«Этот курс – своеобразный храм физики в моем исполнении»: 64-летний учитель ведет YouTube-канал с уроками физики Статьи редакции

История одессита Павла Виктора, который ведет прямые трансляции уроков и снимает документальные видео — от автора издания MC Today Яны Проценко.

Павлу Виктору 64 года. Он учитель физики в Одесском Ришельевском лицее. Уже пять лет он снимает свои уроки и выкладывает их на YouTube. Сейчас у его канала 7,5 млн просмотров и 73 тысячи подписчиков.

Благодаря этим урокам многие ученики сдали экзамены на высокие баллы, смогли поступить в университеты мечты. Журналист MC Today посетила один урок Павла и разузнала, почему он еще не спешит на пенсию.

Павел Виктор

Мы встретились с Павлом в лицее. В здании делают ремонт, все приборы спрятаны в подсобку. Класс маленький, но уютный. Павел Андреевич говорит, что это огромный плюс, потому что дети чувствуют себя как дома.

Учитель вынес из подсобки электрометр и показал фокус: потер линейку об бумажку и прикоснулся ею к электрометру. Вдруг стрелка показала уровень электрического заряда, что проходит сквозь нее. Заряд исчез, как только учитель прикоснулся рукой к машинке.

Потом он спрятал машинку под стол, сделал то же самое, но на этот раз стрелочка не среагировала на прикосновение. На восторженный вопрос «Как так?» он улыбнулся и сказал: это и будет темой нашего сегодняшнего урока.

Одесский Ришельевский лицей

Как все началось

«Ученый – это человек, который удовлетворяет свое любопытство за счет государства», − объясняет Павел. Учитель снимает уроки на видео с 2014 года. Началось все с того, что в школе объявили карантин, а выпадать из программы не хотелось. Поэтому он записал урок на видео.

Но чтобы сделать 15-минутный ролик, приходилось тратить весь день на монтаж. Потом один из учеников заболел и попросил послушать лекцию по Skype. Учитель был вынужден носить ноутбук за собой, чтобы через веб-камеру показывать ребенку нужный кусок доски: «Я ему даже “н-ку” не ставил. Но подумал, что если заболеют два или три ребенка, то это уже будет проблемой», − говорит учитель.

Поэтому Павел решил попробовать вести прямые трансляции урока через YouTube.

Школа закупила всю необходимую технику для трансляций: большой экран, две камеры для общего и крупного плана, аппаратуру для записи звука, видеомикшер. А ноутбук Виктору подарили в 2009 году, когда он стал «Учителем года» на всеукраинском конкурсе, вспоминает он вскользь.

Как Павел записывает уроки

На канале Павла есть два этапа изучения физики в школе: простой и сложный. Сначала он записал уроки для 9-11-х классов, потом из-за карантина начали записывать программу для семиклассников. В этом году запишут видео для 8-го класса. Так появится единственный в стране сборник школьных уроков физики в видеоформате.

Чтобы записать урок, Павел включает камеру на стене класса и подключает звуковое оборудование. В кадре − доска с формулами. Вторая камера фиксирует либо эксперименты, либо вопросы учеников.

В результате получается увлекательное 40-минутное видео без монтажа: про механику, электромагнитную индукцию, атмосферное давление и многое другое. На канале даже есть видеоуроки об искусственном интеллекте, записанные на английском.

Теперь на уроках тихо

В начале нашего разговора в кабинет вошли трое студентов. Это бывшие ученики Павла Виктора, которые заглянули проведать учителя и поделиться своими успехами. Некоторые из них учатся в лучших «физических» вузах СНГ, потом планируют учиться в Германии.

Вспоминают былое, говорят, что были самым первым классом, в котором проходила съемка уроков. И все школьники наряжались, хотели красиво выглядеть, но их, конечно же, не сняли, смеются они.

Перед тем как включить камеры, Павел Андреевич произносит традиционные слова: «А теперь 10 секунд тишины, и мы начинаем». Дети должны выключить телефоны и сидеть тихонько на протяжении всего урока. Девочки с последних парт благодарят за то, что на уроках теперь тихо и все слышат учителя.

Однажды во время записи, когда все выключили телефоны, у одного мальчика зазвонил Viber на планшете. Ребенок жутко засмущался, ведь ему никогда раньше туда никто не звонил, а тут вдруг такой шум во время записи.

Павел Андреевич посмеялся вместе с детьми и оставил это в выпуске, ведь главное в уроках – искренность. Детям приятно попадать в кадр. Они готовятся к записи, стараются не мешать и задавать вопросы.

Главное преимущество уроков, по мнению учителя – это домашняя атмосфера. Дети могут пересматривать лекцию дома и вспоминать все, что забыли или прослушали. Так обучаться гораздо эффективнее.

Другие учителя понемногу перенимают опыт физика, но полный курс еще никто записать не решился. В этом году во время карантина все учителя записывали свои занятия. Павел помогал им: «Я в уголке работал звукорежиссёром. Уроки проводили в кабинете весь день».

Документальные фильмы учителя

Павел требует от детей только то, что делает сам. Поэтому он один из немногих учителей, который носит такую же школьную форму, что и его ученики. На нем рубашка и жилет с эмблемой лицея − именно в них он традиционно ведет свои уроки на YouТube.

Помимо уроков физики на канале Павла есть много фильмов о жизни вне школы. Например, учитель возит детей на рафтинг, в походы, вело-экспедиции. В одном из таких фильмов снялся мальчик Никита Воронин − интернет-ученик Виктора.

Он написал бумажное письмо учителю, в котором рассказывал о себе и о том, что благодаря урокам Павла Андреевича смог поступить в КПИ. В эпиграфе к письму Никита написал: стучите, и вам откроют.

В письме парень спрашивал, можно ли присоединиться к группе ришельевского лицея, чтобы поехать с ней в велосипедное путешествие. Павел Андреевич посоветовался с коллегами и взял парня с собой. Говорит, что Никита очень одаренный.

Неожиданная популярность

Как-то на улице к Павлу подошел мальчик. Сказал, что смотрит канал лицея, и показал конспект всех видеоуроков. «Вот если бы это был обычный урок, он бы не успел скопировать все рисунки и записать все слова. А так можно перемотать, послушать еще раз», − заключает физик.

Иногда на улице подходят взрослые, благодарят, говорят, что смотрят его уроки. Павел говорит, что не ожидал такой популярности и она его немножко пугает.

В комментариях к видеоурокам часто пишут зрители из Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, России, Беларуси: признаются, что благодаря урокам Павла Андреевича сдали экзамены на хороший балл.

Павел Андреевич удивляется, что появилось много зрителей из Израиля, Литвы и Америки. Кто-то пересматривает уроки просто для поддержки «тонуса» знаний, кто-то − по учебе.

Смотрят и молодые учителя − чтобы научиться объяснять сложные темы. «Есть такие чудаки, которым за 60. Они пишут, что с таким удовольствием вспомнили курс физики, что это так интересно», − делится Павел Андреевич.

Учитель не планирует идти на пенсию

Сейчас Павлу Виктору 64 года, но о пенсии он даже не говорит. Будет работать столько, сколько сможет. Рядом с детьми он забывает о своем возрасте.

На сегодняшний день канал Павла Виктора собрал уже 7,5 миллионов просмотров. Зарабатывать на этом он принципиально не хочет. Считает, что учеба должна быть бесплатной. А все комментарии с коммерческими предложениями тут же удаляет.

Но на все другие комментарии под видео он отвечает обязательно. Часто это отнимает время, целые часы. Но Павел считает это важным, ведь иногда там задают такие вопросы, что приходиться и самому учить что-то новое, решать какую-то задачу. Говорит, что учится у детей умению смотреть на мир широко раскрытыми глазами и быть любознательным.

Павла Андреевича пугает то, что сейчас происходит в образовании. Он понимает, что стране не нужно так много людей с высшим образованием, но хочет сохранить эталонный курс. Эти уроки – что-то вроде архива, который будет хранить сложные, но доступные для детей знания по физике. «Этот курс – своеобразный храм физики в моем исполнении», – резюмирует он.

0
69 комментариев
Написать комментарий...
Valentin Bochkov

В общем, идея просто отменная для всего образования. Все уроки начать записывать, тогда и халтуры не было бы от учителей и дети бы вели себя на уроках совсем по-другому. Более того, произошло бы сокращение учительского состава, что привело бы к росту качества образования (остались сильнейшие). Разбили бы на уроки и экзамены. Уроки ведут таким образом он-лайн топовые учителя и сразу во всех школах страны. А местные учителя следят за порядком и принимают экзамены (если надо разъясняют после уроков что-то).

Ответить
Развернуть ветку
T:ema

Сокращение учительского состава приведёт к возросшей нагрузке на этот учительский состав. Учителям не только уроки вести надо, но ещё и готовиться к урокам, проверять домашние задания, готовиться к контрольным работам и всему остальному. И это ещё помимо традиционной бумажной работы.

Ответить
Развернуть ветку
66 комментариев
Раскрывать всегда