Истории Alina Sharonya
327

Travel-рынок в России: 20 лет спустя

Travel-рынок сегодня – это несколько сотен игроков разного профиля: авиакомпании, глобальные и локальные системы бронирования, онлайн тревел-агентства, метапоисковики и ещё множество поставщиков в зависимости от профиля компании. Руководитель направления «Авиа» Елена Волкова и директор по операциям Юлия Базилинская из онлайн тревел-агентства OZON.travel написали для Vc.ru колонку о том, какой путь прошёл рынок travel-услуг от бумажных билетов до многофункциональных и моментальных сервисов.

В закладки
Фото Shutterstock

С чего всё начиналось: бумажные авиабилеты и цены от руки

Рынок в России зарождался довольно прозаично. В начале 90-х годов в России существовали «Аэрофлот», несколько местных авиалиний и зарубежных авиакомпаний. Люди знали слоган «Летайте самолётами «Аэрофлота», и на этом их познания ограничивались. Никакой информации о стыковочных рейсах, мульти-билетах и постпродажном обслуживании речи быть не могло.

Первые агентские представительства появились в аэропортах, а люди, кто хоть как-то был связан с этим бизнесом и работал внутри авиалиний, подумали «почему бы мне не продавать билеты разных авиакомпаний». Так всё и началось. Естественно, никакой широкой рекламы не было, клиенты узнавали о турагенте по «глухому телефону», приходили сами и приводили партнёров и друзей.

Когда появились первые агентства, у каждого сотрудника, занимающегося продажами, на столе лежало много стопок билетов – бумажных бланков разных авиакомпаний, которые он выписывал от руки с указанием цены. Каждый билет состоял из шести купонов: один билет мог быть на четыре перелёта максимально – по одному купону на каждый перелёт. Один из них оставался в агентстве, один уходил с курьером в авиакомпанию. Взаиморасчёты с каждой авиакомпанией осуществлялись отдельно. Стоит ли говорить о том, что все тарифы были написаны «на бумажках», стоимость билетов рассчитывалась вручную и чаще всего на самом билете не отражалась.

К слову, клиентов в те годы обзванивали по спискам в толстых справочниках, а на вопрос «зачем вы нам нужны» ни один агент ответить не мог – сам не знал. Спасало сотрудничество с корпоративными клиентами – они заказывали больше билетов и приносили неплохой доход.

Системы взаиморасчётов: начало нового противостояния

Рациональное зерно в этот процесс привнесло появление Транспортно-клиринговой палаты (ТКП), которая объединила взаиморасчёты всех российских авиакомпаний на одной площадке. Бумажный бланк остался, но он стал общим и нейтральным: на нём можно было выписать билет одной-двух-трёх любых российских авиакомпаний. Следующим шагом стало появление системы взаиморасчётов BSP на российском рынке, созданной IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта). Это общая система для каждой страны, к которой подключались агенты и получали доступ к нейтральному бланку. Появление BSP на российском рынке повлекло за собой начало междоусобной (к счастью, недолгой!) войны в России: если агент начинал работать с BSP, его отключали от ТКП, лишая тем самым возможности выписывать билеты российских авиакомпаний.

Следом появились сайты по поиску и бронированию билетов (первым был Avantix), которые представляли из себя очень простой функционал. Они уже «видели» тарифы и создавали бронь онлайн, но выписка билета происходила на бумажных бланках, а доставлялись они курьерами и оплачивались наличными. Исключение составляли корпоративные клиенты – они могли оплатить банковским переводом.

Новый виток

Прорывом на travel рынке стало появление электронного билета в 2008 году, а затем и электронных способов оплаты. Доля таких оплат на тот момент составляла не больше 40%, сейчас же таким способом оплачивают более 90% заказов.

Чуть позже стали появляться метапоисковики, их доля на рынке стремительно росла и занимает весомую часть рынка по сей день. Это удобный сервис, поскольку самостоятельно анализирует все предложения рынка, облегчая для клиента процесс поиска. Для агентств их существование связано с определёнными проблемами и, откровенно говоря, – заставляет демпинговать в ценах, чтобы оставаться конкурентоспособными. Для агентов, демпингующих слишком активно в попытках остаться «на плаву», такая история, увы, заканчивается плачевно, что плохо сказывается и на добросовестных игроках – при банкротстве таких агентов авиакомпании сразу же требуют с остальных увеличения банковских гарантий.

А сейчас?

Сегодня на рынке travel-услуг существует несколько крупных игроков среди офлайн и онлайн тревел-агентств, метапоисковиков, а также сами авиакомпании развивают собственные ресурсы и стремятся продавать как основные, так и дополнительные услуги собственными силами. При этом доминирующая роль по-прежнему остается именно у авиакомпаний, которые намерены и дальше развивать свое влияние. В частности, активно развивается NDC (New Distribution Capability) – новый протокол передачи данных, созданный IATA. В связи с его появлением на рынке происходит изменение уже устоявшейся коммерческой модели. Какой она будет и как отразится на игроках рынка – пока неизвестно, но уже сейчас понятно, что это очень интересное время для отрасли.

Конкуренция на рынке онлайн-travel сейчас крайне высока. Путешественники стали умнее, самостоятельнее, освоили массу гаджетов и требуют индивидуального предложения. В этих обстоятельствах борьба за клиента довольно жестока и решение видится в большом количестве полезного контента, конкурентоспособных ценах, чёткой клиентской сегментации и персонализированном предложении, изучении огромного массива данных для предсказания поведения клиента и ещё массе направлений, которые позволят тревел-агентам удерживать лидерство.

Сегодня очевидно, что рынок travel – одна из немногих отраслей, где крайне важна сильная и развитая IT-инфраструктура. В аэропортах с её помощью можно управлять пассажиропотоком, авиакомпании используют для дистрибуции, агентства и подавно сложно представить без сильной технологической базы для управления продажами и сервисного обслуживания клиентов. Так что, будущее travel – за сильными технологиями.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Alina Sharonya", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": 5, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "subsite_label": "story", "id": 49403, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 29 Oct 2018 12:06:07 +0300" }
{ "id": 49403, "author_id": 187107, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/49403\/get","add":"\/comments\/49403\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/49403"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199131 }

3 комментария 3 комм.

Популярные

По порядку

0

"Так что, будущее travel – за сильными технологиями."
Ага, будущее, а пока купить одновременно билет на себя и багаж - задача нетривиальная, хотя некоторые агентства/аггрегаторы уже начали этот нелегкий путь. Хотя казалось бы, ну что там сложного-то?

Ответить
0

Я подозреваю всё из-за GDS, https://vc.ru/49200

Ответить
0

Не, это понятно, что там все мхом сильно поросло, а доп. услуги надо через сайт авиакомпаний покупать, что дико неудобно. Но пора бы тут уже как-то сдвинуться им, а воз и ныне там.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }