Доменные истории. Почему компании вынуждены заново покупать свой домен

Когда нам надо составить даже небольшой договор, мы обращаемся к юристу, для аудита - к бухгалтеру, за логотипом - к дизайнеру. Но когда речь идет о доменах, 99% предпринимателей считают, что способны самостоятельно во всем разобраться. Неудивительно, что большинство случаем, связанных с потерей доменов, происходят банально из-за незнания правил регистрации и администрирования. И таких случаев на самом деле довольно много, просто их редко придают огласке.

В этом кейсе я расскажу вам об истории, случившейся с одной очень крупной федеральной компанией.

Как-то в компанию пришло письмо с предупреждением об отключении их домена от сайта путем смены DNS. Айтишник убедился, что домен продлен, и отправил письмо в спам, так как отправителем значился не их регистратор, а какой-то valera_admin. Домен более 10 лет держали у крупного регистратора, доступ к кабинету был с двухфакторной идентификацией, поэтому серьезно воспринимать такие письма никто не собирался.

О письме вспомнили через неделю, когда на домене вдруг появилась одностраничная заглушка с рекламой. Это был шок. Поток заказов упал на 90%, так как все продажи шли через сайт. Телефоны обрывали клиенты, которые уже заказали товар, но не могли его отследить на сайте. Многие и вовсе требовали возврата денег, решив, что компания обанкротилась.

Как оказалось, домен еще в 2000-х был куплен у другой компании. Но вот при оформлении сделки почему-то произвели не смену администратора, а просто передали его в полное управление. Компания, продавшая домен, почти сразу была ликвидирована, а "ничейный" домен на себя оформил ее сисадмин. Обычный valera_admin стал полноправным владельцем (администратором) этого домена.

Конечно "полное управление" звучит убедительно. Намного убедительнее, чем "администратор", который ассоциируется у предпринимателей с низшим управляющим звеном в компании. Поэтому вопросов при передаче прав не возникло, тем более что полное управление доменом, в отличие от смены администратора, можно было оформить не выходя из офиса, что многим особо занятым предпринимателям очень нравилось. Это, кстати, одна из причин, почему такая ситуация довольно типична, и ко мне с похожей проблемой обращается несколько компаний каждый месяц.

В итоге пришлось заново выкупать свой домен, но уже не за 500 долларов, а в 70 раз дороже. Сделку оформили за один день, ведь простой сайта грозил обернуться непоправимыми потерями для бизнеса.

Можно ли было решить ситуацию через суд? Если бы valera_admin раньше официально работал в этой компании, то можно было бы легко доказать, что регистрация домена входила в его должностные обязанности. В данном же случае, с юридической точки зрения, администратор домена никак не связан с компанией и просто "великодушно" позволял его арендовать.

Можно ли было уменьшить сумму выплат? Конечно, если бы проблема была выявлена раньше и компания стала бы инициатором переговоров. Так удалось бы избежать простоя сайта и иметь преимущество на переговорах, заранее подготовившись и сформировав свою позицию. Банально можно было сделать копию сайта на другом домене, чтобы в случае внезапного отключения сразу же разослать клиентам письмо с оповещением "о временном переезде сайта на другой домен в связи с техническими работами". Трафик это бы не вернуло, но уменьшило бы объем паники среди клиентов и сотрудников.

Можно ли было вообще избежать этой ситуации? Легко - просто при покупке домена съездить в офис к регистратору и оформить передачу прав на него как положено. Именно как положено, а не на своего сотрудника, как делают некоторые. Но это уже другая история, о которой я расскажу в следующем кейсе.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Гончаренко

Частая история!
Аналогично группы в соц сетях хрен знает на кого оформлены, например владелец группы в ВК - удаленный давно девочкой сммщицей аккаунт (еще и уволенной, сменившей телефонный номер и фамилию....).
Аккаунты Яндекс.Справочника, Гугл.Бизнес, можно долго продолжать....
Из громких дел недавний конфликт за домен БигПикчи.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

Так вк вообще одна школота сидит. И непонятно, почему одна 14-летняя девочка (админ группы) имеет меньше юридических прав на группу, чем 15-летний мальчик, который был её (группы) идейным вдохновителем. К тому же в собственность группы вк оформить вообще невозможно.

Ответить
Развернуть ветку
Peris Viltoun

одно из старых правил, не юзать годэдди.

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda

Годядя не аккредитован рушки регистрировать. А в статье речь очевидно как раз про рушку.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Solovyev

Очевидно, вина администратора, что он не проверил чей домен.
$35 тыс - хорошая цена, видимо история о ИМ с приличным оборотом.

Знали бы заранее, можно было бы зарегистрировать похожий домен, склеить его со старым и за 5-6 месяцев все веса бы перенеслись. Да и поисковики к этому нормально относятся.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Гросс-Днепров

Они за 2-3 дня столько зарабатывают. Им проще было купить. Да и сам домен имя попадало под их бренд. Времени не было даже, чтобы отсудить.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Ещё свежа в памяти прошлогодняя история на Лепре, как чувак обнаружил, что домен продуктов "Каждый день" истёк. Зарегал почту, сделал мыло, которое печатают на каждой упаковке и стал собираться жирные отзывы о продуктах

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда