Вырасти до оборота в $1 млн в год с командой из семи человек и без инвестиций Статьи редакции

История белорусской команды, которая занимается разработкой тайм-трекера Everhour.

Материал издания об информационных технологиях в Беларуси и в мире dev.by.

Минская команда Weavora делает тайм-трекер Everhour и продаёт его по всему миру. Продукту три года. Он перешагнул отметку в $1 млн годового оборота. «У нас в клиентах более двух тысяч компаний из 70 стран. Всего этого мы добились, работая в Беларуси, без внешних инвестиций и силами небольшой команды», — рассказал dev.by сооснователь Weavora Михаил Кулаков. Мы захотели узнать, как.

Почему продуктовая компания? «Хотели оставаться маленькой командой»

«В 2010 году нас было три основателя — Юрий Толочко, Сергей Староверов и я. Вместе учились в БГУИР, на последних курсах начали работать. А к выпуску решили, что хотим и можем открыть свою аутсорсинговую компанию. Были начальные сбережения — около $2 тысяч у каждого. Тогда зарплаты программистов начинались от $500, и в аутсорсе ещё можно было конкурировать. С рейтом $15 в час можно было жить и платить зарплаты, не то что сейчас.

Занимались всем подряд, нос не воротили, спали по очереди, чтобы вовремя отвечать на вопросы клиентов. Компания каждый год росла и приносила прибыль.

Нашим правилом было делать максимально подробный work breakdown — пооперационный перечень работ. Часто получался список из 100 пунктов. Когда напротив каждого пункта мы писали время и умножали на рейт, то получалась внушительная сумма. Кого-то это отпугивало. А кто-то, наоборот, считал, что так честнее, — и делал выбор в нашу пользу.

Плюс аутсорса в том, что он быстро даёт денежный поток. Но есть и минус: чтобы развиваться, компания должна расти вширь. А мы хотели оставаться маленькой командой и делать что-то, что само бы масштабировалось.

Аутсорсинг — это пороховая бочка. Ты постоянно думаешь, как найти следующий проект и как пережить разрыв между проектами, когда у тебя нет поступлений, а платить сотрудникам надо. Сотрудник в отпуске или на больничном — ты не получаешь деньги. Выучил сотрудника, а он уходит — значит, ты снова теряешь. Кроме того, в какой-то момент аутсорсинг перестал иметь конкурентные преимущества при найме сотрудников. Стало модно работать в продуктовой компании.

В продуктовой компании ты можешь быть в отпуске — продукт работает. Тобой уже двигает не нужда, а потребность в развитии. Опять же: ушёл сотрудник из продуктовой компании — интеллектуальная собственность осталась твоей.

Так мы решили переходить к продуктовой модели. Есть установка: если хочешь заработать миллиард, надо заниматься инновацией, если хочешь заработать миллион, надо просто улучшать. Мы пошли по второму пути: взяли рабочую бизнес-модель и постарались её улучшить».

О правильной идее. «Преимущество продукта не может заключаться в низкой цене»

«Почему мы выбрали тайм-трекинг? Это то, что не устаревает, это нужно всем. Идея родилась органично: из собственных потребностей нашей аутсорсинговой команды.

Сначала мы вообще не репортили время, а назначали фиксированную цену, потом стали отчитываться перед клиентами, при этом пользовались продуктами будущих конкурентов — Toggl и Harvest. Но потом поняли, что можем предложить свою идею.

Михаил Кулаков, сооснователь Weavora

Главная наша фишка — мы интегрируемся в популярные системы управления проектами (Asana, Trello, Basecamp, Jira и другими) и внедряем необходимые контролы прямо в их интерфейс. Выглядит это супернативно. Пользователям не нужно идти в какой-то сторонний инструмент, чтобы залогировать время, они продолжают оставаться в своём рабочем окружении и там же видят прогресс по задачам.

И это то, что я бы порекомендовал новичкам, которые выводят свой продукт на рынок, — понять, в чём ваше ключевое конкурентное преимущество. Оно не может заключаться в цене продукта — допустим, на 30% ниже рыночной. Преимущество должно быть в том, что трудно повторить. Так, у нас не было бесплатного плана, не было ряда фич, как у конкурентов, не было мобильного приложения. Но мы суперкачественно сделали одну фичу — и не прогадали.

В 2014 году выпустили первый прототип. Сначала сделали интеграцию с GitHub, не думая, что будут какие-то ещё, поэтому сильно завязались на то, как устроен этот сервис. А когда решили масштабироваться на другие платформы, поняли, что ошиблись. Где-то мы пытались навязать гитхабовскую терминологию пользователю Asana, и это было плохо.

Поэтому пришлось всё переделывать и выпускать вторую версию. К этому времени мы уже были платными».

Об инвестициях. «Рабочее время закончилось — основатели домой не пошли»

«В последнее время все пишут про инвестиции. Мы принципиально не привлекали деньги со стороны.

Во-первых, было страшно: не было уверенности, что проект выгорит. Во-вторых, мы не умели работать с инвесторами. В-третьих, у нас был внутренний источник финансирования — наши аутсорсинговые проекты. Пусть они не позволяли нанять 50 человек, но с ними мы могли спокойно делать лайфстайл-бизнес.

Конечно, поначалу пришлось хорошо напрячься. В то время, когда мы только открывали нашу компанию, а работали в другой, приходилось в восемь утра идти в офис, а с шести до полуночи работать на себя.

С продуктом напряг был больше ментальным. Самым сложным было не забросить эту идею. Мы уже ничем особо не рисковали, но постоянно жили в режиме многозадачности. Приходилось и аутсорсом заниматься, и продуктом: клиента ведь не попросишь подождать. Как результат — расфокусировка, которая порождает раздражительность и вредит профессионализму.

Asana + Everhour

Нет, мы не считали, во сколько нам обошёлся Everhour. Мы делали продукт в то время, как у нас отваливался какой-то проект. Или же так: рабочее время закончилось — фаундеры домой не пошли. Позже, когда тайм-трекер стал приносить доход, позволили себе нанять людей специально под продукт.

Но наша команда так и осталась маленькой: сейчас нас 11 человек, включая троих фаундеров и четверых сотрудников, которые с нами уже очень давно. Три человека работают над сторонним проектом — со времён аутсорса у нас остался один клиент. Это очень серьёзный проект с длинным knowledge transfer, и мы не могли просто сказать клиенту «пока». Заканчиваем его постепенно.

Помогли бы нам инвестиции? Хм, это вопрос. Мы несколько раз переделывали продукт, так как неправильно оценивали потребности рынка. Только набив шишки, мы стали умнее. Каким-то идеям нужно было созреть. Как и нам самим. Получи мы инвестиции в самом начале, мы бы не знали, что с ними сделать. Скорее всего, просто слили бы их в рекламу и, возможно, не так сильно заботились бы о раннем выходе на рынок. Пилили бы себе фичу за фичей, а потом оказались в ситуации, когда нет ни продукта, ни денег».

О платёжной системе. «Думали, надо открывать компанию в Америке, но обошлись посредником»

«Поначалу было много организационных сложностей. Мы не знали, как начать принимать деньги, какую платежную программу подключить. Долго изучали вопрос, думали, что придётся регистрировать зарубежную компанию, но всё оказалось проще.

Мы подключились к Stripe (сервис приёма и обработки электронных платежей — dev.by). Этот сервис — классный, но он не работает с Беларусью, как и со многими другими странами. Однако легальная схема есть: вы находите в США человека, который регистрирует на себя аккаунт в платёжной системе. Вы заключаете с ним лицензионный договор о продажах, по которому посредник принимает эти средства, оставляет себе комиссию, а роялти переводит вам.

Basecamp + Everhour

Stripe за процессинг берёт 2,9% плюс 30 центов за каждую транзакцию (в месяц у нас больше 2 тысяч транзакций), в сумме у нас получается в районе 3,5%. Посредник берёт около 5%. Остальное получаем мы. Это хорошие условия. Да, можно поехать в Америку и открыть компанию там, но это сложно и дорого. Надо снять офис, нанять директора, платить налоги, делать аудит. В самом начале пути, когда у тебя оборот $10 тысяч в месяц, не очень хочешь этим заморачиваться. Всему своё время.

Мы изначально рассматривали также платёжные системы Braintree и PayPal, но тогда ходили неприятные истории о блокировках этих сервисов, поэтому выбрали другой. И пока, тьфу-тьфу, проблем не было.

Посредника помогла найти белорусская юридическая компания. Они предложили двоих. С первым мы не сработались (он не хотел быстро реагировать на наши запросы), а со вторым — вполне».

Об источниках трафика. «Написали письма, сделали лендинги и забыли»

«Каждый стартапер должен понять, как он может на долгосрочной основе привлекать качественный трафик.

Есть Google AdWords. Но если кто-то думает, что с ним всё просто: настроил компанию, заплатил, запустил и попал в лидеры, — то ошибается. Мы в один месяц потратили на этот сервис около $2000 с нулевым результатом. Ни один платный пользователь на наш сайт не пришёл.

Я не говорю, что это ни у кого не работает, или что мы никогда не будем этим пользоваться. Я говорю, что с наскока это не выстрелит, нужна большая работа. Под каждое ключевое слово надо сделать качественный лендинг и онбординг, чтобы человек, который кликнул на вас, захотел подписаться.

Иначе получается очень большая воронка. Допустим, пользователь видит рекламу в Google и кликает на ссылку (за этот клик уже платятся деньги). Только 10% из попавших на лендинг-страницу идут дальше и регистрируются. Из тех, кто зарегистрировался, только 20% подписываются на план. Предположим, клик в гугле стоит $5 (хотя есть ключевики и по $20). Если потратить $1000, получим 200 переходов на сайт, из них только около 20 регистраций, из них только четыре платежа. Стоимость привлечения такого пользователя — $250. Дорогое удовольствие.

Но мы нашли другие источники трафика. На сайтах систем управления, с которыми мы интегрировались, есть integration-директория. В неё могут попасть практически все стартапы, которые интегрируются с их продуктом. Вы пишете, обосновываете свой продукт, они создают у себя в домене вашу маркетинговую страницу, и на этом работа закончена.

Trello + Everhour

Дальше пользователь, который приходит к ним на сайт и имеет какую-то потребность (в нашем случае это потребность в тайм-трекинге), смотрит в директории, кто предлагает интеграцию. Видит Everhour, нажимает и переходит к нам.

Это очень качественный трафик, который нам ничего не стоит. Мы им написали, сделали лендинг и забыли. Но каждый день с этих сайтов к нам приходят посетители.

Второй способ привлечения трафика — «органика». Люди постоянно что-то ищут в Google. Твоя задача — оптимизировать свой сайт так, чтобы тебя находили чаще. Но это очень трудно, поэтому мы нашли ещё один путь — продвижение через сайты-отзовики.

Допустим, клиент не нашёл нас, но нашёл конкурентов. Он идёт за отзывами на их продукты в такие директории, как getapp, Capterra, g2crowd.com, и видит в том числе нас, причём с достаточно высокими котировками.

Просто заносишь в каталог свой продукт и собираешь отзывы. Клиенту, который чем-то доволен, мы говорим: может, тебе не жалко оставить отзыв у нас в директории? Зачастую люди соглашаются.

Конечно, ты не можешь контролировать этот процесс: кто-то может оставить негативный отзыв. Но наш средний рейтинг на этих площадках — 4,7-4,9.

Такие отзывы хорошо работают в отношении клиентов, которые собираются сменить систему трекинга и делают выбор взвешенно. Эти ресурсы делают лидерборды — например, лучшие стартапы за период. Мы тоже попадали в эти рейтинги.

А SEO — это очень трудно. Выйти в лидеры по какому-то ключевику, не зная, какие критерии важны для Google, быстро не удастся.

Как-то мы написали статью под названием Everhour vs Harvest vs Toggl и опубликовали в своём блоге. Это неплохо сработало: люди искали информацию о наших конкурентах, а находили ещё и про нас. Этот кейс даже включили в книгу 100 Days of Growth (Tip #93). Одна статья давала нам больше тысячи переходов в месяц в течение года».

О бизнес-модели. «Бесплатный пользователь может повести вас по ложному пути»

«Сейчас у нас около 20 конкурентов, и у многих из них — Freemium-модель. Мы от неё отказались. Как только мы подключили тарифный план, то сразу предупредили пользователей: через месяц всё будет платным.

Почему? Бесплатные пользователи больше пишут, резче реагируют на твои ошибки. Они могут повести вас по ложному пути: то, что просит бесплатник — это не всегда то, за что готовы платить. Бесплатному дай больше фич, дизайн, графики. Платному надо, чтобы всё работало быстрее, был лучше поиск. И платник голосует рублём.

Freemium-модель подразумевает надежду на то, что бесплатный пользователь со временем превратится в платного. Но это происходит только в одном из десяти случаев. Но оставшихся девять клиентов вам всё равно надо обслуживать, а это затраты на поддержку, нагрузка на сервер.

Кроме того, у всех систем есть rate-лимиты на API. У нас может быть платный клиент, у которого десять проектов, и бесплатный с 200. Мало того, что он ничего не платит, так ещё и большую нагрузку дает.

Да, у Freemium есть плюсы, которые мы теряем. Это бесплатный маркетинг, возможность взрывного роста. Но ещё неизвестно, как бы этот рост выражался в деньгах».

Иван Драгун, старший бэкенд-разработчик

О годовой подписке. «Допустим, клиент закрыл компанию. Так бы он отписался, а с годовым планом уже всё оплачено»

«Сначала у нас была только помесячная оплата. Годовой подписки мы боялись: вдруг решим через три месяца закрыть проект и придётся возвращать деньги. Но потом решили попробовать. И очень этому рады.

Годовая подписка увеличивает ежемесячный денежный поток на 15%. Пользователи по разным причинам хотят заплатить сразу за год. Во-первых, скидка почти в 30%: $60 в год за каждого пользователя против $7 в месяц. Во-вторых, есть компании, которые не хотят, чтобы им каждый месяц приходил инвойс. Не знаю, может, им бухгалтерская компания выставляет счёт за каждую лишнюю бумажку. В-третьих, это элемент доверия к компании.

Когда ты выставляешь счёт каждый месяц, возникает определённое количество отклонённых платежей. Возможно, у клиента в этот момент нет денег на карте. Мы пробуем раз, другой, а на третий раз отписываем пользователя. И бывает так, что после этого он не возвращается.

Другой случай: клиент взял годовую подписку, а через полгода закрыл компанию. Так бы он от нас отписался, а с годовым планом уже всё оплачено».

О предназначении тайм-трекинга. «Мы ни за кем не следим»

«Почему-то все думают, что тайм-трекинг — это просто. Заблуждение. Показать таймер и нажать на кнопку — это одно. Совсем другое — проанализировать данные, проставить оценки, сделать бюджеты по проекту, выставить счёта. От тайм-трекинга зависит ресурсное планирование, здесь много чего учитывается.

У нас нет жёсткого трекинга, мы ни за кем не следим. Если отойти от компьютера, не выключив таймер, то он будет тикать. Да, есть компании, которые хотят знать, нажимал ли сотрудник на клавиши. Это уже слежка, и я не знаю, кому она понравится. Если ты не доверяешь своему сотруднику, не работай с ним.

Мы не опускаемся до скриншотов экрана. Хотя у наших конкурентов есть программы с такой функцией. И на них мы встречали такие отзывы: а законно ли то, что вы храните наши скриншоты у себя на сервере, в то время как мы работаем с приватными данными? Для разработчика это потенциальные риски. И потом, чтобы отслеживать нахождение за компьютером, надо добавлять специальный софт, а мы не хотели усложнять наш продукт.

Да, если ты мошенник, то сможешь накручивать себе время. Хоть 40 часов подряд зарепорти, но если ничего не сделано, то как ты отчитаешься?

Зачем тогда нужен тайм-трекинг, если не для слежки? Для анализа. Например, делаешь типовой проект и считаешь время. На основе этих данных можно прикинуть, сколько времени займёт следующий проект и какую за него выставить цену. Для отчётов компании перед клиентом. А ещё в нашем продукте есть дашборд, на котором админ в один клик может посмотреть, кто в данный момент над какой задачей работает. Это полезно, это упрощает коммуникацию.

Конкурировать в сегменте тайм-трекеров за счёт функциональности очень тяжело. Кто-то делает крутой дизайн, но это сомнительное преимущество: сегодня тебе нравится фиолетовый цвет, а завтра зелёный. Мы стараемся не увеличивать функциональность, которую надо поддерживать, а покрывать необходимые функции минимальными затратами.

Сначала нащупали интеграцию — её все полюбили. Но мы хотим, чтобы пользователи, которым важна не только интеграция, тоже оставались с нами. Поэтому постепенно добавляем возможности создавать проекты, планировать время, выставлять инвойсы. Учитывая, что команда у нас маленькая, приходится расставлять приоритеты.

Например, десять человек сказали, что им нужен планер ресурсов. Мы думаем, как это сделать максимально быстро, делаем и ждём обратную связь. Если фича не стала популярной, можем её удалить. Можно пилить фичу бесконечно долго, и она никогда не окупится.

Wootric помогает нам измерять Net Promoter Score — то, насколько положительно отзываются о твоём продукте. У каждого пользователя раз в месяц всплывает окно с просьбой: оцените от 1 до 10 вероятность того, что вы порекомендуете продукт кому-то ещё.

Тех, кто ставит 10, мы просим оставить отзыв на другой площадке. Тем, кто оставляет, даём гифт-карту, которую можно отоварить на Amazon. Но даём уже после отзыва, не хотим, чтобы это выглядело как подкуп. Ста клиентам сделаешь подарки на $1000, зато получишь колоссальный материал для анализа».

Слева — Никита Ишков, старший фронтенд-разработчик. Справа — Сергей Декевич, старший фронтенд-разработчик

О будущем. «Для начала хотим вырасти ещё в два раза»

«Сейчас мы собираем от подписчиков по $100 тысяч в месяц. За последний год мы выросли в 2,2 раза и видим, что в ближайший год можем вырасти ещё вдвое, оставаясь по-прежнему маленькой компанией формата лайфстайл.

В то же время уходим от концепции «на все руки мастер». Прямо сейчас хотим нанять пятерых человек, чтобы правильно делегировать им задачи: фронтенд-разработчика, дизайнера, специалиста по контенту, iOS-разработчика, тестировщика.

Основные наши клиенты — в США (60-70%), Канаде и Великобритании. Это закономерно, так как у нас только англоязычная версия. Но много клиентов и из Бразилии. Новые языки осваивать пока не планируем: нет гарантии, что получим большую отдачу.

Инвестиции брать по-прежнему не собираемся. Во-первых, хватает своих денег. А во-вторых, в крутых продуктовых компаниях основные траты — это маркетинг. Но мы ещё не нащупали каналов, в которые можно вкладываться и получать моментальную отдачу. Мы их ищем. А тогда и посмотрим».

dev.by — сайт об информационных технологиях в Беларуси и в мире.

Статьи по теме:

0
160 комментариев
Написать комментарий...
Mike Espoo

Отличная статья.
Реально дельная.

1 - По поводу инвестиций.
Они им не были нужны.
Им было на что жить и делать продукт.
Если ты не знаешь на что тебе деньги инвесторов, то деньги инвесторов не нужны.

2 - По поводу посредника, stripe и 5%.
Жаль это мало кто понимает.

3 - По поводу безплатных клиентов.
В точку.

4 - Google AdWords
В точку

5 - Продуктовая модель
В точку

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kuzmin

Комент тоже дельный!
Только пункт 2 не понял - что значит "Жаль это мало кто понимает" ??

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Serge Arsentiev
то деньги инвесторов не нужны

Да Вы что, на vc.ru 80% статей про привлечение, скажем $10 млн непонятно под что, с выходом на привлечение $20 млн через пару лет, а потом закрытием проекта. Так почитаешь - это мейнстрим для стартапов - набрать 300 000 халявщиков (в пользователи приложения "Какой сегодня день, где я?"), привлечь деньги чтобы собрать еще больше халявщиков ... и закрыться потому что единственный программист в команде сначала ушел в запой (в целях тестирования), а непосредственно из запоя уехал в Калифорнию по контракту, и уже оттуда сообщил что больше не сможет поддерживать код.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Mikhail Kulakov

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Очень внятная статья получилась - понравилось. Мне отдельно импонирует взвешенный и рациональный, спокойный подход людей к бизнесу.

Дельно написано про схему развития продукта. Как раз «мой любимый размер»: у людей хватило денег дофинансировать продукт. Если фокус и концентрация в развитии никуда не потеряются - все отлично будет.

Отдельно улыбнуло «кто хочет миллион - улучшает», вроде - шутка, а вроде, и - нет.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Kulakov

Если у кого то будут вопросы по делу - постараюсь ответить и поделиться опытом. В одной статье конечно всего не расскажешь. Можно писать в комментариях или мне в личку.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Чигаров

Отличная статья, спасибо! Очень дельно про freemium, годовую подписку и контекст, а ещё про отличия в развитии аутсорсинговой и продуктовой моделей.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

1 - А Вы оформили юр лицо в США?
2 - Как выглядит процесс оплаты?
Приходит счет что продукт куплен у некой фирмы или фигурирует Ваше название компании?
3 - Есть ли у Вас EULA соглашение для клиентов? Если да, то какая локация указана для юр споров?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Михаил Погольша

Пилим сейчас тоже приложение под крупные сервисы. Подскажите из вашего опыта, как лучше, сосредоточиться сначала на одной платформе (в вашем случае гитхаб) или сразу пилить под 2-3 самые крупные?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Mike Espoo

Михаил, я правильно понимаю что Вы пользуетесь чем то вроде агрегатора платежей?
Как например https://www.digitalriver.com/ - фирма из Ирландии предоставляет услуги для Adobe, Samsung и других.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Stanislau Baranouski

отличный материал, спасибо! в мемориз.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Lex

"В мемориз"? Вы пролежали в коме 10 лет?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Иван Палий

Интересная статья. Замечание по SEO. Оно сложно не потому, что нельзя понять Google, а потому что требует больше времени, знаний, а иногда и ресурсов чем Adwords. Но видно, что ваши конкуренты, очень хорошо в него вкладываются. Но и вы неплохо растете по ссылкам. Структура сайта отличная. Исправьте только некоторые технические ошибки - из за того, что вы вшиваете ютм метки на главную страницу с блога, получаются индексируемые дубли главной страницы. Здесь детали - https://sitechecker.pro/crawl-report-domain/?token=8xkxk23crk4egbryqaxy
Эффективность постов лучше отслеживать через отчет посадочные страницы в гугл аналитикс.
Также интересно узнать ответы на два вопроса:
1. Настраивали какую либо продуктовую аналитику? Нет промотер скор хорош, но его мало, как по мне. То что люди говорят и то что делают, часто разные вещи.
2. Есть в команде человек, который занимается SEO?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Kulakov

Спасибо, глянем.

1. Конечно, NPS не единственный показатель. У этого своя цель. Мы много разного анализа делаем по базе. Что и как используют клиенты.

2. Пока что нет выделенного человека.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kuzmin

5% посреднику = 50к дол в год?
Я живу в Италии, получаю деньги от покупателей через Страйп.
Думаю могу предложить более выгодный для вас вариант!

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Kulakov

Антон, спасибо за предложение.

Менять не хотим. Уже какое то время работаем с человеком, сложились доверительные отношения. Следующим этапом будет своя компания.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Serge Arsentiev
более выгодный для вас вариант

Просто замечу, что самое фиговое в любом объявлении о том, что зарабатываешь или осваиваещь такую-то сумму - это шторм из подобных предложений. Помнится, после пары публикаций про инвест-проект, нам (так получалось, что мне), еще 8 лет звонили подрядчики по вывозу строительного мусора, систем охраны и безопасности, систем вентиляции, комплексного чего-то там, реставраторы, и кто угодно ... в частности благотворительные организации и организаторы выставок и семинаров "Способы замешивания раствора для укладки кирпича, VIP семинар в Сингапуре с отдыхом на Бали"

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Marina Filina

Классная статья: все по делу, никакого хайпа, одна прагматика. Хочется просто пожелать успехов и дальнейшего развития.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Kulakov

Спасибо, Марина!

Ответить
Развернуть ветку
Yury Molodtsov

Ну вообще говоря, если у вас цель "заработать миллион" и остаться маленькой командой, то и венчурному инвестору вы в целом не очень нужны, на такие цели проще взять кредит :)

А компанию в Делавере открыть очень просто и личное присутствие даже не нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Kulakov

Да, наверное мы не очень интересны, хотя нам пишут.

Компанию действительно можно открыть, вопрос с банком.

Ответить
Развернуть ветку
46 комментариев
Artem Ilchenko

Типа заработать лимон зелени - это стыдно?)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Volc O'Hara

$1m на 7 человек в год это очень мало. Может таки поискать инвестиций?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Kulakov

Конечно, есть куда крупнее. Но продукты не начинают с 1M. В статье мы не хвастаемся, а делимся опытом.

Просто деньги не дадут нам взрывного роста.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Евгений Ткач

Дельная статья, спасибо. Есть ли у Вас в штате фрилансеры, или пользовались ли их услугами в процессе построения бизнеса?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Kulakov

Да, привлекали.

1. Дизайнер и верстальщик. Первую версию лэндинга делали не мы. Но с тех пор сайт сильно поменялся. Сейчас обходимся своими силами.

2. Мобильное приложение. Решили не нанимать сразу человека в штат. Хотели понять будет ли спрос, стоит ли вкладываться.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Viktar Baravy

8,5% терять с каждой транзакции - это жесть! а почему нельзя сделать процессинг WebPay или Assist сразу на РБ счета (с потерей 2-2,5%)?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Kulakov

Супер детально не изучал вопрос. Но я бы просто не рискнул строить международный продукт с ними. И, кстати, они не работают с Diners Club и American express. А у нас US очень много.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alek V. Orloff

Спасибо за статью! Почерпнул несколько дельных идей насчет продвижения.
Интересуют некоторые вопросы по части процессинга платежей через посредника в stripe. Как это юридически оформлено и насколько эффективно работает схема, если говорите об оборотах более 100к в месяц?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Kulakov

Оформлено как лицензионный договор.
Что касается эффективности, при 100k mrr уже можно и нужно регистрировать свою компанию. Не потому, что это перестаёт работать. Просто это уже экономически целесообразно + уже не хочется от кого то зависеть.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

А Вы когда-нибудь пробовали без вида на жительство получить счет в банке какой-нибудь страны?

Вот приведу Вам пример с UK, как раз вчера закончил тестить вариант: UK+Payonner+Stripe.
Можно онлайн зарегистрировать фирму в UK, заранее оплатив virtual office и удаленный номер UK для указания в форме регистрации.
Но далее...
А как получить счет в банке UK?
А никак, даже при личном присутствии в UK ни один банк Вам счета в банке не откроет.
Многие советуют Payoneer, но они предоставят Вам вот такое решение по валютным счетам

Взято из аккаунта в Payoneer, зарегистрированного на фирму в UK.
GBP
Принимаются только переводы BACS и Faster Payments Service (между британскими банками) в британских фунтах стерлингов
Переводы необходимо выполнять с банковского счета компании
Переводы в долларах США будут автоматически отклонены
Международные переводы не поддерживаются

EUR
Принимаются только переводы SEPA (между европейскими банками) в евро
Переводы в долларах США будут автоматически отклонены и могут привести к приостановлению предоставления услуги
Международные переводы не поддерживаются

USD
Принимаются только переводы ACH (местный банк США) в долларах США
Переводы необходимо осуществлять со счета компании
Переводы от физлиц будут автоматически отклонены
Банковские переводы не поддерживаются
Переводы со счета принадлежащей Вам компании не принимаются

И вот что хочешь то и делай с такими "возможностями"...
Stripe с такими счетами отказывается работать потому что нужна возможность как снятия так и пополнения счета.

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Mikhail Kulakov

Вряд ли это говорит об успешности. Да и по деньгам - вполне доступно, порядка 700 евро. У некоторых компаний кофеварки дороже. Просто нам нравилось играть в кикер + он занимает не так много места, как например теннисный стол.

Должен отметить, что вещь шумная.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev
есть футбол, это признак успешности

Может и на работу принимают по количеству "набитых" мячей, в это дело? Ну там 20 раз - стажером, 50 раз junior, 100 раз senior ?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Егор Андреев

Очень интересная статья. Читал ее еще на dev.by. Но почему так забавно подписано фото: Слева — Никита Ишков, старший фронтенд-разработчик. Справа — Сергей Декевич, старший фронтенд-разработчик. Почему не написать "Никита Ишков и Сергей Декевич - старшие фронтенд-разработчики".

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Kulakov

Не знаю :) Я статью не верстал, это было интервью с журналистом, голосом. Они уже потом готовили текст.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
157 комментариев
Раскрывать всегда