Истории Сергей Хахалев
1 824

Первый российский краудфандинг в телеграме… родом из Белгорода. Как это случилось?

Мой коллега Владимир Корнев написал интереснейший текст для «Мы и Жо» о том, как замутил первый в России краудфандинг в телеграме. Ещё и в Белгороде.

В закладки

Дальше — рассказ от первого лица:

«Январь 2018.

Кроме основной работы (я главный редактор в сети пабликов по всей стране) я работаю в главном сообществе о Белгороде «ВКонтакте» и ежедневно мониторю пару десятков источников, чтобы делать эфир. В процессе всегда находились несколько крутых инфоповодов, которые были неформатом для «Белгород — это интересно».

Постить их в свои соцсети не хотелось, выкидывать — жалко. Так я завёл телеграм-канал и гордо назвал «Белгород № 1». Хотя, гордости в названии было столько же, сколько и правды — в информационном поле Белгорода телеграм отсутствовал абсолютно.

Из-за этого, а также в принципе из-за сложности открытия чего-то нового из мира медиа в «провинциальном» Белгороде, мой партнёр, шарящий лучше меня в сети, дал прогноз в 500 подписчиков. Такую аудиторию он видел у меня при стабильном ведении канала. Максимум.

18 февраля 2018 года, спустя месяц с небольшим после запуска канала, я отмечал первую тысячу читателей.

Рост подписчиков по месяцам

Как мы подходили к краудфандингу

Сейчас будет долгий и подробный список ресурсов, которые я использовал для рекламы телеграма:

  1. Мои соцсети. Первые две-три недели ненавязчиво, а иногда и крайне прямо, я объяснял своим подписчикам (~1,5к живых на все соцсети), что у меня в телеграме что-то совершенно офигенное. Так я успел надоесть друзьям, но получить первую аудиторию.
  2. Всё.

Это не стёб и не шутка. С запуска канала по данный момент (сейчас мы близимся к 6 000 подписчиков, что для регионального новостного канала — весьма редкий результат; если не верите, забейте в поиске телеги любой даже более крупный «провинциальный» город, чем Белгород) мы не использовали ни одного рубля для рекламы. И даже бесплатных инструментов, взаимопиара и всего подобного.

Почему так? Есть несколько причин:

— несмотря на отсутствие адекватного поиска в телеграме и нормальных инструментов для продвижения канала внутри мессенджера, органика на всём пути «Белгород № 1» стабильная и позитивная. То есть нет такого, чтобы неделю подряд не приходили люди. Так я быстро подтвердил, что даже в таком «закрытом» пространстве контент решает всё (об этом чуть ниже).

— изначальные ожидания (в том числе прогноз партнёра) и реальность оказались настолько разными, что любое позитивное развитие телеграма оказалось достаточным.

— любой взаимопиар внутри телеграма оказался невозможен, так как региональных каналов просто не было, а тематика канала слишком локальна, чтобы партнёриться с не местными каналами (об этом ниже того, что уже обещал ниже).

Так вот, о контенте. Здесь надо проговорить, что я достаточно быстро изменил формат канала. Я публиковал уже не то, что не подошло на основной работе, а старался искать эксклюзивные важные и/или интересные инфоповоды — и ставить их с яркой подачей. Так «Белгород № 1» приобрёл статус пространства, где первыми появляются важные уникальные новости, а также интересные эксклюзивные развлекательно-познавательные видео и заметки.

А теперь о «партнёрке». С первого месяца жизни канала раз в месяц мы стали публиковать подборки телеграмов о Белгороде и области. Позиционировали их как «всё самое интересное», но на деле включали почти все более-менее работающие каналы. Сначала их было по пальцам одной руки, а теперь за нами потянулось всё больше людей и организаций. То есть можно говорить о создании экосистемы мессенджера в отдельно взятом городе — разве можно было предположить такой эффект?

Так выглядит бум телеграма в Белгороде. Ноябрь 2018

Как мы ещё ближе подошли к краудфандингу

Как только появился эксклюзив, пришли и СМИ. Точкой отсчёта для появления канала в местных и федеральных медиа стала история про уборку снега коммунальщиками у заммэра Белгорода по ЖКХ (кстати, его потом уволят). Тогда ещё не прошло месяца с начала работы канала, а нам уже прислали сильное анонимное видео, снятое одним из тех коммунальщиков. С того момента «Белгород № 1» утвердился в сознании людей в том числе как возможность «слить» инсайдерскую информацию и дать ей широкую известность без последствий для себя. Стоит ли говорить, что раньше такой практики в Белгороде вообще не существовало.

После нескольких упоминаний в СМИ, сарафанного радио по городу и позитивной органики в «Белгород № 1» пришёл бизнес. Сначала аккуратно, присматриваясь, а затем — массово, компания за компанией. Важную роль сыграло и то, что я два месяца прямо на канале публиковал отзывы клиентов. Некоторые из них (например, местное digital-агентство или интернет-провайдер) говорили о том, что эффективность рекламы в тысячном телеграме сопоставима с продвижением в группах «ВКонтакте» с сотнями тысяч подписчиков. Ещё бы, ведь мы:

— всегда пишем текст сами по формату (он называется «просто, понятно и ярко»);

— не даём ничего испортить любимому клиенту (миллиона смайлов и !!!!! в постах нет);

— предпочтём написать прямо «это реклама» вместо красивых, но лживых эпитетов клиенту. И — о, ужас! — клиент согласовывает это при должном диалоге. (это ещё и с учётом обязательной метки «Рекламная пауза»).

Стабильно ли всё стало с рекламой спустя полгода жизни канала? Так сказать нельзя — просто ещё прошло мало времени. Но да, уже сейчас канал можно рассматривать как бизнес с выручкой, теоретически превышающей среднюю официальную зарплату по Белгороду.

Отдельного упоминания заслуживает ситуация с блокировкой. Точнее, с «блокировкой». Ведь никакой блокировки не случилось — просто власти перекрыли самую близкую дорожку к телеграму, заставив всех нас ходить чуть-чуть в обход. Все, кому нужно попасть на эту сторону дороги, путь преодолевают. Даже в дождь. И сильный ветер. Благо, непогода бывает редко и впереди обещают много солнца.

Что случилось, когда мы дошли до краудфандинга

Довольствуюсь ли я ростом аудитории телеграма и более-менее стабильной рекламой? Конечно, нет. У меня куча основной работы, семья, хобби, но в голове постоянно сидела мысль о необходимости развития канала. Тогда я решил — раз меня так часто уверяют в «элитности» аудитории «Белгород № 1» (имея в виду прежде всего умный средний класс и большое количество чиновников среди подписчиков), почему бы не попробовать сделать что-то совершенно уникальное с этими людьми. Например, не предложить им вложиться в то, что ежедневно читают.

Так возникла идея краудфандинга. Я просто обратился к подписчикам с понятным посылом: «…у нас нет запретных тем, потому что мы сами себе хозяева. Все белгородские медиа так или иначе зависимы от своих учредителей. Некоторые издания спонсируются властью, другие встроены в бизнес, на который тоже имеются рычаги давления. Мы же хотим полностью изменить подход к инвестированию в местных медиа: работать только в интересах читателей, которые сами поддерживают редакцию.

А значит, если завтра в Белгородской области произойдёт глобальное ЧП (не хотелось бы, но всё возможно), о котором почему-то (мы знаем почему) не будут рассказывать в СМИ — то расскажем мы. И вы узнаете новости первыми».

Что ещё важного было в объявлении о сборе средств (а точнее о «поддержке канала»):

  • несколько успешных эксклюзивных кейсов из работы канала за последнее время (в том числе — история про коммунальщиков и заммэра), чтобы показать значимость ресурса на данный момент;
  • четко прописанные показатели, которых мы достигнем при успешном сборе средств (открытие ставки для второго члена редакции, появление интервью и своих фото/видео в канале и другое);
  • четко прописанные сценарии, если мы соберём нужную сумму и если нет;
  • ссылка на созданный для отчёта о каждом присланном рубле второй канал.

Мы заявили сумму 15 000 рублей. Она была собрана за 21 час. 21 час прошёл между первой в истории белгородских медиа реальной попыткой собрать средства на работу редакции — и её успешной реализацией.

Девиз краудфандинга в «Белгород № 1»

Спустя месяц история повторилась: мы вновь привели успешные кейсы, показали на примерах постов, как мы потратили первые деньги (крайне важный момент) и объявили о сборе средств уже на ноябрь. Понадобилось немного больше времени, но 1,5 дня хватило на весь сбор.

Когда происходит такое волшебство, то это влияет на всё: мотивацию, качество работы, уверенность в своих силах, желание развиваться. Не менее важно это для коллег в других медиа (если речь не о субсидируемых властями) — они видят работающую механику, пусть и с небольшими суммами, рядом с собой. А благодаря этому материалу о прецеденте узнают по всей стране.

Напоследок одна просьба.

Перед первым сбором мы написали, что канал не умрёт, если краудфандинг провалится. Это красивое заявление, но оно полностью соответствовало нашим мыслям и приоритетам. Было решено: ресурс в любом случае важнее денег, пусть и они нужны ему.

Так вот. Если вы вдохновились моим примером — не забудьте прописать это правило, когда предложите подписчикам поддержать вас. И пусть всё получится».

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Сергей Хахалев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": 20, "favorites": 21, "is_advertisement": false, "subsite_label": "story", "id": 50581, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 10 Nov 2018 14:27:33 +0300" }
{ "id": 50581, "author_id": 17940, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/50581\/get","add":"\/comments\/50581\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/50581"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199131 }

4 комментария 4 комм.

Популярные

По порядку

2

Молодцы. Хороший опыт. Успехов в начинаниях и независимой журналистике.

Ответить
0

название журнала лучше поменять, а то читается как "мы из жо..."

Ответить
0

Это уже к Амзину ]

Ответить
0

Жарко и интересно однако расписали)

Ответить

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }