примеру, чтобы сдержать обещание быть экологичной компанией, PepsiCo сокращает использование воды на своих заводах и улучшает фермерские технологии. Это привело к изменению продукции и увеличению расходов, но без решения экологических проблем компания потеряет лицензии в некоторых странах. Ещё одно желание Нуйи — оставить вкус, но уменьшить жиры, соль и сахар в продукции "fun-for-you" к 2025 году.
«Разговор с покупателями»
Одна из инициатив Нуйи — постоянное улучшение дизайна продукции. По её словам, каждую неделю она проверяет, как продукция PepsiCo выглядит на полках магазинов. Нуйи считает, что магазины становятся всё более загроможденными, и нужно «говорить с покупателями», чтобы заинтересовать их.
В 2012 году она раздала топ-менеджерам фотоальбомы с камерами и попросила сфотографировать всё, что они считают хорошим дизайном. Альбомы вернули лишь несколько человек: многие ничего не сделали, кто-то фотографировал жён и детей. Никто не знал, что такое дизайн.
По словам Нуйи, каждый раз, когда она пыталась поговорить о дизайне внутри компании, люди смотрели на упаковку и спрашивали: «Мы должны изменить оттенок синего?». Она считает, что эти попытки изменить дизайн напоминали «упаковку свиньи в новую коробку, вместо её перепроектирования». Нуйи решила привлечь дизайнера.
Она пригласила промышленного дизайнера компании 3M Мауро Порчини на должность главного дизайнера PepsiCo. Нуйи выполнила его просьбы: создала дизайн-студию и выделила ресурсы. Сейчас команда дизайнеров работает над всей системой PepsiCo — от создания продукта до упаковки и взаимодействия пользователей с ним.
Нуйи и команда Порчини переосмыслили пользовательский опыт взаимодействия с продукцией компании. К примеру, раздаточные машины Pepsi Spire с сенсорным экраном сохраняют идентификатор пользователя, отслеживают его покупки и предлагают вкусовые комбинации, в зависимости от его предпочтений. Каждое добавление вкуса сопровождается анимацией, чтобы продемонстрировать процесс.
Команда PepsiCo заметила, что мужчины и женщины едят по-разному: мужчина может засыпать остатки чипсов в рот, а женщины этого стесняются. В Китае PepsiCo выпустили специальные чипсы в пластиковом контейнере с лотком. Женщина может вытащить лоток, поесть и закрыть упаковку. По словам Нуйи, женщины не хотят, чтобы окружающие слышали хруст, поэтому создали чипсы другой формы и консистенции.
«У меня есть результаты долгосрочного управления и шрамы краткосрочного»
В 2012 году Нуйи могла потерять работу: аналитики предлагали совету директоров отправить её в отставку из-за слабых продаж и прибыли, которая была ниже ожидаемой.
Идею долгосрочной стратегии раскритиковали, называя уклон в более здоровые продукты «чушью, которая уничтожит компанию, пока Coca-Cola становится сильнее». Но вопреки прогнозам аналитиков в 2016 году PepsiCo заработала $63,5 млрд благодаря Doritos, Cheetos, Lay's, Quaker Oats, Naked Juice и других продуктам.
По мнению Нуйи, руководители госкорпораций и акционеры должны концентрироваться на долгосрочной стратегии. Это не означает, что не нужно следить за ежеквартальными результатами, но пристальное внимание к ним вредно, когда дело касается будущего компании.
По итогам 2017 года Индра Нуйи заработала более $31 млн. В 2005 году издание Forbes поместило её на 28 строчку самых влиятельных женщин мира, в 2006 году она стала четвёртой, а в 2008 году — третьей.
Сейчас Индра Нуйи занимает 11 место среди самых влиятельных женщин мира по мнению Forbes. Её заслуги были отмечены президентом Индии Пранабом Мукерджи в 2013 году — её назвали одной из 25 величайших людей Индии.
Общественная деятельность
- Член попечительского совета программы Эйзенхауэра.
- Член Yale Corporation.
- Член совета директоров Федерального Резервного Банка Нью-Йорка.
- Глава совета директоров американо-индийского Делового Совета.
- Член консультативного совета Йельского университета.
- Член Линкольновского совета современного искусства.
- Член попечительского совета Международного комитета спасения по борьбе с расовой дискриминацией.
- Консультант президента США Дональда Трампа по вопросам экономического роста, повышению производительности труда и созданию новых рабочих мест.
В своей колонке на LinkedIn Индра Нуйи сформировала семь правил, которые она выделила для себя во время работы в PepsiCo:
- Нужно ставить цели и следовать им. Будьте в курсе потребностей окружающего мира, придумайте видение, которое вдохновит людей.
- Думайте о времени. Нужно балансировать между краткосрочными и долгосрочными интересами. Краткосрочный успех может растеряться на дистанции.
- Убеждайте людей. Всегда будет критика, но всегда будут и сторонники. Ищите их, несмотря на сложности.
- Умейте слушать. Не позволяйте вашим убеждениям препятствовать новым идеям и предложениям.
- Никогда не прекращайте учиться и исследовать окружающий мир. Общайтесь, ходите на курсы, выходите в реальный мир.
- Люди — это всё. Успех компании обычно сводится к одному — к команде. Счастливые сотрудники работают лучше. Обратитесь не только к их головам, но и сердцам.
- Не забывайте о семье. Она не менее важна, чем работа, и нельзя отодвигать её на второй план.
Потрясающая женщина. Не уверен что смог бы так же отстоять свои идеи и не прогнуться под тех, от кого зависит сколько денег я получу.
Такая блестящая карьера говорит о том, что она умеет прогибаться отлично, когда надо. Все эти сладкие статьи про "СЕО нам как мать и отец" - полная корпоративная чепуха. Там идет беспощадная борьба за деньги и власть и выживают самые зубастые, беспринципные и умные.
Психопаты, проще говоря
спасибо за статью, было интересно почитать!
"PepsiCo планировала дальнейший рост за счёт продуктов здорового питания и экологичности предприятий". Корпорация добра прям)
С категорией "fun-for-you" (Pepsi, Mountain Dew, Lay’s, Doritos, Fritos, Cheetos) -- всё понятно: дрянь не для здоровья, а для "под футболец".
Продукты "better for you" (диетическая Pepsi, Lay’s из печи, запечённые Doritos).
"Lay's из печи" и у нас появились. В целом, конечно, их вкус удивляет -- менее насыщенный, но воспринимаются как "чипсы, слепленные из крахмала" (состав не проверял).
Продукты "good for you" (цельнозерновые снеки, крупы, макароны, натуральные соки, молочная продукция): тут достаточно вспомнить недавно нашумевшее исследование, что при доле в рационе более 10% промышленной еды глубокой переработки выявляется на 11-12% больше разных онкологических заболеваний (https://meduza.io/cards/naggetsy-i-lapsha-bystrogo-prigotovleniya-deystvitelno-povyshayut-risk-zabolet-rakom).
Короче говоря, Пепсико никокгда не станет корпорацией добра, если только она не будет подавать вам на стол сельдерей с вашей же грядки.
Предсказать что-либо на 10 лет (1998) раньше чем это произойдет (2008), это конечно классно, но сколько же денег они потеряли. Я так понял, что тетенька росла на фоне штурма амер. корпорацями рынков развивающихся стран (ранее ориентированных на СССР, как раз вторая половина 80-х), речь прежде всего о ЮВА, да и самом экс-СССР - и отлично с этим справлялась.
Несмотря на объем и немало интересного в интервью, оно получилось таким же избыточно приторным как современное Пепси. Чувствуется какой-то подвох. Ну как это так - в брючном костюме ее в BCG не взяли, а в сари пришла - взяли сразу? Какое интересно начало карьеры ....
Неужели хоть кто то из сотрудников Пепси и Коки думают что они делают полезные вещи для мира? Это зло убивает больше людей по всему миру чем мне кажется все войны вместе взятые. Не напрямую конечно, но все эти люди хуже чем солдаты с ружьём, те хотя бы честнее...
Мне кажется это советский стереотип. Раньше были свои продукты (всякие Байкалы), потом рынок резко наводнила Пепси и люди ее боялись, как чего-то нового. Многие родители запрещали газировку детям, наказывали, если узнавали, что ребенок ее пил. В итоге выросли поколения с убеждением, что такая еда/напитки - зло.
Я не разделяю эту хемофобию, и меня пугает тенденция демонизировать сахар (раньше модно было обвинять во всем продукты с высоким содержанием жира, теперь все поменялось с ног на голову и объектом нападок стали углеводные продукты).
В любом случае у Pepsi производит продукты, в том числе, которые общество оценивает как правильные/хорошие. Детское питание, молочные продукты, обычная вода.
Тогда Вы абсолютно ничего не понимаете в этой индустрии, советую просветиться. Это даже может поможет улучшить собственное здоровье=)
Посоветуете какие-то статьи для просвещения?
Я в теме только подсластителей, мои родители занимались производством аспартама. Помню как его пытались запретить производители сахара. Заказные исследования, тиражированные через сми, образ "вредной химии". В итоге безобидный аспартам, который мог побороть такие болезни, как диабет, ожирение, воспринимается всеми как что-то опасное.
И ещё отличное слабительное
Даже обычная вода, самый безвредный их продукт, по качеству хуже, чем бесплатный водопроводный аналог в приличных странах.
Не везде есть возможность добывать водопроводную воду из минеральных источников.
Никто и не скрывает, что они производят свою продукцию на основе отчищенной водопроводной воды (но это не означает, что она является вредной для здоровья). Другое дело, зачем переплачивать за обычную водопроводную воду (ещё и невкусную, к тому же) с этикеткой бонаква, если за эти деньги можно купить что-то добытое из скважины.
На самом деле Нуйи - одна из тех женщин которую точно стоит включить в учебник по фенистической теории
Комментарий недоступен
это что такое за слово? 4 результата в гугле
Спасибо за статью!
Тут по смыслу ошиблись же, да? :)
Исправил, спасибо.
Идею долгосрочной стратегии раскритиковали, называя уклон в более здоровые продукты «чушью, которая уничтожит компанию, пока Coca-Cola становится сильнее». Но вопреки прогнозам аналитиков в 2016 году PepsiCo заработала $63,5 млрд благодаря Doritos, Cheetos, Lay's, Quaker Oats, Naked Juice и других продуктам.
Doritos, Cheetos и Lays - являются здоровыми продуктами???
Но в целом статья интересная с позиции советов для личностного роста.
Думаю,такие статьи хорошие истории для любителей влажных историй из яндекс.дзен. Те,кто работают с такими персонажами, прекрасно чувствую зашкаливающий сахар и вязкость самого мерзкого сиропа в этой истории. Есть куча зацепок , говорящих о её сильном доминирование. Если она такая женственная и воздушная фея добра - то как она смогла ей остаться, будучи мужчиной в семейном разделении ролей? Ну и как опыт работы с такими руководителями - Они идеально следят за своей репутацией во внешней среде, тогда как внутри компаний сотрудники задыхаются от токсичности решений таких руководителей. Они действительно психопаты и способны переодевать маски каждые 10 минут или чаще, если это выгодно.
, , , сс ч с ,ч ч ч ч ,с ч , ччсчс ссч сс ,с с мм!
Ну, после прочтения сих постулатов все сразу станут другими людьми. Ну-ну.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором