Глеб Кудрявцев, Skyeng: как развивать продукт в $100 млн, работать удалённо и научиться важным для продакта навыкам

Разговор продуктового дизайнера и ведущего канала PonchikNews Алексея Иванова с руководителем продакт-менеджмента детского направления онлайн-школы Skyeng Глебом Кудрявцевым.

Это первое интервью в серии бесед с топовыми специалистами в своих областях о продуктовом подходе, психологии и изменении поведения.

Мы сейчас разговариваем в Сан-Франциско. Что тебя привело в Калифорнию?

Меня позвал Дима Думик (сооснователь и генеральный директор ChatFuel). Я принимал участие в конкурсе Chatfuel, нам было интересно пообщаться, и мы подружились.

Я первый раз в Штатах. Сан-Франциско — странное место. Например, в центре какое-то дикое количество бомжей: не понимаю, как вообще здесь могла появиться вся эта хай-тек-культура. В Сингапуре, например, весь город пронизан технологиями, мне там было всё очень понятно про «тек».

Кажется, Сан-Франциско как город живёт параллельно с ИТ-индустрией. Конечно, тут много Uber и электросамокатов, но технологичность не чувствуется.

Про продукт

Расскажи о Skyeng.

Skyeng — это образовательный сервис в широком смысле. В прошлом году нас оценили в $100 млн, у нас 5000 учителей (10% от всех учителей английского в стране) и 50 тысяч учеников (тоже около 10% от всех, кто учит). Мы провели более 3 млн уроков. Основная аудитория — СНГ, сейчас экспериментируем с Китаем и Турцией.

Изначально мы фокусировались на изучении английского, но сейчас расширили видение. Skyeng — это не просто образовательная компания, а именно технологическая компания. Многие издержки мы оптимизируем за счёт искусственного интеллекта и машинного обучения. Мы создаём собственный контент и методики.

Нас сравнивают с Uber для изучения языков. Но у нас всё же больше сервиса. То есть не просто связываем клиента и преподавателя, а даём методику и контент, следим за качеством и так далее. Это как если бы Uber владел автопарком и сам дообучал водителей.

Учителям мы даём поток клиентов и деньги. Мы берём на себя учебные материалы, автоматизацию, административку и прочую головную боль. Например, среднему репетитору нужно полчаса на подготовку к занятию. У наших учителей это занимает гораздо меньше, а домашние задания проверяются автоматически.

Ученикам мы даём простое и эффективное удалённое обучение. Делаем так, чтобы было легко учиться, видеть свой прогресс, менять учителей, если что-то не так, и тому подобное. Мы предлагаем работу с качественными специалистами, убираем лишние варианты, делаем принятие решения простым.

Офис Skyeng

Звучит как «Парадокс выбора» Барри Шварца.

Так и есть. Нашим клиентам и так нужно принимать много разных решений, так что мы стараемся всё некритичное взять на себя. Смотри, каждому студенту нужно решить про преподавателя:

  • Должен ли он быть носителем языка?
  • Нужно ли умение работать с детьми?
  • Какой у него должен быть сертификат?
  • Сможет ли он вписаться в расписание ученика?

Это и так уже слишком много. Поэтому мы стараемся облегчить выбор, взяв весь этот скоринг на себя.

Главный вопрос на самом деле — совпадут ли учитель с учеником. Мэтчинг между клиентом и учителем в нашем деле — самая важная штука.

Чтобы добиться высокой совместимости, мы стараемся понять психотипы и учителей, и студентов. Мы ведём эксперименты по скорингу учителей с помощью психологических тестов во время отбора.

С клиентами сложнее, у них гораздо меньше времени, поэтому мы используем экспертную оценку и обратную связь по итогам первой сессии. Это позволяет нам предложить клиентам несколько вариантов. Поскольку скоринг идёт вручную, есть вероятность ошибок. Мы думаем об использовании машинного обучения, чтобы оценивать эмоции в видеозаписях.

Как с любой автоматизацией, главная проблема заключается в человеческом факторе. Есть люди, которые говорят, когда им что-то не нравится, и есть те, кто стесняются. Вторые создают меньше сигнала, и помочь им сложнее.

Что ты делаешь как продакт-директор?

Я руковожу продакт-менеджментом для детского направления. Мы работаем на нескольких рынках, начали со взрослых, постепенно стали расти в корпоративном и детском направлении.

К началу 2020 годов ЕГЭ по английскому станет обязательным, и вместо 70 тысяч школьников, изучающих английский с помощью дополнительного образования, мы ожидаем 600–700 тысяч.

Дети — важный для нас рынок. Он очень сегментирован, там всё непросто. Для разного возраста нужны свои решения. Девятилетнему и старшекласснику нужно разное обучение. Это влияет на продуктовую стратегию.

Например, нужен ли детям другой личный кабинет — не как у взрослых? Многие утверждают, что интерфейс для детей должен быть свой. Я бы поспорил.

Про удалённую работу

Ты и твоя команда в разных городах. Это создаёт сложности?

И да и нет. Skyeng всегда был удалённой компанией, так что тут ничего странного. Я живу в Хельсинки. Моя команда разбросана по миру.

На мой взгляд, главные сложности удалённой работы возникают, когда большинство людей в офисе, а меньшинство — на удалёнке. Когда большинство сотрудников работают удалённо — всё проще. Есть полезные привычки: пушить все договорённости в облако, бронировать разные переговорки для звонков, даже если люди в одном офисе, и тому подобное.

Я три года работаю удалённо и провёл про это три воркшопа в прошлом году. Я большой фанат удалённой работы, и мне есть что сказать на эту тему.

  • Если человек ходит в офис, это не значит, что он эффективен. Есть много людей, которые в офисе социальны и вроде что-то делают, но не двигают работу, а создают видимость.
  • Удалёнка приучает к объективному мониторингу. Нельзя сказать: «Вася хорошо поработал», только на основании того, что он сидел и что-то делал, это классно выпрямляет руки менеджменту. Я убеждён, что каждому руководителю нужно научиться менеджерить удалённые команды. Если у них не получается с удалёнными сотрудниками, возможно, они не замечают и локальные проблемы.
  • Встречи один на один дико важны. В офисе можно перекинуться парой слов тут и там, на удалёнке такого варианта нет, поэтому менеджеру нужно регулярно общаться с подчинёнными. У меня назначено по часовой встрече с каждым моим сотрудником еженедельно, и я их не пропускаю. Это инвестиция времени, но она того стоит.
  • Я большой фанат стендапов на 15 мин в начале дня. Во-первых, стендапы заряжают энергией, во-вторых, позволяют менеджеру контролировать какие-то операционные вещи.
  • Мы можем конкурировать с московскими компаниями за лучших сотрудников. Мы предлагаем им хорошую зарплату, сопоставимую со столичной, но позволяем работать из своих регионов. Многим людям сложно переезжать, поэтому мы очень востребованы как работодатель.
  • Чисто российская специфика. Тут тебе всегда могут устроить маски-шоу, но если у тебя нет офиса, то никто не парализует всю твою работу неожиданной проверкой.
  • Из минусов — в офисе гораздо круче делать мозговые штурмы и стратегические сессии. Мы стараемся собираться раз в полгода для таких вещей. Иногда в Москве, иногда в других местах.

Про конкурентов

Офис Skyeng

С кем конкурирует Skyeng?

Естественно, с традиционными образовательными учреждениями и репетиторами. Есть агрегаторы вроде Profi.ru или Italki. Есть сервисы самообразования вроде Lingua Leo, Memrise, DuoLingo.

Но самая жёсткая конкуренция — со всеми теми, кто претендует на время ученика. Например, в детском сегменте это каратэ, лепка и любая другая секция. А ещё YouTube и телевизор.

Если сравнить с последними, то наши позиции в целом сильнее, так как любой родитель понимает, что образование — это инвестиция в будущее ребёнка. Но одновременно и более слабые, так как пока YouTube и игрушки интереснее. Но мы работаем над этим.

Про учителей

Как вы работаете с учителями?

У нас больше 5000 учителей (мы считаем только тех, кто провёл урок за последний месяц). Общее число учителей английского в России — это 50 тысяч. То есть у нас работает где-то 10%. Мы сейчас самый большой работодатель на этом рынке в СНГ.

Учителя для нас — системообразующая штука. Постоянно думаем над тем, как лучше их находить, нанимать и удерживать. У нас есть целый центр повышения квалификации для преподавателей с разными обучающими курсами. Есть магистерская программа по обучению цифровым технологиям.

Что объединяет ваших топовых учителей?

  • Они харизматичные личности. С ними интересно проводить время.
  • Они интересуются личностью ученика, а не только его успеваемостью.
  • Они эксперты в английском и владеют методикой преподавания.

Про изменение поведения

Интерфейс Skyeng

Учиться сложно, но вы многое делаете, чтобы менять поведение пользователей. Расскажи об этом.

Главное — это обучение с учителем, а не самообразование и не массовые курсы. Это создаёт социальные обязательства, которых попросту нет в самообразовании. Например, если у вас не получается прийти на урок, то вы не просто сливаетесь в никуда — учитель предложит перенести урок на другой день. Вы чувствуете ответственность и занимаетесь, даже если сегодня нет настроения. Это всё даёт результат.

У большинства образовательных проектов самостоятельного обучения беда с удержанием. Львиная доля пользователей «сливается» после второго или третьего урока. Опыт показывает, что для 95% людей образование — это вынужденная необходимость. Это не про удовольствие.

Да, есть 4–5% людей, которые немного, скажем так, двинутые на теме образования. У них дофаминовый комплекс завязан на том, чтобы получать удовольствие от обучения, им это просто по кайфу. Но для нас это скорее отклонение.

Люди идут учить языки с двумя целями:

  • Прямая цель (20% учеников): поступить в институт, сдать экзамен, переехать за границу, работать в международной компании.
  • Лайфстайл-цель (80% учеников): знать английский важно, чтобы считать себя образованным, читать статьи и тому подобное. Не факт, что им когда-нибудь нужно будет реально говорить на английском.

Для меня лично это лайфстайл. Я учился в течение последних двух лет по одному занятию в неделю, то есть в сумме около 100 часов, не особо делал домашки. Мой уровень сейчас что-то вроде upper intermediate, начинал с lower intermid. Если бы я делал домашки и брал пару уроков в неделю, на это ушло бы гораздо меньше времени.

На изменение поведения влияет интересный контент. У нас очень вовлекающие материалы. Мы рейтингуем и исследуем наш контент качественно и количественно, делаем его релевантным для учеников. Смотрим на культурные феномены (кино, музыку), чтобы встраивать их в содержание уроков. Хотим больше применять машинное обучение для того, чтобы улучшать контент.

Ещё есть игровые механики, они тоже делают обучение более интересным. Слово «геймификация» сейчас используют все подряд, но я часто вижу, когда она внедрена в продукт фигово. Мы делали пару подходов, ну так себе получается, есть куда расти.

Кстати, про контент. У нас есть вакансия контент-продюсера. Это такой маг, который знает, как сделать обучающий контент, от которого все будут кайфовать. Чтобы я такой: «Сгонять мне партию в Dota или почитать про правила спряжения глаголов в Skyeng? Конечно же почитать про правила спряжения!». Вот такой это должен быть контент. Таких людей сложно найти, но это дико интересная задача. Так что если у вас есть такой талант, обращайтесь.

Про секретный соус

Skyeng — достаточно успешный продукт. Расскажи три главных секрета.

  • Успешная бизнес-модель. Когда мы только начали, мы поставили на модель обучения с учителем. Не пошли в самообразование, хотя тогда это было модно. Ну и вовремя всё это сделали.
  • Собственный качественный контент. Мы его создаём сами, и он у нас действительно крутой.
  • Мы — школа. У нас качественные специалисты, высокая планка отбора, взаимозаменяемые учителя, унифицированная программа.

По моим наблюдениям, успешные компании объединяют две вещи:

  1. Основатели, которые действительно могу это всё потянуть.
  2. Правильная бизнес-модель в правильный момент.

Ты заговорил об основателях. Расскажи о них в двух словах.

У Skyeng очень классные, взаимно дополняющие основатели. Они сильно между собой отличаются.

Георгий Соловьев, наш генеральный директор, — мастер продаж, hustler. Харитон Матвеев — очень крутой продакт с видением и пониманием того, куда оно всё идёт. Денис Сметнев — очень логичный, гуру операционки. Андрей Яунзем — суперглубокий технический мозг.

Ещё есть ранний инвестор Александр Ларьяновский, который очень помог с бизнес-моделью, комьюнити, менторингом.

Про важные для продакта навыки

Топ-3 скилла крутого продакта?

  • Кругозор. Крутой продакт должен мыслить высокоуровневыми концептами, видеть паттерны и уметь привязать частные явления к общему видению.
  • Soft Skills. Общение, переговоры, достижение целей с помощью других людей.
  • Аналитические навыки. Всегда должно быть сомнение во всём и желание проверять — по отношению к продукту и к себе.

Раз уж мы заговорили о soft skills, как ты думаешь, какими навыками необходимо обладать профессионалу в 2019 году?

Я обычно так задаю себе этот вопрос: «Чему бы я научил своих детей в первую очередь?».

  • Умение продавать. Например, ты хорошо продал идею этого интервью для твоего канала Ponchik News: рассказал об аудитории, подумал, почему бы это было мне интересно, и предложил простой способ провести разговор. Умение продавать строится на эмпатии и умении давать другим то, что им нужно.
  • Эмпатия. Умение виртуально забраться в голову другого человека и понять, чем он живёт, что чувствует, как думает и чего хочет. Это необходимо для продажи.
  • Системное мышление. Ключ здесь — сомневаться во всём, что делаешь, и уметь это проверять. Для этого навыка важна математика и логика, там отучают отвечать «очевидно» на любые вопросы.

Про продуктовый топчик

Топ-3 русскоязычных продакта?

Сложный вопрос, критерии непонятны. Давай скажу тех, кто в голову приходит?

  • Бронислав Лабецкий (генеральный директор WazzApps, мобильные игры). Очень чёткий, системный, классно раскладывает сложные вещи.
  • Харитон Матвеев (Skyeng). У него очень крутой вижен и умение менять самого себя под новые задачи.
  • Дима Думик (ChatFuel). Ну я у него в гостях, конечно же, должен назвать :) Ну а если серьёзно, то респект за то, что создал крутой международный продукт, это очень сложно.

Самое важное для меня — то, что человек сам создал успешный продуктовый бизнес. Когда он может построить и хороший продукт, и успешную компанию, значит, он и как продакт — топчик.

Например, основатели JetBrains. Не знаком с ними лично, но кто бы там ни руководил продуктами, он огромный молодец.

Хочешь создать свою компанию?

Да, когда-нибудь точно хочу. Но очень много интересов. Возможно, в образовании.

Что бы ты порекомендовал человеку, который хочет стать успешным продактом?

  • Расширяйте кругозор.
  • Учитесь продавать.
  • Врубайтесь в маркетинг.

Важные для развития продуктовые навыки зависят от того, что уже умеет человек. Я бы рекомендовал найти свои слабые стороны и придумать, как их развить.

Часто говорят, что развивать лучше сильные стороны, а слабые научиться замещать, например, через работу с комплементарными коллегами. Что ты на этот счёт думаешь?

Думаю, есть разница между продажей себя на собеседовании и развитием как продакт-менеджера. Я считаю, что когда ты собеседуешься, тебе важно показать свои сильные стороны. Чем больше человек специализирован, тем легче продажа.

Например, все знают, что Алена Владимирская — хэдхантер Всея Руси. Но если вам хочется выйти из зоны комфорта и действительно что-то поменять, нужно найти свои слепые зоны и как-то в них развиваться. Дженералисту сложней продать себя, чем специалисту, но PM — это работа для дженералиста.

Про свой блог и интересы

Ведёшь блог?

Да, называется PM Life в Telegram. У меня иногда появляются всякие мысли, которые хочется обдумать. А текст — это законченная форма мысли. То есть это превращение обдумывания в результат так, что его можно положить на полочку и какое-то время к этому не возвращаться. Ну и заодно можно делиться с окружающими. Мне говорят, что я иногда интересно пишу, так что почему бы этого не делать.

Что-нибудь скажешь читателям напоследок?

Тема, которая меня сильно волнует в последнее время, — это как сделать образование встроенным в повседневную жизнь. Как сделать его ценным, приятным, без страданий. Думаю, можно придумать какие-нибудь способы, как встроить обучение в наши дофаминовые циклы, поженить с нашими желаниями, привычками и поведением.

Хотел бы построить такой вовлекающий образовательный продукт. Что-нибудь, что бы могло соревноваться с другими развлечениями. Если у читателей есть идеи на это счёт, с удовольствием бы их послушал. Пишите в Telegram, Facebook.

Это и другие похожие интервью о продуктах, психологии и изменении поведения — на канале Ponchik News Алексея Иванова. Канал Глеба об управлении продуктами — PMlife.

0
41 комментарий
Написать комментарий...
Ilya Lapenkov

Извините, не могу не поделиться) написали из skyeng жене по поводу преподавания, успешно прошла интервью, скинули оффер, и там... 220 рублей в час!!! Не представляю кто у них обучает за такие деньги и с теми штрафами, которые они прописывают в оффере...

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Ardintsev

Подработка для провинциальных школьных учителей по цене кассира в макдональдсе. А были сомнения в бизнес-моделе?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Батищев

Странная цена, мне предлагали за 690 рублей за урок 7 месяцев назад

Ответить
Развернуть ветку
Александр Батищев

Понял, это за преподование, а не обучение.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Носителем действительно быть не нужно, большинство студентов начальных уровней показывает лучшие результаты с преподавателем - владельцем родного языка.
Все остальное - мимо ;)

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

"Георгий Соловьев, наш CEO, — мастер продаж, hustler." - "Хаслер" это ж вроде сутенёр. Проститутками что-ли они там торгуют?

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev
Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный
Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

Давайте обратимся к классике.

Hustle Hard
Money Stack
Sell that dope
Sell that crack
Sell that pack
Sell that gat
Sell that pussy
Holla back

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Да, есть. Их меньше, т.е. будет чуть сложнее подобрать удобное время, но это хороший вариант подтягиваться до advanced лексики.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Платформа своя. Насчет уровня системности - лучше конечно попробовать, главное менять преподавателя, если вдруг не очень подходит. Это происходит без проблем и без доплат, достаточно написать в поддержку.

Ответить
Развернуть ветку
Chingis Alekenov

Есть у них, но по цене дорого Выходит.
Через другие сервисы напрямую 2 раза дешевле
У них нейтивом уроки 30$ выходит

Ответить
Развернуть ветку
Josef Hájek

Очередная, абсолютная бесполезная статья от skyeng.

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Не от skyeng, а от меня, мне за нее ничего не заплатили :( И вообще, все это, чтобы вы подписывались на мой и Лешин телеграм (сделайте это прямо сейчас)

Ответить
Развернуть ветку
роман иванов

ты же сотрудник этой компании! че за нах?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Третьяков

зачем

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Если не понравилось, то деньги всегда возвращаем.

Ответить
Развернуть ветку
Dasha Skyeng

Здравствуйте, деньги обязательно вернем. Хотим во всем разобраться. Пожалуйста, напишите нам на [email protected] и расскажите о ситуации подробнее. Будем рады, если сразу уточните почту-логин. И спасибо за обратную связь!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Как то так...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Петрик

Физически больно читать

Ответить
Развернуть ветку
Alexey P

Вижу разводняк от Skyeng ставлю дизлайк. Скайэнги, Львы и прочие им подобные с 6 значными вливаниями. Может они и создавались с благой идеей, но уже давно скатились к отмывке бабла и созданию вида бурной деятельности. Если бы было что то годное не писали бы тут про эту помойку каждый месяц.

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Вы не понимаете отличий бизнес-модели Skyeng и LinguaLeo, т.е. даже не прочитали текст статьи. О чем тут еще говорить :)

Ответить
Развернуть ветку
DeCoin

А какая модель у SkyEng? Взять репетитора по рыночной цене 300 руб в час и продавать его ученику на 800?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Громов

Глеб, приветствую! Что думаете про офлайн-школы такие как Alibra, EF. Насколько они могут составить вам конкуренцию в онлайне в ближайшее время?
Знаю не понаслышке про то, что пытается делать Alibra к примеру. У них слабый продакт менеджмент(был и пока есть:) из-за определенной специфики, но у них очень большая база учеников и что главное качественных(профи) учителей. + собственная методика преподавания и разработанные курсы(большой учебный отдел) У них есть своя платформа+апп. Заранее спасибо за ответ.

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Конкуренцию все могут составить всем. Например, мы идем на корпоративный рынок, а они в онлайн :) Но это очень сложно, разрабатывать платформу и учебные материалы для онлайна - на это у них уйдут годы. У нас конечно же есть и будут конкуренты в онлайне, но мы не думаем что нас обгонят традиционные языковые школы.

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Хотел дописать, но не успел. Уроки по скайпу это все, прошлый век, больше 90% наших занятий проводятся на платформе и это level up к качеству занятий.

Т.е. чтобы нас обогнать это должна быть либо подрывная инновация, типа реально работающих мощных real-time переводчиков, либо приход какой-то очень успешной альтернативной бизнес-модели (пока такой не видим, но мало ли), либо еще какие-нибудь потрясения на рынке. Конкуренты в локальной языковой нише пока ничего подобного не предлагают, поэтому чтобы не проморгать что-то важное мы больше смотрим по сторонам, чем на них.

Ответить
Развернуть ветку
Wasted Tequila

Я влюблён в Старикову. Передайте ей, пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Старикова топчик, но с Дэнни я еще больше тащусь :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexandra Alexandra

С горя решили ничего не менять?)

Ответить
Развернуть ветку
Герд Ахцигер

возможно разные типы проектов, но больше нравится https://puzzle-english.com

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Бизнес-модели разные. А так они молодцы, неплохой сервис.

Ответить
Развернуть ветку
Александра Гуляева

Хорошая статья, успешный проект. Как преподаватель английского в прошлом, скажу, что заинтересовали.

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Wozniuk

Я тоже хотел придумать всратый комментарий, но ребята выше меня опередили. Извини Глеб!

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Mirolubow

Глеб, а что думаете про Quizlet? Ваш конкурент?

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

В той же степени, что и другие сервисы для изучения слов. Они скорее комплиментарны нашему основному сервису.

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav

ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ ПСИХОПАТИЯ, А НЕ ЭМПАТИЯ.

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

Просто какой-то набор не связанных между собой слов

Ответить
Развернуть ветку
38 комментариев
Раскрывать всегда