«Не могу комментировать слухи или домыслы»: основатель Blissbooker Борис Хэгни ответил на обвинения в невыплате зарплаты Статьи редакции
Возвращаемся к истории двухлетней давности: тогда бывший сотрудник испанского агрегатора салонов красоты рассказал об управленческих ошибках руководства и долгах перед работниками.
В 2017 году мы опубликовали рассказ бывшего сотрудника испанского агрегатора салонов красоты Blissbooker Вадима Моисеева о причинах разорения компании.
По его словам, сервис потратил бюджет и не смог заново привлечь инвестиции из-за ошибок руководства, в том числе основателя Бориса Хэгни.
Хэгни обратился в редакцию vc.ru. Он утверждает, что его репутации был нанесён урон из-за распространения неверной информации, переданной «рядовым сотрудником, который не понимает, о чём говорит».
Согласно странице Хэгни в LinkedIn, помимо Blissbooker от также был сооснователем европейского филиала купонного сервиса Groupon, а в сейчас является управляющим партнёром калифорнийского венчурного фонда Global Founders Capital и работает над своим новым проектом. Каким именно — Хэгни не уточняет.
Чем занимался Blissbooker
С помощью платформы салоны красоты могли размещать информацию об услугах и привлекать новых клиентов в обмен на комиссию от транзакции. Кроме того, компания продавала собственное ПО для работы с клиентами.
Благодаря Blissbooker пользователи могли найти салон красоты в своём городе, выбрать услугу, день и время, оплатить её, а затем прийти и воспользоваться.
Blissbooker запустился в Барселоне в 2014 году, а затем открыл филиалы во Франции, Португалии и Италии. Осенью 2015 года сервис вышел на российский рынок и нанял команду продавцов в Москве, однако в апреле 2016 года был вынужден закрыть российский филиал. За несколько месяцев до этого компания уволила почти половину сотрудников из-за нехватки средств и невозможности привлечь инвестиции.
В мае 2016 года Blissbooker совершил пивот и превратился в сервис для продвижения салонов красоты. Сотрудники компании проводили SEO их сайтов, создавали или вели их страницы в Facebook, регистрировали аккаунт в Google Business и так далее.
Однако добиться успехов в этой сфере не удалось, у компании закончились деньги, и в июле 2016 года Борис Хэгни объявил сотрудникам, что ему нечем платить им зарплату.
В ноябре 2016 года предприниматель продал сервис за неназванную сумму компании-конкуренту Vaniday.
Коротко: о чём рассказал Вадим Моисеев
- Руководство Blissbooker скопировало дизайн сайта у конкурентов.
- Сервис вёл неэффективную кампанию по привлечению пользователей: например, рассылал промокоды, которые можно было использовать сперва во французских салонах, а затем повторно в испанских.
- Blissbooker также тратила деньги на дорогие подарки сотрудникам: им было достаточно привести 10-20 пользователей по личному промокоду, чтобы получить iPhone или iPad.
- Когда у компании закончились деньги, руководство отказалось от промокодов, сократило половину сотрудников и ввело бонусы для тех, кто уговорит салоны дать скидки на услуги. Из-за отсутствия промокодов количество резерваций упало в пять-десять раз, но многие сотрудники смогли удвоить зарплату.
- Хэгни планировал продать Blissbooker немецкой компании и поделился с ней базой клиентов. В итоге она отказалась от сделки и переманила их к себе, сказав, что Blissbooker закрылся.
- Работодатель остался должен Моисееву около €4000. В эту сумму входят заработная плата за месяц, пособие за расторжение трудового договора и отпускные.
- В том случае, если удастся продать активы Blissbooker, Хэгни обещал закрыть долги перед сотрудниками. Однако после сделки с Vaniday отказался выплачивать долг Моисееву. Сотрудники обратились в суд.
Подробно: с чем не согласен Борис Хэгни
Моисеев устроился в барселонский офис Blissbooker в 2015 году. Он работал операционным агентом — загружал информацию о салонах красоты в базу данных платформы.
По его словам, открытие сайта сервиса неоднократно откладывалось: разработчики объясняли это сложностями с денежными транзакциями из-за разницы валют.
Тем не менее менеджеры по продажам продолжали обзванивать салоны и заключать с ними договоры. Однако Моисеева удивляло, что они начали в первую очередь с центра столицы.
«Я не понимал Москву, но мне казалось странным, что люди в центре Москвы будут искать салон красоты через какое-то приложение. Но это было решение Бориса, поэтому оно не обсуждалось», — рассказывал Моисеев.
По словам Хэгни, выход в Россию был для проекта экспериментом. Кроме того, штаб-квартира компании находилась в Барселоне, и управлять московским офисом было сложнее, чем филиалами в ЕС.
После запуска сервиса в Москве Моисеев обнаружил, что салоны предлагают слишком много видов услуг, и пользователям неудобно ориентироваться на сайте.
По словам бывшего сотрудника Blissbooker, он предложил Хэгни улучшить интерфейс, но предприниматель и другие руководители решили скопировать дизайн конкурентов. В то время полномочий Моисеева было недостаточно, чтобы оспорить решение.
Хэгни не верил в офлайн-рекламу и привлекал клиентов только с помощью онлайн-каналов: Google, Facebook и рекламы у блогеров. Моисеев выяснил, что стоимость одной интеграции с блогерами доходила до нескольких сотен евро, однако компания не могла влиять на качество и отслеживать эффект от публикаций: например, некоторые блогеры допускали ошибки в названии сервиса.
Новый маркетолог, которого нанял Blissbooker, предложил другую стратегию продвижения — рассылку промокодов. Количество пользователей выросло, но из-за отсутствия ограничений испанские пользователи могли повторно использовать купон, отправленный друзьями из Франции.
«Да, мы получали очень много резерваций, что было приятно. Было какое-то движение, но как можно было заработать с этого? Вот, например: мы даём человеку €35, он покупает услугу, которая стоит €15. У него на счету аккумулируются оставшиеся €20. Он мог ходить в салоны только по купонам и копить "сдачу", а потом приобрести услугу, которая стоит €200. Кто же в таком случае платил за их услуги?», — рассказывал Моисеев.
Бизнес-модель Blissbooker предполагала, что основной заработок будет поступать не с комиссии за обработку заказа, а с дополнительной продажи CRM.
Комиссия в России была ниже, чем у конкурентов (по словам Моисеева, они брали до 50% с транзакции), однако своё программное обеспечение они предлагали бесплатно, что подрывало бизнес Blissbooker.
«Большинство салонов работали по бесплатной модели, потому что наше ПО было никому не нужно: они все привыкли по старинке пользоваться журналами. А у Бориса была идея сделать так, чтобы люди забыли о бумаге», — вспоминал Моисеев.
Сервис тратил больше, чем зарабатывал, и к февралю 2016 года у компании закончились деньги. Хэгни уволил около 40 человек (чуть меньше половины сотрудников) и попытался найти новых инвесторов.
В мае 2016 года компания закрыла офис в России и в Турции. По словам Хэгни, это было частью эксперимента.
После увольнения сотрудников руководство отказалось от купонов и снизило размер скидок. По оценке Моисеева, из-за этого количество пользователей Blissbooker упало в пять-десять раз.
У сотрудников барселонского офиса были личные промокоды на скидку друзьям, и в компании проводили постоянный конкурс — кто приведёт больше друзей. Чтобы выиграть iPhone или iPad, достаточно 10-20 человек.
Когда компания отказалась от скидок, Хэгни ввёл дополнительную мотивационную программу: он предложил сотрудникам обзвонить салоны красоты и добиться скидок от них.
Работники получали вознаграждение за каждое заведение, которое снижало цену на 20% на пять услуг. По словам бывшего сотрудника Blissbooker, некоторые коллеги смогли удвоить зарплату.
«Это было просто. Мы обещали салонам новых клиентов. Звонили им и говорили: "Давайте вы сами сделаете скидки на ваши услуги, и тогда вы переместитесь на первую страницу на нашем сайте". И они соглашались», — вспоминает Моисеев.
Проблемы возникали и из-за технических факторов. После наплыва аудитории из-за введения купонов сервера не успевали обрабатывать клиентские запросы. Тогда разработчики решили перенести систему на новые сервера, но обнаружили, что код придётся переписать едва ли не с нуля.
По словам Моисеева, разработчики приходили на час позже других сотрудников, уходили на час раньше. Они объясняли это тем, что со временем их концентрация падает, и они могут допустить ошибки в коде, а исправлять его сложнее, чем писать заново.
Кроме того, в коде было достаточно ошибок, которые влияли на экономику сервиса. По словам Моисеева, в Blissbooker не требовалось подтверждать почтовый адрес при регистрации: «И люди создавали тысячи фейковых аккаунтов и использовали один и тот же купон по нескольку раз».
В мае 2016 года Хэгни нашёл деньги для продолжения работы сервиса, но их было достаточно, только чтобы оставить ключевых сотрудников. В то время Моисеев занимал позицию, связанную с поддержкой партнёров. Он и ещё 19 человек остались в компании.
После этого Хэгни решил совершить пивот и превратить Blissbooker в сервис по продвижению салонов красоты. Компания создавала сайты для учреждений, а также занималась SEO-продвижением, вела сообщества в Facebook, и регистрировала аккаунт организации в Google Business.
По словам Моисеева, Хэгни ввёл «бешеные» цены на услуги, что не соответствовало качеству работ: «Каким-то мелким подрядчикам мы делали сайт, каким-то крупным — продвижение. Мне это казалось обманом, потому что ты добавляешь информацию о компании во всякие электронные доски объявлений, куда всё равно никто не заходит и не смотрит».
По словам Моисеева, в июле 2016 года Хэгни отправил сотрудникам письмо и сообщил, что у компании закончились деньги, и они могут не выходить на работу.
Тогда же он лично встретился с каждым работником и пообещал выплатить долг по зарплате. Когда именно, предприниматель не уточнил — он собирался продать бизнес по частям: платформу, базу клиентов и базу партнёров.
Моисеев рассказал, что предприниматель остался должен ему около €4000 — в эту сумму входят зарплата, пособие за расторжение трудового договора и отпускные.
По словам бывшего сотрудника Blissbooker, первое время Хэгни держал сотрудников в курсе о судьбе компании, но потом перестал выходить на связь.
Через близкого друга предпринимателя Моисеев узнал, что тот планировал продать платформу «одной немецкой компании» и поделился с ней базой клиентов. В итоге компания отказалась от сделки и стала переманивать клиентов к себе.
Чуть позже Моисееву удалось получить от Хэгни обещание, что он выплатит долг сразу после того, как продаст Blissbooker итальянскому конкуренту Vaniday.
В ноябре 2016 года Моисеев увидел, что при переходе на сайт итальянского филиала Blissbooker происходит редирект на сайт Vaniday. Он решил, что компания продана, и написал Хэгни письмо — поздравил его с закрытием сделки и поинтересовался, когда можно забрать деньги.
«Но он отказался их возвращать. Сказал, что на самом деле сделка сорвалась. Но в декабре 2016 года друг Бориса прислал мне статью, где действительно говорилось о продаже сервиса, однако в тот же день мне сообщили, что Blissbooker выставлен на банкротство», — рассказывал Моисеев.
Моисеев не согласен со словами Хэгни о том, что все сотрудники получили зарплаты и компенсации. Он предоставил vc.ru сертификат от конкурсного управляющего, который занимается банкротством Blissbooker.
Согласно документу, у компании действительно есть перед ним долги, но она не может по ним расплатиться. Сейчас Моисеев планирует обратиться в Гарантийный фонд заработной платы (FOGASA) — государственную организацию при министерстве труда Испании, которая покрывает долги перед сотрудниками обанкротившихся предприятий.
и, главное, чем хорош венчур, что вот таким мутным Борисам ничего не прилетает. никаких репутационных, финансовых и прочих потерь.
Комментарий недоступен