Основатель ABBYY Давид Ян — о сервисе Yva для анализа поведения сотрудников, опасностях ИИ и ролевых моделях Статьи редакции

Главное из разговора основателя компании-разработчика в области распознавания текстов и лингвистики ABBYY с Елизаветой Осетинской для проекта «Русские норм!».

О судьбе клавиатурного компьютера Cybiko

Cybiko — клавиатурный карманный компьютер для подростков, проект Давида Яна. Устройство появилось на рынке в 2000 году, разработчики продали в США 300 тысяч устройств. С помощью Cybiko можно было общаться на расстоянии до 300 метров.

Cybiko

Когда мы спрашивали: «А вы хотели бы устройство, с которым можно общаться», — видели просто взрыв интереса. Мы обнаружили в 98-м году потребность человечества в мобильной текстовой коммуникации. Прощупали SMS-бум, когда SMS ещё не было. Фактически предвосхитили WhatsApp, Tinder, геопозиционные социальные сети.

Но железом заниматься в тот момент можно было только с большим количеством инвестиций. То есть надо было играть по-крупному. Инвестиции должны были быть не $10–20 млн, а минимум $50–70 млн.

О балансе научных и рыночных разработок

Мы были такой организацией, где могли заниматься чистой наукой без оглядки на то, как и когда это будет применяться, мы могли заниматься научными вопросами, которые только через три года дадут публикацию.

Теперь мы всё отсекли и делаем строго то, что хочет рынок. Перешли в фазу направленной атаки. Ничего не делаем, что не требуется рынку.

Об инструменте кадровой аналитике Yva

К нам пришли наши корпоративные пользователи и сказали: вы понимаете про наших сотрудников и это, и это, и это. А вы можете понять, кто с кем дружит, а кто с кем не дружит? Мы: вообще не вопрос, мы знаем весь граф коммуникаций. Вот красненьким – кто с кем враждует. Так мы поняли, что мы можем сделать проект, который сейчас называется Yva.

Система предсказывает увольнение сотрудника ещё до того, как он принял решение уволиться. Когда сотрудник начинает выгорать, его коммуникативный профиль меняется. Первое письмо утром уходит чуть позже, последнее вечером чуть раньше. Чуть меньше писем в выходные дни.

Система детектирует ситуацию по скорости ответов, длине ответов, содержанию ответов, графу коммуникации. При этом Yva не анализирует содержание переписки. А только метаданные — кто, когда, кому отправил. Даже тему письма не анализирует.

Мы считаем, что 80% компаний мира станут использовать технологии people analytics через несколько лет. 50 млн компаний во всех основных странах мира.

Об опасностях развития искусственного интеллекта

Мы наслаждаемся перемещением по дорогам, но берём на себя риск аварии. Наслаждаемся электричеством, но берём на себя риск быть травмированными от удара током. Мы нашли баланс. Нашли возможности уменьшения риска: розетки поставили, ремни безопасности и так далее. Мы не отказываемся от электричества.

Искусственный интеллект тоже несёт в себе риски, более хитрые. Все современные системы создаются так, чтобы они эволюционировали, чтобы они создавали себе подобные системы более эффективно. В тот момент, когда новые модели нейронных сетей, порожденные прежними, окажутся более эффективными, произойдет то, что люди называют «точкой сингулярности». Они превысят возможности человека. Мы перестанем понимать, что они делают.

О предпринимателях, на которых стоит равняться

Никогда не было такого, чтобы я хотел быть на кого-то похожим. Стив Джобс, Илон Маск, Джефф Безос и Ларри Пейдж — все они по-своему хороши.

Но, кстати, бизнесмен, который действительно норм, — это Олег Рогинский. Номер один. Это гений. Это следующий единорог. Ещё два года назад у них было 15 сотрудников, сейчас уже под сотню. Они дико быстро развиваются.

Компания называется People.ai. Они занимаются тем, что помогают компаниям лучше продавать, анализируя практики лучших продавцов. Как можно понять, что делают лучшие продавцы лучше других, и как передать это остальным продавцам. Это очень полезная вещь.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Daniel Feldman

Какой же крутой дядька

Ответить
Развернуть ветку
Andre

К сожалению, уважаемый Давид очень сильно лукавит, когда описывает возможности своей Ивы.
В спецификациях указаны невероятные возможности "искусственного интеллекта", однако есть огромное количество научных статей (да поищите хоть The Journal of Mathematical Sociology), в которых черным по белому очерчены границы применения анализа организационной структуры корпорация (ONA), тем более только на основании электронных писем Сейчас даже сентимент-анализ еще не развит до такой степени, чтобы 100% отличать сарказм от его отсутствия, а Давид обещает предсказывать конфликты на основе анализа переписки.

Посмотреть на их команду - так одни маркетологи и дизайнеры, научной основы (как у Humanyze, KeenCorp) нет - перечисление патентов Abbyy не делает им чести.

В настоящий момент есть российский стартап, который разрабатывает такое же решение, только без модных ИИ-шмии, где область применения очень четко очерчена и основана исключительно на научных данных, Humanyze занимается этим уже 5-6 лет, только вот пиарят у нас Давида, который битву переводчиков проиграл Гуглу, а OCR - Adobe.

Ответить
Развернуть ветку
FooWarrior

Довольно странная система слежки за сотрудниками. Мне особенно понравилось снижение количества писем в выходные. Это попытка заменить реальный интерес к жизни сотрудника (one2one встречи с менеджером, получение фидбэка от коллег) на "робота веру". Заинтересоваться этим могут бездушные корпорации для которых люди винтики (узлы графа, помеченные цветом). Руководитель должен общаться со своими сотрудниками, знать их настроения, мотивацию.

PS пообщался с ботом Тинькова. После пяти минут общения как с умственноотсталым инвалидом, ИИ признал свое поражение. После фразы "соедините с живым оператором" ответил обычный сотрудник и за полминуты решил вопрос

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Tuleninov

Всегда было интересно, приставка AI сколько добавляет к стоимости стартапа?

Ответить
Развернуть ветку
Джек Воробей

примерно столько же сколько блокчейн

Ответить
Развернуть ветку
Mobile One

Давид Ян постоянно, из года в год, рассказывает об одном и том же.
Сколько можно про этот Сайбику рассказывать, уже все выучили всю историю :)

Ответить
Развернуть ветку
ayc
Мы обнаружили в 98-м году потребность человечества в мобильной текстовой коммуникации. Прощупали SMS-бум, когда SMS ещё не было. Фактически предвосхитили WhatsApp, Tinder,

Да ладно, в 98м даже ICQ уже был, и был устаревшим. И SMS уже были (в той стране, где видели Сайбики живьем).

Ответить
Развернуть ветку
Rodeus

Речь шла о том, чтобы не быть привязанным ни к компу, ни к сотовым сетям. Бесплатная беспроводная связь в карманном устройстве.
В 98-м ICQ не был ни разу устаревшим, аське было всего 2 года, это был ее расцвет. Аналогов не было. Скайп появится только через 5 лет, а все общение реалтайм было в чатах типа Кроватки. И в аське. Нерды сидели в IRC.

Ответить
Развернуть ветку
Siarhei Piatrouski

так его Осетинская спросила, у него и помимо сайбико-то есть, что рассказать

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Русские норм это не айти канал. Там аудитория разная. Он и так там кучу сложных словей наговорил.

Ответить
Развернуть ветку
Pysslingar

Согласен на все 100. И вообще, американщиной попахивает: не ответил, ответил с опозаданием, ответил не тому... В Европе такая фигня не покатит.

Блин, и вообще, вместо того, чтобы сконцентрироваться на проектах и качественном менеджменте, начинают колдовать какой сотрудник скоро уйдет. А елси ийдет, то и фиг с ним - надо строить команды так, чтобы долго не переживал никто. А если по автобус попал - никакая система этого не предскажет.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Ломаев

После таких интервью даже начинаешь верить, что у нашей цивилизации есть какие-то шансы

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Galin

Отличная статья, спасибо.

“Система детектирует ситуацию по скорости ответов, длине ответов, содержанию ответов, графу коммуникации. При этом Yva не анализирует содержание переписки. А только метаданные — кто, когда, кому отправил. Даже тему письма не анализирует.”

Мне кажется, в этом абзаце есть опечатка. Система все-таки анализирует содержание ответов (переписки) или нет?

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда