«Jio-фикация» Индии: миллиардер Мукеш Амбани обеспечил 1,3 млрд жителей 4G-связью и в пять раз обрушил цены на интернет Статьи редакции

Аналитики считают, что к 2021 году цифровая платформа нефтяного магната может стать лидером индийского телеком-рынка.

Глава индийского нефтеперерабатывающего холдинга Reliance Industries Мукеш Амбани потратил $35 млрд на создание Jio — первой в стране 4G-сети с VoLTE-коммуникациями. Оператор запустился в 2016 году. Он предлагает бесплатные звонки и дешёвые тарифы на мобильный интернет и продаёт бюджетный 4G-телефон за $20, чтобы увеличить число абонентов.

Мукеш Амбани CNBC

В результате стоимость связи в Индии резко рухнула, а 4G-интернет теперь доступен на 99% территории страны для 1,3 млрд человек. За два года Индия поднялась со 155-го на первое место в мире по потреблению трафика.

Аналитики считают, что в 2020 году число абонентов Jio вырастет до 400 млн, а к 2021 году компания станет лидером индийского телеком-рынка с полумиллиардом пользователей. На этом Мукеш не останавливается — на базе Jio он строит цифровую платформу для продажи контента, розничных услуг и рекламы, чтобы конкурировать с Amazon и Google.

Чтобы запустить Jio и реализовать задуманное, Мукешу пришлось на протяжении шести лет инвестировать миллиарды долларов нефтяного бизнеса в бесперспективное, по мнению аналитиков, направление, а затем активно демпинговать и предлагать условия, которые не могли предложить его конкуренты.

Индийская сказка о двух братьях-миллиардерах

В 1966 году отец Мукеша и Анила Амбани основал компанию по обработке текстиля — Reliance Industries, которая выросла до крупнейшего в стране холдинга с активами в финансах, телекоммуникациях, энергетической, нефтяной и других сферах общей стоимостью более $110 млрд.

Дирубхай Амбани, отец Мукеша и Анила Bloomberg

Отец умер в 2002 году от инсульта, не оставив завещания, и братья начали совместное управление империей. Мукеш считал, что должен продолжить дело отца, который мечтал о «мобильных звонках дешевле открытки», и в декабре 2002 года основал Reliance Infocomm (RComm) — телекоммуникационную компанию, основанную на стандарте CDMA (конкурент GSM-связи, стандарт, работающий не на определённой частоте, а разделяет сигналы абонентов на всем доступном диапазоне частот).

Мукеш понимал, что для успешного появления на рынке RComm должна была показать что-то прогрессивное — для этого он выбрал высокоскоростной стандарт CDMA, который мог обеспечить как звонки, так и быстрый интернет и другие услуги. RComm запустилась 28 декабря 2003 года в годовщину дня рождения отца Мукеша. С помощью агрессивного снижения цен и новых контент-сервисов RComm удалось войти в тройку игроков рынка мобильных услуг в Индии.

В 2004–2005 годах между братьями возник конфликт из-за активов Reliance: Анил обвинял Мукеша в незаконном финансировании RComm за счёт активов основной компании и утверждал, что Мукеш получил RComm практически бесплатно. В спор вмешалась мать, заставив заключить перемирие.

Анил и Мукеш с матерью Quora

Мукешу пришлось выбирать, что оставить себе — стабильно приносящее прибыль нефтеперерабатывающее предприятие или RComm. В результате он отдал RComm Анилу, а также заключил договор о неконкуренции — вплоть до 2010 года братья не имели права создавать компании в сферах деятельности друг друга.

По мнению сотрудников Reliance, подход братьев к ведению бизнеса существенно отличался. Если для Мукеша RComm была делом жизни, то Анил был более простым и алчным — он быстро выводил бизнесы на IPO, довольствуясь краткосрочным заработком. Мукеш же прорабатывал каждый бизнес до малейших деталей, проводя многочасовые совещания, чтобы контролировать каждый процесс внутри.

4G: амбициозное возвращение Мукеша в телеком

В 2010 году Мукеш Амбани рискнул вновь выйти на телекоммуникационный рынок, но с куда большими амбициями — компания Jio должна была стать не просто мобильным оператором, а огромной платформой для всех видов цифровых услуг, заняв 50% телеком-рынка Индии.

Болливудский актёр Шахрукк Кхана рекламирует Jio The Wall Street Journal

Новая ставка Мукеши Амбани — не голосовые звонки, которые он сделал бесплатными, а мобильный трафик. Он считает, что будущее — это данные, поэтому основная цель — собрать базу абонентов, которые будут готовы тратить деньги на услуги и сервисы, связанные с интернетом.

Мукеши хотел решить одну из главных проблем ИТ-рынка Индии — дать людям простой и дешёвый доступ к быстрому интернету. Операторы связи не развивали услуги вне городов, где проживает около 1 млрд жителей — проникновение интернета в Индии до появления Jio составляло лишь 20%.

Телеком-рынок Индии в 2016 году Bloomberg

На презентации Jio Мукеш рассказывал историю о том, как его дочь пыталась работать над курсовой в доме Мукеша — самом дорогом доме в мире, 27-этажном особняке на холме с видом на Аравийское море. В нём множество дополнительных построек: вертолётная площадка, домашний кинотеатр, тренажёрный зал, сад, бассейн, и ужасный интернет, на что дочка пожаловалась отцу, назвав интернет «отстойным».

В августе 2010 года Мукеш купил 95% акций Infotel Broadband Services (в 2013 году Infotel переименована в Reliance Jio Infocomm Limited), владельца частот 4G с поддержкой VoLTE. В то время только у одного из десяти индийцев был мобильный телефон, а крупнейшие телеком-операторы Airtel и Vodafone India активно развивали только сети третьего поколения.

Говинд Панвар, фермер из деревни, который купил холодильник через интернет-магазин с помощью Jio The Wall Street Journal

По мнению Мукеша, LTE обеспечивает значительно более высокую скорость, чем 3G, что означает большое и комфортное потребление контента: потокового видео и музыки, мессенджеров и тому подобного. А также это более устойчивое соединение для онлайн-покупок — нестабильная 3G-сеть могла мешать комфортному оформлению заказов. Также VoLTE позволяет общаться на тех же частотах, что и LTE, а значит, без разрывов интернета при переключении сети с 4G на 3G во время разговора.

Руководители и аналитики телекоммуникационной отрасли Индии считали нужным увеличить скорость сети, но сомневались, что найдётся достаточно много клиентов, которые будут готовы платить за это. Индийцы платили за услуги мобильной связи около $2 в месяц, подавляющее большинство пользовались голосовыми звонками.

Конкуренты начали разворачивать сети четвёртого поколения в некоторых городах, но Амбани хотел построить сеть, которая охватила бы 18 тысяч городов и 200 тысяч деревень — даже те, где даже не было электричества. Для этого понадобилось около 200 тысяч вышек сотовой связи и 150 тысяч миль высокотехнологичного оптоволоконного кабеля, что достаточно для того, чтобы шесть раз опоясать Землю.

Индийская деревня. Нет водопровода и асфальтированных дорог, дома построены из глины и камня, но зато работает LTE. The Wall Street Journal

Чтобы ускорить развёртывание базовых станций, Jio унифицирует их дизайн, делает похожими на пальмы, уменьшает размер, мощность и радиус действия. Разработанные башни быстрее устанавливаются и стоят дешевле, что компенсирует их малую мощность.

  • Новым башням требуется только 750 Вт мощности, которую обеспечивает батарейный блок. Обычная вышка требует 2,5 кВт.
  • Они не загрязняют окружающую среду, а также не требуется дополнительного охлаждения и оборудования вне вышки, так как всё необходимое можно уместить в полости мачты.
  • Новые башни занимают в 50 раз меньше места, что позволяет экономить на оплате земли для размещения.
  • Башни собираются из небольших элементов, и для их установки нужно 5–6 часов вместо нескольких дней.
  • Новые башни универсальны — их можно использовать для уличного освещения, установить камеры для управления движением и датчики контроля воздуха.
  • Они обходятся дешевле — стоимость одной не превышает $140 тысяч, тогда как обычная наземная башня стоит $178-350 тысяч. Также они дешевле башни, установленной на крыше здания, — та стоит не менее $160-210 тысяч.
  • Их дальность меньше — от 300 до 500 метров вместо 5000 метров, поэтому потребляют меньше энергии.
  • Новые вышки могут обрабатывать передаваемые через 4G и 5G данные с помощью оптоволокна.

Чтобы защитить кабели, Reliance наняли частную охрану из бывших военнослужащих, а местным жителям платили за наблюдение над вышками.

На запуске Jio в сентябре 2016 года компания сделала все телефонные звонки, SMS и мобильный интернет бесплатными в течение первых трёх месяцев, позже продлив до шести. После этого срока мобильный интернет в Jio стал платным, но был на 75% дешевле конкурентов.

IndiaTimes

В 2016 году Jio покрывала 95% жителей страны, а при возникновении первых проблем с нагрузкой на сеть Jio построила ещё 45 тысяч вышек в течение полугода — теперь 4G-интернет есть у 99% населения. Jio стала первым интернет-провайдером для многих жителей индийских деревень и рынок мобильной связи вырос сразу на 150 млн пользователей в первый год работы оператора.

Тарифные планы Jio в 2016 году Gadgets to use

Развитие Jio и действия конкурентов

Пока Амбани строил сеть, он ждал, когда власти разрешат телекоммуникационным компаниям регистрировать абонентов в электронной форме с помощью отпечатка пальца, вместо необходимости в проверке паспорта и подтверждения адреса проживания. Как только Jio получила двухлетнее разрешение на электронную регистрацию — компания запустилась и набрала 250 млн абонентов.

Телеком-рынок Индии в 2018 году Bloomberg

В сентябре 2018 года высший суд Индии постановил, что программой цифровой идентификации Aadhaar должно пользоваться только государство. Телекоммуникационные компании вернутся к бумажной проверке, которая будет обходиться в $2 вместо 35 центов за одного нового абонента.

Реклама Jio с Мукешем и его отцом The Wall Street Journal

Результатом действий Jio стал огромный скачок потребления мобильного интернета: в первый год работы компания обработала больше данных, чем любой другой оператор связи в мире, а Индия превзошла США по количеству приложений, загруженных из магазина Google Play, по данным аналитической компании App Annie. По информации Morgan Stanley, ежемесячный трафик данных в Индии на одного пользователя подскочил на 570% за два года с момента запуска Jio.

Статистика потребления мобильного трафика в Индии Imagesmy

Конкурентам пришлось снизить цены в тарифах с $3 за 1 ГБ трафика до 60 центов. Соперники считали, что ценовая политика Jio нарушает антимонопольное законодательство, но власти Индии в 2017 году вынесли решение в пользу Jio, посчитав, что нарушений не было.

Амбани играет в долгосрочной перспективе и нацелен забрать себе 50% доходов на рынке телекоммуникаций. По мере сокращения рынка голосовой связи с точки зрения доходности объём трафика будет расти в геометрической прогрессии. Когда это произойдет, клиенты, у которых две и более SIM-карты, откажутся от менее перспективной.

Абоненты в Индии используют предоплатные планы без контрактов, что позволяет легко переключаться между операторами путём замены новой SIM у конкурента. Так как Jio предлагает выгодные условия как по минутам, так и гигабайтам, абоненты других операторов, предлагающих только голосовые услуги, будут переходить на Jio в качестве главной SIM-карты.

Ценовые войны привели к сокращению доходов в отрасли на одного пользователя: в среднем он составляет $1,53 вместо $2,5 в 2016 году. У Jio среднее значение выше — $1,89, но с момента запуска это число снижается.

После Jio создала новый тип «умных» телефонов, которые работают в сетях 4G и имеют базовые функции смартфона. Пользователь может арендовать JioPhone за $22, которые возвращаются абоненту, если тот отдаёт смартфон назад. Акция была запущена в сентябре 2017 года и помогла обогнать Samsung на рынке смартфонов Индии, захватив 47% рынка.

Реклама Jio в Нью-Дели Bloomberg

Также Jio купила 16% акций разработчика KaiOS — операционной системы, на которой работают JioPhone и другие смартфоны оператора.

Амбани использует финансовые хитрости для демонстрации прибыли и снижения процентов по расходам. К примеру, по закону компания может отображать предоперационные расходы как часть капитала и не отражать их в операционных расходах. Таким образом инвестиции в развертывание сети были помечены как «предоперационные затраты», таким образом отодвинув оплату налогов на более позднее время, когда Jio выйдет на большую прибыль.

Jio продолжает удерживать низкие тарифы. Ценовые войны привели к закрытию мелких телекоммуникационных компаний, а лидерам рынка Vodafone India и Idea Cellular пришлось объединиться, чтобы выжить. Рынок Индии покинули операторы Telenor, Tata и Docomo, а входящая в пятёрку сильнейших в 2015 году Aircel подала на банкротство. Лидер индийского рынка телеком-услуг Airtel в начале 2018 года замедлил рост и впервые за 15 лет отчитался об убытках.

Доходы и убытки Airtel с 2016 по 2018 год Bloomberg

Больше всего от действий Jio пострадал его брат: Reliance Communications пришлось перевести свою 4G-сеть на инфраструктуру Jio, а затем продать ей оптоволоконную сеть, протяженностью в 178 тысяч километров, за $417 млн, чтобы выплатить долги. RComm пришлось уйти из мобильного бизнеса и сократить 50 тысяч человек.

Состояние Мукеши и Анила с 2013 по 2018 год Bloomberg

Дальнейшие планы Jio

За два года абонентская база Jio выросла до 250 млн пользователей, большинство мелких операторов закрылись или поглотились крупными игроками. Сейчас Jio активно развивает контентные услуги, оптоволоконный интернет, IoT и другие направления для диверсификации бизнеса и усиления своих позиций на рынке.

Спустя два года после запуска Jio тарифы снизились, а голосовая связь стала практически бесплатной, в несколько раз увеличился объём трафика. Привлечение больших инвестиций с материнской компании помогло быстро осуществить задумку Амбани, и в будущем акционеры получат больше, чем вложили, если Jio выйдет на первое место среди коммуникационных компаний Индии. Это может произойти уже в 2019 году.

Аналитик консалтинговой компании Analysys Mason Сандип Дас считает, что причина в агрессивной стратегии привлечения клиентов, частью которой является субсидируемый VoLTE-смартфон и trade-in-система Monsoon Hungama, по которой любой рабочий телефон можно поменять на базовую модель JioPhone за $14. Если раньше Jio была второй SIM-картой, то теперь её используют чаще как основную.

Прогнозируемая выручка телеком-компаний Индии с 2016 по 2020 год Factor Daily

Амбани покрывает труднодоступные места Индии 4G-сетью и оптоволоконным интернетом. Jio — единственный оператор в Индии, у которого есть связь на шоссе и железнодорожных маршрутах. Остальные — Bharti Airtel, Vodafone Idea и BSNL — не смогли пройти тестирование.

Также Jio стала первым оператором, который заключил соглашение о VoLTE-роуминге с японским оператором KDDI. Теперь японцы могут подключаться к высокоскоростной VoLTE-сети Jio во время поездок в Индию.

Развлекательный контент

Ещё одна часть стратегии Jio — доминирование в передаче данных через интернет. Мукеш позиционирует Jio как цифровую платформу, а не мобильного оператора. Компания запускает дополнительные сервисы и приложения, большая часть которых направлена на контент.

  • JioTV — онлайн-ТВ с прямыми трансляциями 500 каналов.
  • JioCinema — онлайн-кинотеатр, аналог Netflix с Болливудом.
  • JioChat — приложение для обмена мгновенными сообщениями.
  • JioMusic — музыкальный стриминговый сервис.
  • Jio4GVoice — приложение для работы VoLTE на 4G-смартфонах без поддержки технологии.
  • JioMags — журналы и газеты.
  • JioXpressNews — новостной агрегатор.
  • JioSecurity — антивирус для смартфонов.
  • JioCloud — облачный инструмент для резервного копирования данных.
  • JioMoney Wallet — виртуальный кошелёк с функцией онлайн-платежей.

Jio стала первым оператором, у которого собственные контент-сервисы пользуются огромным успехом, в том числе за счёт отсутствия конкурентов — большинство международных брендов только сейчас приходят на рынок Индии. Сейчас 75% пользователей Jio смотрят ТВ через JioTV и активно потребляют контент через другие сервисы компании.

JioTV на JioPhone  The Wall Street Journal

Сервисы Jio постепенно становятся независимыми от сети: JioMusic объединилась с независимым стриминговым приложением Saavn — компания получила долю в 80% и таким образом вышла на другие рынки за пределами Индии.

Jio GigaFiber

Clippernews

15 августа 2018 года Jio запустила GigaFiber — высокоскоростной широкополосный интернет с дополнительными контент-услугами, как и в мобильной связи. GigaFiber построена на той же инфраструктуре, что и 4G-сеть. Также Jio скупает оптоволоконных провайдеров, которые предоставляют интернет для дома или офисов. В октябре RIL купила контрольные пакеты акций двух кабельных операторов Den и Hathway, чтобы получить прямой доступ к домам.

GigaFiber — самая быстрая сеть для просмотра Netflix Netflix

Интернет вещей и технологии искусственного интеллекта

Jio изначально подготовилась к 5G- и 6G-сетям, которые будут востребованы в будущем при появлении беспилотных автомобилей и других возможностей «умных» домов и городов. Для обработки данных с миллионов устройств требуется не просто высокая скорость, но и низкая задержка обработки данных, которую предоставит Jio на своих сетях.

Сейчас Jio развивает анализ рентгеновских снимков и МРТ с помощью машинного обучения, а также купила 73% акций Embibe — образовательной платформы на базе ИИ, которая анализирует данные для создания персонализированных программ в школах.

Электронная коммерция

В 2006 году Мукеш запустил Reliance Retail — ритейлера, который стал крупнейшим в Индии. В июле 2018 года Мукеш объявил о планах объединить Jio и Reliance Retail в нового крупного игрока на рынке электронной коммерции.

Индийский телеком-рынок после прихода Jio

Издание IndiaTimes приводит статистику, как изменился рынок мобильной связи Индии за два года после запуска Jio:

  • Потребление мобильного трафика выросло с 200 млн ГБ до 3,7 млрд ГБ в месяц.
  • Стоимость 1 ГБ мобильного трафика снизилась с $3,5 до 20 центов.
  • Индия стала первой по объёмам потребления трафика, по сравнению со 155 местом до запуска Jio.
  • Снизилось число операторов: с восьми-девяти до трёх. В октябре 2018 года Bharti Airtel потеряла 2,4 млн абонентов, а Vodafone India и Idea объединились в августе 2018 года, их число абонентов уменьшилось на 2,6 и 4 млн соответственно. Jio же получила 13,1 млн новых пользователей.
  • Практически все смартфоны в стране поддерживают 4G-VoLTE, а если не поддерживают, у Jio есть специальное приложение.
  • За два года Jio собрала более 252,3 млн пользователей. В среднем подписчик Jio в месяц потребляет 10,6 ГБ трафика и разговаривает 744 минуты.

Успех Jio также может повлиять на интерес глобальных корпораций к рынку Индии — уже сейчас Google, Facebook, Amazon, Walmart инвестируют в развитие своих продуктов на территории страны, и им нужно как можно больше людей, подключённых к интернету, чтобы окупить вложения.

Летом 2018 года капитализация Reliance Industries превысила 100 млрд, а стоимость Jio оценивается в $25 млрд. Мукеш дал доступ к дешёвому и быстрому интернету и новым технологиям для 1,3 млрд граждан Индии и уровнял технологические возможности богатых и бедных. Его рискованное решение вернуться на конкурентный рынок телеком-услуг оказалось победным.

Теперь же Мукеш конкурирует не с Airtel, а с Google и Netflix — на базе Jio создаётся цифровая платформа, которая продолжит менять привычный образ жизни Индии, а вместе с этим демонстрировать то, как должен развиваться современный оператор связи, чтобы оставаться актуальным, прибыльным и революционным.

0
147 комментариев
Написать комментарий...
Denis Kiselev

Оч интересно.

Особенно колоритно расписано возражение на тезис «традиционные рынки поделены и ничего нового сделать нельзя».

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Нельзя, если нет нефтяного бизнеса под рукой)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Денис Демидов

Касты же

Ответить
Развернуть ветку
Bender Rodriguez

Охуенно! На одном дыхании прочитал!

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai Kovalev

Так! На одном дыхании прослушал! // Удобная фича на vc.

Ответить
Развернуть ветку
Игнат Смирнов
Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кулицкий

Ага... а в конце бошки будут взрываться под музыку из "Танцора диско'

Ответить
Развернуть ветку
Олег Назарчук

Это мазафака хорош

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Anton Lozovoy

Лихо вы перешли к СССР.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Anton Matrosov

СССР развалили изнутри на деньги извне, экономическая теория там не при чем

Ответить
Развернуть ветку
36 комментариев
Макс Гудов

Вот бы и в РФ появился такой человек, который конкретно взялся за коммуникации и довел их до качественного уровня.

Ответить
Развернуть ветку
Bucky Bucks

В России отличная связь и цены, но постоянно находится какой нибудь человек наподобие авторов закона Яровой, который пытается взяться за коммуникации

Ответить
Развернуть ветку
Alex V. Povar

А что не так с коммуникациям в РФ? Покрытие и цена по сравнению с многими другими странами существенно лучше.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Roma Schreibikus

Качество коммуникаций и их стоимость это то немногое, чем Россия действительно может гордиться.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Yan Yankeloits

А чем сейчас качество не устраивает?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Gusev

"В августе 2010 года Мукеш купил... В то время только у одного из десяти индийцев был мобильный телефон с поддержкой LTE, а крупнейшие телеком-операторы Airtel и Vodafone India активно развивали только сети третьего поколения."
Первый массовый LTE-смартфон появился в 2011 году.
Первый iPhone с поддержкой LTE появился в конце 2012. Samsung тоже в 2012-2013 годах переходил на LTE.
В Москве первая LTE-сеть появилась в 2012 году, а за 2 года до того каждый десятый индиец ходил с LTE-смартфоном, серьезно?

И вообще к статье серьезные вопросы, переврато очень много.

Ответить
Развернуть ветку
For Nothing

У вас данные какие-то взятые Отбалды.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Антон Сарамуд

Масштабы конечно не те, но история похожа на выход Йоты на российский рынок, правда йота в какой-то момент остановилась.

Ответить
Развернуть ветку
Джек Воробей

сравнил жопу с пальцем.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Lozovoy

А чего достигла «Йота»? Стала первой или идёт к этому? Нет.

Ответить
Развернуть ветку
Bender Rodriguez
Ответить
Развернуть ветку
Психиатрическая неотложка

Есть опыт использования JIO в Индии, так себе связь.
Мобильный инет от классических операторов лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Novov

Даже в Москве так себе интернет от классических операторов. А подключить за два года абонентов в два раза больше населения России - это впечатляет.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Yuriy Petrov

И тем не менее, в среднем по стране они сильно лучше в плане качества интернет канала. Под качеством я имею в виду задержки, потери и среднюю скорость.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Александр Перлевский

200 тысяч вышек по цене 140 тысяч за вышку, но владелец потратил 35 миллиардов? Вы математику проходили? Получается 28 триллионов долларов... камон

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Ostrenko

200к*140к = 28 млрд (9 нулей, эт так, на всякий случай)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Rodeus
Ответить
Развернуть ветку
Lev Yakupov

Автор ошибся на порядок. Вот цитата из оригинала "...cheaper to build, costing around Rs 10 lakh each as against Rs 20-25 lakh for a traditional ground-based tower". 10 лакхов это миллион рупий или $14к.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Старцев

Свяяятая корова

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кузнецов

Вот где нужно инвестировать, а не приложухи какие то

Ответить
Развернуть ветку
Damnin Danitov

Имхо, думаю он демпингует, а убытки покрывает за счет нефтяной компании. А ведь мог бы еще тогда взять RComm вместо нефтяной компании и развивать еще в нулевых годах.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Бородин

Как пользователь связи Jio могу сказать, что при увеличении количества абонентов начинает страдать качество услуг.

В этом году 4G интернет Jio работает со скоростью Edge, а сотовая сеть часто не может совершить или принять вызов из-за нагрузки. Выехав за пределы населенного пункта, связи может не быть вообще никакой, там просто нет вышек.

Так что это больше рекламный лозунг и раздутый пиар, чем реальное чудо. Всех подключили, только пользоваться невозможно.

Ответить
Развернуть ветку
Джек Воробей

ну надо же, пиар? проблемы со связью? ) ну точь-в-точь развертка любой подобной компании в любой стране ) как и в РФ. в рекламе билайн гвоорил, что скорость у них мегаафигеть, а на деле если такая скорость и достигается на секунду раз в неделю - уже вроде бы и не вранье )

но суть в том, что скорость развития и масштаб охвата пользователей настолько несравнимо больше в Индии, что... да, будут провалы, но не без этого. Потом пофиксят, нарастят. так что нельзя сказать, что это совсем уж пиар.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Денис Демидов
Нет водопровода и асфальтированных дорог, дома построены из глины и камня, но зато работает LTE.

А говорят в России киберпанк наступил

Ответить
Развернуть ветку
Anton

знал, что в контексте этого предложения обязательно кто-то вспомнит РФ, поэтому не стал сам постить что-то подобное :)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

В Кении вообще местные ходят мобильники заряжать в школы, где солнечные панели...
Много кнопочных мобильников и самых простых андроидов.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Сергей Токарев

ну, понятно что хотел сказать автор, но если придираться к словам - все дома в мире построены из камня, кроме тех, что построены из дерева и глины, так как бетон - это "искусственный каменный материал".

Более того, вы не поверите, но бетон чаще всего делается из цемента, а цемент на 75% состоит из измельченного камня (известняк) и на 25% из глины

Следовательно: большинство современных домов в цивилизации, включая небоскребы, построены из камня и глины ))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Скворцов

Зачем вам такой длинный ник( с мобильного приложения больно смотреть

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kotov

С братом похоже таки не помирился

Ответить
Развернуть ветку
Nick Sidorov

Давно таких хороших лонгридов на vc не было.
Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Круто

Ответить
Развернуть ветку
Alec Sacaliuc

Пользовался бесплатно Джио интернетом и мобильной связью около года. Когда же рекламная акция закончилась и пошла оплата за Джио услуги перешёл на оператора Аиртел. Кстате бесплатные услуги Джио были по всей Индии более года, а не только в Дели как кто-то написал в комментах. По ходу качество интернет подключения у Аиртел выше. Ну да цены Джио сбила конкретно везде. Полтора гига в день интернета и очень много минут мобильной связи на три месяца стоит около 6 долларов и у Аиртел и у Джио. 2 гига в день интернета около 8 долларов за 3 месяца. Но Аиртел качество 4g интернета выше.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ivan Gusev

Ну, тут есть нюанс. Reliance - не просто "нефтеперерабатывающий холдинг", как говорится в статье. Посмотрите, например, какая компания продюсировала фильмы Спилберга в качестве режиссера и продюсера за последние лет 7.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Николай

Хорошая история о том, как рыночек порешал

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

то-то я смотрю ко мне на LinkedIn теперь миллион индусов каждый день стучится

Ответить
Развернуть ветку
Eugene I. Bel
Ответить
Развернуть ветку
Евгений Делюкин

Не совсем, я читал материал The Wall Street Journal, а затем ещё три десятка источников. С текстом Евгения я знаком, да. Мы подошли с разных сторон к этой теме, можно (или нужно, если очень заинтересовались Jio) прочитать обе статьи — в каждой свои особенности.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Porkhaev

Наебанкиз-за него PewDiePie может проиграть...
Take bitch lasagna, please!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Porkhaev

К сожалению не могу отредактировать, "редизайн"..

Ответить
Развернуть ветку
vladkas

* Потребление мобильного трафика выросло с 20 ГБ до 370 ГБ в месяц.
* В среднем подписчик Jio в месяц потребляет 10,6 ГБ трафика

Так это на всех абонентов потребление 370 гигов?:)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Делюкин

Дело в индийской системе счисления: было 200 млн ГБ (20 крор), стало 3,7 млрд (370 крор) ГБ в месяц. Поправил.

Ответить
Развернуть ветку
Diego Salvador

Тариф 16 года недешевые, зашёл посмотрел на сегодняшние цены - это просто безумие! Столько трафика просто не возможно потратить!

Ответить
Развернуть ветку
Steve Jobs

Если бы не успехи Китая, они бы так и сидели в г%вне. Для Индии это вопрос выживания.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Almazov

Святой человек. Представил, что я вонючий потный паджет, который получил возможность пользоваться интернетом и прямо прослезился.
А вот насчёт цен так и не понял, почему 5000 руппи (почти 5000 рублей) это дешево за 75 гигабайт

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

--- Индийская деревня. Нет водопровода и асфальтированных дорог, дома построены из глины и камня, но зато работает LTE.

на хрена им деревянные дома и асфальтированные дороги, если у них нет лесов и дождей?
Белые люди... ну что про них сказать - они были сделаны из необожженной глины, согласно одному из индийских мифов

Ответить
Развернуть ветку
FaroucheMn

В Индии нет лесов и дождей? Интересный подход.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Viktorovich

Вот что значит в нужное время в нужном месте оказался..

Ответить
Развернуть ветку
Имя Фамилия

Теперь от Болливуда даже в Гималайских пещерах не спрятаться)

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Интересно, но растянуто. Пиши-сокращай, как говорится)

Ответить
Развернуть ветку
Kolin Torg

Байка, что 4G выжигает мозг животным фейк?)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Овченков

Естественно фейк, теперь этот фейк на 5G распространяют.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Белый

Написал приложение для андроид. Из России 2 установки, из Европы 6, из США 0, из Индии 3500.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Filimonov

В операционную систему KaiOS также Гугл проинвестировал. KaiOS заинтересован в развитии на новых рынках и в том числе смотрят на Россию, хотят найти партнеров, таких как телеком операторы, чтобы запустить похожую историю и в РФ.

В чем принципиальное конкурентное преимущество у KaiOS перед лоукост Android для меня пока закадка. Возможно, там дело в лицензиях и простоты запуска под white label.

Очень интересно разрабатывать приложения под такие истории, это UX вызов во многом, сценарии использования и интерфейсы сильно отличаются от смартфонов. К сожалению, открытого маркептплейса у них пока нет и как я слышал не планируется, только индивидуальные b2b партнерки

Ответить
Развернуть ветку
Bucky Bucks

KaiOS устанавливается на максимально дешевые телефоны и работает на них нормально(как когда то кнопочные Nokia), а Android на дешевых телефонах тормозит и не обеспечивает автономности(и в итоге они все равно дороже телефонов KaiOS)

Ответить
Развернуть ветку
Di Yakshin

Курс рупий и их цены в 2333₽ за месяц конечно мягко говоря) при том что они ещё самые дешёвые....

Ответить
Развернуть ветку
ЯрСтан

Тоже обратил внимание на курс. 1 рупь примерно 1 рупия.
Это на максимальном тарифе 5000 рублей в месяц.
Был я в Индии 10 лет назад. Наибеднейшая страна. И тут за инет 100 баков в месяц. То ли я чего не понимаю, то ли нас в России поимели...
Да. М тариф 500 рублей как у нас. Но блин! Это же Индия! Вы реально были в Индии?! Там бедность везде! Нищие по улицам ВЕЗДЕ! Цены копеечные везде. И б@@@ть интернет от 500 до 5000 рублей?!!! Значит у них в этой отсталой стране заработок выше чем у нас в самой лучшей стране в мире???!!! Если каждый бедняк может позволить себе интернет по 1500 рублей (средний тариф), то я блин уже и не знаю правильно ли я страну проживания выбрал...

Ответить
Развернуть ветку
Maksym Myroshnyk

вот так у брата отобрал дело его жизни...

Ответить
Развернуть ветку
Вася Аникин

Радиус действия вышек меньше в 10 раз, потребление всего в 3 раза, а цена всего в 2 раза меньше. На вид так себе экономия.

Ответить
Развернуть ветку
Katya Pavlenko

Очень крутая статья.
Пример того, что всегда можно сделать лучше и дешевле

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мардс

Может кто-нибудь представить, чтобы российских олигарх также у нас сделал?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Кувшинов

Хоть теперь меньше станут размножаться) будут в интернетах своих сидеть

Ответить
Развернуть ветку
Chinagb Ru

Смотри, лет через 10-15 будет одним из мощнейших государств, может их населению для развития только интернета не хватало...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Титов

Статья написана хорошо и в этом её проблема. Много фактов, цифр на фоне классической (особенно для Индии) драмы про двух братьев. Создается впечатление о крутом положительном случае по выходу на конкурентный рынок, этакий индийский Илон Маск устраивает цифровую революцию во второй по населению стране мира. По факту же выглядит как история о том, как может потратить огромные деньги в густонаселенной стране довольно способный бизнесмен. А вот что из этого выйдет мы не знаем, только амбициозные планы. Это может стать историей о том, как амбиции нефтепереработчика в телекоме погубили основной бизнес. Или как имея большую кучу денег нагнуть весь рынок, а потом, когда конкуренты согнутся совсем, нагнуть все население. Или ещё что-то, может и положительное. Ни слова о прибыли и финансовой устойчивости всего проекта, а значит не понятно, как все это в конечном счет будет выживать. Ни слова о проблемах роста и вообще о проблемах данного проекта. Ни одной попытки оценить, чем реально всё обернется. Что сделает тот впечатляющий герой в блестящих латах на оттюнингованной белой кобыле, когда убьет дракона? Сам станет драконом или чем-то (кем-то) ещё хуже?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий
Ответить
Развернуть ветку
Иван Борода

Читал статью и все ждал - когда же они начнут петь?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
144 комментария
Раскрывать всегда