{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Безопасность и комфорт: как работает городская система видеонаблюдения

Московская система видеонаблюдения одна из самых совершенных в мире, сегодня она используется при расследовании 70% правонарушений, происходящих в городе.

Многие горожане считают, что камеры отвечают только за безопасность. На самом деле круг задач куда шире. Как развивалось видеонаблюдение в столице и в каких сферах жизни города применяется – рассказал Дмитрий Головин, начальник отдела городского видеонаблюдения Департамента информационных технологий.

Дмитрий Головин, начальник отдела городского видеонаблюдения ДИТ Москвы

– Когда появилась городская система видеонаблюдения? Что она из себя представляла?

– В 2001 году появились первые камеры в многоквартирных жилых домах. Их устанавливали снаружи и внутри подъездов – всего около 80 тыс. камер. Также камерами были оборудованы 120 мест массового пребывания граждан. Но они были черно-белыми и располагались так, что разглядеть можно было по большей части только затылки.

Видео с камер поступало в районные Локальные центры мониторинга. В этих центрах сидели сотрудники (чаще всего бабушки), которые контролировали видеосигналы и выдавали архивы полиции. Как и во всем мире, видеокамеры тогда использовались только для безопасности. Но из-за того, что система хранения была децентрализованной, полиция тратила массу времени на поиск необходимого материала: приходилось определять нужный центр, звонить и уточнять, есть ли там видео, записываться на прием, ехать на другой конец города и т.д.

Особенность видеонаблюдения того времени еще и в том, что город покупал камеры за свой счет. Также оплачивал каналы связи, работу по монтажу и прокладке кабеля, заказывал мониторинг системы. Затраты большие, но результат себя не оправдывал.

– А что сейчас? Город по-прежнему тратит на видеонаблюдение огромные деньги?

– В 2011 году мы поняли, что пора что-то менять. Создавать новую систему с нуля за свой счет невыгодно. Поэтому появилась идея строить систему городского видеонаблюдения за счет подрядчиков – по сервисной модели.

Это значит, что департамент оплачивает только видео с определяемых точек и хранит его 5 суток. А ответственность за установку камер видеонаблюдения, организацию каналов связи и обслуживание несут операторы связи, которые выиграли конкурсы и с которыми заключены государственные контракты. Благодаря сервисной модели мы снизили затраты на 40%.

При этом мы развиваем рынок, потому что оплачиваем только качественный и непрерывный видеопоток. Если изображение не соответствует нормам, подрядчик платит штраф. Поэтому операторам связи приходится регулярно обновлять инфраструктуру.

– С чего началась реорганизация системы видеонаблюдения?

– Вернемся в 2011 год. На старте нужно было создать ядро централизованной системы видеонаблюдения. Потому что управлять Локальными центрами в 125 районах Москвы неудобно и дорого.

Мы решили свести всю информацию в Единый центр хранения и обработки данных (ЕЦХД) и обеспечить к нему доступ представителям правоохранительных органов и органов исполнительной власти с рабочих мест – чтобы не пришлось больше никуда ездить, записываться на прием, ждать пока откроется что-то. Обновленная городская система видеонаблюдения запустилась 22 марта 2011 года.

Изначально мы ориентировались на мировой опыт, поэтому система была построена на базе Cisco Video Service Manager. Но коробочное решение не было гибким и не обладало широтой нужных нам функций. А доработка, если и возможна, максимально дорога и сложна – всё-таки это продукт американской компании, который отражает их представление об управлении городом.

В 2014 году мы перешли на российское видеоядро Netris VoD Server. Я могу с уверенностью сказать, что в мире нет решений подобного класса.

Основные отличия московской системы видеонаблюдения от западных, например, знаменитой лондонской:

  • В сервисной модели – мы заменили покупку оборудования на максимально эффективное использование имеющейся инфраструктуры
  • В централизованном хранении видеоархивов и удаленном доступе к нему – в других странах поиск видео превращается в настоящий квест
  • В широком применении системы видеонаблюдения – мы больше, чем регулятор безопасности

Мы убедились, что городское видеонаблюдение повышает комфорт проживания и безопасность москвичей.

– Как работает городская система видеонаблюдения?

– Городская система видеонаблюдения – это 167 тыс. камер, которые установлены во дворах, на подъездах, в парках, школах, поликлиниках, на объектах торговли и строительства, а также в холлах органов исполнительной власти (ОИВ) и других общественных местах. Мы снимаем 1,5 млрд часов видео в год.

Записи поступают в ЕЦХД. Около 10 тыс. сотрудников органов исполнительной власти и 6 тыс. представителей правоохранительных органов могут просматривать видео в реальном времени и изучать архивы записей на рабочих местах и с мобильных устройств.

Что это дает городу? Конечно, безопасность. Записи с камер используются в расследовании порядка 70% правонарушений. В 2017 году с их помощью раскрыли 3085 преступлений – это на 14% больше, чем в 2016 году.

Для горожан особенно важно, что современные камеры помогают раскрывать и мелкие преступления, за которые раньше полицейские даже не брались. Например, кражу велосипеда или коляски из подъезда. Обратиться за подобными записями может любой москвич. Так за 2017 год от жителей поступило более 22 тыс. заявок на доступ к архивам – это 1,5 млн. часов (660 ТБ) выгруженного видео.

Демо-зона Городской системы видеонаблюдения в павильоне "Умный город" на ВДНХ

– В каких еще сферах жизни города используется видеонаблюдение?

– Городская система видеонаблюдения разрабатывалась для решения массы задач и за пределами сферы безопасности.

Видеонаблюдение помогает коммунальным службам города. К примеру, теперь гораздо легче отследить, насколько качественно провели уборку дворов и улиц – все покажет трансляция в режиме реального времени. 60% органов исполнительной власти используют камеры для контроля за работой: так, в прошлом году записи помогли зафиксировать и устранить 170 тыс. нарушений в сфере ЖКХ. Мы планируем научить информационную систему пользоваться цифровым зрением: определять пустые песочницы, сломанные качели или переполненные мусорные контейнеры – и автоматически сообщать об этом коммунальным службам.

Мало кто задумывался, но камеры помогают следить за обликом столицы. С их помощью городские службы контролируют размещение рекламы в городе. Раньше инспекторы для этого выезжали в город. Теперь технологии помогают мониторить вывески с экрана рабочего компьютера: наводишь камеру, куда нужно, и смотришь. Городские камеры также наблюдают за порядком на московских стройках, помогают регулировать транспортные потоки и бороться с пробками на дорогах.

Камеры установлены и в образовательных учреждениях столицы. Мы предполагаем, что в будущем система распознавания лиц в школах заменит турникеты и будет контролировать входящих людей. А камеры в детских садах уже помогают родителям наблюдать за ребенком и удостоверяться, что с ним все в порядке. При этом педагоги тоже в выигрыше: имея на руках записи с видеокамер, они могут не опасаться необоснованных обвинений и нападок в свой адрес.

Камеры незаменимы и в сфере торговли. Городская система видеонаблюдения используется при мониторинге ярмарок выходного дня. Она помогает обнаруживать несанкционированную торговлю и следит за чистотой на торговых площадях.

Кроме того, относительно недавно камеры установили во взрослых и детских поликлиниках, стоматологиях, женских консультациях и диспансерах — в регистратуре, вестибюле возле информационных стоек и инфоматов, холлах и на медицинских постах. Нет их только в кабинетах врачей. В этом случае задача системы видеонаблюдения — повысить качество медицинского обслуживания и комфорт пребывания пациентов в медучреждениях.

Горожане тоже могут следить за Москвой в режиме реального времени. Для них мы открыли «Окно в город» – это портал, который подключается к нашим камерам и транслирует значимые городские события. Например, Парад Победы или фестиваль «Круг света».

Видеонаблюдение в городе – это не какой-то Большой Брат, который следит и наказывает. А некое большое братство, с помощью которого можно решать массу проблем.

– Как развивается городское видеонаблюдение сейчас? Какие новые технологии появились?

– Мы меняем старые камеры на новые с более высоким разрешением, используем камеры с круговым обзором 360 градусов. Также развиваем инструменты, которые помогают автоматизировать работу с данными. Например, в заданное время камеры умеют автоматически поворачиваться в нужный ракурс и делать скриншот, который сотрудник органов исполнительной власти использует в своей работе.

Также мы перераспределяем расположение камер. Для этого анализируем процессы всех органов власти и понимаем, какие ключевые моменты должны отражаться в видео, чтобы они принимали правильные управленческие решения. В местах, где нельзя поставить постоянную камеру – она там либо просто не нужна, либо это физически невозможно – развиваем передачу сигнала с мобильных источников: смартфонов, нательных видеорегистраторов органов безопасности и городских служб.

Городская система видеонаблюдения постоянно растет: мы интегрируем камеры органов власти в единую систему и подключаем камеры коммерческих объектов: ТЦ, ритейлеров и банки. Работаем по схеме win-win: предприниматели получают готовую централизованную систему, которая помогает удаленно контролировать локальные магазины или офисы. А город – дополнительный поток видеоданных.

Также мы продолжаем внедрять системы распознавания лиц. Первые пилоты были запущены в 2017 году. Нам удалось протестировать, оптимизировать и удешевить решение. Наработки мы передали коллегам из Министерства внутренних дел Российской Федерации. Сейчас ждём оценки результатов и решения по дальнейшей судьбе проекта – нужен он им или нет.

Если говорить в общем – мы предоставляем правоохранительным органам инфраструктуру (камеры и оборудование), которая помогает находить преступников. Например, во время чемпионата мира по футболу мы подключили 4,5 тыс. камер на объектах мундиаля и развернули 3 пилотные зоны: на входных КПП стадиона «Лужники», «Спартак» и площадки Фестивалей болельщиков на Воробьевых горах – там установили видеокамеры с модулем распознавания лиц ГИС ЕЦХД.

Сотрудникам полиции, которые досматривали посетителей на КПП, выдали 50 специальных смартфонов. Когда в объективы камер попадали лица, схожие с портретами из баз розыска, на устройства полицейских приходили оповещения. В результате удалось задержать 98 человек, которые числились в базах правоохранительных органов.

Кроме того, видеоаналитика помогла подсчитать количество посетителей: за все время чемпионата территорию Фестиваля болельщиков на воробьевых горах посетили 1,89 млн. человек.

– Каково будущее городской системы видеонаблюдения?

– Мы понимаем, что внедрение системы, даже очень дорогой, не изменит ничего, если ей никто не будет пользоваться. И мы много времени тратим, чтобы научить органы исполнительной власти ею пользоваться.

На старте нам в этом помогал мэр. На оперативках во время доклада префекта он очень любил говорить: «Откройте вот эту камеру. Вы мне докладывали, что все починили, давайте посмотрим. Перемотайте архив – так вы только ночью перед оперативкой починили». Нашим главным пиарщиком был мэр. Тогда органы исполнительной власти были вынуждены пользоваться городской системой видеонаблюдения – а сейчас они сами предлагают идеи для развития.

Почему это важно? Чем больше технологий мы используем, тем больше полезных данных извлекаем. Возьмем, например, подъездные камеры. Информация, которая поступает о количестве людей в подъездах важна для многих факторов. Первое – проектирование транспортной доступности, второе – благоустройство придомовой территории и планирование социальной инфраструктуры: садики, школы, магазины шаговой доступности. И, конечно, безопасность и комфорт жизни.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Artem Kolosov

Система настроена на автоматическое отключение в зонах планируемых противоправных действий против сторонников Нэвэльного?

Ответить
Развернуть ветку
Анна Спиридонова

И это правда! Дважды сталкивалась с тем , что КАМЕРА это не снимала, либо КАМЕРА настроена так чтобы смотреть в потолок/небо и ничего не видеть

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Matveev

Как-то ссыкотно острить в коментах к такому топику

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Greenberg

После таких слов в тайгу охота уехать)

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Kondakov

А еще у этих камер есть прекрасное свойство отключаться если вдруг кому то этого хочется)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Попова

Кто-то мне может гарантировать, что наблюдатели (кем бы они ни были) не воспользуются законно или незаконно (хакеров никто не отменял) информацией с камер в противоправных целях? Так что это технология двойного назначения, увы... Ну, не люблю я когда, кто-то скрытно за мной наблюдает... Да и кто любит то? Особенно порадовали камеры в женских консультациях... Ну, слава Богу ещё не в кабинетах гинекологов. А я предлагаю установить камеры в кабинетах мэра, префектов и других замечательных чиновников. Ведь им же нечего скрывать от жителей? Чтобы каждый житель мог понаблюдать, как мэр и прочие трудятся в поте лица на наше благо. Чем не замечательная инициатива? Они ведь публичные люди и никто их частную жизнь таким образом не затрагивает, а общественную им не должно скрывать. :)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Это будущее, религии умирают, цивилизационный столп "Бог все видит" нужно заменять на "все и всё видят".

Ответить
Развернуть ветку
Artem Kondratev
Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

1. Посмотрите прогноз численности населения на 2050
2. Какая разница как будут называть себя люди, важно лишь то, будут ли они истинно бояться бога и ограничивать себя таким образом. В Европе сейчас у любого спроси, скажет, что он христианин, только в самих церквях массово открывают магазины, тренажерные залы и кафе, так как ходить в них почти перестали.

Ответить
Развернуть ветку
Nick Kirillov

А еще система позволяет найти человека по фотографии.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

На самом деле, всё не так хорошо, как рассказывают и выкладывают фотографии.

Ответить
Развернуть ветку
Nick Kirillov

Конечно есть нюансы, не спорю.
Но система определения лиц, в онлайне причем, работает мне кажется исправно.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Мы в офисе испытываем их систему с хорошей камерой. Скажу так, не всё так гладко.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Корзенников

Не хватает только коптеров-патрулей с камерами)

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

- А шашкой? Это не больно? (с)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Броткин

Чот хз. Когда мне во дворе какой-то урод стукнул машину и уехал, записи с камер не помогли ничем. Висят на подъездах, так что промежутки между ними не пишутся. Качество херовое, не то что номер машины - модель не всегда понятна. Камера дома (под крышей моей девятиэтажки) смотрит в сторону детской площадки, а в итоге пишет вид на кроны деревьев.

Хотя для фиксации физиономии человека, заходящего в подъезд, этого достаточно.

Ну и техподдержка на удивление хорошо работает.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда