Истории Яна Павловская
21 544

История магазинов комиксов «Чук и Гик»: от инвестиций в 30 тысяч рублей до ежемесячных продаж на 5 млн рублей

Сооснователь сети — о том, как запустить бизнес за месяц, почему не стоит экономить на продавцах и копировать опыт западных магазинов.

В закладки

Василий Кистяковский уволился из издательства «Комикс», за месяц запустил с другом собственный магазин, а сейчас издаёт комиксы Marvel и «альтернативных» авторов.

В интервью vc.ru предприниматель рассказал о балансе между коммерцией и творчеством, российской индустрии комиксов и продвижении через сарафанное радио.

Расскажи, что привело тебя к созданию магазина комиксов?

К магазину комиксов меня привели безделье и необходимость чем-то заняться. Как и любой приличный человек, выпустившийся с истфака, я понятия не имел, чем хочу заниматься. Мой друг Ваня, с которым мы в итоге открыли «Чук и Гик», пошёл работать в издательство комиксов и позвал с собой.

Я устроился туда, но через пару месяцев меня выгнали за безыдейность. C тех пор я успел поработать журналистом в разных изданиях — например, в TimeOut, занимался фрилансом и в итоге устроился в издательство «Комикс».

Когда-то давно мы с Ваней были в Индии и обсуждали, чего не хватает в Москве. Сошлись на том, что не хватает магазина комиксов. И в конце 2010 года так вышло, что он ушёл со своей работы, я ушёл со своей, и мы решили: «Блин, а давай попробуем». И попробовали — «Чуку и Гику» уже почти семь лет.

Тяжело было принять решение уволиться?

Уволился я не ради проекта, а из-за того, что меня всё достало. Тогда я работал в издательстве «Комикс», которое, смешно сказать, занималось комиксами. Там было много классных людей, но у меня был неприятный начальник. Вскоре начались офисные интриги и бессмысленные подсидки друг друга.

Ещё у нас был безумный абстрактный план по количеству издаваемых комиксов, который нам спустили сверху — он никак не учитывал ни продажи, ничего. Я понимал абсурд ситуации, но мы издавали хорошие комиксы, и меня это держало.

Что стало последней каплей?

В какой-то момент у меня делали ремонт работники, которых посоветовала моя бабушка. Но эти люди оказались ненадёжными — они пили с друзьями-алкоголиками и ограбили мою квартиру. Вынесли румынские, чешские и турецкие купюры, $20, фотоаппарат и коллекционное издание аниме «Меланхолия Харухи Судзмии», за которое я переживаю до сих пор.

В тот день я ушёл с работы пораньше и застал ограбивших меня ремонтников в квартире. Я, конечно, сразу начал набирать номер милиции, но в этот момент позвонила начальница и потребовала вернуться на работу. Тогда я просто выгнал грабителей и вернулся в офис. Позже понял, что на работе могли обойтись без меня, а вот обокравших меня людей уже не найти.

Я бы, конечно, мог объяснить ситуацию и не поехать на работу, но уже эмоционально вовлёкся в рабочий процесс настолько, что не мог трезво рассуждать. Так я понял, что с карьерой в издательстве пора заканчивать. Через три дня я купил билеты в Индию — билеты сорвались, но я всё равно уволился.

Сколько заняла подготовка к открытию магазина? Чем вы в основном занимались?

Подготовка заняла месяц. Занималиcь мы в основном паникой. Первым делом разбирались с поиском помещения. Нам предложили делить помещение с галереей в Палашёвском переулке. Условия были очень лояльные, и мы согласились.

Наша часть представляла из себя угол и две полки по полтора метра с двух сторон. Поставщиков искали по своим старым связям — пригодились опыт в журналистике и работа в «Комиксе».

На открытие магазина у нас ушло 30 тысяч рублей. Деньги мы заняли у друзей и потратили на первую партию комиксов. «Чук и Гик» открылся 8 декабря 2011 года. В первые три недели вместо платы за аренду мы присматривали за галереей по просьбе владельцев.

Название мы с Ваней придумали за несколько дней до открытия магазина — написали десять вариантов и показали список друзьям. Только «Чук и Гик» вызвало реакцию у всех: половине оно казалось чудовищным, а других насмешило. Мне кажется, это классный выбор — комиксы кажутся чем-то «чужим», а название привязывает их к русской культуре.

Юридическое лицо мы оформили уже после запуска магазина. То, как мы открывались, – уникальный случай. Мы были первыми на рынке, и нам сходила с рук любая самодеятельность и аляповатость происходящего. Сейчас запустить магазин так, как это сделали мы, уже не получится.

Когда мы с Ваней открывали магазин, у нас было довольно много журналистских подработок, и мы чувствовали себя комфортно. Первые полгода ничего не зарабатывали с магазина, все вырученные деньги инвестировались обратно. А потом еще полгода брали символические суммы — чтобы чувствовать, что мы что-то зарабатываем.

Почему открыли именно физическую точку? Думали ли о том, чтобы открыть онлайн-магазин?

Мы не думали о том, чтобы открыть интернет-магазин, потому что семь лет назад с онлайн-продажей книг всё было очень плохо — дела шли только у магазина Ozon.

К тому же, в Москве не хватало именно физической точки. Комиксы — довольно хитрый товар, и для наших первых клиентов были важны именно возможность их пощупать, обсудить, получить какой-то комментарий от продавцов. Фраза «Я пошёл в магазин комиксов» звучит классно, а «Я заказал комиксы» — с натяжкой.

Когда наняли первых сотрудников?

Первой сотрудницей была наша подруга Даша — сейчас она работает редактором в издании Wonderzine. Мы наняли её продавцом спустя полгода после открытия магазина, когда поняли, что уже не можем жить без выходных. Мы с Ваней очень хорошо дружим, но полгода не пересекались нигде вместе, потому что кто-то должен был оставаться в «Чуке и Гике».

Бухгалтерию мы вели сами: я сидел с табличкой в Excel. Мне нравилось: забавно, как таблицы помогают увидеть картину целиком. Я примерно понимал наши обороты, прибыль и сколько мы можем заплатить Даше, например.

Мы никогда не пытались сэкономить на продавцах. Что ты выигрываешь от того, что недоплатишь человеку пять тысяч рублей в месяц? Возможность выпить три коктейля в «Стрелке»? Мы следили, чтобы наши сотрудники получали хорошую рыночную зарплату.

Как продвигали проект и сколько потратили на продвижение?

За первые три года мы продвигались платно только один раз — вложили четыре тысячи рублей в рекламу «ВКонтакте». Нам было интересно, как она работает. Деньги исчезли как по щелчку пальцев, и больше мы таким еще долго не занимались.

Мы жили за счет сарафанного радио. Плюс нам очень помогало, что мы оба вышли из журналистской среды. Даже если о нас не писали прямо — как, например, мои бывшие коллеги по журналу TimeOut, то приглашали давать комментарии или делать подборки комиксов. О Ване, например, писала «Афиша» в списке людей, которые меняют Москву к лучшему.

При этом об открытии магазина в «Афише» писать не стали — сочли нас слишком маленькими. А через пару месяцев уже говорили: «Вы же открылись два месяца назад, что о ваc сейчас писать». Звучит как «Уловка-22».

Мне хочется верить, что ты должен делать свою работу классно, и тогда те, кто тоже делают свою работу классно, поговорят с тобой и напишут про тебя. Это, конечно, идеализм, но для нас это сработало.

Формально проект был в плюсе с первого месяца — но мы вкладывали все деньги обратно. Через полгода, когда мы начали брать какие-то символические суммы себе, уже можно было говорить о прибыли.

Чем вдохновлялись при открытии магазина?

Мы не ориентировались на конкретный опыт западных магазинов комиксов — опирались на общие принципы работы, что делать с товаром и как относиться к клиентам.

Я думаю, что копировать чужой опыт бессмысленно. Мы шли от ассортимента и развивались естественным путём — не было какой-то апроприации или переосмысления.

Как отличалось открытие следующих точек от первой?

Наша первая точка была сделана на коленках в условиях, когда у тебя ничего нет, и ты просто ставишь эксперимент. Вторая тоже была экспериментом, но уже другого типа. Мы задались вопросом: «Можно ли в Москве сделать полноценный магазин — независимый, с большой площадью, приглашать в него авторов?» Оказалось, что да.

Не все наши расчеты оказались одинаково верны. Например, мы думали, что заодно людям будет интересно покупать фантастику или фэнтези. Но в итоге они продавались в каких-то крошечных масштабах.

У второго магазина должна была быть хитрая концепция: «Как бы выглядел магазин комиксов, если бы он открылся в Советском Союзе?» Как это часто бывает со слишком хитрыми концепциями, никто кроме нас её не понял. Когда мы въезжали, то увидели некрасивые советские лампы — но арендодатель очень просил их не трогать. Они висят до сих пор, и меня до сих пор от них воротит.

Мы сделали нарочито серьёзные коричневые полки, минимально обставили помещение — но никому не зашло, и мы завесили это все плакатами. Идти надо от покупателя, а не концепции.

Продаете ли вы комиксы западных издательств? Как вы их покупаете?

Продаем, но немного. Раньше они составляли до 30% ассортимента, но сейчас мы почти не закупаем их из-за высокого курса доллара. Покупаем их через посредников — мы бы выиграли в деньгах, если бы занимались этим сами, но нет ничего ужаснее, чем растаможивание.

Попробуй объяснить, что книга с названием «Сто пуль» — не террористическая литература для подготовки смертников ИГИЛ.

Василий Кистяковский

Какой сейчас оборот у магазина? Какая доля продаж у комиксов и какая наценка на них?

Сейчас ежемесячный оборот — 5 млн рублей. При этом 70% продаж занимают комиксы, остальное — аксессуары и фигурки. А наценка на все книги у нас стандартная, около 50%.

А сколько комиксов вы продаёте в месяц?

Точное количество назвать не могу, но средний чек около 800-1000 рублей.

От чего зависят продажи? Есть ли сезонность?

Сезонность у нас есть, она зависит от двух факторов. Как и в ритейле, все праздники дают рост, особенно Новый Год. А лето — застой. Но есть какие-то свои уникальные особенности: например, на продажи влияют фильмы.

Правда, не надо думать что любой фильм по комиксам обязательно заставляет людей бежать в магазины. Некоторые вообще не помогают продажам.

Например, отличный «Тор» Тайки Вайтити, к сожалению, герою особо не помог. То же самое и с «Чёрной Пантерой». А вот «Война Бесконечности» взорвала продажи — в нашем топе первое место занял комикс «Бесконечность», который вышел полтора года назад.

Магазин сейчас опекает выдру Льдинку в Московском Зоопарке. Зачем это вам? Почему именно выдру?

Во-первых, потому что я обожаю выдр. Во-вторых, мы решили, что раз у нас есть возможность сделать что-то хорошее, то надо делать. К тому же, у нас есть проблема — как и многим интровертам, нам гораздо легче с животными, чем с людьми. Поэтому мы намного чаще помогали всяким животным, чем людям — но для людей тоже собирали пожертвования.

Три года назад ты открыл своё издательство комиксов Jellyfish Jam. Зачем?

По нескольким причинам. Главная задача издательства — выпускать классные штуки, которые не выпустили бы другие издательства. Или те, которые ты не хочешь, чтобы выпустили другие, к которым ты хочешь иметь личное отношение.

Вторая задача более экономическая: поскольку рынок постепенно разрастался, стало понятно, что если магазин «Республика» вложит 200 млн рублей в сеть магазинов комиксов по Москве, то мы закроемся.

Поэтому мы решили сделать предприятие полного цикла — не только продавать комиксы, но и издавать их. На тот случай, если бы весь спрос перешел в какие-то другие каналы продаж — мы всё равно могли бы заниматься комиксами и зарабатывать на этом. По той же причине сейчас у всех крупных книжных магазинов есть в том или ином виде какое-то издательство.

Есть ещё третья причина — личная. Как бы сильно ты не любил своё дело, если очень долго им заниматься, то оно тебя достанет. Поэтому я, например, перестал стоять за прилавком в «Чуке и Гике» — когда тебя в сотый раз спрашивают про величие комикса «Хранители», тебе уже не очень хочется отвечать. Издательство — это способ поддерживать в себе интерес и желание заниматься комиксами.

С кем ты открывал издательство? Что для этого потребовалось?

Я долго носился с идеей, но единомышленники не находились, а в одиночку мне не хотелось всё это поднимать и раскручивать. Потом узнал, что моя коллега Беата, которая работала у нас в магазине, хочет открыть издательство и уже даже купила пару лицензий.

Мы объединили силы, напрягли мои старые связи с правообладателями комиксов Marvel и из маленького издательства «по интересам» попробовали построить штуку которая будет хотя бы иметь шанс выйти на самоокупаемость.

Стоило это все достаточно недорого по меркам рынка — у нас было примерно 600 тысяч рублей, которых нам хватило на несколько лицензий и выпуск пары книг. Этого было достаточно, чтобы всё завертелось. Потом, в критические моменты, пришлось вложить ещё — думаю, что общая сумма инвестиций где-то 1,5 млн рублей, не больше.

Издательство уже выходит в ноль?

Издательства — не тот бизнес, который приносит прибыль. Я и ребята, с которыми мы его открыли, получаем с него среднюю по Москве зарплату в 50-60 тысяч рублей. Этого хватает на жизнь и иногда на путешествия.

Для издательства очень важно балансировать — ты должен издать достаточное число коммерчески востребованных штук, но при этом не забывать про «альтернативу». Мы пока ищем этот баланс, но в среднем в ноль выходим.

А какие первые комиксы вы издали?

Первым был комикс «Эра Альтрона» — через пару месяцев после выхода фильма. Может быть, это не самый великий комикс, но на фоне выхода фильма он хорошо пошёл. Потом мы выпустили феминистскую серию «Королевы Крыс». Дальше — рывком издали ещё «Людей X», «Мстителей» и «Стражей Галактики».

Так мы заявили, что любим какие-то классные супергеройские комиксы и нишу между мэйнстримом и альтернативой. Аналогично Netflix: это уже не дневное мыло, но далеко не всегда премиум-формат. То, что ты читаешь, всё еще для развлечения, но это не конвейер.

Ещё мы стараемся выпускать комиксы для ЛГБТ и феминистского сообщества. Начало этому положили «Королевы крыс», а потом мы опубликовали «Танкистку» и “Wicked Divine”, к которым маскулинная комикс-тусовка обычно относится по-снобски.

Какие есть классные российские авторы комиксов?

Хороших авторов очень много, но меня огорчает то, что они при этом практически не раскручены. Мне нравятся ребята, которые делают комикс «Фронтир» — Лёша Волков и Кирилл Кутузов. В России очень много талантливых художников и мало талантливых сценаристов. Ребята относятся ко вторым, а для иллюстраций каждый раз привлекают кого-то нового.

Что касается художников, есть Лёша Трошин, который рисует антропоморфных животных на фоне Первой Мировой. Есть «потерянное поколение» комиксистов, которое было на пике своей формы в начале нулевых, но у них не было пространства для реализации.

Среди них выделяется Аскольд Акишин — сейчас он выглядит как папа нынешних художников. Акишин работает с советским наследием, мифологизирует и обыгрывает его. Например, превращает пионерские страшилки в хоррор-миры.

Магазин проводит встречи с авторами. Если бы ты мог пригласить на них кого угодно, то кто бы это был?

Из российских авторов мы, к счастью, позвали почти всех, кого хотели — Аскольда Акишина, Машу Богатову (Minava), Нику Водвуд и других.

Если бы в «Чук и Гик» можно было позвать кого угодно, я бы позвал Арта Шпигельмана — автора комикса «Маус», Нила Геймана и Уоррэна Эллиса.

Из людей, которых я встречал в реальной жизни, на меня наибольшее впечатление произвёл Ричард Макгуайр, автор комикса «Здесь» и карикатурист New Yorker. За свою жизнь он занимался кучей разных вещей: был басистом группы Liquid Liquid, писал детские книги и снимал мультфильмы. И он невероятно крутой.

Сейчас ты занимаешься издательством, магазином, и с этого года начнешь вести историю комиксов в ВШЭ. Не возникает ли у тебя «синдром самозванца»?

Преподавание, конечно, его усиливает. Есть ли у меня ощущение, что к третьей лекции у меня закончится информация, и студенты решат, что я «ненастоящий преподаватель»? Конечно.

В меньшей мере мой синдром самозванца связан с магазином — за семь лет мы решали все мыслимые и немыслимые проблемы. У нас не было разве что рейдерского захвата c завариванием дверей. Сталкивались с налоговыми, проверками, со срывами аренд — всё это было.

Сейчас я приехал из творческого лагеря «Камчатка», где помимо меня было невероятное количество талантливых людей из разных сфер — дизайнеров, сценаристов, фотографов, журналистов. Смотришь на них и думаешь, что если бы был на треть таким талантливым, как они, то был бы счастлив.

А потом ты начинаешь с ними общаться, и выясняется, что у них тоже адский синдром самозванца.

Василий Кистяковский

Я когда-то очень сильно заморачивался на этот счёт и сформулировал для себя, откуда берётся синдром самозванца — ты сравниваешь себя с другими людьми.

Дальше важно остановиться и понять, как работает твоё сравнивание. Я не пою как Кирилл Иванов из СБПЧ и не фотографирую как Анисия Кузьмина. Ты каждый раз смотришь на таких людей и сравниваешь себя с той дисциплиной, в которой они сильнее всего.

На самом деле, есть другие занятия, которые ты делаешь хорошо. Но срабатывает парадокс наблюдателя — то, в чём ты крут, воспринимаешь как данность.

Естественно, я уже привык, что хорошо разбираюсь в комиксах, и мне кажется, что каждый может делать это, как я. Объективно смотреть на то, что ты умеешь, — сложно, но нужно учиться это делать. Тогда комплекс самозванца чуть-чуть отступает — и это очень клёво.

#истории

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Яна Павловская", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 48, "likes": 94, "favorites": 79, "is_advertisement": false, "subsite_label": "story", "id": 44299, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 24 Aug 2018 15:26:50 +0300" }
{ "id": 44299, "author_id": 177418, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/44299\/get","add":"\/comments\/44299\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/44299"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199131, "possessions": [] }

48 комментариев 48 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
13

Вижу кота - ставлю лайк.

Ответить
0

Животные и дети старый рекламный прием.
Работает хоть в рекламе майонеза, хоть комиксов.

Ответить
0

🐱 <– кот

Ответить
0

но не работает на плюсики :)

Ответить
10

Давно не видел историй на vc, которые были бы наиболее близки к «среднестатистическому» жителю НЕ МОСКВЫ, не потомка биологического вещества «золотой спермы», не формата «бизнес молодость», не «instagram-success story».
Годно!

Ответить
–4

простите, а для Вас как для человека со стороны, формат истории "бизнес молодость" - это как?

Ответить
26

Наверное что-то типа "мы нашли нишу, слепили лендинг, запустили контекст, заработали миллионы. Кстати, мы продаем франшизу"

Ответить
0

Вы правильно выразили смысл моего изречения, даже бы сказал - моего провинциального декламирования

Ответить
1

Жаль что у Вас самоидентификация через НЕ (не такой как эти, как те). Все же, тон интервью абсолютно другой - про сбор своей аудитории вокруг интересной идеи, а не противопоставление "этим".

Ответить
1

Просветите по поводу самоидентификации НЕ через поиск отличий, интересно почитать. Что-то из курсов инстаграммной психологии?

Любое "Я" появляется именно в тот момент, когда появляются "НЕ Я = ДРУГИЕ". Если нет желания читать талмуды с уже откровенно устаревшим языком, загуглите "Смешарики ПИН-Код", там была очень интересная серия по теме.

Ну или попробуйте описать что есть "Я" без противопоставления=))))))))

Ответить
5

Странно что на DTF кросс-пост не сделали)
Как постояльцу хотелось бы больше альтернативы на прилавке. Часто приходится спрашивать (магазин на Новокузнецкой) в начале года получше было как-то с этим (сейчас всё забито Marvel и DC). Понимаю конечно что основной клиент на мейнстрим идёт, но часто приходится в магазин стоять держа в руке телефон с открытым сайтом.

Жду продолжение Королевы Крыс и надеюсь у вас будет возможность Orc Stain перевести, на амазон уже посматриваю..

Какого ваше мнение по издательству Bubble в правильном ли направлении движется или слишком сильно смотрят на американские комиксы (в Европе всё же совершенно другая культура комиксов)?

Ещё интересна тема конкуренции с 28-ым, которые из Питера пришли, чувствуется ли?

Ответить
2

По поводу Bubble - хотя бы по тому колоссальному прогрессу, что у них очевиден со времен запуска, видно что они движутся в том направлении, которое хотят. Оно может быть мне лично не очень интересно, но такое обязательно должно быть. Не бывает альтернативы без мейнстрима. Точнее бывает, но недолго.

Ответить
0

По финансам они в минусах до сих пор, по крайней мере официально. Но протекция и связи у них хорошие коненчо, даже кино уже снимают по мотивам.

Ответить
3

Яна, спасибо за великолепный материал про человека, который ничего никому не доказывает, а просто занимается любимым делом. Не лезет на пьедестал бронзоветь, а с иронием и даже сарказмом рассказывает как .. "А что Вы делали - в-основном паниковали". Правда, продуманно небрежная внешность ГГ и некоторые детали заставляют присмотреться к ситуации повнимательнее - и -
 
Если вчитаться в текст, возникает легкое беспокойство, мол, где-то я уже это видел. Поясню - подобную "ненапряжную" и немного раздолбайскую текстовку я уже встречал в материале о клубе Икра ... книге ... сейчас "Клуб, которого не было. Хроники арт-директора" Григорий Гольденцвайг, и конечно ей пронизана прежняя Афиша. Все такие расслабленные, вчера из Европы, завтра в ЮВА, жалуются друг другу на безденежье исключительно постами в Инстаграм с Iphone X ...

Когда много прочитал подобных текстов, плавных округлых фраз становится недостаточно. Чем именно автор зарабатывал, так что 5 000 рублей для него были 3 коктейля (видимо, не просто приценивался, а и покупал их за эти деньги). Если это был хобби-бизнес = то какие именно "символические" деньги они на нём зарабатывали? В-целом, чисто математически - средний чек в 800 рублей (проф. термин рестораторов, так-то), с наценкой 50% - это либо за 533 рубля купили, за 800 продали ... либо, если вдруг автор считает иначе = за 400 купили, за 800 продали (наценка 100%). Но это все равно слезы, если нет сети магазинов.
 
Не получается из этого никакой прибыли со шкафчика с комиксами в маленьком помещении и наймом продавца на зарплату. Надо продать 15-20 комиксов в день, а лучше больше, только чтобы в ноль работать, это же Москва, разве нет? И что делать летом, в "провальный период" - из каких денег оплачивать продавца?
Что с налогами, тоже неясно (от слова совсем).

Короче, этот московский стиль мы знаем, и недостаточно юные, чтобы проникаться его легкостью, не задавая вопросов. Это такое художественное произведение, в духе чуть более профессионального исполненного незабвенного ролика Камеди Клаб - где два друга-москвича встречаются, и один все хвастается успехами, а другой просит его честно сказать что случилось (весь ролик подряд), и к концу первый бросает "Да ... херово всё" и они расстаются.

Ответить
4

господи боже мой, что вы сказать-то хотите? Какие айфоны икс, какая ЮВА, о чем вы вообще и откуда это взяли?
вот уже почти семь лет этот магазин - мой основной и, чаще всего, единственный источник дохода. Место, которому я посвящаю все свое время - деля его разве что с парой других околокомиксных дел - издательством и, в ближайшем учебном году, курсом в ВШЭ.
Как работает наценка в 50 процентов вы поняли абсолютно точно, поздравляю. Это купили за 533, продали за 800, да. Так вот магазин и работает - берете больше, кидаете дальше... в смысле продаете так еще какое-то количество раз и получаете месячный оборот магазина. Там он указан, можете разделить одно на другое, там, кхм, несколько больше 15-20 комиксов в день получается.

Ответить
1

Благодарю за ответ.
1. "Это" я взял из Вашего интервью - где мол, идея к Вам пришла непосредственно в Индии (а отнюдь не на викенде по выкапыванию картошки на даче, к примеру :)
2. Я и хотел понять более точно - что это за бизнес такой, который толи кормит, толи нет, толи финансируется из журналистских гонораров.
3. Ок, оборот 5 000 000 рублей в месяц (удивительно круглая цифра), или приход 170 000 рублей в день. При среднем чеке в 800 руб., это около 200 продаж в сутки - т.е. за 8 часов (пусть так), Вы каждые 2.5 минуты что-то продаёте, безостановочно, почти как McDonalds в мире комиксов. Это достаточно удивительные цифры - хоть и относятся они уже к большому магазину (а не шкафу с парой полок в закутке). Впрочем, это Москва, там действуют законы больших чисел.
4. Про налоги Вы вопрос проигнорировали, остается 1.7 млн "грязной" прибыли (извините, я знаю что считать чужие деньги моветон, но мы же обсуждаем статью про бизнес) - что вроде как ого-го, но опять же для Москвы после налогов, аренды, зарплат - к сожалению видимо действительно до прихода на рынок сетевых магазинов ... а комиксы уже продаются в отделах книжных, просто продавцы в них не разбираются.
5. В Питере комиксы за 800 рублей "продаются" в формате посмотрели и пошли дальше - не далее как в прошлые выходные провел 2 часа в книжном, за это время к стойке с комиксами несколько раз подходили и отходили молодые парни, одни вроде хотели взять что-то в подарок, но передумали. Т.е. далеко не 1 продажа в 3 минуты :(

Ответить
2

Вы меня в чем-то пытаетесь уличить, но я в упор не понимаю, в чем, и зачем по вашему мне это надо. Судя по пункту 5, ваш "анекдотический опыт" убеждает вас что мы все это выдумали/преувеличили, так как комиксы не продаются на самом деле, ну ок.

Магазин не материализовался из воздуха в статической форме, он развивался от двух полок на задворках галереи, до трех розничных магазинов и интернет-магазина. За это время довольно многое изменилось, продолжает меняться и будет меняться дальше. Количество сотрудников, зарплаты, объемы продаж, средний чек, суммы уплаченых налогов и т. д.

Ответить
1

Если это заметка про бизнес, то просто не-по-нят-но, о чем я и пишу - все вроде прикольно, но напрочь непонятно.
 
Вы, безусловно, не должны ничего доказывать, но учитывая что цифры у Вас на руках, Вы собственник и Вы же управленец - не совсем ясно кто Вы сейчас - основатель и идеолог, или фанат именно комиксов, как направления искусства, или трудно прошедший свой путь к успеху в новом деле журналист, нашедший новое призвание в бизнесе.
 
Понимаете, 2 (а может и 3) тысячи SKU, это ровно те самые "неважные" 5 000 рублей за 3 коктейля - как бы бизнес, а как бы некая игра в бизнес, а деньги конечно зарабатываются иначе, и все свои знают как.

Штука в том, что в бизнесе каждый рубль. Иногда - каждая копейка важны и посчитаны.
 
Это, из былого - по мотивам 20-минутных переговоров по закупке одной пластмассовой фиговины за 12 копеек, с целью утрясти цену до 10 копеек. Сошлись на 11 копейках.

У меня тогда тоже были два вопроса.
1. Зачем торговаться из-за копеек?
2. Ты же хотел 10 копеек, почему 11 устроило?
 
Получил два абсолютно четких ответа:
1. Беру партию сразу на 50 000 рублей
2. Если бы добил до 10 коп, исполнитель стал бы искать возможности сэкономить на материале или на процессе - в итоге выбраковкой пришлось бы заниматься после получения заказа, причем нам
3. (бонус) Если не показывать на переговорах своего интереса к делу, то получишь самое фиговое качество и самые невыгодные условия, потому что это неуважение. По тем же причинам нельзя over-занудничать, опаздывать, много раз переносить, и затягивать переговоры.

Ответить
1

Сергей, спасибо вам, это идеальный перфоманс. Если мне и надо было объяснить очевиднее, как работает синдром самозванца, то теперь я могу просто показать как полез в дискуссию просто потому, что вы во мне публично засомневались.

Ответить
2

И тут я поперхнулся.....

Ответить
2

Тоже показалось каким-то мутным местом, видимо не все можно было сказать. У грабителей был бригадир, как минимум у бригадира был телефон ... в Москве затеряться можно, но вся история не сходится.
Хотя у одного моего знакомого тоже был такой "ремонт" заключавшийся в том, что рабочие содрали обои и месяца полтора вдумчиво пили на "халявной" хате, уговаривая хозяина что они прошлись n-ным слоем чего-то там, и теперь надо неделю ждать пока засохнет, и что надо не менее m cлоев.
Он на время ремонта сдуру переехал .. потом понял что так будет продолжаться бесконечно, выгнал тех рабочих (к счастью аванс не платил), нанял других, и они за неполный месяц сделали комплексный ремонт большой квартиры, работая без дураков по 8-10 часов в день - вот тут он опять пожалел, потому что пришлось брать кредит - деньги улетали со скоростью звука :)

Ответить
–2

Лично для меня это странный бизнес. Тем более, с таким оборотом.
Никогда не покупал комиксы своим детям. Никто из моих знакомых и младше и старше - не покупает детям комиксы.
Парни видимо поймали пустую на то время нишу и держатся в ней. Остальным там места нет.

Ответить
8

Вопреки предрассудкам, распространённым в нашей стране, комиксы это, чаще всего, не детям

Ответить
–8

Тогда тем более непонятно.
Взрослые мужики листают комиксы и следят за новыми тиражами? Что-то в этом есть от комплекса неполноценности.

Ответить
4

Анатолий, ну вы, вроде бы, взрослый мужик, у которого персонаж комикса на аватаре?..

Ответить
2

Иван, одно другому не мешает. Да, я смотрел фильм «Железный человек». Но комиксы в виде книжек-раскрасок не понимаю. Фильм и картинки - между ними пропасть.

Подиумные модели создаются на базе рисунков. Проекты зданий. Боевое оружие. Автомобили. Но никто не догадался делать из них комиксы. Для детей, подростков, да, принимаю. Увлечение для взрослых - не понимаю.
Меня тут минусят, но я лишь высказал свою точку зрения.
А по поводу аватара - это кликуха на работе у меня была такая. Поэтому и прилипло.

Ответить
3

Анатолий, никто и не пробует отнять у Вас право на Ваше отношение к комиксам.
Просто, возможно /Вы не умеете их готовить/, у Вас недостаточно информации о том, что это такое.
 
Понимаете, можно придти на сходку фанатов Спартака и сказать две разные вещи
1. Вы чо, мужики, шизанулись? Эти бегунки все миллионеры, некоторые за каждую минуту на поле (или даже на скамейке запасных), зарабатывают больше, чем каждый из Вас за месяц, никогда я не понимал футбола Вашего, это детские игры ...
2. Ребята, тут такое дело, я вот сейчас заказываю 5 литров пива для всей компании, тока пожалуйста объясните, что сейчас происходит в российском футболе? Я никогда не интересовался, а после чемпионата вдруг стало любопытно ...
...
В первом случае могут нехило заминусовать, во втором - все будет иначе. А если Вы будете 90x60x90 девушкой, то и подавно - мужики подерутся за право _лично_ все рассказать :)

Ответить
0

Да я ж не против, просто высказался.
Кому-то нравилось и на казни ходить. А кто-то не понимал этого. Или наоборот, понимал, а?:)))

Ответить
0

Город Грехов снят по мотивам "комикса". И это совсем недетское кино.

Ответить
2

В чем его недетскость, прошу пояснить? Я начинал смотреть, вроде жуткое занудство в стиле нуар, и реально на 90% черный, так что ничего не видно.

Смотрим Вики - видим Роберта Родригеза, Тарантино, Мики "Рурке" :) ... и читаем чисто подростовкую сюжетную нарезку, чтобы кровища и сиськи значит и глубокомысленно в туман сказать что-то с дымящимся стволом в одной руке и красотке в другой:

"Фильм базируется на четырёх работах Миллера: графические новеллы «Трудное прощание» («The Hard Goodbye») — о человеке, который отправляется на поиски убийцы своей возлюбленной, «Большая смачная резня» («The Big Fat Kill») — об уличной войне между группами проституток и наёмников, «Тот жёлтый ублюдок» («That Yellow Bastard») — о бывшем полицейском, защищающем молодую женщину от серийного убийцы и графический рассказ «Клиент всегда прав» («The Customer is Always Right»), который разделён на две части и использован как короткие пролог и эпилог к фильму. "

Ответить
1

Сегодня посмотрел из принципа. Пусть меня заминусуют, но фильм говно говном.
Верните, сука, 2 часа жизни!
Здорово, что не листаю комиксы и почти не смотрю говнофильмы - это всё моё личное время, которое есть на что потратить.

Ответить
0

Может вам просто нуар не нравится? ) Дело даже не в комиксности, а в стилистике.

Ответить
0

Я знаю про этот фильм, но видел только трейлер. Я что-то потерял?

Ответить
2

эх, помню лет 5-6 назад часто ездил в магаз на Палашёвском переулке (Пушкинская, Тверская). Было тесно, иногда реально много народа для такого места, но все равно приятные воспоминания. Покупал чаще всего оригиналы, собственно из-за них и ездил в магазин. Тогда же стал собирать коллекцию из оригиналов. Немного расстроился, что из-за курса доллара, новых комиксов не появлялось.

Ответить
1

Ребята молодцы. Keep on going!

Ответить
1

Друзья! Больше омнибуков! Этому даже курс доллара не будет помехой.

Ответить
1

Арифметика бизнеса не сложилась. Владелец не знает, сколько экземпляров комиксов в месяц продает магазин? А как тогда пополняются полки магазина? Хранение печатной продукции - больная тема. Комиксы же не пачками (из типографии) лежат на полках?
Если у тебя 20-30 наименований, то 20-30 пачек надо завести. Это уже требует места. За которое надо платить немалую аренду.

Ответить
0

Ну вы же понимаете что у нас не 20-30 наименований, а 2-3 тысячи, да? Все это держится не в голове, а в программах складского и торгового учета, и заказывается с их же помощью.

Ответить
0

А, 2 тысячи наименований. Или все-таки 3 тысячи - Вы же владелец, Вы должны знать точно? И где-то есть оптовый склад, с которого 1 раз в сутки по утрам приезжает Газель? Настолько крутой, и технологичный, что заказы комплектуются круглосуточно и в наличии есть запасы на 2 (3) тысячи низколиквидной высококачественной печатной продукции по 500-1000 рублей за журнал (на русском языке), и оно все напечатанное просто лежит, лежит, лежит, но Вы за эти складские площади не платите ...
..
Пожалуй, о таком складе и было бы интересно почитать. Видимо, это склад книжный, на одном хранении комиксов им не выжить - площадь нужна буквально в гектарах + традиционные проблемы для книжек - температура, влажность, и кошечки для охоты на неизбежных мышей и крыс ...

Ответить
0

Арифметика бизнеса не сложилась

Не только у Вас.

Ответить
0

Примерно полгода увлекаюсь комиксами, и как раз примерно неделю назад тема магазина заинтересовала. У нас в городе (Белгород) стабильно открываются и закрываются магазины комиксов, больше года никто обычно не живет🤔
Регионам еще далеко до масштабов Чук и Гик, а в Москве я частенько туда захожу.
З.ы. В Питере кстати есть очень крутой магазин «Двадцать восьмой»]

Ответить
0

Потому, что чистых магазинов нет. Полка комиксов и куча срани вроде манчкина и прочих кки с фигурками. Это утомляет и разбавляет аудиторию, в надежде завлеч людей, срубить бабла с наценкой процентов 200% это даёт свой результат

Ответить
0

Надо каким-то образом подсаживать на комиксы с детства, тогда к тинейджерству будут готовые потребители такой литературы (или это уже не литература?) Вы не хотите промотироваться через детские фестивали / маркеты, куда ходят с детьми?

Ответить
0

я вообще про бизнес писал, большой, маштабируемый бизнес сейчас практически невозможно создать и остается только барахтаться в таких узких нишах

Ответить
–1

очень узкая ниша для бизнеса

Ответить
0

Это все поняли, но она интересная, поэтому многие хотят понять, как тут внятно работать. Косвенно ясно, что неплохо работает связка - магазины и свое издательство. Но интересны и другие аспекты, детали. например, как не утонуть в ассортименте?

Ответить
0

судя по моему опыту : может в любом торговом бизнес-направлении работать только связка собственное производство (или собственный импортер) - конечная точка продаж : магазины. Все остальное невыгодно при нынешних налогах. Я имел в виду что в провинции очередь в подобный магазин не будет стоять, а подобному формату нужен только проходимый ТЦ, а это при маленькой площади высокая аренда

Ответить
0

Логично. Детали можно подрихтовать, но в целом модель не изменишь. В провинции, как я понимаю, многое убивает логистика. Завезти товар сложно и дорого, вывезти - то же самое.
А на селе комикс не издашь, книгу тоже.
Слышал, библиотеки стоят без книг, нет возможности для завоза и оперативного снабжения.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }