Что происходит c «убийцей Tesla»: хронология падения китайского стартапа Faraday Future Статьи редакции

У автомобильной компании вновь закончились деньги и сбежали ключевые сотрудники.

В 2014 году генеральный директор корпорации LeEco Цзя Юэтин и бывший руководитель команды инженеров Tesla Ник Сэмпсон основали стартап по производству электроавтомобилей — Faraday Future (FF). Китайская компания LeEco стала основным источником финансирования.

Слева направо: губернатор Невады, сооснователь FF Динь Лей, дизайнер FF Ричард Ким и сооснователь FF Ник Сэмпсон на презентации концепта FFZero1. Фото: Business Insider

Компания набирала топовых сотрудников из других автоконцернов. К примеру, Питера Сааджиняна, бывшего исполнительного директора General Motors, создателя экспериментального электромобиля EV1. Вместе с ним FF пригласила ещё трех сотрудников, связанных с EV1.

Также Faraday Future наняла бывшего генерального директора Ferrari North America Марко Маттаччи, который ушёл из FF в декабре 2016 года, бывшего главу производства Tesla Model S Дага Рекхорна и специалистов из BMW, Volkswagen, Tesla, SpaceX, Apple, Lamborghini и других компаний.

В 2016 году на выставке CES Faraday Future продемонстрировала концепт одноместного автомобиля FFZERO1 мощностью 1000 лошадиных сил.

Однако прототип, показанный на выставке, не мог самостоятельно передвигаться, а некоторые части корпуса напоминали муляжи.

Также Faraday Future разрабатывала модульную платформу, в которой количество рядов аккумуляторов под дном авто ограничивалось только размером колёсной базы. Таким образом FF могла выпускать как малолитражные автомобили, так и седаны и кроссоверы по одной схеме, при необходимости изменяя вместимость, привод и мощность электродвигателя.

Для производства ёмких аккумуляторов компания заключила контракт с LG Chem на $2,4 млрд. Для строительства завода по производству автомобилей Faraday Future потребовалось $1,3 млрд. Его хотели построить в Неваде, предоставив местным жителям 4500 рабочих мест.

Концепт завода. Источник: electrek

Первые проблемы

В конце 2016 года издание Buzzfeed опубликовало расследование о финансовых проблемах компании и потере топовых сотрудников. Faraday Future не хватало инвестиций для оплаты комплектующих поставщикам и строительства завода. Уже в июле 2016 года компания оказалась должна производителям $400 млн, из-за чего те прекратили работу над заказами и обратились в суд.

К примеру, производитель автомобильных кресел Futuris подала иск на $10 млн, а агентство недвижимости Beim Maple Properties требовало оплатить аренду склада в $105 тысяч. У компании регулярно забирали оборудование из-за долгов, возвращая через несколько месяцев.

Также бывшие сотрудники FF рассказали, что часть их команды переводили на собственный автомобильный проект LeEco под названием LeSee, стоимостью в $1,08 млрд. Деньги за работу в FF из Китая не поступали. Строительство амбициозного завода приостановилось в октябре 2016 года: подрядчик сообщил о долге, оценив его в $58 млн.

В ноябре 2016 года глава LeEco Цзя Юэтин объявил, что компания потратила свой капитал на создание электрокаров и смартфонов, теперь ищет инвестиции.

2017 год

В январе 2017 года на CES в Лас-Вегасе компания показала прототип своего первого настоящего серийного автомобиля — FF91. Её планировалось выпустить до конца 2018 года.

Faraday Future FF91. Источник: electrek

Машину оснастили автопилотом и системой распознавания лиц. Внутри — четыре электромотора мощностью 1050 лошадиных сил. Батарея должна была заряжаться на 50% за 4,5 часа. Создатели называли FF91 одним из самых быстрых электрокаров в мире — её разгон от 0 до 96 км/ч составлял 2,39 секунды.

В январе 2017 года издание Business Insider опубликовало второе расследование с подробностями проблем автопроизводителя. Как отмечает Business Insider, у Faraday Future не было официального главы. Компания не раскрывала имена инвесторов и генерального директора.

Сотрудники стартапа рассказали, что компания дезорганизована — очень зависела от LeEco и старалась удовлетворить амбиции главного инвестора Цзя Юэтина. Он же занимался её управлением и принятием решений — остальные управленцы покинули Faraday Future в 2016 году или перешли в LeSee.

Цзя Юэтин. Фото: Financial Times

Источники Business Insider полагали, что компания объявит о банкротстве в ближайшие несколько месяцев, если не найдет источник инвестиций. Чтобы исправить финансовое положение, Faraday Future наняла бывшего финансового директора BMW и Deutsche Bank Стефана Краузе.

Также издание TechCrunch рассказало об иске со стороны студии визуальных спецэффектов The Mill Group. Согласно документам, которые предоставил The Mill Group суду, Faraday Future должна была выплатить подрядчику более $1,8 млн за создание промоматериалов, но выплатила лишь $20 тысяч. Этот иск указывал не только на финансовые проблемы стартапа, но и на то, что рекламные ролики электрокаров могли оказаться частично или полностью фальшивыми.

В августе 2017 года компания отказалась от строительства завода в Неваде и переместила производство в закрытый шинный завод Pirelli в Калифорнии.

Источник: electrek

В ноябре 2017 года Faraday Future покинул финансовый директор Стефан Краузе вместе с несколькими топ-менеджерами. За время работы в FF Краузе разработал несколько вариантов финансового спасения компании: например, он хотел продать часть технологий инвесторам и OEM-производителям, сотрудничать с индийским автопроизводителем Mahindra & Mahindra и заложить штаб-квартиру компании в качестве залога за кредит на новый завод.

У Цзя Юэтина на протяжении 2017 года возникало все больше проблем с LeEco. Он привлекал заемные средства для финансирования и не смог их вернуть вовремя. В LeEco возник финансовый кризис — правительство КНР зачислило Цзя в государственный список должников и заморозило активы. Цзя переместился с 31-го на 1878-е место самых богатых китайцев. Ему пришлось оставить свой пост и сбежать в США.

12 декабря издание The Verge опубликовало свою версию событий в Faraday Future и рассказало о проблемах внутри компании:

  • Faraday Future потратила $7 млн на особняк, купленный через стороннюю компанию Ocean View Drive;
  • управление было неадекватным, структура управления — непонятной;
  • постоянно проявлялись случаи коррупции;
  • часть ресурсов ушла в руки LeSee;
  • стратегия строилась на амбициозных задачах без внятных планов на производство;
  • рост никто не контролировал — новым сотрудникам было нечего делать, они не приходили на работу.

Так, по информации источников The Verge, завод за $1 млрд планировали построить стеклянным, чтобы он стал туристической достопримечательностью.

13 декабря 2017 года Цзя объявил о том, что нашел новый источник финансирования для Faraday Future в размере $1 млрд и теперь будет возглавлять компанию.

2018 год

30 января 2018 года Faraday Future подала в суд на автомобильный стартап Evelozcity, который основали Стефан Краузе и бывший технический директор FF Ульрих Кранц.

По словам представителей FF, сбежавшие сотрудники украли интеллектуальную собственность компании и переманили 20 лучших инженеров в свой стартап. Evelozcity опровергла обвинения, а 8 августа подала встречный иск, в котором утверждает, что сотрудников FF запугивают и запрещают переходить в другие компании.

Источник: electek

26 июня Faraday Future объявила о том, что гонконгский инвестиционный холдинг Evergrande Health вложит $2 млрд в производство FF91 на рынке США и Китая. Холдинг выкупит 45% акций FF, 33% останется у Цзя и 22% у остальной команды FF.

Первый транш составил $800 млн, ещё по $600 млн Faraday Future должна была получить в 2019 и 2020 годах.

Журналисты The Verge выяснили, что Faraday Future получала деньги от Evergrande через сеть офшорных компаний Season Smart Limited в Китае и Гонконге. По условиям заключенного с Evergrande контракта, права на интеллектуальную собственность, патенты, товарные знаки и остальные активы Faraday Future могут принадлежать компании Season Smart Limited, если FF не сможет вернуть деньги инвесторов.

7 октября 2018 года Evergrande обвинила Цзя в попытке разорвать контракт после попыток убедить совет директоров выплатить ещё $700 млн раньше положенного срока. Издание The Verge выяснило, что компания не платила поставщикам, действуя по той же тактике, что в 2017 году: объясняя неуплату «задержками в обработке платежей».

Фото: Motor1

Кроме этого, первый серийный FF91 загорелся в конце сентября спустя несколько часов после демонстрации, что поставило под угрозу выпуск электрокара в конце 2018 года.

22 октября Faraday Future сократила зарплаты сотрудникам на 20%, уволила часть руководителей, а Цзя Юэтин уменьшил свою зарплату до одного доллара.

29 октября в отставку ушёл Питер Саваджиан — старший вице-президент компании. Один из бывших сотрудников Faraday Future считает, что Саваджиан был ядром компании, на котором держалось всё производство.

Питер Саваджиан. Фото: Faraday Future

30 октября один из трех сооснователей Faraday Future Ник Сампсон подал в отставку. В своём письме Сампсон говорит, что компания фактически неплатежеспособна и потеряла множество ключевых сотрудников.

Также генеральный директор Цзя Юэтин принял решение отправить часть сотрудников в неоплачиваемый отпуск до конца декабря, пока компания не получит новый источник денег. Те, кто проработал больше шести месяцев, могут остаться на рабочем месте с минимальной зарплатой.

Разбирательство с Evergrande продолжается: арбитражный суд Гонконга не разрешил разорвать контракт, но позволил компании привлечь до $500 млн с других инвесторов для продолжения работы.

0
29 комментариев
Написать комментарий...
Sasha Kudla

Вот пожалуй электро убийца современности

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив
Ответить
Развернуть ветку
Bilguun Billy

Честно, себе бы купил как вторую машинку.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Щедрин

А ты мазахист.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Andreev

Зачем? Есть другие электромобили. На этой даже зеркал нет. Поворотников нет итд.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Роман Тютюнов

Это концепт

Ответить
Развернуть ветку
Bilguun Billy

Типичный, чисто китайский бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Sup Buddy

Расскажи подробнее? В чем типичность?

Ответить
Развернуть ветку
Igor Novák

Растратить все бабки , а поставщикам говорить , что денег нет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Да на презентациях всё время всё криво идет: у Эпла 4ка сеть теряла, у Х faceID не работал, у майкрософта сурфейс завис наглухо, у самсунга Бэй сбежал... Все ж в состоянии пре-альфы уже спешат зарелизить.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Симонов

Но телефоны то норм были) Мой два года спокойно прожил, и только в конце уже совсем акум деградировал. Поменять, и еще пару лет отходит, очень уж удачный корпус вышел.

Ответить
Развернуть ветку
BblCMOPK HACMOPKA

Когда вижу в тексте убийцу айфонаф, тесл, десктопов, чего-то ещё, в голове картинка.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Greenberg

Мутная история

Ответить
Развернуть ветку
Булат Мингулов

ВОТ! Будет нам неповадно вечно Илона Маска чмырить. А то иногда начитаешься коментов и придешь к выводу, что Илон Маск просто хороший маркетолог...а не инженерный гений и атлант.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Novák

Пока этот хитрожопый китаец воровал бабло , Маск на заводе оттачивал каждое движение работника и робота .

Ответить
Развернуть ветку
Ол Сен

Типичный распил. Не могу понять. Почему нельзя взять готовую модель. И изготовить электромобиль.
Нужно ведь провести ICO- на разработку модели колес. Потом собрать деньги на разработку кузова, дизайна........
При этом собирать деньги несколько лет и показывать пластиковые прототипы из фильмов Назад в будущее

Ответить
Развернуть ветку
Pierre Riss

Какую готовую модель?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Пилецкий

Спасибо за классную статью о том, как не надо делать стартап!

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Как тебе такое, ИЛОН Маск!

Oh, wait!..

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav

1.8 млн долларов за промо материалы. Ничего удивительного тогда

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Kalinnikov

Кстати слышал, что 95% продаж электромобилей в Китае (30 тысяч штук в год) - это продукция их местных фирм, ещё 3% у Тесла и 2% у bmw.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Kalinnikov

Ошибся, нужно было мне написать «в месяц», не в год, конечно. И это только BEV (на батареях), без PEV

Ответить
Развернуть ветку
Александр Рязанов

Ш

Ответить
Развернуть ветку
App Assis

👍

Ответить
Развернуть ветку
Andr Ew

рендер макета концепта

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
Раскрывать всегда