Истории Andrey Frolov
5 570

«Европейский учитель в ЮАР может получать $3 тысячи в месяц»

История белорусских разработчиков, которые занимались установкой приложений в африканских школах — в материале dev.by.

В закладки

Delivery Director в Intetics Алексей Жуковский несколько лет работал на образовательном проекте для африканского заказчика, а когда пришло время запуска продукта, вместе с разработчиком отправился в ЮАР.

Алексей вспоминает, как демонстрировали систему в бедных и богатых школах Йоханнесбурга, Кейптауна и Дурбана. Без сучка и задоринки не получилось: устаревшие слабые процессоры Pentium и Atom, канал интернет-соединения 1 Мбит/с на весь класс и гаджеты марки noname.

Четыре года — интенсивность разработки постоянно менялась — наша небольшая команда из семи человек работала над системой для диагностики знаний африканских учащихся. Заказчиком был преподаватель из богатой семьи. Дэйвид проработал в школьной системе около 15 лет. При этом у него был неплохой бизнес в образовании и несколько реализованных проектов. В том числе поработал уже с нами.

Он загорелся более амбициозной идеей — создать программу, которая будет находить у учеников слабые места в школьной программе и говорить, какие области знаний нужно подтянуть. Банально: если человек не знает сложение, то, скорее всего, у него будут проблемы с умножением.

Когда мы завершили проект и отдали софт заказчику, тот попытался самостоятельно запустить его в некоторых школах ЮАР. Но столкнулся с какими-то странностями в работе системы. Технических специалистов на его стороне не было, а администраторы в школах неквалифицированные.

Заказчик стал звонить нам и спрашивать: «Что у вас за приложение, оно постоянно глючит, виснет?!». Мы долго не могли понять, в чём дело. У нас оно корректно работало на всех массовых и топовых устройствах и «операционках».

Решить проблемы удалённо не получилось, и мы собрались в Африку.

ADSL-канал на 8 Мбит/с — максимум. Иногда встречали и «мёртвый» dial-up

Перед вылетом начитались новостей и стало немного жутко: высочайшая преступность, убийства, грабежи, малярия и прочее. Друзья и знакомые отговаривали: «Куда вы собрались? Надо оно вам?».

Кстати, прививки перед поездкой мы не делали. Во-первых, побочные действия от препаратов иногда опаснее, чем сама болезнь. Во-вторых, малярия водится только в отдалённых районах Африки, далеко от цивилизации. Заразиться ей в крупном городе нереально. Заказчик подтвердил: «Ребята, даже не рыпайтесь, за два дня до вылета нет смысла прививаться».

В бедных районах Йоханнесбурга видели «гетто» и брутальные трущобы, где порой нет ни канализации, ни воды. Перед нами устрашающе возвышалась опустевшая 54-этажная башня Ponte City. Говорят, в 2000-е власти освободили небоскрёб от банд, которые превратили её в рассадник преступности и наркомании. Мы не фанаты такого экстрима, подниматься не стали.

По всей Африке красной нитью — резкий контраст нищеты и богатства, расовое и социальное расслоение. По городу могут ездить дорогие машины, вроде Porsche, и в то же время прямо на светофоре к тебе подходят уличные бродяги или продавцы значков для автомобилей. И все просят денег.

Один знакомый поставил там на машине бронированные стёкла, потому что даже в центре города запросто могут разбить стекло и залезть в машину. Ночью никто не останавливается на красный свет, потому что в этот момент может подъехать машина, из которой выскакивает банда отморозков, выбивает стёкла, вышвыривает водителя и грабит его или угоняет автомобиль.

Некоторые пригороды настолько богаты, что там нет пешеходных дорожек — люди передвигаются только на автомобилях. Меньше всего социальный контраст заметен в туристическом Кейптауне. Правительство следит за имиджем, поэтому, наверное, нищих гоняют, чтобы не отпугивали туристов.

Технологии в Африку проникают медленно. Мобильный интернет дорогой, доступность не очень высокая, ADSL-канал на 8 Мбит/с — максимум, что мы видели, оптоволоконных линий вообще не было, иногда встречали и «мёртвый» dial-up. Информация часто распространяется на дисках.

Там нет таких крупных ИТ-компаний, как Google или Facebook. Но есть локальные стартапы, некоммерческие организации и представители большого бизнеса, ориентированные на местный рынок. Они предлагают самые разные услуги: от удобного шопинга и улучшения условий проживания до платформ для коворкинга и сервисов по уменьшению разрыва между представителями различных слоев населения.

Государство проводит тендеры, госзакупки программного обеспечения вместе с железом. В нескольких частных школах видели неплохую инфраструктуру с виртуальными рабочими столами. По тому, как наш клиент строит бизнес, мы заметили, что область образования часто финансирует такие проекты.

В ЮАР есть интересные сервисы, например, для определения типа страховки в зависимости от образа жизни человека. Система собирает множество параметров о твоём здоровье, питании и прочее. И просчитывает коэффициент. Чем выше эта цифра, тем выгоднее у тебя страховка.

Мы нашли там Uber и несколько раз проехали на нём. Паркинги и парковки, кстати, хорошо оснащены, пропускные системы работают автоматически, сами трекают время, номера, проводят оплату.

Зарплаты в Южной Африке близкие к европейским. Популярные профессии, конечно, не айтишные, а скорее инженерно-технические, медицинские, администраторские в гостинично-ресторанном и туристическом бизнесе.

В Африке много, на мой взгляд, недооцененных регионов, где есть всё необходимое, чтобы построить там хорошие экономики. В такие районы сейчас, в частности, вкладывает деньги Китай. Возможно, чтобы перенести туда свою «мировую фабрику» в следующие 10-20 лет.

Даже флаг со школьного двора украли

В ЮАР мы посетили как бедные, так и богатые школы. Одни внешне напоминают 200-летние замки, находятся на холмах и возвышенностях. Другие — новостройки с огромными теннисными и футбольными кортами. Но роднит их одна деталь: снаружи выглядят ещё ничего, а внутри — разрисованные и искромсанные парты со стульями, мебель обветшалая, как будто подуставшая. Белорусские школы, наверное, получше выглядят.

Привычных для нас классов в африканских школах мы не встретили. Просто идёшь по улице, открываешь какое-нибудь тонкое бамбуковое подобие двери — и вот тебе класс или ванная комната. Всё — прямо со двора, с улицы.

Если в бедных школах учится только коренное население, то в богатых — и местные, и иностранцы. Вообще, в ЮАР, особенно в богатых школах, много иностранных учителей из Европы или Северной Америки, которые приезжают туда по программам повышения качества образования. Приезжим педагогам предлагают лучшие зарплатные условия, чем местным. Европейский учитель в среднем может получать около $3 тыс в месяц.

Мы заметили, что в богатых школах часто двор усыпан сумками и рюкзаками. Такого понятия, как тамбур, вестибюль у них нет. В бедных районах полно головорезов, которые ошиваются вокруг школ в надежде что-нибудь отжать. Даже флаг со двора украли. Поэтому большинство бедных школ обнесены колючей проволокой, на окнах висят решётки, а шкафы заколочены. Здесь никто свои вещи во дворе не бросает, дети более собранные и осторожные.

Наше приложение мы планировали запускать в школах, с которыми заказчик наладил отношения. Поэтому важно было, чтобы всё было без сучка и задоринки. Но в действительности мы столкнулись с большим количеством неожиданностей.

От школы к школе были разные проблемы, но отчасти похожие. Как правило, оборудование, включая роутеры, планшеты и компьютеры были бюджетными, устаревшими, а в бедных школах вообще страшными. В основном китайской марки, как мы называем, noname.

В бедных школах на компьютерах в лучшем случае было 2 ГБ «оперативки», процессоры поколения Pentium, Atom, устаревшие и откровенно слабые. Операционки не обновлялись годами и находились в запущенном состоянии. Школьные администраторы не понимали, что происходит с компьютерами при запуске нашего приложения. Хотя проблемы были банальными: то антивирус блочит программу, то Windows скачивает обновление.

Невооружённым глазом видно, что инфраструктуру в школах делали непрофессионалы. Покрытие Wi-Fi слабое, не всегда удавалось держать соединение, особенно, когда весь класс, 30 человек, подключался к интернету. В этот момент все компьютеры одновременно начинали скачивать обновление Windows, которое съедало всю оперативную память и перегружало канал. Для понимания — 1 Мбит/с. Понятное дело, что с такой скоростью там ничего не работало. И заказчик думал, что наше приложение ломает его ОС.

Также столкнулись с банальными организационными моментами, которых, по сути, не должно было быть. Например, неправильно создали аккаунты некоторых пользователей, где-то забыли что-то поставить, настроить, перепутали email студента. Всё до мелочей приходилось проверять самим. К слову, мы не встретили ни одной нерешаемой проблемы.

Для людей, слабо разбирающихся в технологиях, кажется, что с компьютером происходит что-то странное, когда он начинает виснуть. Это мы, айтишники, знаем, что если что-то глючит, то можно посмотреть, какие процессы запускаются в фоновом режиме. А там для людей — это всё магия.

А по детям, кстати, видно было, что им интересно использовать новую программу, проходить тесты. Они радовались, показывали друг другу результаты, хвастались. Были ребята, которые даже пытались обманывать систему, перезапуская приложение — дети они и в Африке дети.

Сейчас основная задача африканского образования — удержать детей в школах, чтобы они не уходили в бандитизм. Если поменять приоритеты молодому поколению, то в принципе, думаю, перемены к лучшему возможны.

Приложение устойчиво к отказам интернета — можно месяц учиться без Сети

В нашем приложении для африканских школ — большая база заданий, тестов, учебных материалов. Вопросы каждого теста имеют связь с темами и областями знаний, которые ученики уже проходили. Каждый тест покрывает определённые области знаний, связанные с другими областями. После прохождения теста алгоритм рассчитывает коэффициент усвоенного материала и говорит, в каких областях есть прорехи. Время от времени система предлагает ученику пройти материал на устранение этих дыр.

При разработке аналитической системы мы использовали знания учителя, поэтому в каких-то диагностических моментах приложение повторяет его опыт, например, в зависимостях между областями знаний. Эти связи были расставлены по захвату опыта преподавателя. Когда у нас будет больше данных, можно будет такие связи выстраивать самостоятельно.

Через админку можно наполнять систему новыми учебными материалами и назначать классы на конкретный тест, следить за успеваемостью, отслеживать, какие темы дети хорошо усваивают, а какие — нет. Также есть мобильное приложение, которое работает без интернета, но с синхронизацией данных.

Приложение очень устойчиво к отказам интернета. Можно месяц учиться без интернета, а потом подключиться к сети и выгрузить все результаты пройденных тестов и заданий на сервер. Если у тебя есть планшет, то через приложение удобно выполнять домашнее задание. Тогда преподаватель может назначать задание индивидуально, ориентируясь на твою успеваемость. Плохо понимаешь интегралы? Вот тебе несколько упражнений и тестов на эту тему.

Наш сервис покрывает все основные предметы африканской программы: математику, физику, социальные науки и прочее. У них, кстати, достаточно необычно формируется программа. Физика, например, включает разделы из химии. Для младших классов был такой предмет, как «жизнь в социуме», где рассказывали элементарные вещи. Например, что нельзя пить из ручья.

Разработка проекта завершена. И сейчас мы обсуждаем другие продукты, которые отпочковываются от основного приложения.

Южная Африка в своё время получила толчок за счёт того, что туда стекались квалифицированные специалисты. Сейчас кроме индусов особо никто не едет туда. Многие, с кем я общался, говорили, что началась утечка мозгов. Часто африканцы с хорошим образованием уезжают, чтобы реализоваться, в Америку, Австралию. Из англоязычного мира сейчас, наверное, более привлекательна Австралия, нежели Африка. Там и перспектив больше, и уровень жизни выше.

dev.by — сайт об информационных технологиях в Беларуси и в мире.

Статьи по теме:

  • Как в Латвии строят свою ИТ-страну. Быстрое погружение: финтех, наука, «сытые» стартапы и неамериканские инвестиции
  • Ограниченные, зависимые, тривиальные — с проблемами. Десять причин не использовать чужие библиотеки
{ "author_name": "Andrey Frolov", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 23, "likes": 20, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "subsite_label": "story", "id": 45831, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 45831, "author_id": 14066, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/45831\/get","add":"\/comments\/45831\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/45831"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199131 }

23 комментария 23 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
6

Вы что издеваетесь??😂😂 У нас в школе до 11-го класса интернета не было (появился в 11 классе, после 2-го четверга) А про мощность компьютера и и скорость интернета вообще молчу..(лучшем случае был 1гб оз и 100-200кбс скорость интернета).. Даже сейчас в университета скорость интернета не больше 2мбс😑😑..

Ответить
0

А можно ли узнать где вы учились территориально? Может вы в тайге учились?)

Ответить
2

СНГ-КЫРГЫЗСТАН.. Сейчас учусь в Бишкеке..

И какая разница? Вообще-то в подсоветский государств(особенно в ЦА) технический база слабый чем в АФРИКЕ(который считает многие:"Мёртвый зона")

Ответить
0

Думаю, здесь важно не «где», а «когда». Я моей школе был класс, полностью оснащённый черно-белыми ЭВМ Электроника. В Калуге дело было. В 90х :)

Ответить
3

Нет компаний вроде Facebook? А как же Naspers который является основным акционером крупных IT компаний в Китае и России?

Ответить
0

Насперс - вы их историю читали? Это фактически венчурный фонд вековой. Удачно попали с Тенсентом, но это тупо деньги и несколько белых джентельменов.

Ответить
–1

Тенсент основали выпускники нашего университета, Шэньчжэньский Университет.У них много инвестиций в Китае кроме Тенсента. Согласен они начинали как медиа компания, но с того момента как они поменяли стратегию на ИТ их капитализация выросла в 70 раз. Впечатляет ведь?

Ответить
0

при чем здесь юар и перспективы страны??? Вообще не при чем. Более того, это еще та ЮАР - с ненавистным апартеидом...

Ответить
0

Ещё одну назовёте?

Ответить
–1

Мы работаем с Mustek и MTN. Но это как аналоги Merlion и Veon в России. Их обороты все равно впечатляют если сравнить пропорцию населения России и ЮАР.

Ответить
0

я так понимаю это локальные игроки, не всемирноизвестные компании

Ответить
0

Вообще Африка сейчас поднимается, это ЮАР на спаде.
Тем более, если челы провели большую часть времени в Йоханнесбурге - это самый пизданутый город ЮАР, сильно отличающийся от других.
Ну и по ЮАР Африку мерить неверно.

Ответить
–1

Китайские страховые и другие финансовые компании доверяют компаниям из ЮАР. В Россию к сожалению вообще невозможно.

Ответить
–1

Поднимается в плане - дороже продают полезные ископаемые? Ну ок. Дальше чего? Необразованное, дикое, быстро размножающееся население.

Ответить
3

А теперь скажите, что апартеид - зло.

Ответить
1

Есть ли доступ к вашему приложению. Интересно взглянуть

Ответить
1

Да мертвый это регион - Африка.

Ответить
1

2 ГБ «оперативки», процессоры поколения Pentium, Atom

сразу видно - писал IT-шник

Ответить

Комментарий удален

0

У Марка Шаттлворта было явно трудное детство

Ответить
0

Вы крутые, и спасибо за статью. Вспоминаю свою Анголу, было даже попроще.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления