{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Недетские игры: монолог создателя конструкторов для взрослых Ugears о потере компании и новых проектах Статьи редакции

Денис Охрименко — о создании Ugears, конфликте с партнёром и своих стартапах в той же сфере — Time 4 Maсhine и Pagl.

Я начал придумывать стартапы ещё в университете, мне всю жизнь хотелось создать свой проект. Одной из первых идей стала служба доставки на автомобилях. В 2006 году я выступил с ней на конкурсе для стартапов, однако идею не оценили — говорили, что такая доставка не нужна, когда работает государственная почта. Забавно, что через несколько лет подобная доставка всё же появилась в Украине — «Новая почта» успешно работает до сих пор.

Затем я пытался делать изделия из керамики и даже нашёл клиента — он заказал у меня 10 тысяч чашек. Но я не смог найти завод, который бы согласился их изготовить, говорили, что партия слишком маленькая. Я попытался договориться с заводами в Польше, но тоже безуспешно.

На тот момент таких слов, как «стартап», «кофаундеры», не было, и к начинающим предпринимателям относились скептически.

Денис Охрименко

После этого мне пришла идея фуд-проекта «Коробка с едой» — своеобразного конструктора для еды. С этим стартапом я несколько раз выступал на конкурсе Startup UA и просил довольно большую сумму — около $500 тысяч. Потому что фуд-проект делать дорого — нужно обустраивать магазины, кухню, технику. К сожалению, эта попытка тоже не увенчалась успехом.

Как появился Ugears

Я сидел дома, и мимо меня прошла беременная жена. Подумал: «Попробую последний раз — придумаю какой-нибудь проект и запущу его». Но в этот раз стал искать идею, в которой я бы мог применить свои дизайнерские навыки и потратить не слишком много денег на запуск. За минуту на бумаге придумал Ugears — конструктор для взрослых.

Думал, что будет быстро, но два года я искал подходящие для конструктора материалы, перебрал и пенокартон, и пенополистирол, дерево, картон, ламель и так далее. Самым подходящим вариантом стала лазерная резка фанеры, хотя я всеми силами пытался его избежать — мне не нравилась фанера как материал.

Первые игрушки я разрабатывал сам и заказывал изготовление на производстве. Также купил строительный фен, полиолефиновую плёнку и самостоятельно запаковывал модели на кухне. А далее передавал их курьерам разных магазинов. Так продал около 50 штук.

Я подумал, что с такими медленными темпами первый станок у меня появится года через два, а за это время какая-то компания может скопировать мои изделия. Тогда решил снова попытать удачу на Sturtup UA.

Я сидел на Sturtup UA и смотрел на презентации других проектов. Люди показывали крутые ИТ-проекты: новые платёжные системы, «умные» датчики для медицинской сферы, а у меня в пакете были деревянные игрушки.

В один момент я даже решил просто уйти, однако остался и позже выступал на конкурсе второй раз.

После второго выступления я получил несколько предложений — от программиста, банкира и издателя Геннадия Шестака. Шестак работал в торговле и имел контакты на местном рынке.

Одним из моих первых клиентов ещё до переговоров с инвестором стал Артемий Лебедев — я написал ему на почту и прислал фото конструктора. Он сразу же ответил, что вещь интересная, и через два месяца закупил у нас партию и стал продавать наши игрушки на своём сайте.

С сайта Лебедева шёл сумасшедший трафик, первая партия конструктора была распродана именно через него. Так продолжалось примерно полгода, но затем у Лебедева с Шестаком случилось какое-то недопонимание, и сотрудничество прекратилось. Сейчас, насколько я знаю, Ugears снова сотрудничает с Лебедевым.

Работать приходилось днём и ночью, зарплата у меня была небольшая, чтобы не напрягать инвестора. Чтобы заработать денег, я постоянно работал по выходным.

Уже в первые два месяца мы продали моделей на $3000 — на выставках в Киеве и в Одессе. За полгода я разработал пять разных моделей. Дизайнеров в команде не было — я сам учил резчиков, делал сайт, упаковку, фотографировал продукты.

Шестак нашёл помещение и купил оборудование. Тогда ещё он продолжал работать в издательстве.

Через полгода после старта мы решили вложить $300 в таргетированную рекламу на Facebook — продажи выросли в два раза. Это стало откровением.

Мы развивались, начали нанимать дизайнеров, нашли помещение лучше. Геннадий Шестак совместно с другим инвестором Ольгой Кравчук вложили в дело примерно $120 тысяч. К 2016 году в Ugears работало около 100 сотрудников.

Примерно через год мы решили идти на Kiсkstarter, вложили минимум — сами сняли и смонтировали видео. Ugears собрал на платформе больше $400 тысяч.

Конфликт с партнёром

К тому моменту Шестак уже покинул свою работу в издательстве и полноценно занимался Ugears. Он решил взять на себя роль директора, у нас начались разногласия. Отношение ко мне изменилось — были моменты, которых я не встречал ни на одной работе. После Kiсkstarter я понял, что мне не будут давать принимать решения и ограничат в возможности получать деньги с проекта.

У нас были средства и очередь из западных заказчиков. Вообще, с самого запуска проекта у нас не было ни одного убыточного месяца.

Дошло до того, что мне приходилось просить денег для себя и семьи на фоне успеха проекта, а ведь я искал партнёра, а не руководителя. Несмотря на весь проделанный путь, летом 2016 года я решил покинуть проект. Ушёл один — оставив им команду, разработки и деньги.

Остаток лета мне всё равно продолжали платить зарплату, и это помогало — я был в такой депрессии, что не мог ничем заниматься. Это было очень тяжело — идёшь в торговый центр, а там стоят твои игрушки. Друзья постоянно звонили и рассказывали, как видели Ugears в разных местах. А ты понимаешь, что твоё детище потеряно навсегда. Я бы не хотел, чтобы кто-то переживал подобное.

С самого первого дня я руководил проектом. Я занимался продажами, а Ольга Кравчук отвечала за развитие продукта.

Мы не получали зарплаты, потому что у нас с Кравчук были и другие источники дохода, Охрименко получал.

С ростом компании ограничения его в деньгах не происходило — он аккуратно получал свою зарплату. Прибыль не распределялась, потому что она вся реинвестировалась.

На старте мы вложили $120 тысяч.

Был момент, когда он пригласил какую-то авантюристку, которая должна была заниматься развитием продукта в США.

Денис просил для неё $50 тысяч. Поговорив с ней, я понял, что девушка не вернёт наши деньги, и отказал Охрименко. Всё, что оговорено, ему выплачивалось. Мы не были обязаны финансировать все его идеи — договаривались только на Ugears.

Идеи его новых проектов — Time 4 Machine и Pagl — были у него ранее, он рассказывал нам о них. Тогда мы не увидели в них перспективы.

В 2016 году он отвечал за отдел дизайна, но практически не занимался своими обязанностями — за год мы выпустили всего две модели. Мы встретились с Денисом в мае 2016 года, он сказал, что больше не хочет работать в проекте, и мы договорились, что он останется в компании до декабря.

Осенью 2016 года он рассказал, что его зовут на интервью. В нём он рассказал, что у него отобрали бизнес. Хотя это не так — его 25% компании никто не отбирал.

Геннадий Шестак, генеральный директор Ugears

Time 4 Machine — конструктор из железных деталей

Летом 2016 года я начал понемногу заниматься Time 4 Machine — конструктором для взрослых из металлических деталей. Мои деньги постепенно заканчивались, и когда я подписывал договор с инвесторами, в кармане оставались буквально последние 100 гривен. Первоначальные инвестиции на разработку составили $30 тысяч.

Time 4 Machine визуально похож на Ugears, но чтобы создать новый проект, пришлось переосмыслить всю сборку конструктора. Крепление оси в шестерёнках пришлось изобретать заново — получилось примерно с пятого раза.

Я решил продолжить заниматься конструкторами для взрослых, потому что Ugears для меня был незакрытым гештальтом. В целом проект удался, но не для меня.

Кроме того, ещё работая в Ugears, я искал варианты, как усовершенствовать модели. Лазерная резка из фанеры меня не устраивала — это дорогой и медленный способ. Одна модель в среднем вырезается от получаса, а в Украине ещё и дефицит фанеры.

Модели из металла классные — тяжёлые, блестящие, маленькие. А бонусом — из них можно сделать рабочий механизм, например, настоящие часы.

Ограничение по возрасту на модели Time 4 Machine — для людей старше 14 лет. Это освобождает нас от получения сертификатов на производство детской продукции.

Когда деньги инвесторов закончились, я продал свою долю в Ugears, купил жильё для семьи, машину для жены и пустил оставшиеся деньги в дело. На команду, дизайн, станок по резке металла ушло больше $100 тысяч.

Сначала мы самостоятельно пытались изготавливать детали с помощью станка, но он не отвечал нашим требованиям — появлялись микроокалины. Мы не нашли в Украине подходящего производства, поэтому перенесли изготовление деталей в Китай — там есть необходимое оборудование. Сейчас мы делаем детали более совершенным и массовым способом — металл получается гладкий.

Со временем у меня появился партнёр (он занимается производством в Китае), а также инвестор, но сумму инвестиций мы не раскрываем.

Сейчас в команде Time 4 Machine работают 14 человек в Киеве, пять в Днепропетровске и ещё трое в Китае.

Ещё мы делаем коллаборацию с компанией, которая производит настольные игры, а также проектируем фиджеты для рук.

Time 4 Machine развивалась медленнее, чем я ожидал. Несколько раз модели приходилось переделывать — я создавал слишком сложные механизмы. В 2017 году мы открывали сбор на Kiсkstarter — собрали чуть больше $50 тысяч.

В декабре 2018 года конструкторы запустили в продажу. За месяц продали моделей на $50 тысяч. Считаю это неплохим результатом. В феврале мы планируем снова выходить на Kiсkstarter.

В основном мы работаем с оптовыми покупателями из Китая, Гонконга, Тайваня и США. Также к нам обращается много поставщиков от Ugears. Ещё есть контакты европейских поставщиков, но это направление нужно развивать. В начале февраля поедем на выставку в Германию.

Сейчас ведём переговоры по продажам в Россию. Недавно на канале вышел Ferumm Live хороший видеообзор о том, как собрать модель Time 4 Machine. Мне очень понравился ролик, думаю, продажи пойдут.

Украина по продажам оказалась в конце списка — пока у нас только один торговый партнёр.

Одна модель Time 4 Machine стоит $99 — дороговато, но позже, когда расширим производство, надеемся уменьшить цену.

У нас три серии моделей — одна из дерева и две из металла. Мы хотим изменить способ производства из дерева, но об этом я пока не могу говорить. Я не хочу, чтобы мой товар и товар Ugears продавались рядом, хочу предложить уникальный продукт со своим видением.

У нас есть электронная серия игрушек, которые можно собрать и управлять ими со смартфона. А также фигурки, которые можно собрать и поставить в одну позу — они не двигаются. Для этих игрушек мы работаем с дизайнерами, которые специально для нас создают отдельную вселенную моделей с роботами.

Дети на выставке очень вдохновились скорпионами, я даже не ожидал. Самый большой акцент мы делаем именно на электронную серию и серию с роботами.

Pagl

В конце 2016 года, практически одновременно с Time 4 Machine, появилась идея бумажного конструктора Pаgl. Я познакомился с представителями и совладельцами Житомирского картонного комбината Игорем Лиски и Сергеем Рудковским, которые искали новые идеи для производства.

Предложил им картонные кубики из бумажной массы — идею подсказала жена. Мы начали проектировать тестовые формы, нужного результата добились примерно через двадцать попыток.

Сейчас кубики Pаgl мы производим тестовыми сериями и продаём в Украине. С этим проектом всё получилось иначе — не удалось легко и быстро выйти на международный рынок, но кубиками заинтересовались в Украине. На Kiсkstarter собрали всего $16 тысяч, но детские товары на платформе заходят сложно.

Pаgl — это как большое Lego, детям очень нравится. Думаю, продукт должен зайти.

Кубики созданы из бумаги — в среднем за игру дети уничтожают от трёх до пяти кубиков. Я считаю, сейчас эра уничтожаемых продуктов.

Мы можем сделать кубики пластмассовыми, но это будет не совсем безопасно — дети строят башни, врезаются в них, прыгают, материал должен быть мягким.

Набор стоит около $80, пока тоже не получается сделать его дешевле. Некоторые возмущаются, говорят: «Вы что, гору яичных лотков за $80 хотите продать?». Но поверьте, это действительно гора — кубиков в наборе 111 штук. Сейчас продукт делается на небольшой машине, когда расширим производство, цена станет ниже.

Time 4 Machine — это тоже уничтожаемые игрушки, их можно разбить молотком и таким образом создать авто, будто после аварии. Или если у электронной фанерной машинки стёрлись колёса, человек может заменить какие-то детали, как настоящий механик. Мне кажется, это здорово. Долговечные игрушки — это не игрушки.

Основные каналы нашего продвижения — страницы в Facebook и Instagram. Мы развиваем собственные страницы, а в контекстную рекламу вкладываемся меньше. По Pаgl работали с блогерами, но это не произвело особенного эффекта. Реклама у блогера стоит $300–500, а приходит с неё не слишком много человек.

Бизнес развлечений интересный — когда выходишь с развлекательным продуктом, первые несколько лет можешь даже не вкладываться в рекламу, продажи будут хорошие. Но потом хайп может пройти или тебя скопируют, работать станет труднее. Например, как у Ugears — сейчас у них больше десяти компаний-подражателей.

Но всё равно ценится оригинал. Как бы много конкурентов ни было у Lego, все хотят конструктор именно от них.

Сейчас акции компании между инвесторами и основателями поделены примерно на половину. С точки зрения венчурных фондов это не совсем правильная стратегия. После конфликта с партнёром в Ugears меня постоянно предупреждают, чтобы я не совершил повторной ошибки.

Но самому всё делать не получается, всё равно нужно искать партнёров. Если говорить о безопасности, то всегда будет страшно — не знаешь, сможешь ли ты доверять этим людям. Но я понял, что все люди особенные, к каждому человеку нужно привыкать и искать подход. Всё может случиться, всё может повториться, но нужно идти вперёд.

0
53 комментария
Написать комментарий...
Denis Okhrimenko

Боже, Шестак опять меня оболгал....

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Лупанов

Кто-нибудь, позовите Шестака в комменты, я пока за попкорном схожу

Ответить
Развернуть ветку
Denis Okhrimenko

Тебе ржачно? Ты не представляешь что такое терять столько работы над своим детищем.

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

А в процессе сотрудничества вас не посещали мысли о возможном вынужденом выходе из проекта? Это юридическая недоработка или ваше добровольное решение взять этот риск на себя?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Okhrimenko

Я все понял на второй месяц. Но отступление от договоренностей означало бы предательство. Когда проект твердо стоял на ногах я принял тяжелое решение уйти, когда неоднократно понял, что мои интересы преданы.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ant

Свои ошибки нужно признавать. Хорошо, хоть дошло на второй месяц.
Не знание законов не освобождает...
Сами же все бумаги подписали.

Ответить
Развернуть ветку
50 комментариев
Раскрывать всегда